kabobo.ru Великий Новгород
страница 1


Программа развития

муниципального учреждения общеобразовательная

школа-интернат

«Лицей – интернат»

(2003-2008гг.)

новая редакция


Великий Новгород





Новая редакция программы развития

муниципального учреждения

общеобразовательной школы-интерната

«Лицей – интернат» (2003-2008гг.)

утверждена решением Совета Лицея

(протокол № 1 от 01февраля 2006 г.)

Предс. Совета лицея:

Новая редакция программы развития

муниципального учреждения

общеобразовательной школы-интерната

«Лицей – интернат» (2003-2008гг.)

принята решением педсовета (протокол № 3 от 27 января 2006г).





Введение
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат» Великого Новгорода определяет основные направления совершенствования образовательной деятельности в 2003-2008 гг.

Программа основывается на анализе современного состояния российской школы и реализации актуальных приоритетов образовательной политики, изложенных в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Современная социальная ситуация предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».


Общая характеристика образовательного учреждения
Открытие Новгородского лицея-интерната стало частью всероссийского процесса по созданию школ нового вида и было вызвано необходимостью приведения существующей системы образования в соответствие с потребностями личности учащегося и социальным заказом региона. Лицей-интернат Великого Новгорода начал образовательную деятельность в 1990 году на основе приказа МНО РСФСР от 23.02.1990 № 42 «Об организации экспериментальной работы в Новгородской областной школе-интернате – педагогическом лицее». За прошедший период были пройдены основные этапы становления инновационной развивающейся школы: от определения концепции образовательной деятельности и проектирования образовательной программы школы до определинии содержания образования и организации научно-методического сопровождения деятельности:

I этап (1990-92 гг.):



  • изучение практического опыта и нормативно-правовой базы создания инновационного образовательного учреждения;

  • формирование структуры и содержания образовательной деятельности лицея-интерната;

II этап (1992-96 гг.):

  • анализ теории внутришкольного управления, выявление и определение исходных параметров исследования;

  • выделение основных противоречий в управлении деятельностью инновационного образовательного учреждения;

  • накопление экспериментальных данных в процессе становления и развития образовательной среды лицея-интерната;

III этап (1996-2000 гг.):

  • повышение квалификации педагогического коллектива в сфере качества образования;

  • разработка, экспериментальная апробация модели управления качеством образования в лицее и выявление условий ее эффективной деятельности;

  • корректировка работы действующей модели управленческой деятельности;

  • систематизация, анализ, обобщение накопленного материала;

IV этап (2000-2003 гг.):

  • завершение эксперимента, проверка эффективности модели управления качеством образования в лицее, уточнение экспериментальных результатов;

  • описание и оформление исследовательских данных, их обработка и трансляция опыта работы для внедрения в деятельность других образовательных учреждений

V этап (2003-2008), определение миссии лицея и постановка задач развития учебного заведения на следующий период

Таким образом, нами было сформировано понятие современный лицей, под которым понимается инновационное общеобразовательное учреждение, реализующее самостоятельно разработанную концепцию образовательной деятельности, осуществляющее профильную дифференциацию обучения, конструирующее в соответствии с принятой миссией специфическую образовательную среду, что способствует достижению повышенного уровня образованности выпускников как основного образовательного результата.

Проведенные исследования позволили нам сформулировать главную цель деятельности коллектива лицея - осуществление образовательного процесса, направленного на преодоление противоречий между интересами общества и возможностями традиционной школы путем создания учебного заведения (школа - «магнит»), включенного в систему непрерывного образования, позволяющего учащимся города и области реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, создающего условия для формирования функционально грамотной личности. Исходя из данной цели были определены основные задачи деятельности лицея:


  • формирование максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического развития учащихся;

  • формирование высокоинтеллектуальной личности, способной к самообразованию, обладающей общекультурными навыками;

  • развитие самостоятельности у учащихся в условиях свободы выбора и ответственности за свой выбор.

В соответствии с целями и задачами деятельности современного лицея в Новгородском лицее-интернате была сформирована следующая структура образовательного учреждения:

  • профильные отделения (гуманитарное, физико-математическое и химико-биологическое), где обучаются школьники 13-17 лет (8-11 классы) из Великого Новгорода и большинства районов Новгородской области;

  • интернат для круглосуточного пребывания иногородних учащихся;

  • центр интеллектуального развития, способствующий интеграции образовательной деятельности педагогов и учащихся городских и сельских школ;

  • библиотека и читальный зал;

  • медицинский пункт;

  • административное звено, группа управления развитием лицея (команда педагогов-менеджеров), вспомогательные службы (бухгалтерия и другое).

В Уставе и других нормативных документах лицея отражены специфические интересы, права и обязанности всех субъектов образовательной деятельности.

Важнейшими факторами развития школьного коллектива лицея явились:



  • активная позиция родителей при выборе лицея как оптимального учебного заведения для своих детей;

  • свободно избранные для себя и разделяемые всеми субъектами образовательного процесса программные цели и их совместная деятельность, направленная на их реализацию.

Коллектив учащихся лицея обладает некоторыми особенностями:

  • разноуровневая подготовка, а также различный социальный опыт;

  • относительно небольшое количество учащихся (300-320 человек), которое позволяет рассчитывать на преодоление замкнутости лицеистов в рамках класса и отделения, на постепенное формирование единого коллектива, не противоречащего принципу приоритета личности и существованию разновозрастных групп учащихся различных отделений;

  • осознанность образовательного выбора, определение конечной цели обучения (качественное образование, углубление знаний в какой-либо определенной сфере, подготовка к поступлению в высшее учебное заведение и т.д.), личная заинтересованность в результатах своей деятельности;

  • сплоченность и активное взаимодействие учащихся, проживающих в общежитии (интернате), которые создают особые условия для коллективной жизнедеятельности, сотрудничества, взаимного консультирования, что в значительной степени повышает качество образования. Общежитие является важным элементом образовательной среды лицея, выступающим как средство интеграции сельских школьников в единое образовательное пространство лицея.

