kabobo.ru Воронина Е. А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией
страница 1
Проект
АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования

Лаборатория воспитания и социализации

Концепция развития воспитания
в системе образования Вологодской области
до 2020 года

Вологда 2012



Научный руководитель разработки –

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУВО ДПО «ВИРО».


Авторы-составители Концепции:

Афанасьева Н.В., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией реализации ФГОС ООО.

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО ВИРО.

Зайцева Т.В., кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

Касаткина Е.И., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией реализации ФГТ дошкольного образования.

Крылова Т.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения РСО.

Малухина Н.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории реализации ФГОС ООО.

Ногтева Е.Ю., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии.


Структура концепции
1.Общие положения.
2.Состояние воспитания детей в системе образования Вологодской области. Основные достижения. Противоречия и проблемы.
3.Концептуальные основы воспитания детей в системе образования Вологодской области.
4.Направления развития воспитания в системе образования Вологодской области.
5.Механизмы развития воспитания в региональной системе образования.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
7. Термины и понятия.

1. Общие положения
Нормативно-правовая основа концепции.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, связанных с образовательной деятельностью, средств массовой информации, общественных организаций, направленной на воспитание и социализацию детей.

Концепция воспитания в системе образования Вологодской области (далее Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральными государственными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области. Концепция опирается на позитивный опыт воспитательной деятельности, сложившийся в различных типах образовательных учреждений Вологодской области.

В настоящей Концепции нашли всестороннее отражение основные положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Необходимость принятия Концепции вызвана государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Вологодской области в эффективной системе воспитания.

Нормативно-правовой базой разработки Концепции воспитательной системы Вологодской области являются:

- Конституция Российской Федерации;

-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями);

- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 г. N 599;

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000–2025 гг.) (принята Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751).

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271);

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

– Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02 2011 № 163-р);

- Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009 №655);

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 №125);

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 №373);

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413);


Концепция стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период, утверждена постановлением Правительства области от 16.04.2004 N 380;

– Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства области от 03.03.2009 №398).


Концепция определяет:

- ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по воспитанию и социализации детей области;

- цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе регионального образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений Вологодской области.

- основные механизмы управления и координации действий по воспитанию и социализации детей в системе образования Вологодской области.


Исполнители Концепции: органы управления образованием регионального, муниципального уровней, учреждения образования разного типа, педагогическая и родительская общественность, общественные объединения, заинтересованные в создании условий для духовно-нравственного воспитания и социализации детей.

Срок реализации Концепции – 2012 – 2020-е годы.


2. Состояние воспитания и социализации детей

в системе образования Вологодской области.

Основные достижения. Противоречия и проблемы.
Вологодчина - самобытный край со сложившейся и богатой воспитательной практикой. Проблема воспитания является одной из приоритетных в области государственной и образовательной политики.
О положительных тенденциях развития воспитания в регионе свидетельствуют следующие фактические данные.

В системе образования Вологодской области серьезное внимание уделяется вопросам организации духовно-нравственного воспитания и просвещения детей и молодежи.

Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с представителями законодательных и исполнительных органов власти, общественными организациями, Вологодской епархией, взаимоотношения с которыми на сегодняшний день можно расценивать как сложившуюся систему.

С 1996 года между Департаментом образования Вологодской области и Вологодским епархиальным управлением Русской Православной Церкви действует Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников. Учрежден совет «Согласие», на который были возложены обязанности по организации взаимодействия Департамента образования и Вологодского епархиального управления по вопросам духовно-нравственного воспитания.

В общеобразовательных учреждениях системно реализуется крупномасштабный проект «Истоковедение» (И.А. Кузьмин, А.В. Камкин), развивающий духовно-нравственную основу образования через учебный курс «Истоки» и программу «Воспитание на социокультурном опыте». Программа Истоковедения предусматривает знакомство с традициями культуры как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

В дошкольном образовании успешно применяется пропедевтическая программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте в ДОУ».

В системе дополнительного образования реализуются программы «Животворящие святыни», «Северная Фиваида», «Сельская школа как социальный институт», «Ярмарка «Истоки», «Моя семья», «Школа Истоков для родителей».

