kabobo.ru Заочная олимпиада по истории 10-11 классы По какому принципу образованы
страница 1
Заочная олимпиада по истории 10-11 классы
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(4 балла за все задание; за каждый ряд – по 2 балла)

1. 1804, 1816, 1864, 1909 гг. – открытие университетов Российской империи

2. 1917, 1922, 1923, 1934, 1941, 1946, 1954 гг. – образование органов обеспечения государственной безопасности


2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(4 балла за все задание; за каждый ряд – по 2 балла)

1. А.А. Зеленой, А.А. Ливен, Н.П. Игнатьев, М.Н. Островский - министры государственных имуществ

2. теламон, маскарон, кариатида, пилястр – элементы барокко в архитектуре


3. Сопоставьте имена советских кинорежиссеров и названия фильмов, ими созданных. Одному элементу левого списка может соответствовать несколько элементов из правого списка.

(4 балла)

Л.Ф. Быков - «В бой идут одни «старики»

Г.Н. Данелия - «Я шагаю по Москве»

М.И. Ромм - «Адмирал Ушаков», «Русский вопрос»

А.А. Тарковский - «Андрей Рублев», «Борис Годунов»

«Семь нянек», «Броненосец Потемкин», «Незабываемый 1919-й» - лишние элементы
4. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием точных дат:

(4 балла)

А) Договор с Австро-Венгрией о сохранении статус-кво на Балканах

2) Начало русско-германской таможенной войны

1) «Карийская трагедия»

4) I съезд РСДРП в Минске

3) Демонстрация первого русского автомобиля на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде
5. Кто или что является лишним в ряду? Кратко обоснуйте ответ.

(4 балла за все задание; за каждый ряд – по 2 балла)



  1. С. Городецкий, Н. Гумилев, М. Зенкевич, И. Северянин. Все, кроме Северянина,являлись представителями акмеизма, входили в литературную группу «Цех поэтов»

  2. кивер, ментик, шелом, мисюрка. Всё, кроме ментика, - военные головные уборы


6. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева и ответьте на вопросы:

1. Кому адресовано это стихотворение?

2. Какие события русской истории имел в виду поэт?

(5 баллов)

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля

В свои права вступает снова

Родная Русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.





Адресовано князю А.М.Горчакову, русскому дипломату. Написана Тютчевым в 1870 году по поводу пересмотра ст. 2 Парижского договора (о нейтрализации Черного моря), в результате чего России вновь разрешалось держать военный флот на Черном море.
7. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

(10 баллов)

Первое десятилетие XX в. стало для Российской империи периодом пробуждения невиданных до того социально-экономических и политических факторов. Русская промышленность сделала в эпоху империализма несомненные шаги по пути экономического прогресса. Реформа 1861 г. сняла многие противоречия и диспропорции в сельском хозяйстве страны. В России создается мощная тяжелая и добывающая, перерабатывающая промышленность. По производству некоторых важных видов продукции страна вплотную приблизиться к передовым капиталистическим странам. Тяжелая промышленность поддерживалась государством из-за важного стратегического значения. Легкая промышленность также выходит на новый уровень развития, перешагнув уровень мелких предприятий.

На международной арене положение России было противоречивым. В ранге империалистической державы она начала в 1905 г. войну с Японией, однако слабость инфраструктуры, недостаточная оснащенность армии и некомпетентность высшего командного состава обусловили унизительный разгром, по своим последствиям сопоставимый с поражением в Крымской войне. Русско-японская война явилась мощным катализатором политических процессов внутри Российской империи.

Огромное число диспропорций накопилось во внутренней политике и общественной жизни России. Развитие капитализма, сопровождавшееся формированием четкого национального самосознания поляков, литовцев, латышей, финнов, грузин, вошло в противоречие с абсолютистской концепцией решения национального вопроса. В эпоху империализма наблюдался колоссальный рост сепаратистских тенденций на окраинах Российской империи.

Неуклонно росло число оппонентов царского дома. К радикалам-социалистам, занимавшим жесткую позицию необходимости свержения монархии, добавилось окрепшее либеральное движение.


8. Сравните программы эсеров и большевиков. В чем сходство и в чем различие?

Результаты запишите в таблицу.

(8 баллов всего, по 4 балла за сходство и различия)


Сходство:



Различия:








9. Кому из исторических деятелей принадлежат следующие слова: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». Кому они обращены и в каких обстоятельствах были произнесены?

(3 балла)



Слова принадлежат российскому императору Александру III. Однажды, когда Александр III находился в своей загородной резиденции, ему доложили, что в Петербурге аудиенции ожидают иностранные послы. Император, желая подчеркнуть роль России в мировых делах ответил министру: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать».
10. Объясните значение «крылатых выражений». Какова история их появления?

(4 баллов)



«Зеленая улица» - свободный прямой путь, беспрепятственное продвижение. Когда-то зеленая улица означало совсем другое. Она была связана с телесными наказаниями.

Этот вид наказания использовался в царской армии в XIX веке: наказуемого прогоняли сквозь строй солдат со шпицрутенами (это такие длинные гибкие прутья, палки из лозняка, розги). Предполагают, что улицу напоминал строй солдат в зеленых мундирах, да и сами шпицрутены были зелеными.
«Антимонии разводить» - занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, читать нотации либо неменее скучно хвалить кого-то. Возможно, слово происходитот греческого "антифон" - заунывное церковное пение с бесконечнымиповторами. Есть ии другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) алхимическое название сурьмы и её препаратов. Hаиболее известным препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом. В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был самый долгий судебный процесс за всю историю человечества.

