kabobo.ru В 30-х годах в США была создана Лос-Аламосская лаборатория (Бор,
страница 1


ЛИЦЕЙ «ИНТЕЛЛЕКТ» - КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

С.В.Романовский,


В 30-х годах в США была создана Лос-Аламосская лаборатория (Бор, Эйнштейн, Ферми), в которой были разработаны атомное и нейтронное оружие. Лаборатория стала прологом Силиконовой долины (один из локомотивов американской экономики), где работает порядка 40 тысяч выпускников российских вузов.

В конце 20 века центр нанотехнологий был создан в г.Мумбае (Индия), который в ноябре 2010 г. посетил Президент Российской федерации. В рамках визита было подписано соглашение о поставке Россией 18 ядерных реакторов для атомных станций Индии, были достигнуты договоренности об обмене студентами и специалистами.

Для подобных центров создаются школы (рабочий язык английский) с особым статусом и финансированием. Выпускники школ стажируются в известных научно-технических центрах мира.

В 1956 г. был создан Объединенный институт ядерных исследований (Дубна, Московская область), где академики Н.Боголюбов, В.Векслер, Б.Пантэкорво (ученик Ферми), лауреат Нобелевской премии по физике И.Франк трудились вместе с юношами, окончившими университеты. В 1966-67 г.г. в ОИЯИ над дипломной работой работал С.Романовский.

В 50-70 годах в Москве работает школа академика Колмогорова. Академик Леонтьев в Новосибирском академгородке создает физико-математическую школу. Выпускники этих школ, окончив в СССР ведущие университеты, стали известными учеными и специалистами.

На 2011 г. российское правительство выделило 4 миллиарда рублей для создания центра нанотехнологий Сколково. В финансировании центра примут участие Майкрософт, Сименс, Нокия. В декабре 2010 г. на Международном форуме «Россия вперед» Президент Д.Медведев, вручая молодым исследователям Зворыкинскую премию, заявил, что в Сколково объединятся образование, прикладная наука, венчурный бизнес и производство. В нем будут работать известные специалисты.

В 1989 г. решением ученого совета КПИ на базе СШ-75, СШ-21 и КПИ были созданы физико-математические классы с углубленным изучением английского языка. В этих классах математику и физику преподавали заслуженный работник образования Украины кандидат физико-математических наук доцент С.Романовский, а английский язык - заслуженный учитель Украины Н.Гордеева (фундаторы лицея «Интеллект»). В 1972-1991 г.г. в рамках программ СССР по научному обмену С.Романовский стажировался в европейских университетах. В 1994 г. С.Романовский вывозил на международную олимпиаду по физике (г.Пекин) команду Украины (заняла 6 место).

В 1995 г. учителя лицея участвовали в работе международного семинара «Двуязычная форма образования в школе» (Австрия). Тема семинара - преподавание предметов в школе на национальном и английском языках. Семинар стал актуальным в преддверии расширения НАТО на восток и увеличения числа стран Евросоюза.

В 1998 г. на базе Правничої фундації, Национальной академии наук Украины и лицея «Интеллект» состоялся международный семинар на тему «Международный бакалаврат (IB) и международные колледжи».

В 1993-97 г.г. согласно приказу минобразования Украины на базе КПИ и лицея «Интеллект» проводился педагогический эксперимент «9 класс школы – 6 курс университета». При проведении эксперимента был использован опыт работы преподавателей лицея в университетах Великобритании, России, Украины, Бразилии, Германии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Бразилии, Чехословакии, Португалии, Польши, Китая, Турции.

В рамках эксперимента был выполнен ретроспективный анализ увлечений родителей и их детей глубиной в 50 лет. Анализ показал, что после первого Московского международного (1958 г.) конкурса имени П.Чайковского (первые премии: пианист В.Клиберн (США), скрипач В.Климов (СССР)) родители начали штурмовать музыкальные школы. После побед советских гимнастов на олимпийских играх и чемпионатах мира (Л.Латынина, Б.Шахлин) детей начали направлять в спортивные школы. Потом были увлечения фигурным катанием (Л.Белоусова, И.Роднина), физико-математическими школами (полеты в космос, кинофильм «9 дней одного года»). После снятия железного занавеса пришла мода на школы с углубленным изучением английского языка.