Повышение эффективности практики духовно-нравственного воспитания школьников связывается в регионе с приобщением их к нормам и традициям культуры своего этноса. Организация процесса изучения и практического освоения этнокультурного наследия в образовательном пространстве Вологодской области является одним из приоритетных. Ресурсным центром по изучению, сохранению, возрождению традиционной народной культуры региона выступает БОУ ДОД ВО «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры». В ряде общеобразовательных учреждений предметы по традиционной народной культуре введены в базисный учебный план («Народная словесность», «Культура Вологодского края»; «Народоведение»; «История Вологодского края»). В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы дополнительного образования по традиционной культуре (музыкальный и устно-поэтический фольклор, традиционные ремёсла, этнография и пр.), ведется работа по созданию программ внеурочной деятельности этнокультурной направленности. Во многих общеобразовательных учреждениях области проводятся воспитательные мероприятия по традиционной народной культуре (праздники народного календаря, выставки декоративно-прикладного творчества, фольклорные фестивали и др.).

Воспитание в процессе обучения, являясь фундаментальной педагогической идеей, находит отражение в региональном компоненте содержания основного общего образования, в который включены учебные предметы «Литература Вологодского края», «История Вологодского края», «География Вологодской области», «Экология Вологодской области» и пр. Программами предусмотрены ведущие направления воспитания в процессе обучения: формирование мировоззрения, социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, толерантности и пр.

Формированию у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений способствует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который апробировался в Вологодской области в 2010-2011 году и успешно реализуется в настоящее время.

Вологодская область, являясь стажировочной площадкой по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», оказывает консультативную и методическую помощь регионам, которые не участвовали в апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ. На сегодняшний день в Вологодской области 1093 преподавателей прошли обучение и готовы преподавать данный учебный курс.

Значительное место в Вологодской области занимает работа по гражданско-патриотическому воспитанию. На территории области действует Вологодский поисковый отряд, направление деятельности которого сохранение и увековечение памяти граждан РФ, погибших в разные годы при защите Отечества. С 2002-2003 учебного года в области стала складываться система гражданского образования в форме ежегодной областной акции «Я – гражданин Российской Федерации», ориентированной на организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений.

По результатам конкурса социально-образовательных проектов (в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России») в Вологодской области было разработано и реализовано более 250 проектов; 6 проектов вологодских школьников были приглашены для участия во всероссийских финалах, 4 из них были признаны образцовыми.

В школах области реализуется более 50 моделей ученического самоуправления.

С 2002-2003 года стала складываться система подготовки педагогов по гражданскому образованию в форме проблемных семинаров, которые проходили на базе АОУ ВО ДПО ВИРО и НКО «Фонд поддержки гражданских инициатив». Наряду с конкурсами для учащихся все эти годы проводится конкурс методических разработок педагогов по гражданскому образованию, который позволил выявить более 160 образовательных учреждений и значительную группу педагогов области, для которых гражданское образование действительно стало приоритетным направлением их воспитательной деятельности. С 2002-2003 года стала складываться и система подготовки педагогов по гражданскому образованию в форме проблемных семинаров, которые проходили на базе ВИРО, а также на базе НКО «Фонд поддержки гражданских инициатив».

Дополнительное образование детей - одна из наиболее эффективных форм развития способностей, интересов и склонностей детей, социального и профессионального самоопределения молодежи. В учреждениях дополнительного образования детей занимается 64054 человека. В Вологодской области стабильно функционирует система дополнительного образования детей: действует 88 учреждений дополнительного образования детей, из них 25 центров, 2 дворца, 21 дом детского творчества, 5 станций, 32 школы традиционной народной культуры и ДЮСШ, 2 оздоровительных центра и 1 клуб. На протяжении многих лет наблюдается тенденция увеличения числа обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (2005 год - 45.5% от общего числа обучающихся, 2006 год - 50.6%, 2007 год - 53.8%).

10 областных учреждений дополнительного образования детей являются координационными и методическими центрами, инициаторами всех областных дел, объединяющих вологодских школьников, учащихся начального профессионального образования. В учреждениях дополнительного образования детей реализуется широкий спектр образовательных программ по всем направлениям дополнительного образования: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное (ДЮСШ), художественно-эстетическое, культурологическое и другие.