Перечисленные выше особенности коллектива лицея создают модель школы-«магнита», в которой объединяются учащиеся не только городских, но и областных школ.

Рассматривая качество образования в современном лицее как систему качеств и учитывая социальный заказ, а также потребности субъектов образовательного процесса, мы определили и приняли миссию нашего образовательного учреждения: «Способствовать развитию личности, создавая ситуации выбора».

Образовательная среда лицея характеризуется устойчивой ориентацией на глубокое овладение системой предметного знания и личностное развитие учащегося. Эта характеристика становится возможной в результате формирования и утверждения единой педагогической идеологии (ценностей, идей, мировоззренческой позиции, методов деятельности), принимаемой большинством профессионалов данного коллектива. Компонентами такой ориентации являются: возможности творческой самореализации педагогов, сравнительно высокий уровень одаренности лицеистов, их заинтересованности в учебе, создаваемая администрацией определенная свобода выбора и отсутствие жесткого контроля над личностью и педагогов, и лицеистов.

Всесторонняя оценка качества ресурсов и процессов позволила нам осуществить выбор наиболее оптимального варианта организации образовательной среды лицея. В качестве такового был избран вариант «академия - клуб - индивидуальная коррекция и стимулирование», где каждый участник образовательного процесса имеет возможность выбрать собственный образовательный маршрут, учитывая свои интересы, интеллектуальные способности, творческий потенциал (см. рисунок):


«Академия» «Клуб»

(обязательно) - (по выбору) (по выбору)





факультатив клуб

урок спецкурс, элек.курс кружок, секция



индив. работа объединение

образовательный проект

индивидуальная коррекция и стимулирование

Учащиеся имеют право посещать только обязательные учебные мероприятия, ограничив свои знания рамками урока. Но большинство из них выбирает спецкурсы, элективные курсы, факультативы или индивидуальную работу, которая направлена прежде всего на развитие индивидуальных способностей. Посещение спецкурсов, и факультативов добровольное. Каждый ученик может на этом этапе либо завершить свой маршрут, либо продолжить его, применяя полученные на уроке, факультативе или спецкурсе знания на практике, работая в клубе, кружке или образовательном проекте, которые являются в лицее открытыми.

В описанной выше логике формируется образовательное пространство большинства учебных дисциплин: литературы, математики, биологии, химии, географии, информатики, курса «Человек и культура», курса «Основы танца и культуры движения», французского языка и других. В лицее стремятся к тому, чтобы преподавание всех предметов строилось по этой схеме, так как она позволяет достичь качества результатов и реализовать миссию образовательной деятельности лицея, выполнить социальный заказ. Данная схема работает и в обратном направлении: учащийся, исходя из своих потребностей в клубной или иной образовательной деятельности, ставит цели и задачи, которые достигает через урок.

«Академия» включает все виды учебной деятельности лицеистов: как обязательные (уроки), так и осуществляемые по выбору педагога и лицеиста (факультативы, спецкурсы, элективные курсы, индивидуальные занятия, образовательные проекты, очно-заочные школы, научно-практические конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные игры, творческие конкурсы), - направленные на формирование личности, способной применять универсальные способы деятельности в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

«Клуб» (кружки, секции, студии, творческие объединения, собственно клубы) способствует свободному взаимодействию и продуктивному общению учащихся и педагогов во внеурочное время на основе устойчивого интереса к какой-либо сфере деятельности (прикладному и художественному творчеству, спорту, туризму и т.д.). В клубной деятельности также заложены широкие возможности индивидуального стимулирования. Клуб открывает перед подростком возможность свободного доступа в сферу общения в области его узких, индивидуальных интересов.

Клубная работа в лицее развивается в двух направлениях, которые имеют тенденцию к взаимодополнению, взаимообогащению и, в конечном счете, интеграции.

Одно из таких направлений непосредственно не связано с учебной деятельностью и сосредоточено на организации досуга учащихся. В лицее оно представлено различными формами клубной работы клуб журналистов и редакция лицейского журнала «Недоросль» и газеты «SMS-ка!»; лицейский любительский театр; клуб «Узор» (народные ремесла); футбольный клуб и т.д.).

Второе направление логически взаимосвязано с подсистемой «академия», исходит из содержания учебной деятельности и определяется педагогами-предметниками. В качестве примеров можно привести работу клубов, актуализирующих предметные знания учащихся:


  • клуб почитателей французского языка и Франции «Триколор»;

  • экологический клуб «Муравей» (экология, биология);

  • клуб скаутов и путешественников «Улитка» (география, биология, экология, история);

  • клуб «ПИК» (практическое изучение культуры, истории, краеведения, экологии, литературы);

  • клуб бального танца «Взлет» (основы танца и культуры движения);

  • спортивные секции (физическая культура) и др.

Важными формами включения клубной деятельности в общелицейскую жизнь становятся традиционные праздники, концерты, спектакли, интеллектуальные игры и конкурсы, спортивные соревнования, выставки и прочее. Все это позволяет учащимся не только реализовать свои способности, но и удовлетворить потребности в социально значимой деятельности. Подсистема «клуб» способствует формированию познавательных интересов у лицеистов, что является условием повышения качества образования.