Сегодня это международная экономика, международное право. А где воспитание в семье, преемственность интеллигентности, понимание классического и современного искусства (не только попса).

В украинской школе по мировой литературе произведения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого изучаются не на языке оригинала, а в переводе (часто неудачный) на украинский язык. За рубежом целенаправленно изучается русский язык, чтобы через русскую литературу, русское искусство, науку лучше понять культуру и менталитет России, историческую, политическую и военно-экономическую роль России в мировых процессах.

Родители выпускников школ считают, что английский язык, на это время престижный университет и деньги сделают свое дело, забывая, что жизнь обмануть невозможно. Образование, культура и интеллект не продаются. Горькими примерами являются судьбы детей И.Сталина, Л.Брежнева, В.Щербицкого…

Холнборнский колледж в Лондоне, который готовит специалистов по маркетингу и менеджменту, неохотно зачисляет в магистратуру без степени бакалавра по инженерии.

Экономика производства – это службы главного инженера и главного технолога, внутризаводские и внешние связи производства, знание прочностных, параметрических компьютерных расчетов, понимание физических эффектов, используемых в современных технологиях, конкурентноспособность выпускаемой продукции.

В феврале 2011 г. Президент Российской федерации потребовал сократить наборы студентов, специализирующихся по экономике и праву. Он заявил, что России не нужны безработные экономисты и юристы. Россия нуждается в современных инженерах, которые владеют английским языком. Аналогичная ситуация сложилась на Украине.

А украинские лицеи и гимназии вместо того, чтобы давать хорошую базовую подготовку по естественным наукам и английскому языку культивируют специализации по экономике и праву! Как следствие, результаты ЗНО выпускников лицеев и гимназий по физике, математике, английскому языку оставляет желать лучшего.

По результатам ЗНО лицей «Интеллект» занял по английскому языку

в 2009 г. 1 место в г.Киеве, а в 2010 г. - 1 место в Украине. По физике и математике по результатам ЗНО лицей постоянно входит в первую десятку школ г.Киева.

В Украине есть лицеи, «специализирующиеся на компьютерных технологиях»! В области компьютерных технологий работают физики, кибернетики, математики, электронщики, инженеры-конструкторы, инженеры-механики. Компьютерные технологии – это переработка за наносекунды большого объема информации. Причем здесь школа?

Одним из показателей школы является количество выпускников-медалистов. Директора школ уходят от ответа на вопрос, какой процент выпускников подтверждает медаль в первую экзаменационную сессию в университете. А если говорить о коэффициенте корреляции медаль - диплом магистра с отличием, то коэффициент стремится к нулю.

Эксперимент «9 класс школы–6 курс университета» сформулировал три положения учебно-воспитательного процесса в лицее «Интеллект».

1. Современное преподавание предметов гуманитарного цикла. Цель – формирование уровня мышления, культуры ведения диалога, научиться слушать, думать, задавать вопросы и получать ответы.

2. Высокий уровень преподавания физико-математических предметов. Цель – аналитическое восприятие информации, научиться работать с литературой, владеть мозговым штурмом, морфологическим анализом, семантикой, уметь за короткий временной интервал получать сильное решение поставленной задачи.

3. Разработанный заслуженным учителем Украины Н.Гордеевой англоязычный цикл предметов. Английская литература, американская литература, история США, история Великобритании, грамматика и лексика английского языка, страноведение (Украина, Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), деловой английский язык, пять мировых религий (христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм) в лицее «Интеллект» преподаются на английском языке по учебным пособиям Н.Гордеевой.