В области осуществляется интеграция основного общего и дополнительного образования. Ряд учреждений дополнительного образования имеют филиалы или структурные подразделения в общеобразовательных школах, включаются в реализацию внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, организуют и проводят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи.

В настоящее время на территории области создано и активно работает 362 молодежных объединения, в которых занимается более 41 тыс. детей и подростков.

В регионе накоплен опыт деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по социальной адаптации воспитанников детских домов.

На развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений оказало позитивное влияние научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. В АОУ ВО ДПО «ВИРО» разработан и реализуется ряд дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов по актуальным проблемам воспитания.

Обеспечено проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе: «Воспитатель года», «С любовью к детям».

Развивается система психолого-медико-социального сопровождения обучающихся и воспитанников.

Усилению роли воспитания в системе образования, мотивации педагогических работников к воспитательной деятельности способствовало введение денежных вознаграждений за классное руководство.

Развитие государственно-общественных форм управления повышает открытость системы, информированность населения, формирует позитивное отношение граждан к системе образования. По инициативе Вологодского регионального общественного движения «Родительский комитет» организована постоянно действующая дискуссионная площадка «Формирование социального заказа родительской общественности в системе образования Вологодской области».

В Вологодской области принята и реализуется Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в интересах устойчивого развития региона системы экологического образования на уровне отдельных районов и городов области (постановление Правительства Вологодской области от 06.12.2011 №1514). В регионе существует система экологического воспитания: в региональный компонент школьного образования включен курс «Экология Вологодской области»; осуществляется мониторинг экологической культуры учащихся; изучается и распространяется положительный опыт экологического образования и воспитания, осуществляется выпуск научных и учебно-методических материалов; действуют областная Школа практической экологии, Школа безопасности, Школа экологической безопасности; развивается театральное экологическое движение; формируется молодежное экологическое движение, действует «Школа лидера» для активистов молодежных экологических объединений; разработаны программы работы музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию.

Несмотря на положительную динамику развития воспитательной практики в учреждениях Вологодской области, можно выделить ряд негативных тенденций в организации воспитания, проявляющихся в системе образования. Среди них:

- отсутствие определения стратегии непрерывного и последовательного развития воспитания детей в системе образования Вологодской области;

- отсутствие воспитательных систем в образовательных учреждениях области. Для многих учреждений образования приоритетным остается количество проведенных воспитательных мероприятий;

- отсутствие региональных критериев результативности и эффективности воспитательной работы;

- недостаточный уровень компетентности педагогов в области современных технологий воспитания;

- искажение форм воспитательной деятельности и методик воспитания: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи;

- ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения; преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над совместно организованной деятельностью;

- недостаточное освещение современного опыта воспитания в средствах массовой информации;

- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения;

- низкий уровень координации действий субъектов воспитания, государственно-общественного партнерства в организации воспитательного процесса.



3. Концептуальные основы воспитания и социализации детей

в системе образования Вологодской области.

Методологические подходы к организации воспитания и социализации детей в системе образования Вологодской области.
Методологической основой Концепции развития воспитания в региональной системе образования является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве вологодского региона.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитание рассматривается как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.



Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в региональной системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный, культурологический, подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Принципы воспитания детей в системе образования

Вологодской области.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов:



принцип непрерывности и преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), выявление приоритетов воспитания и учета полученных раннее результатов при организации воспитательной деятельности на каждой последующей ступени образовательного процесса, на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций;

принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие;

принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Вологодской области, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни мегаполиса;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: процесс воспитания на каждой отдельной ступени образования и в его целостности должен выстраиваться с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка;

принцип инклюзивности воспитания, предполагающий ориентацию на все социальные категории воспитанников и обучающихся: инклюзивный характер воспитания сможет позволить каждому человеку, независимо от его возможностей, равноправно участвовать в социальной жизни;

принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения;

принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;

Соответствие организации воспитания данным принципам должно стать основой стратегии развития воспитания как на отдельных ступенях образовательного процесса, так и в его целостности.


Цель и задачи реализации концепции
Цель настоящей концепции

— определение стратегии непрерывного и последовательного развития воспитания детей в системе образования Вологодской области с учетом региональной социально-экономической политики и региональных особенностей образования в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений и вологодского региона в целом.