В модели организации образовательной среды, которой мы следуем, особую значимость имеет подсистема «индивидуальная коррекция и стимулирование», направленная на выявление сферы интересов, способностей и возможностей лицеистов, повышение мотивации учебной деятельности, оказание учащимся всесторонней квалифицированной помощи при выборе образовательного маршрута и обеспечение его педагогического сопровождения при участии психолога и родителей,

Образовательный вариант «академия – клуб – индивидуальная коррекция и стимулирование» позволяет наиболее полно реализовать на практике принципы, положенные в основу деятельности лицея как инновационного образовательного учреждения, то есть организовать совместную жизнедеятельность, партнёрство и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, способствовать самоопределению и самореализации в различных видах образовательной деятельности, ее индивидуализации, открытости.

Педагоги лицея увлечены своей работой и добиваются достаточно высоких результатов на уроке и вне урока в качестве организатора, руководителя образовательного проекта, кружка или клуба. Очень часто этой деятельности становится тесно в рамках лицея, поэтому приглашаются к сотрудничеству и партнёрской деятельности городские школы и школы Новгородской области. Этому способствует созданный в структуре лицея областной центр интеллектуального развития учащихся, который предлагает как общепринятые формы работы (школы педагогического мастерства, методические консультации, практические семинары), так и нетрадиционные (интеллектуальные игры и турниры, очно-заочная предметная школа, подготовительные курсы для поступающих в лицей, учебные стажировки за рубежом, работа ассистентов преподавателей иностранных языков, и т.д.).

Таким образом, лицей-интернат, будучи инновационным образовательным учреждением, имеющим содержательные и структурные нововведения в организацию образовательной среды, обеспечивает достаточно высокое качество результатов, приоритетность ценности личности, благоприятный психологический климат, связь с наукой и стойкую мотивированность на поиск нового.

Концептуальные подходы к развитию образовательного учреждения
Пройдя с 1990 года основные этапы становления развивающейся школы, мы определяем для себя новое приоритетное направление – создание условий для повышения качества образования (воспитания, обучения, развития).

Проведенный нами анализ основных концептуальных подходов к проблеме качества образования позволяет выделить следующие подходы, которые, на наш взгляд, отражают динамику педагогической мыcли и могут быть использованы в образовательной деятельности лицея: нормативно-дидактический, социально-маркетинговый, средово-компетентностный.

Наиболее оптимальным подходом к качеству образования, на наш взгляд, является средово-компетентностный подход, который интегрирует положительные стороны большинства других подходов и вводит как центральные понятия качество образовательной среды и компетентность. Компетентность понимается как индивидуально-личностное качество, отражающее уровень обученности и воспитанности личности, ее направленность и социальные характеристики, способность решать творческие задачи в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. В поле зрения средово-компетентностного подхода находятся не только образовательные результаты, но и качество образовательной среды, что является чрезвычайно важным для управления качеством образования в инновационном образовательном учреждении.

Под образовательной средой понимается совокупность условий и ресурсов, обеспечивающих определенный эффект качества образования. Образовательная среда как объект качества показывает, как образовательное учреждение добивается образовательных результатов, что для этого делается, с помощью каких механизмов и средств. Иными словами, образовательная среда отражает уровень возможностей образовательного учреждения, потенциально обеспечивающих достижение образовательного результата.



Образовательный результат представляет собой продукт деятельности образовательного учреждения, отражающий степень реализации целей образования, определяемых политикой данного учреждения в области качества на этапе стратегического планирования.

Мы считаем, что основным образовательным результатом является уровень образованности обучающегося (выпускника). Под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, обеспечивающий выпускнику эмоциональную, интеллектуальную и социальную зрелость, а также готовность самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности. Уровень образованности должен соответствовать личностному потенциалу учащихся и обеспечивать им возможность дальнейшего продолжения образования. Мы считаем, что в условиях открытых образовательных систем становится принципиально невозможным конструирование жесткой модели идеального образовательного продукта - детального портрета выпускника, задающего точные параметры развития его личности. Это делает необходимым выделение ключевых компетентностей, овладение которыми выступает основным критерием качества образования.

Таким образом, образованность можно понимать как синтез обученности и комплекса ключевых компетентностей, отражающих уровень индивидуально-личностного развития. Обученностъ предполагает овладение учеником необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин и образовательных областей за определенный период обучения. Обученность, неразрывно связанная с обучаемостью учащихся, их способностью учиться, является одновременно результатом предшествующего обучения и условием успешности последующего.

Мы отмечаем, что важной составляющей образовательного результата является совокупность ключевых компетентностей, включающая:



  • социальную компетентность,

  • поликультурную компетентность,

  • языковую компетентность,

  • информационную компетентность.

Таким образом, исходя из средово-компетентностного подхода качество образования в современном лицее трактуется нами как синтез качества образовательной среды (качество ресурсов и качество процессов) и качества результатов, адекватных избранной образовательным учреждением миссии и заявленному в соответствии с миссией социальному заказу, которые выступают как системообразующие факторы. Для создания системы качества образования в современном лицее важными являются все перечисленные выше подходы: нормативно-дидактический, поскольку он позволяет соотнести качество лицейского образования с государственным образовательным стандартом; социально-маркетинговый, ибо он помогает руководителю лицея осмыслить маркетинговые цели учреждения, выявить разнообразные потребности заказчиков образовательных услуг, мобильно и гибко реагировать на импульсы внешней среды лицея как открытой образовательной системы, и в первую очередь – средово-компетентностный как интегрированный подход, дающий целостное представление о взаимосвязи различных компонентов качества лицейского образования: качества ресурсов, качества процессов и качества результатов. Совершенствуя качество ресурсов и качество процессов, мы привносим качественные изменения в образовательную среду, достигая тем самым более высокого уровня результатов. Отметим, что для успешно функционирующего и развивающегося образовательного учреждения, достигающего высокого качества результатов, должно быть характерно единство нормативных и маркетинговых целей, задач, структуры и содержания образовательного процесса, при этом система управления должна быть адекватной особенностям формируемой образовательной среды.