С 1992 г. в лицее, начиная со 2-го семестра 9-го класса, физика преподается на английском языке через семестр после того, как соответствующий материал был прочитан на русском языке. В 2000 г. с грифом минобразования Украины было издано учебное пособие по физике (англо-украинская версия, 600 стр., автор С.Романовский).

Практические и лабораторные занятия по физике с половиной класса проводят ассистенты лектора учителя-методисты на украинском языке.

Такая подача материала позволила реализовать следующие задачи:

1) повторение – мать учения, Материал по физике подается на русском и украинском языках, через семестр повторяется на английском,

2) активизация английской лексики, которая была прочитана в 7-9 классах преподавателями англоязычного цикла,

3) технический перевод с английского делает физик, а не филолог,

4) лицеисты владеют трехъязычной технической терминологией.

Учебный процесс в 7-8 классах проводят учителя-методисты, которые умеют творчески работать с этой возрастной группой. Целью работы преподавателей 7-8 классов является подготовка аудитории к работе с преподавателями высшей школы в 9-11 классах.

В лицее одни преподаватели читают алгебру, другие – геометрию. Каждый преподаватель специализируется по одному, двум предметам, входящих в англоязычный цикл.

В 9 классе преподаватели англоязычного и физико-математического циклов предметов меняются. Лекции по физике читает кандидат физико -математических наук, доцент (по совместительству читает в НТУУ-КПИ). Начиная с 10 класса, лекции по алгебре читает кандидат физико-математических наук, доцент (по совместительству читает в НТУУ-КПИ). Практические занятия по алгебре в качестве ассистента лектора проводит с половиной класса учитель-методист.

В старших классах лицея обучаются учащиеся, которые продемонстрировали психологическую готовность и умственные способности к углубленному изучению базовых предметов, владение английским языком. Молодой человек должен прочувствовать, какой ценой достаются победы и какими тяжелыми бывают дороги, которые к ним ведут.

Преподаватели лицея – квалифицированные специалисты, которые пользуются у администрации высоким уровнем доверия. Они обладают достаточной степенью свободы в проведении учебного процесса.

В 11 классе физико-математические предметы, англоязычный цикл, информатику читают преподаватели высшей школы, которые работают в штате лицея. Если преподаватель защитил диссертацию по алгебре, он читает в лицее алгебру. Если преподаватель защитил диссертацию по физике, он читает только физику, по биологии – биологию и т.д.

Задачи по информатике носят прикладной характер. Разработанная преподавателем информатики (кандидат физико-математических наук) программа позволяет, зайдя на сайт лицея, протестировать самого себя по физико-математическим предметам.

Спутниковые антенны лицея принимают сигналы сателлитов, транслирующих образовательные программы, которые записываются на электронные носители и через внутреннюю локальную компьютерную сеть лицея передаются на компьютер преподавателя. Полиграфическая база лицея оперативно тиражирует учебно-методические материалы.

Молодежь входит в мир биоинженерии и нанотехнологий. Учащийся и преподаватель – люди разных поколений. Преподавателю трудно избежать соблазна вести учащегося знакомым путем, по которому он сам дошел до желаемых высот. Старая дорога не всегда лучшая.

Учебный процесс в лицее - это поиск эффективных способов обучения, которые позволяют быстро передать лицеистам запас знаний. Важную роль играет тот фактор, что в науке все время происходит процесс упрощения, который позволяет доступно и лаконично изложить то, что когда-то требовало многолетней работы.

В лицее «Интеллект» глупых вопросов не бывает, все имеют право на ошибку, включая преподавателя. Преподаватели лицея работают с учащимся, который уже многое знает. На занятиях не тратится время на объяснение того, что и так известно. На лекциях по естественным предметам рассказывают, как человек изучает природу, о достигнутых границах познания мира, о проблемах, которые наука решает сегодня, и какие будет решать завтра.

Лицей «Интеллект» функционирует на базе НТУУ-КПИ (статус «Болонский университет»). Темы высшей школы в лицее не читаются.