Концепция опирается на следующие принципиальные положения Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 г:

- признание воспитания как стратегического ресурса образования для устойчивого социально-экономического развития региона;

- как важнейшего социального института, обеспечивающего условия для самореализации личности, ее личностного роста и социальной мобильности;

- обеспечение преемственности и непрерывности развития воспитания в системе образования на основе всеобщности и вариативности.


Задачи Концепции

— создание необходимых организационных, научно-методических, кадровых, информационных и других условий для становления и развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности;

— повышение социального статуса воспитания в системе образования, развитие и совершенствование системы психолого-педагогической поддержки воспитания и социализации детей;

— формирование целостной региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных особенностей;

— координация усилий субъектов воспитания, укрепление взаимодействий социальных партнеров образовательных учреждений;

— активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений современного опыта в области воспитания;

— содействие формированию государственно-общественного партнерства в образовании, развитие самоуправления на всех уровнях;

— активизация работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей учащихся молодежи.

Итогом успешной реализации концепции станет достижение качественно нового уровня развития процессов воспитания детей в системе образования Вологодской области.
4. Направления развития воспитания в системе образования Вологодской области.
Основные направления системного развития воспитания опираются на следующие идеи:

- идея преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов;

- идея обновления содержания и методики воспитательной деятельности;

- идея развития профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в области воспитания;

- идея развития психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания

- идея развития государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства Вологодской области.


Развитие преемственности воспитания на всех ступенях образования

и согласованное осуществление воспитательного процесса

в образовательных учреждениях различных типов и видов
Воспитание детей в дошкольных учреждениях образования.

Развитие воспитательной системы учреждения дошкольного образования базируется позициях:



  1. Самоценности дошкольного периода жизни человека (А.В. Запорожец). Амплификация развития реализуется через наполнение жизни ребенка специфическими детскими формами, видами и способами деятельности (игра, экспериментирование, общение со взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная, детский труд и самообслуживание).

  2. Целостное развитие ребенка дошкольника как субъекта детской деятельности, предполагающее единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в разных видах деятельности и индивидуальности.

  3. Возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытие сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста. Ведущая концептуальная идея заключается в педагогической поддержке и поиске средств максимального развития личности ребенка, организации его воспитания и обучения, ориентированного на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

К концу дошкольного возраста могут быть сформированы: познавательные ценности, ценности преобразования, переживания, ценностное отношение к природе, рукотворному миру, к самому себе, формируются начала самосознания личности, предпосылки нравственного сознания, патриотические чувства.


Воспитание детей на ступени общего образования.

Цель и основные задачи развития воспитания на ступени общего образования должны реализовываться с учетом специфики воспитательного и образовательного процессов на каждой возрастной ступени (ступени начального, основного и среднего (полного) общего образования) в контексте требований ФГОС.

На ступени начального общего образования (1-4 класс) решается комплекс следующих задач:

• формирование способностей и навыков самоорганизации и самоконтроля в процессе учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной и творческой деятельности на основе непрерывного образования и самовоспитания;

• формирование нравственного самосознания личности, основанного на свободе выбора, духовно-нравственных традициях и ценностях;

• формирование способности к самореализации: формулировать свое мнение, выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, трудиться и реализовывать творческий потенциал посредством активного участия во внеурочной деятельности.

• развитие коммуникативных навыков на основе сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям в процессе общения и коллективных творческих дел;

• формирование основ семейной культуры, отношения к семье как основе российского общества в процессе взаимодействия и тесного сотрудничества с родительским коллективом.

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства личной ответственности за судьбу большой и малой Родины – Вологодской области, города, посёлка, села, деревни;

• формирование патриотизма, гражданской солидарности и ценностного отношения к культуре страны;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения.

В связи с этим, в качестве приоритетных направлений воспитательной деятельности являются:

- приучение школьников к социальным нормам культурной жизни;

- формирование образа природы как дома человечества в качестве базового в системе понятий экологического воспитания;

- воспитание любви и уважительного отношения к своей школе, городу, селу, микрорайону, к своему делу;

- воспитание у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом;

- приобщение детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья.