Исходя из посылки, что управление взаимодействием субъектов образовательного процесса является важным фактором повышения качества образовательной деятельности, в лицее создана структура управления, состоящая из четырех звеньев: администрации, органов коллективного руководства (Совет лицея, педагогический совет, научно-методический совет), команды педагогов-менеджеров, органов ученического соуправления. Сформированная структура управления качеством образования в условиях лицея мобильна, охватывает все сферы его образовательной деятельности и предоставляет возможность каждому субъекту деятельности принять участие в управлении, что способствует децентрализации отношений.

Таким образом, определив подходы к пониманию понятия «качество образования» и сформировав модель управления им в лицее, основное направление дальнейшего развития мы видим в создании условий для повышения качества образования всех субъектов образовательного процесса и эффективного использования педагогических ресурсов.

Постановка проблем образовательного учреждения и обоснование их актуальности

Анализ образовательной ситуации свидетельствует о сохранении востребованности лицея-интерната среди городских учебных заведений жителями Великого Новгорода и Новгородской области. Учащихся и их родителей привлекают сочетание качественного образования с профильной подготовкой по предметам, свобода выбора форм и уровней углубленного изучения дисциплин, индивидуальный подход в обучении с учетом склонностей и способностей учеников. Тем самым сохраняется актуальность миссии, целей и задач образовательной деятельности лицея-интерната. Но, учиты ваяособенности развития социума, как особенно актуальные мы определяем следующие проблемы в деятельности лицея:




  1. Проблема социально-демографическая. Необходимо учитывать социально-демографическую ситуацию в ее динамике – сокращение рождаемости и, соответственно, общего числа учащихся.

  2. Проблема влияния рыночных отношений на выбор содержания образования. Рынок труда диктует изменение содержания спроса на образовательные услуги со стороны общества в целом и родителей и учеников в частности. В определенной степени снизился интерес к гуманитарному профилю обучения, при сохранении стабильной востребованности специалистов с естественнонаучным и инженерно-техническим образованием.

  3. Проблема реформирования системы образования в области нормативно-правового обеспечения. Общие изменения в системе образования, серьезно влияющие на положение педагогических работников и организацию образовательного процесса. Наиболее важными из них являются - введение в действие новых базисных учебных планов, а так же переход на финансирование образовательных учреждений по нормативно-душевому принципу.

Все эти проблемы в ближайшее время означают:

    • изменения в общем объеме и перераспределение нагрузки учителей ряда предметов;

- усиление конкуренции образовательных учреждений.

  1. Проблема обновления содержания и методов педагогической работы. Переход на качественно новый уровень содержания образования, работа с элективными курсами, распространение компьютерной и цифровой техники требует даже от опытных и успешных педагогических коллективов освоения принципиально новых технологий и методик обучения.

5. Проблема утраты воспитательного компонента в педагогическом процессе. Педагогическое сообщество страны сосредоточилось прежде всего на совершенствовании основного, обучающего компонента образования, дополнительное образование и воспитание играют второстепенную, подчиненную роль. Особенно ярко это проявляется по отношению к старшеклассникам. Учащиеся достигают определенного уровня воспитанности, «взрослости», демонстрируют очевидное стремление к самостоятельности, концентрируют внимание на изучении предметов, непосредственно связанных с подготовкой к сдаче экзаменов. В то же время, именно по отношению к этим учащимся, готовящимся к вступлению во взрослую жизнь, общество предъявляет немалые требования. Школе предлагается обеспечить усвоение старшеклассниками норм просоциального поведения, сформировать у них четкую гражданскую позицию, не допустить увлечения алкоголем, наркотиками и другими психически активными веществами. Реальные возможности образовательных учреждений, сложившиеся формы и методы дополнительной образовательной и воспитательной деятельности, как правило, не соответствуют объему и важности этих задач.

Существует серьезное противоречие в реализации школой такой важной функции как гражданское образование. Изучение обществоведческих дисциплин, не подкрепленное выработкой практического опыта общественной деятельности и ответственного гражданского поведения, не может быть эффективно. В школьных условиях такие возможности может предоставить лишь система воспитательной деятельности и дополнительного образования. В отличие от урока такие формы внеклассной деятельности, как проект, клуб, спортивная секция и художественная студия, позволяют не только реализовать творческий потенциал учащихся, но и выработать навык самоорганизации и самоуправления.

6. Проблема готовности педагогов к выполнению поставленных целей и задач. Следует учитывать и субъективный факторы – старение педагогического коллектива лицея-интерната, а также постепенный рост числа учителей пришедших в лицей-интернат из других учебных заведений, а потому по-разному воспринимающих концептуальные основы образовательной деятельности лицея.

7. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса. Сложные социально-экономические условия, неблагоприятная экологическая среда, вредные привычки и условия получения образования серьезно влияют на состояние здоровья учащихся. Можно констатировать наличие противоречий между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья школьников:



  • до сих пор не сложилось целостного представления о влиянии образовательной технологии на состояние здоровья школьников, и не разработаны условия, исключающие их отрицательное влияние на состояние здоровья школьников;

  • формируя "социальный заказ" образования, родители учащихся часто не соотносят учебный план с состоянием здоровья своих детей;

  • стремясь дать учащимся определенную сумму знаний, учителя создают перегрузку по своему предмету.

