kabobo.ru Знаешь ли ты свой край?
страница 1
Обобщающий урок по истории и культуре Мордовии

Тема: «Знаешь ли ты свой край?»

Тип: повторительно-обобщающий урок

Цель: закрепить, систематизировать знания учащихся по изученному материалу. Воспитывать патриотические чувства, доброту, нравственные качества. Развивать логическое мышление, закреплять память, развивать навыки правильного речевого общения.

Оборудование: репродукции произведений художников, скульпторов Мордовии, книги, произведения мордовских писателей, поэтов, открытки с изображением достопримечательностей Мордовии.

Методы: беседа, рассказ, тестирование, соревнование.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Соревнование.

Разделить класс на три команды, дать название каждой из них , выбрать капитанов, судей.

На доске начертить табло, в которое судьи будут заносить оценки за каждое здание.

Группы


Количество баллов

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Итого

1



















2



















3




















Задание 1 (2 мин)

«Это интересно» - каждая группа готовит трехминутные сообщение из этой рубрики.
Задание 2 (2 мин)

«Когда» - рассказать о времени возникновения, топонимике и гербе города (капитан каждой команды вытаскивает карточку с названием города).

Задание 3 (2 мин)

«Кто» - демонстрируются произведения художников, скульпторов Мордовии. Рассказать об их содержании, назвать автора.

Задание 4 (2 мин)

«Где» - назвать местонахождение в Республике Мордовия и авторов памятников истории, культуры, архитектуры.

Дом-музей Ф.В. Сычкова;

Памятник А.И. Пожарскому;

Памятник стратонавтам.



Задание 5

Ответить на вопросы теста (по шесть вопросов каждой группе).
1. К какой языковой семье принадлежит мордовский (мокшанский, эрзянский) язык?

  1. тюрской;

  2. финно-угорской;

  3. индоевропейской.

2. к какой языковой семье относится русский язык?

  1. тюрской;

  2. финно-угорской;

  3. индоевропейской.

3. К какой языковой семье принадлежит татарский язык?

  1. тюрской;

  2. финно-угорской;

  3. индоевропейской.

4. Старейший город Мордовии – это:

  1. Саранск;

  2. Темников;

  3. Инсар.

5. Год образования города Темникова:

  1. 1638;

  2. 1536;

  3. 1845.

6. Год основания Саранска:

  1. 1638;

  2. 1641;

  3. 1642.

7. В каком году был основан Инсар?

  1. 1648;

  2. 1536;

  3. 1926.

8. В каком году Краснослободск был официально утвержден городом?

  1. 1627;

  2. 1780;

  3. 1936;

9. Какое село было преобразовано в город Ардатов?

  1. Кочелаево;

  2. Новотроицкое;

  3. Баево.

10. Назовите новые города Мордовии:

  1. Темников;

  2. Ардатов;

  3. Ковылкино;

  4. Инсар;

  5. Краснослободск;

  6. Рузаевка.

11. Дата создания Мордовского национального округа:

  1. 16 июля 1928 г;

  2. 8 декабря 1924 г;

  3. 9 мая 1925 г.

12. Укажите дату образования Мордовской автономной области:

  1. 16 июля 1928 г;

  2. 10 января 1930 г;

  3. 20 декабря 1934 г.

13. Когда Мордовская автономная область была преобразована в Мордовскую АССР:

  1. 10 января 1930 г;

  2. 20 декабря 1934 г;

  3. В августе 1937 г.

14. Скульптор С. Д . Эрьзя (Нефедов) родился:

  1. В городе Саранске;

  2. В городе Ардатове;

  3. В селе Баеве.

15. Родина певца мордовского края Ф.В. Сычкова:

  1. г. Темников;

  2. г. Саранск;

  3. г. Кочелаево.

16. Кто автор флага р. Мордовия?

  1. Милованов В.Г.

  2. Алешкин А.С.

  3. Мухин А.А.

17. Кто подготовил герб р. Мордовия?

  1. Курдюков Н.Д.

  2. Чикринев Н.Д.

  3. Макаров В.Ф.

18. Назовите автора музыки гимна р. Мордовия?

  1. Кошелева Н.В.

  2. Душинский М.И.

  3. Вдовин Г.Г.

Подведение итогов соревнования, награждение победителей.