На ступени основного общего образования (5 – 9 классы) происходит усвоение сложных систем, норм поведения и осуществляется переход к использованию подростком механизмов внутреннего управления собственным поведением.

В этот период воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование человека, осознающего себя социально активной личностью, живущей в обществе, имеющей внутреннюю позицию, уважающей ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, ценности гражданского общества, что предполагает:

- воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства;

- развитие склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей, исходя из их индивидуальных природных особенностей и определения условий их качественного совершенствования;

- укрепление привязанности к семейным традициям и ценностям, позиции «хозяина» города (села) и страны;

- развитие духовно-нравственной, толерантной личности, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой социо-культурной ситуации;

- формирование детско-взрослых общностей с целью совместной социально значимой деятельности;

- развитие законопослушности и сознательного поддержания правопорядка.

Ведущими направлениями воспитательной деятельности выступают:



- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Вологодской области, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

- приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

- участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

Ступень среднего (полного) общего образования (10 - 11 (12) классы) – это период самоопределения: социального, личностного, профессионального, духовно-практического.

В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть и каким быть,   с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Осознание готовности старшеклассников к самоопределению определяет задачи воспитания на данной ступени образования:



Ключевые направления воспитательной деятельности на данной ступени следующие:

- самостоятельное проектирования обучающимися эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;



- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании образовательной среды и школьного уклада;

- участие обучающихся в процессах преобразования социальной среды населённого пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;



- развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;

- развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;

- формирование у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.
Воспитание детей в учреждениях дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей, являясь важнейшей составляющей образовательного пространства региона, интегрирована в общий процесс воспитания и социализации детей. В числе важнейших задач ДОД - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009)).

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования, включение дополнительного образования в систему внеурочной деятельности становится приоритетным направлением развития дополнительного образования, позволяющем решать задачи повышения качества и доступности дополнительного образования детей, обновления содержания и методики организации воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования.

В числе условий решения поставленных задач:

- организация межведомственного сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями всех типов и видов;

- создание и развитие координационных системообразующих ресурсных центров развития дополнительного образования, осуществляющих сетевое взаимодействие образовательных учреждений основного и дополнительного образования детей; реализующих функции организационно-методических центров для образовательных учреждений в том числе по разным направлениям воспитательной деятельности;

- создание и развитие воспитательной системы учреждений дополнительного образования;

- проведение комплексных маркетинговых исследований социального заказа на образовательные услуги; (долгосрочных, разнонаправленных);

- предоставление гражданам и организациям информации о спектре образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей;

-обновление образовательных услуг в соответствии с социальным заказом;

- обновление содержания системы дополнительного образования детей посредством разработки дополнительных образовательных программ нового поколения, программ внеурочной деятельности (в том числе: социально ориентированных, профилактических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей; создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности, повышение культурного потенциала региона; программ адаптивного спорта; программ, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса; создание программ, способствующих привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи).

- обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования;

- поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками (на основе межведомственных и ведомственных проектов);

-поддержка проведения всероссийских детских движений на основе объединений дополнительного образования детей:

- внедрение новых технологий и форм воспитания, технологий творческого развития, самообразования;

- создание межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки работников дополнительного образования детей, в том числе переподготовки вновь принятых в учреждения дополнительного образования детей и не имеющих педагогического образования;

- внедрение государственно-общественных форм управления в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Вологодской области;
Воспитание и социализация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Центральной идеей современного образования и воспитания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие ребенка как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Воспитательная система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть ориентирована, прежде всего, на создание условий, способствующих преодолению последствий негативного жизненного опыта, восстановлению полноценного детства; становлению и развитию социально компетентного гражданина России. В их числе:

- организация воспитательного процесса, направленного на восстановление нормальной жизнедеятельности ребенка, стимулирование позитивных изменений в личностном развитии, поддержку самовыражения и самореализации, формирование социальной компетентности;

- формирование единого коллектива как сообщества детей и взрослых, разделяющего общие цели и включенных в совместную деятельность;

-создание отношений, основанных на гуманистических принципах воспитания, характеризующихся доверием, принятием, сотрудничеством, уважением, доброжелательностью;