8. Проблема достаточного нормативного финансового обеспечения и привлечение дополнительных средств. Теоретически лицей-интернат, как и другие учебные заведения, получил право привлекать внебюджетные средства, предоставлять дополнительные услуги, принимать добровольные пожертвования и целевые взносы. Необходимо оценить насколько эффективно используются эти возможности на практике для расширения финансирования основной и дополнительной образовательной деятельности лицея-интерната.

Таким образом, первоочередной задачей для лицея-интерната становится приведение образовательной деятельности в соответствие с вызовами времени. В предыдущий период были выработаны структурные и организационные основы для дальнейшего развития лицея, накоплен соответствующий практический опыт и методический потенциал. Анализ результатов деятельности и выявленные проблемы подвели коллектив к необходимости формирования новой программы развития лицея-интерната на 2003 – 2008 годы.


Основные направления развития образовательного учреждения
Цель:

  • модернизация образовательной деятельности лицея-интерната в соответствии с социально-экономическими реалиями современности, формируемым на этой базе образовательным заказом общества и новыми нормативными актами, регулирующими деятельность системы образования.




  • создание и апробация модели образовательной деятельности, соответствующей особенностям психофизиологического развития и потребностям социализации учащихся старшего звена (8-11 кл.) школы, функционирующей в режиме полного дня.



Задачи:

    1. Осуществить обновление образовательной и учебно-методической деятельности (пересмотр форм, методов передачи знаний, связей, возникающих в процессе образования, соотношения вариативного и нормативного образования, гуманитарных и естественнонаучных знаний, теоретической и практической составляющих дисциплин) в интересах удовлетворения запросов учащихся, их родителей.

    2. Обосновать целесообразность, разработать и апробировать модель образовательной деятельности в школе полного дня.

    3. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в образовательную деятельность лицея-интерната.

    4. Разработать и апробировать новый – «информационно-лингвистический» профиль обучения, открыть новое отделение лицея-интерната.

    5. Подготовить необходимые документы локальной нормативной базы и методические рекомендации.

    6. Содействовать профессиональной и предметной переподготовке, повышению квалификации педагогических работников лицея-интерната.

    7. Формировать культуру здорового образа жизни субъектов образовательного процесса.



Подпрограмма 1. «Школа полного рабочего дня»
В деятельности по обновлению воспитательного процесса преобладают две крайних позиции: создание концепций и масштабных программ, с одной стороны, разработка практически ценных, но частных методик - с другой. Соответственно возрастает потребность в некоем промежуточном этапе, проекте, позволяющем соединить общественно-политический заказ и педагогическую теорию с конкретными инновациями и методическими разработками отдельных учителей и коллективов образовательных учреждений.

При традиционном подходе непосредственная реализация воспитательной и дополнительной образовательной деятельности и приобщение к ней учащихся, в первую очередь, является прерогативой классных руководителей. Для выполнения этих функций во всем объеме учитель должен обладать знаниями и организационными навыками, позволяющими в той или иной степени привлекать учащихся к мероприятиям гражданско-правового, военно-спортивного, художественно-эстетического, экологического, профориентационного характера, содействовать их участию в различных видах внеурочной учебной деятельности по предметам всего школьного цикла. На практике учитель считает своей главной обязанностью (именно к этому привязана основная часть его заработной платы) преподавание только одной из учебных дисциплин. Формализм и низкая эффективность воспитательной и дополнительной образовательной деятельности зачастую оправдываются именно отсутствием специальных знаний, а также загруженностью основной учебной работой.

При растущем уровне притязаний общества к качеству образования, прагматизме образовательных запросов старших школьников и их родителей, процесс воспитания не выдерживает конкуренции с учебой и отступает на второй план. В то же время общество, государство, СМИ, сами педагоги не устают высказывать озабоченность состоянием дел прежде всего в сфере воспитания. В этой связи ставится вопрос о роли школы в решении таких проблем, как политическая пассивность, правовой нигилизм, наркомания, асоциальное поведение, молодёжный экстремизм и т.д.

В организационном плане суть инновации по разработке модели школы полного рабочего дня заключается не в отказе от сложившихся традиций образовательной деятельности, а в ее системной, качественной трансформации по следующим направлениям:



  1. Содержание и объем образовательной деятельности определяется администрацией учебного заведения, исходя из профиля обучения, миссии образовательного учреждения и социального заказа, а также другими участниками образовательного процесса: учащимися, их родителями, учителями, исходя из их творческого потенциала, жизненных планов, личных интересов (хобби и увлечений), опыта, квалификации и профессиональных притязаний.

  2. Приоритетными становятся формы образовательной деятельности, ориентированные на взаимодействие учащихся различных классов и возрастов, а также учителей различных дисциплин. В этой связи важное значение приобретают проекты, обеспечивающие высокий уровень интеграции участников образовательного процесса, которые наиболее эффективно удается реализовать в условиях «школы-магнита».

  3. Пересматриваются функциональные обязанности классного руководителя: за счет освобождения от видов деятельности, требующих специальных знаний и навыков, относящихся к сфере деятельности и компетенции педагогов дополнительного образования, расширяются его общеорганизационные, информационные, координирующие и контрольные функции.

  4. При реорганизации системы воспитательной и дополнительной образовательной деятельности особую роль начинают играть педагоги-менеджеры, профессионалы высшей и первой квалификационной категории. Возможности образовательных учреждений, как правило, ограничивают их карьерный рост в управленческой сфере. Руководство клубами, игровой деятельностью, проектами, опытно-экспериментальной работой создаст условия для так называемой «горизонтальной» карьеры. В случае внесения соответствующих изменений в требования к аттестации педагогических работников вырастет заинтересованность в участии их в дополнительной образовательной деятельности в целом, а также в разработке новых и совершенствовании существующих форм, программ, методик. Тем самым расширится сфера профессионального роста молодых учителей, возникнут новые направления опытно-экспериментальной работы для опытных педагогов.