«На лбу написано» - сразу видно по выражению лица. Происходит это сочетание слов от зверского обычая клеймить преступников (на лице или на лбу) раскаленным железом, оставляя на нем неизгладимые уродливые знаки.
При царе Алексее Михайловиче "бунтовщикам" ставили на правой щеке выжженный знак "буки", то есть букву "Б".
Позднее клеймо было перенесено на лоб, "чтобы они [преступники] от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были".
От этого варварского обычая пошли многие ходкие выражения нашего языка: "заклеймить позором", "незапятнанная репутация".


«Бочку катить» - зря наговаривать на человека, необоснованно обвинять в чем-либо. Возникновение его связывают с портовыми грузчиками, разгружавшими суда с бочками соленой рыбы. Вручную огромные бочки сгружать было невозможно, поэтому для них организовывали скат, по которому бочку сопровождал грузчик. Тем не менее, управлять ей было не так легко, а попадаться на пути у такой глыбы небезопасно. Любой зазевавшийся мог оказаться сбитым с ног. С тех пор так и повелось говорить: «Что ты на меня бочку катишь?» — если человек ни в чем не был виноват.

«Отложить в долгий ящик» - "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение". Возникло еще в Московской Руси.
Царь Алексей Михайлович приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решения было очень нелегко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".
Возможно, выражение если и не родилось, то закрепилось в речи позднее, в "присутствиях" - учреждениях XIX века. Тогдашние чиновники, принимая разные прошения, жалобы и ходатайства, несомненно, сортировали их, раскладывая по разным ящикам. "Долгим" мог называться тот, куда откладывались самые неспешные дела. «Аршин проглотить» -
это выражение применяли к чопорным и надменным людям, держащимся по струнке. До революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр.
11. Прочитайте фрагмент из исторического источника и ответьте на вопросы, приведенные после текста.

(10 баллов)

«Месяца сентября в 8 день прииде Князь Великий Иван Васильевич, и с своим сыном Великим Князем Иваном Ивановичем… и с воеводами, и со всеми силами, под град Тверь и обьступи град. Того же месяца в 10 день, в субботу, зажгоша посады около града Твери; а в 11 день… приехаша к Великому Князю из града Твери князи и бояре… и биша ему челом в службу.

А того же дни на ночь побежал из града Твери Князь Великий Михайло Борисович Тверский к Литве, видя свое изнеможение; а в 12 день, в понедельник … город отворища… А в 15 день, в четверток, Князь Великий … быша во граде Твери… и дал ту землю сыну своему Великому Князю Ивану Ивановичу»

1. О каком этапе объединительной политики московских князей идет речь в документе?

2. Перечислите важнейшие территориальные приобретения этого периода.

3. К какому периоду, на ваш взгляд, относится завершение процесса объединения земель вокруг Москвы?

Присоединение Твери к Москве (12 сентября 1485 г.)

Территориальные приобритения Ивана III и Василия III: Дмитровское, Ярославское, Рязанское княжества, Новгород, Тверь, Псков, Вятка и др.
12. Кто изображен на фото? Какова роль этих людей в истории России?

(10 баллов всего, по 5 баллов за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)


1. А. Коллонтай 2. Н. Бердяев

13. Какие памятники архитектуры изображены на фото? Что вы о них знаете?

(10 баллов всего, по 5 баллов за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)


1) Успенский собор в Ростовского кремля.

2) Российский академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль)


14. Представьте, что вам необходимо составить краткий путеводитель по городам России (список городов приведен ниже). Содержание путеводителя должно отражать наиболее заметные вехи истории этих городов, их место в общероссийской истории. Информация, относящаяся к каждому городу должна быть краткой – не более 5 предложений. При этом одному историческому событию может быть посвящено только одно предложение.

В вашем распоряжении имеется также ряд фотографий, относящихся к истории этих городов. Ваша задача – правильно распределить иллюстрации между разделами путеводителя и составить подписи к каждой из них, объясняющие, что изображено.

(15 баллов)


Название городов

Информация для путеводителя

№№ иллюстраций и подписи к ним

Волгоград




2 – Мамаев Курган (скульптура «Родина-мать зовет!»)

3 – церковь Иоанна Предтечи



Смоленск




4 – Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

9 – памятник зодчему Федору Коню



Брянск




8 – Курган Бессмертия

10 – памятник Пересвету и певцу Баяну



Великий Новгород




1 – Софийский собор

5 – памятник «1000-летие России»



Владимир




6 – Золотые ворота

7 – Троицкая церковь




В столбце «информация для путеводителя» должны отразиться важнейшие факты истории указанных городов.
15. Перед Вами пять высказываний, относящихся к отечественной истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.

(50 баллов)

1. «Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом»

(Н.С. Борисов).

2 «В обширном государстве, простирающем свою власть над столькими различными народами, где столько различных верований существуют между людьми, самою вредною ошибкою была бы нетерпимость».

(Екатерина II)

3. «Вряд ли можно согласиться с тем, что петровская модернизация была направлена на сохранение традиционного общества, но то, что в конечном счете она сохранила существовавший общественный строй, несомненно».

(А.Б. Каменский).

4. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар по монархическому чувству крестьянства».

(Г.Федотов)

5. «Контрреформы в России – это не реформы со знаком минус; это своеобразное следствие реформ в том виде, в котором они были проведены, и одновременно способ разрешения общественных противоречий, реформами порожденных»

(В.И. Пантин).

Ваше сочинение-эссе будет оцениваться по следующим критериям:

(до 10 баллов за каждый критерий)

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).

2. Грамотность и точность использования исторических понятий и терминов, фактов.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.



4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Заочная олимпиада по истории 10-11 классы По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ
92.67kb. 1 стр.

Задача 1 (ряды динамики)
35.1kb. 1 стр.

Расширять и углублять знания по географии, прививать интерес к искусству, музыке
46.85kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017