В 2004 г. преподаватели лицея участвовали в семинаре «Интеграция в европейское образовательное пространство» (Швеция).

Шведская школа до 9 класса работает по общеобразовательным программам, готовя молодых людей к самостоятельной жизни. 30% выпускников гимназии продолжают свое образование в университете.

Выпускники скандинавских школ хорошо говорят по-английски, что позволяет им стажироваться в известных научно-технических центрах, которые подготовили инженеров Японии, Кореи, ФРГ, Финляндии…

По данным (OECD) организации экономического сотрудничества и развития в рамках программы по международной оценке учащихся (PISA), финские подростки демонстрируют хорошую подготовку по математике и естествознанию. OECD признала финскую систему школьного образования лучшей в мире, а финских школьников учащимися, которые хорошо ориентируются в современной жизни и адаптируются в окружающей действительности.

Не географическое положение (четвертая часть Финляндии лежит за Северным полярным кругом), ни малочисленное население (5,2 млн.), ни ограниченные природные ресурсы не помешали стране показать качественное образование, уровень жизни, развитие новых технологий.

В 2004-2007 г.г. преподаватели лицея знакомились с преподаванием английского языка, физики и математики в университете г.Сан-Пауло. Для подготовки специалистов по ядерной физике, нанотехнологиям, ракетостроению правительство Бразилии (9 место по экономическому росту) пригласило преподавателей из России.

В 2009-2010 г.г. преподаватели лицея «Интеллект» знакомились с лицеями Пекина, в которых большое внимание уделяется изучению математики, физики, английского и русского языков, языков, на которых издается научно-техническая литература (подписаны соглашения о строительстве Россией атомных станции в КНР, 2 место в мире по экономическому росту). В лицеях Пекина преподаватели из Москвы преподают русскую литературу и русский язык (1,3 миллиарда населения Земли говорит на английском языке, 0,3 миллиарда населения говорит на русском языке, официальных языках ООН).

В 500 лучших университетов мира входят 124 университета США, 50 университетов КНР, 10 университетов России…

По прогнозам экспертов в 30-х годах между университетами мира обострится борьба за квалифицированный преподавательский состав и за талантливого студента. Талантливый ученик – талантливый студент, владеющий английским языком, становится составляющей бизнес-инкубатора: образование – наука – техника - производство – бизнес – smart-money (умные деньги).

С целью преемственности талантливый ученик – талантливый студент в г.Королево (Московская область) создан лицей научно-инженерного профиля с углубленным изучением английского языка (программа 8-й класс – кандидат физико-математических наук).

В истории образовании можно выделить 4 основные инновации.

1) Университеты вышли из монастырей (11-12 в.в.).

2) Возникновение школ с поурочной системой (13-14 в.в.).

3) Формирование научных школ в стенах университетов (17-18 в.в.).

4) После 2-й мировой войны комерционализация университетов, которые начали зарабатывать деньги продажей своей прикладной научной продукции. Не деньги в знания, а знания в деньги.

В 2006 г. преподаватели лицея принимали участие в работе международного форума «Образование 2006», который состоялся на базе университетов г.Карлсруэ (Германия) и г.Страсбурга (Франция). Участники форума обсуждали с депутатами Европарламента проблему унификации систем образования молодого поколения европейцев, которая стоит перед средней и высшей школами Европы.

Украинские участники форума встретились с выпускниками школ г.Луганска, г.Харькова и Крыма, которые обучаются в университете г.Карлсруэ. Студенты говорили об отсутствии предметов в украинской школе, которые необходимы для продолжения образования в немецком университете в рамках Болонского процесса.

Ахиллесовой пятой украинской средней школы является отсутствие преподавания гуманитарных, особенно, естественных предметов на английском языке на современном профессиональном уровне.

Лицей «Интеллект» ввел изменения в программы и в содержание читаемых предметов, предусмотренных вариативной частью учебного плана, что позволило выпускникам лицея продолжить образование в университетах, имеющих статус Болонского университета.