  5. Субъектами управления становятся, кроме администрации образовательного учреждения и учредителей, также совет лицея педагоги, родители, учащиеся (Лицейская дума), другие социальные партнеры, опирающиеся в своей деятельности, кроме общепринятых, на следующие принципы: самореализация, субсидиарность, рефлексивность, децентрализация отношений, партисипативность, дуальность.

  6. Обязательными условиями эффективности функционирования школы полного дня становятся высокий уровень автономизации образовательного учреждения, научно-методическое сопровождение персонала, социальное партнерство.


Подпрограмма 2. «Партнерство в образовании»


Современное общество представляет собой многообразие организаций, движений, социальных групп, политических, религиозных, культурных и иных течений, каждое из которых развивается по своим специфическим законам. Из всех средств, которые обеспечивают взаимодействие, взаимопонимание и взаимоуважение народов и социальных групп, безусловной действенностью и прочностью обладают сегодня, пожалуй, только академическая культура и наука и сопряженная с ними инфраструктура образования. Именно в процессе образования и воспитания прививается умение и культура ведения диалога на различных уровнях. Именно здесь проявляется вся важность роли педагога и наставника.

Современные технологии и новейшие компьютерные средства обучения не смогут заменить прямого общения между учащимися и преподавателями, т.к. они не способны реализовать воспитательные цели образования. Основной из этих целей является воспитание гражданина правового государства, наделённого знаниями и всеми навыками для жизни в правовом государстве, т.е., прежде всего, ответственностью и умением вести диалог. Конечно, грань между либеральностью процесса обучения с приёмами свободного диалога и существованием самого обучения, как процесса, имеющего свои законы, достаточно тонка и требует истинного профессионализма преподавателя. Как впрочем и между воспитанием истинного гражданина, знающего и умеющего доказать свою точку зрения в диалоге с обществом, и воспитанием человека, который обладая знаниями вести диалог, будет использовать их для манипулирования окружающими. Поэтому очень важно подчеркнуть, что умение вести диалог — это средство, способ достижения цели, а не самоцель. Отсюда вывод: изменилось время, изменилась политическая система, социально-экономический уклад жизни и теперь задача образования — изменить психологию и поведение людей.

В психологическом смысле важнейшим элементом внутренней структуры пространства образования является коммуникативное пространство — система социальных и профессиональных, деловых и межличностных коммуникаций между основными субъектами образовательного процесса  типа: «учитель-ученик», «учитель-учитель», «администратор-учитель», «администратор-ученик». Следует отметить и заметно слабее изученную и обобщенную коммуникативную связку «учитель-родитель».

В методическом смысле можно констатировать определенную ограниченность традиционной дидактической педагогической концепции, основанной на приоритетном признании субординации и соподчиненности в исходной паре «учитель — ученик». Преподаватель, при этом, наделяется абсолютностью монополии, как на само «знание», так и на форму его представления и выбор способа его передачи, в то время как ученику отводится лишь роль пассивного адресата этого знания.

Современные педагогические технологии, учитывая изменившиеся требования общества, обратились к проблеме образования уже не усредненного, массового, ученика, но выделили в нем индивидуальность, формирование и поддержание которой становится приоритетной задачей. Учащийся стал не объектом, точнее, не только объектом образования, но партнером, хотя и не совсем равноправным, в образовательном процессе.

На практическом уровне (в качестве направлений методической, исследовательской и опытно-экспериментальной работы педагогов лицея-интерната) можно выделить:


  • соотнесение понятий «диалог», «взаимодействие» и «культура» с образовательной деятельностью в целом и содержанием, формами и методами образовательной деятельности лицея-интерната в частности;

  • анализ и широкое использование опыта культурного развития других стран и народов, их взаимных контактов и связей;

  • выстраивание образовательной деятельности, а так же всей системы взаимоотношений в лицее-интернате на принципах демократии, гуманизма, сотворчества, сопереживания. Обязательными условиями становится установка на взаимное понимание друг друга, интерес к личности партнеров, отношения сотрудничества;

  • выявление возможностей повышения эффективности учебной деятельности путем установления связей между изучаемыми в лицее-интернате дисциплинами на широкой культурологической основе;

  • обновление подходов к преподаванию учебного материала того или иного предмета на культурологической основе («экологическая культура», «математическая культура», «культура движения», «правовая культура» и т.д.);

  • совершенствование системы управления и соуправления.



Подпрограмма 3. «Внедрение информационно-коммуникационных

технологий в образовательную деятельность»
Появление компьютерной техники, телекоммуникационных сетей глобального масшта­ба изменило в корне познавательные возможности человека, традиционные способы передачи и освоения информации. Одновременно меняются формы взаимодействия людей в обществе, структура и характер их производственной деятельности. Компетентностный подход к современной системе образования предполагает развитие личностных и квалификационных характеристик, обеспечивающих в будущем конкурентоспособность выпускника в социально-коммуникативной и профессиональной среде функционирования. Одно из самых востребованных современностью умений требует от уча­щихся способности оперировать инфор­мацией, жить и работать в информационной среде, адекватно воспринимать и развивать её.

Совершенствование информационных, коммуникационных и компьютерных технологий меняет взгляды на образовательный процесс, на его методическую и организационную составляющие. Прежде всего, речь идет о выработке механизма включения учебного заведения в образовательную информационную среду, обеспечении доступа учащихся и преподавателей к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы. Одним из основных инструментов реализации новой программы развития лицея-интерната в соответствии со стратегией модернизации образования является внедрение новых информационных технологий в образовательную практику.