- расширение образовательной среды учреждений и обеспечение открытости детских домов;

- обеспечение социальной защиты, комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников на основе индивидуального плана развития ребенка

- реализация программ системы трудового воспитания, профессионального самоопределения и профессиональной адаптации в детских домах с целью освоения первичной профессии, как условия повышения уровня готовности к самостоятельной жизни, формирования личностной и профессиональной идентичности;

- создание образовательно-воспитательной среды для активного участия воспитанников в общественной жизни (массовый спорт, культура, искусство, военно-патриотическое воспитание);

- реализация воспитательных программ, направленных на развитие культуры здорового и безопасного образа жизни

- реализация системы развивающей работы, целью которой является формирование социально-значимых личностных качеств, ценностных ориентаций и установок, навыков адаптивного поведения, готовности к самостоятельной жизни в социуме.

- формирование основных компетенций, в числе которых:




Воспитание и социализация детей в специальных и коррекционных образовательных учреждениях Вологодской области.

Воспитательная система специального (коррекционного) учреждения направлена на обеспечение комплексных условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Содержание воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами взаимодействия взрослого и ребенка.

Для адаптации детей к обучению создается специальная программа психолого-педагогического сопровождения интеграции данной категории учащихся в учебно-воспитательный процесс, предполагающая создание развивающей среды, позволяющей обеспечить непрерывность воспитания детей с отклонениями в развитии, их дальнейшую социализацию и профессионально-трудовую реабилитацию, создание условий для профессиональной ориентации, профессионального самоопределения детей с учетом особенностей нарушений развития, поддержку детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в развитии специального (коррекционного) образования.

Ведущими направлениями деятельности являются:

- включение детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей;

- развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы детей через интегрирование в сферу образования;

- формирование у детей, имеющих различные нарушения развития, знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе;

-формирование социально - нравственных основ личности, приобщение к правовой культуре;

- развитие навыков межличностного общения и культуры поведения. Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях;

- развитие мотивации к самовыражению в доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- формирование ценностного отношения к здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

- защита и представление интересов ребенка в обществе.
Воспитание и социализация детей

в профессиональных учебных заведениях.

Воспитание учащихся и студентов в системах начального, среднего и высшего профессионального образования должно включать в себя дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы личности, социально-коммуникативных навыков и умений; формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций; поддержку профессионального роста; гражданское самоопределение; осознанное формирование социально приемлемого образа жизни. На данной ступени профессионального становления личности решаются следующие воспитательные задачи:

- формирование личности на основе базовых национальных ценностей;

- развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков;

- развитие коммуникативной компетентности обучающихся;

- развитие творческих способностей обучающихся; профессиональное и социальное развитие специалистов.

В числе направлений ведущих направлений организации воспитания в профессиональных образовательных учреждениях являются:

- развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений учащихся, студентов);

- развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования.


Обновление содержания и методики воспитательной деятельности.
В настоящее время разработана стратегия развития воспитания на уровне Российской Федерации. Определен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

Цель воспитания в соответствии с национальным воспитательным идеалом – социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основным содержанием воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Данные методологические положения обусловливают необходимость разработки современных программ воспитания, в научно-методическом сопровождении которых решаются вопросы развития социальной ответственности и активности, личностного роста, гражданственности и патриотизма, творческих способностей, навыков здорового образа жизни, формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Особое значение приобретает использование гуманитарного, духовно-нравственного потенциала базового образовательного процесса и внеурочной деятельности. Важным становится предоставление воспитанникам  реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединениях. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, технологии групповой проблемной работы, технологии рефлексивного воспитания, молодежные переговорные площадки, интернет-форумы, международные коммуникативные формы, встречи представителей разных традиций.


Развитие профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в области воспитания.
Развитие воспитания в системе регионального образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации становится повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности, что требует разработки современных программ повышения квалификации в сфере воспитания, построенных на современных деятельностных основаниях и ориентированных на прогрессивные методологические подходы и технологии.