Учебно-воспитательный процесс лицея «Интеллект» обеспечил 100% поступление выпускников 1991-2010 г.г. на бюджетные места университетов. В лицее «Интеллект» количество выпускников, которые получили дипломы специалиста и магистра с отличием, превысило количество выпускников, которые окончили лицей с медалью.

57 выпускников стали победителями международных конкурсов. Они были награждены грантами на получение бесплатного образования в ведущих университетах Австралии, Индии, Великобритании, Канады, Бельгии, США, Франции, Новой Зеландии, Швейцарии, Ирландии, Японии, ФРГ, России, Норвегии, Италии.

Среди выпускников лицея есть почетные граждане американских штатов, лауреаты Национальных конкурсов США, стипендиаты Президента США. Их биографии напечатаны в ежегодном издании Конгресса США. Лицеисты награждены Сертификатами ООН.

Выпускники лицея «Интеллект», обладая серьезной подготовкой по английскому языку, получив современное инженерное образование, работают в концерне «Джон Браун» (Англия), в Силиконовой долине (США), ведущими программистами в Ирландии, разрабатывают нефтяные и газовые месторождения в Катаре и в Объединенных Арабских Эмиратах, участвуют в научно-технических программах.

Преподаватели лицея являются авторами 107 научных статей, патентов, книг, которые напечатаны в СССР и за его пределами. Преподаватели подготовили 32 учебных пособия. Большинство получили гриф минобразования Украины.

В лицее «Интеллект» собрана коллекция картин, в которой представлены работы пейзажистов, маринистов, портретистов. В музеях при кабинетах украинской литературы и биологии находится большое количество экспонатов, которые помогают знакомиться с историей и бытом украинского села, с фауной и флорой природно-географических зон Земли. Для лицеистов в лицее создан фитнес центр.

Украинское образование находится в бесконечном поиске инноваций. Формулируя проблемы, украинское образование не получает сильных решений. Если учебное заведение не находится в конкурентной среде, то ему инновации не нужны. Догоняющие инновации не будут конкурентноспособными.

По мнению экспертов, чтобы создать конкурентноспособную школу на Украине, необходимо решить следующие проблемы.

1. Ликвидация информационно-коммуникативного разрыва поколений и дефицита внутренней компетенции учителя. Создание института репутационной ответственности.

2. Создание инновационных технологий - это длительный процесс, в котором будут успехи и поражения, которые надо научиться прощать (отрицательный результат – тоже результат). В прошлое должна уйти административно-прокурорская система контроля. На смену ей должен придти гражданский контроль специалистов.

3. Учитель нового типа - это современный инженер-исследователь, ученый-естественник, который хочет и может работать в старших классах школы. Эти преподаватели, владеющие английским языком, должны быть социально защищены и материально обеспечены. Они должны быть на «ты» с современным электронным оборудованием. Творческим людям, претят опека и регламентация.

4. Стажировка учителей нового типа в ведущих учебных заведениях развитых стран. Приглашение ведущих преподавателей из-за рубежа.

5. Прохождение учебной практики перспективными учащимися в известных европейских средних технических учебных заведениях.

6. Привлечение в школу частного капитала IPO (публичный рынок капитала), но венчурный бизнес не терпит вмешательства государства.

7. Украинский инновационный процесс должен быть интегрирован в мировой инновационный процесс. На инновациях украинцы должны научиться зарабатывать деньги.

Первый опыт редко приносит полный успех. Новые идеи сначала находят немного сторонников. Только со временем они становятся привычными.



Наша борьба за наше будущее, которую мы сейчас ведем, будет выиграна или проиграна в школьных классах Украины.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
В 30-х годах в США была создана Лос-Аламосская лаборатория (Бор, Эйнштейн, Ферми), в которой были разработаны атомное и нейтронное оружие
128.55kb. 1 стр.

«Внешняя политика России в правлении Александра I»
41.25kb. 1 стр.

Какое холодное оружие вправе иметь граждане
17.36kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017