Не менее важной задачей становится формирование информационной компетентности учащихся и преподавателей всех учебных дисциплин. Информационная компетентность проявляется:


  • в знании аналитических методов обработки информации;

  • в конкретных навыках по использованию различных технических устройств – от функций мобильной связи до персонального компьютера и компьютерных сетей;

  • в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно  работать с различными видами информации;

  • в создание новых источников информации. 

На практическом уровне (в качестве направлений методической, исследовательской и опытно-экспериментальной работы) мне интересно:

  • практическое освоение преподавателями компьютерных и мультимедийных технологий в области образования;

  • изучение информационных и навигационных систем мировой сети Internet;

  • создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерных технологий в учебном процессе (мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, компьютерные справочники и энциклопедии);

  • создание лицейской медиатеки;

  • разработка сценариев информационно-коммуникативных игр, погружений, программы курсов, формирующих ИКТ-составляющую в образовании учащихся лицея.

  • выпуск электронных изданий (газеты, журналы, учебно-методические пособия и т.д.);

  • создание сайта, компьютерных презентаций учебных отделений, классов, клубов, других объединений учащихся и преподавателей лицея-интерната;

  • создание программного обеспечения и базы данных администрации, канцелярии, библиотеки, бухгалтерии;

  • создание локальной компьютерной сети;

  • формирование эффективной нормативно-правовой базы информационных и коммуникационных технологий; обеспечение эффективности коммуникаций и взаимодействие служб образовательного учреждения на основе использования современных информационных технологий.

Реализация подпрограммы направлена на предоставление дополнительных возможностей в образовательной деятельности. Очевидно так же и то, что социализация в современном мире становится невозможной без информационной культуры. Однако педагогический коллектив лицея-интерната осознает функциональную и методическую ограниченность информационных технологий (например, в сфере межличностного общения) и не стремится к радикальному отказу от сложившихся форм работы.

Так же предполагается уделить особое внимание выполнению требований санитарно-гигиенических норм и обеспечению режима безопасного использования компьютерной техники, минимализации возможного негативного воздействия на здоровье учащихся и педагогических работников лицея-интерната.




Подпрограмма 4. «Развитие профессионализма педагогических работников лицея-интерната»
В любом обществе требования к педагогическим кадрам меняются в соответствии с его социально – экономическими  потребностями. Современная ситуация как и прежде предъявляет спрос на учителей, способных к постановке целей, анализу педагогических ситуаций, проектированию и реализации учебного   процесса, созданию доброжелательной атмосферы в классе, а так же умеющих отслеживать и оценивать результаты своей деятельности.

Каждый человек,  владеющий профессией, сталкивается с тремя её аспектами – личностным, содержательным и процессуальным (технологическим). Согласно указанным аспектам, профессионализм учителя включает в себя как общее, характерное для всех педагогов (независимо от профиля),  так и частное, отражающее  особенности деятельности предметника, а также формирование  определенных качеств личности, обеспечивающих эффективность его деятельности в определенной области. Эти качества личности являются профессионально-значимыми  и формируются в процессе  деятельности.

Профессионализм учителя определяется уровнем психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения. Современный учитель должен владеть основами конфликтологии, социальной педагогики, психолого-педагогическими знаниями, позволяющими ему своевременно выявлять причины различного рода трудностей учащихся, оказывать необходимую помощь в их интеллектуальной подготовке, личностном развитии, в коммуникативной практике. Роль психолого-педагогической культуры, компетентности учителя становится сегодня приоритетной.

Анализ материалов анкетирования учителей, учащихся лицея-интерната и их родителей, результаты педагогических наблюдений позволяют уточнить проблемы, возникающие в образовательной деятельности учреждения. Ряд этих проблем носит объективный характер, другие непосредственно связаны с профессиональными качествами педагогических работников лицея-интерната и могут быть разрешены в процессе реализации программы развития учреждения.

Изучение профессиональных затруднений учителей показывает, что такие причины, как плохая дисциплина, неумение общаться с учащимися, отсутствие простых методических умений по мере увеличения стажа работы убывают и для большинства преподавателей лицея-интерната не характерны.

С опытом возрастает требовательность к себе - в коллективе существует определенная неудовлетворенность уровнем владения современными методиками и технологиями, недостаточным умением организовывать педагогическое исследование, изучать, обобщать и предъявлять результаты своей деятельности. В тоже время высоко поднятая «планка» одной из образовательных задач лицея-инерната – подготовка учащихся к успешному поступлению в высшие учебные заведения страны, подразумевающая значительную нагрузку педагога и ученика, интенсивность занятий, осознание своей ответственности за результат, порождает профессиональные проблемы особого рода. Среди данных проблем особо выделяются:



  • проблема реорганизации образовательной деятельности в условиях роста объема общей и учебной информации;

  • проблема взаимоотношений учителя и ученика, неприятие учителями мнений, норм поведения, несоответствующих их точке зрения;

  • проблема организации работы с учащимися, имеющими недостаточную базовую подготовку и слабоуспевающими учащимися.

В связи с ростом числа новых педагогических работников лицея-интерната необходимостью становится адаптация этих учителей к особенностям образовательной деятельности учреждения, к совершенствованию профессионального и личного взаимодействия участников педагогического процесса. Это, в первую очередь, психологическая адаптация – знакомство с коллективом, установление деловых и дружеских отношений с коллегами. Это  и технологическая адаптация -  освоение традиционных, «фирменных» форм организации образовательной деятельности. Кроме того необходима адаптация учителя к вертикальной и горизонтальной координации в системе административно-педагогической деятельности учебного заведения.