Кроссворд «Города». Начертить на доске:












5







6

2







1




3

4









































































































































1. Город на реке Алатырь.

2. Город на реке Иссе.

3. Второй по величине город республиканского подчинения, железнодорожный центр Мордовии.

4. Самый старинный город на реке Мокше.

5. Город районного подчинения на левом берегу реки Мокши.

6. Город республиканского подчинения, бывшее название – станция Арапово.

В выделенном горизонтальном ряду прочтите: в прошлом уездный город, сегодня столица республики Мордовия.



3. Итог урока: усвоение учащимися пройденного материала.

4. Оценка деятельности учащихся.
План урока

Цели и задачи урока:

Оборудование урока:

Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века», раздаточный материал (стихи, документ «Прелестная грамота Степана Разина»), выставка книг, посвященных Степану Тимофеевичу Разину, музыкальное оформление: русская народная песня «Ой, то не вечер».



Ход урока

Вступительное слово учителя

На протяжении нескольких уроков мы изучали историю России XVII века. XVII век назван «бунташным». Почему? Давайте вспомним, какие выступления народных масс в XVII веке вам известны (восстание Хлопка, антиправительственное выступление под предводительством И. Болотникова, восстания в Москве, Козлове, Воронеже, Курске, Ельце, Томске, Новгороде и Пскове, «медный бунт», поход В. Уса). Вершиной «бунташного» века стало восстание Разина.



Устная работа с учащимися.

Движение зародилось в станицах донского казачества. Почему именно так? Какие льготы и привилегии были у казачества. Приведите примеры того, что «с Дона выдачи нет».



Чтец 1.

Разглядеть не успели стрельцы,

Как на струги неслыханно быстро

Налетели в членах удальцы.

С диким гиканьем, с посвистом страшным.

Осаждала суда голытьба.

Царским слугам в бою рукопашном

Приготовила гибель судьба.

В начале октября 1669 года Разин вернулся на Дон, но не для того, чтобы проживать богатства, а для подготовки к новому походу.

- Какое значение имел первый этап движения для дальнейших событий?

На этом этапе сложился костяк будущего повстанческого войска. Разинцы приобрели немалый военный опыт. Были выявлены настроения народных масс.

Чтец 2.

С дорогами короткими

С Дона к Волге, по степям,

В снаряжении и с лодками

Рать свою повел Степан…

Чтец 3.

Почему разинцы легко одерживали победы? К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 тысяч человек.



Чтец 4.

Работа с документом «Прелестная грамота» С.Т. Разина.



Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что в донском краю между речками Тишиной и Цловлей собираются многие казаки отвоевать Волгу, взять Царицын и засесть там. Сведения были достоверны. Казачьи низы, лишенные возможности как прежде совершать морские рейды, крайне оскудели и голодали. В переполненном людьми крае, где не выращивали хлеб, а продовольствие из центра поступало в малом количестве и с перебоями, складывалась критическая ситуация. человеком, собравшим отважных и непокоренных стал С.Т. Разин.

В движении под предводительством Степана Разина выделяется два этапа: «кабальных и опальных». Призывы Разина имели широкое хождение. Они писались на русском, украинском языках, на языках народов Поволжья и распространялись в городах и селах. сохранилась прокламация, которую привез в Казань сподвижник Разина Асан Карачурин.

Более ста тысяч человек погибло за время бунта – это больше, чем во многих войнах с иноземными захватчиками. В конце июля Разин выступил из Астрахани вверх по Волге.

В схватках с противником непривычные к военному делу, вооруженные дубьем, вилами и топорами, крестьяне нередко становились обузой и помехой, вносили панику и беспорядок.

Чтец 5.

Звучит песня «Ой, то не вечер»



Обобщение материала.

1. Причины поражения восстания.

2. Оценка движения.

Чтец 6.

3. Личность вождя.

4. Изображение личности вождя в произведениях писателей.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:



Каким был Разин в глазах крестьян, казаков, стрельцов, бояр и дворян?

Что вас привлекает в личности Разина? А что отталкивает?
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Знаешь ли ты свой край?
89.85kb. 1 стр.

Викторина! «Знаешь ли ты свой город?»
30.17kb. 1 стр.

Книга для чтения по истории «История земли Лабинской
356.13kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017