Актуальной проблемой является поиск новых способов и форм развития профессиональной компетентности. К ним должны быть отнесены:

- оказание научно-методической помощи методическим объединениям, отдельным педагогам-воспитателям в организации деятельности на уровне муниципалитета (школы) через лектории, конференции, научно – методические, научно – практические и проблемные семинары, работу творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры;

- научно-методическое сопровождение современных моделей воспитания в различных образовательных учреждениях;

- проведение конкурсов профессионального мастерства воспитателей;

- развитие профессионализма через курсы повышения квалификации (в том числе без отрыва от производства (создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров);

- развитие профессиональной компетентности с помощью интернет-технологий (обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров, интернет-форумы и пр.);

- оформление и распространение инновационного опыта в сфере воспитания;

- разработка рекомендаций и предложений организациям, учреждениям и общественным объединениям по вопросам воспитания детей.


Развитие психолого-педагогического сопровождения

процесса воспитания
Психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее развитие воспитательной деятельности в системе образования, характеризуется вариативностью направлений: сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Развитие психолого-педагогического сопровождения предполагает:

- разработку эффективных средств диагностики результатов воспитательного процесса и критериев системы оценки качества воспитательной деятельности; формирование банка диагностических методик, позволяющих определять результативность деятельности по воспитанию и социализации.

- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;



- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Государственно-общественное управление воспитанием в системе образования Вологодской области.
Эффективность системных изменений и инновационных процессов в сфере воспитания может быть достигнута в процессе созидательного сотрудничества государственных органов управления образованием и взаимодействующих с ними гражданских институтов.

Одной из актуальных задач современного образования является внедрение вариативных моделей государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения, регионального и муниципальных органов управления образованием в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости сферы образования. Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как общественный договор. Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что они в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Поэтому миссия образовательных стандартов проявляется еще и в том, что их разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования. Образовательный стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и соблюдение консолидируют российское общество при решении основных задач воспитания детей и молодежи. Все нормативные документы в этой сфере, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы воспитания в общеобразовательной школе, должны проходить многоступенчатую общественную экспертизу, широко обсуждаться в научных, общественных организациях, различных сообществах, конфессиях.

Эффективность государственно-общественного управления системой воспитания определяется рядом условий:

- перераспределение функций управления образованием между государственными и общественными структурами;

- привлечение внимания различных структур к проблемам практики воспитания, реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации детей и молодежи;

- объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, средств массовой информации, родительской общественности, объектов бизнеса, гражданских институтов, заинтересованных в эффективном обучении, воспитании, развитии, самоопределении и социализации обучающихся;

- реализация различными общественными структурами своей деятельности на основе единства и целостности подходов к воспитанию и дополнительному образованию детей;

- создание независимых экспертных групп, состоящих из представителей государственных и общественных органов, предприятий, организаций и ведомств;

- использование комплексных программ и проектов как основы сотрудничества субъектов системы;

- информационное обеспечение совместной деятельности государственных и общественных структур.

К функциям общественных органов управления образованием должны быть отнесены:

– включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления воспитанием;

- участие в формировании социального заказа системе образования в сфере воспитания;

– обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов; обеспечения условий доступности качественного образования;

- внесение предложений по совершенствованию системы воспитания;

- обсуждение и утверждение программ развития образовательных учреждений, программ воспитания, программ и перспективных планов внеурочной деятельности;

– привлечение и использование в воспитательной деятельности дополнительных финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов;

– проведение экспертизы образовательных проектов;

- организация конструктивных общественных обсуждений, публичных дискуссий по вопросам воспитания;

– расширение спектра активного взаимодействия детей и взрослых в решении имеющихся проблем воспитания.

Участие общественности в управлении воспитанием может осуществляться в различных формах:


- участие в работе регионального общественного совета, муниципальных советов по образованию, управляющего совета, совета образовательного учреждения, попечительского совета, родительского комитета и т. д.

- участие обучающихся в работе органов ученического самоуправления. Эффективное государственно-общественное управление воспитанием позволит:

- создать в системе образования Вологодской области социально-педагогическое и социально-экономическое пространство, способствующее успешной реализации целей и задач воспитания;

- развивать принципы демократизации и гуманизации управления образовательной системой в целом и каждым образовательным учреждением в частности;

- способствовать становлению и развитию активной гражданской позиции населения Вологодской области в отношении образования как приоритетной сферы общества;

- воспитывать личность, обладающую конкурентными преимуществами в самоактуализации, самореализации и саморазвитии с учетом интересов и потребностей перспективного экономического и социально-культурного развития Вологодской области.