Реализация подпрограммы базируется на единстве двух аспектов: научного (передача теоретических знаний, участие педагогов, повышающих квалификацию, в исследовательской работе) и практического (проектная деятельность участников, групповая стажировка, а также непосредственная работа диагностического характера со всеми педагогическими работниками, повышающими квалификацию в рамках данной подпрограммы). Особое внимание планируется уделить дальнейшему распространению в коллективе опыта работы учителей-менеджеров лицея-интерната.

Осуществление всех этих задач в школе невозможно без преодоления разрыва между традиционной педагогической практикой и новыми образовательными возможностями, предоставляемыми компьютером и мультимедийными ресурсами. Соответственно необходимо повышение компьютерной грамотности администрации и учителей, их переподготовка по использованию информационных образовательных технологий в учебном процессе.


Ожидаемые конечные результаты для основных участников образовательной деятельности:
Приоритетные направления формирования компетентностей учащихся:


  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе проектной, исследовательской и творческой;

  • организационные умения: постановка цели деятельности, планирование этапов, прогнозирование результатов;

  • коммуникативные умения: работа в команде, навыки активного делового взаимодействия с другими людьми, ведение дискуссии, диалога, защита своей точки зрения.



Предполагаемые новые принципы работы учителей:


  • утверждение принципов командной, бригадной работы - координации планов, учебных программ, целей обучения, учебных ресурсов, исследований, педагогических взглядов, убеждений, методов обучения;

  • снижение уровня иерархических отношений, утверждение в лицее атмосферы доверия, открытости, терпимости, приоритета профессионального наблюдения, анализа, оценки и рекомендации над контролем, надзором, замечаниями;

  • переход от формального повышения квалификации - к профессиональному совершенствованию, осознание учителем неизбежности профессиональных трудностей, формирование потребности решения педагогических проблем и профессионального развития;

  • изменение взаимоотношений между учителем и учащимися, с целью утверждения принципа общей ответственности за результаты учебного процесса, обоюдной мотивации действий;

  • перенос акцента от процесса - к результату, на качество полученных знаний, компетентность и зрелость учащихся, их готовность к непрерывному образованию, координация в этом вопросе с родителями, ориентация на продуктивность учебного процесса;

  • овладение навыками, позволяющими большинству учителей лицея-интерната работать на уровне педагога-менеджера.

Организационно экономическое обоснование программы развития образовательного учреждения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в основном, соответствует норме. Количество наименований учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, имеющихся в лицее к общему количеству наименований, включенных в перечень, составляет 54%, 100% уч-ся обеспечены комплектом учебников, кол-во учащихся на 1 персональный компьютер, занятый в учебном процессе (не ниже Pentium II) составляет 17 человек.

Штат педагогических работников укомплектован полностью (31 человек). Традиционно в лицее работают преподаватели НовГУ имени Ярослава Мудрого, ассистенты учителей из ФРГ, США, Великобритании, Франции, Австралии. 64,5% учителей аттестованы на высшую квалификационную категорию, 2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель», 6 учителей награждены знаком «Почётный работник общего образования РФ», 1 учитель - грамотой Министерства образования РФ. 74% педагогов прошли обучение по новым информационным технологиям.

В МУ общеобразовательная школа-интернат «Лицей-интернат» обучаются более трехсот лицеистов (8-11 класс) из Великого Новгорода и Новгородской области, одна треть из которых проживает в интернате лицея



Для реализации программы составляется смета расходов.

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, гранты, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования).



Законодательная база для разработки программы развития лицея-интерната:


  1. Конституция РФ;

  2. Закон РФ «Об образовании»;

  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. 

  4. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

  6. Концепция профильного обучения;

  7. Программа развития единой образовательной информационной среды Новгородской области на 2006-2010 гг.;

  8. Программы развития образования Великого Новгорода и Новгородской области.

  9. Устав, концепция образовательной деятельности, другие нормативные акты лицея-интерната, программа опытно-экспериментальной работы «Организационно-педагогические условия создания модели воспитательной и дополнительной образовательной деятельности в школе полного дня».

Сроки реализации программы: сентябрь 2003 года - май 2008 года
Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:



  • программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

  • вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития лицея-интерната;

  • включение в решение задач программы всех субъектов образовательной деятельности;

  • полифункциональность участников реализации программы;

  • коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности.


Управление программой:
Управление реализацией программы развития осуществляется научно-методическим советом лицея-интерната. Реализация подпрограмм планируется как параллельный процесс, в тоже время, для повышения эффективности работы коллектива предполагается последовательное выделение приоритетных подпрограмм.
Гипотеза:

Инновационная модель образовательной деятельности лицея-интерната будет эффективна, если:



    • организована разносторонняя образовательная деятельность, направленная на выравнивание уровня подготовки, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся и развитие их компетентностей;

    • образовательная среда соответствует возрастным и физиологическим особенностям учащихся старших классов, способствует сохранению их здоровья и воспитанию полноценной личности;

    • обеспечивает рациональное использование кадровых ресурсов и педагогического потенциала, адекватного целям и задачам образовательной деятельности лицея-интерната;

    • в управленческой деятельности реализуется совокупность принципов, обеспечивающих демократический характер управления, возможность включения различных субъектов педагогического взаимодействия в процессы соуправления;

    • обеспечиваются такие условия повышения качества образования, как информатизации и компьютеризация, высокий уровень автономизации школы, научно-методическое сопровождение педагогического и управленческого персонала, социальное партнерство.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Великий Новгород
367.17kb. 1 стр.

Колосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2012 год
144.89kb. 1 стр.

Клуб любителей собак «фортуна» монопородная выставка чихуахуа ранга кчк оргкомитет выставки: Рыбакова Е., Рарина А
55.85kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017