  1. Механизмы развития воспитания в региональной системе образования.


Нормативно-правовые

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Организационно-педагогические

- координация деятельности органов управления образованием


и неправительственных организаций по вопросам воспитания детей
и молодежи;

- поддержка инициатив неправительственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания;

- создание межведомственных общественно-государственных комиссий как средства становления государственной системы воспитания юных граждан;

- обеспечение развития самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней), организация общественных органов управления воспитанием;

- развитие региональных волонтерских центров воспитания детей
и подростков;

- взаимодействие между учреждениями образования разных ступеней с целью формирования единого подхода и преемственности в воспитании, преодоления проблем адаптации воспитанников к новым ступеням образования, создание единой воспитательной системы «дошкольное – общее - среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование»;

- создание и развитие воспитательных систем образовательных учреждений;

- развитие сетевого межведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по вопросам внеурочной деятельности детей;

- совершенствование системы семейного воспитания, развитие партнерских связей «ребенок - семья - школа»;

- развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования.


Научно-методические

- разработка долгосрочной межведомственной программы


по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

- разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;

- разработка современных программ воспитания в рамках основной образовательной программы образовательных учреждений (в т. ч. программно-методического обеспечения для специалистов   организаторов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов), способствующих приобщению подрастающего поколения к имеющемуся духовно-нравственному наследию и традициям, активному участию в жизни региона и страны, самоопределению с учетом современного социального развития региона;

- планомерное и сбалансированное включение в содержание воспитания регионального и этнокультурного компонентов;

- реализация системы психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы;

- реализация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров по вопросам организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

- формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований.


Информационные

- создание и поддержка Интернет-сайтов образовательных учреждений, «родительской приемной» на региональном уровне;

- расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;

- расширение сотрудничества со средствами массовой информации


в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей;

-использование возможностей современной воспитательной среды, информационно-коммуникационных технологий, в том числе Интернет-ресурсов как одного из механизмов воспитания.


Экономические

- развитие материально-технической базы для организации воспитательной деятельности с обучающимися, воспитанниками и студентами.

- разработка и апробация механизмов привлечения внебюджетных средств для обеспечения воспитательной работы.


  1. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Ожидаемые результаты развития воспитания в системе образования Вологодской области могут быть следующими:

1. Формирование единой региональной воспитательной политики в Вологодской области и единого информационного пространства развития воспитания в регионе.

2. Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.

3. Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами. Продуктивные, реально действующие модели взаимодействия государственных структур и различных общественных институтов в сфере развития воспитания.

4. Создание системы мониторинга качества воспитания.

5. Институализация взаимодействия науки и практики воспитания на базе региональных и городских экспериментальных площадок.

6. Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию у воспитанников культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.

7. Повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания, формирование современного корпуса организаторов воспитательной деятельности.

8. Развитие в образовательных учреждениях самобытных детско-взрослых общностей, формирование на их основе гуманистических воспитательных систем



9. Позитивная динамика личностного роста подрастающего поколения Вологодской области.
Итогом развития воспитания должно стать создание единого воспитательного пространства Вологодской области, построенного на интеграции образовательных и других социальных институтов; формирование системы управления развитием воспитания в регионе на основе совершенствования законодательного и правового обеспечения, использования результатов мониторинговых исследований, научного прогнозирования и экспертизы.
7. Термины и понятия.
Адаптация – способность личности быстро и безболезненно приспосабливаться к постоянно меняющимся социальным условиям, определяется уровнем его личностного развития, умением действовать сообразно ситуации

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Психолого-педагогическая реабилитация - система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работе.

Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.

Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Социальная адаптация - активное приспособление детей к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Воронина Е. А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации аоуво дпо
487.54kb. 1 стр.

General ciконституционализм: история и теория вопроса баев В. Г., Ковальски Е
105.42kb. 1 стр.

Субъекты федерации обладают особыми правами во взаимоотношениях с федерацией, имеют особые сущностные признаки
279.96kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017