kabobo.ru Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме:
страница 1
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего" (7 класс)
Лермонтов - то явление в поэзии,

которое принято называть чудом

Он страстно любил Россию, но он не

мог не видеть кровоточащие

язвы «страны рабов, страны господ…»

С.С.Наровчатов

Цели:

- Познакомиться с поэмой М. Ю Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”;



- Увидеть, какая трагедия произошла в эпоху Ивана Грозного;

- Познакомиться с людьми эпохи Ивана Грозного, их поступками и нравами, сравнить с людьми нашей эпохи – эпохи 21 века.


Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова ;

Иллюстрации к поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” В.М.Васнецова, И. Я. Билибина.

Теория литературы: литературный конфликт

Ход урока.

1. Слово учителя.

Великий поэт Лермонтов любил Россию, любил Москву…

«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец… тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… у нее есть своя душа, своя жизнь» , -так начинался очерк «Панорама Москвы», написанный неким юнкером во время обучения в школе гвардейских прапорщиков. Словно с высоты птичьего полета, смотрит он на Москву: вот видит «… Бесчисленные купола церкви Василия Блаженного… Мрачная наружность храма наводит на душу какое-то уныние; кажется, видишь перед собою самого Ивана Грозного» (Приложение 1)

Этот очерк так и не увидел свет, а остался лежать в архиве юнкера лейб-гусарского полка, которому суждено было стать великим поэтом Михаилом Лермонтовым.

Недолгую жизнь отвела ему судьба, но через все свои скитания пронес он удивительный образ - образ Москвы, который открылся ему еще в юности с колокольни Ивана Великого, образ русской истории. “Может быть, написать поэму из русской истории? Эта мысль все чаще и чаще посещала поэта. Он перечитывает былины, песни, обращается к «Истории государства Российского».

Так ему хочется найти свою песню, свой сюжет. Так рождается удивительный образ Москвы на страницах « Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2. Беседа.

Ребята, вы обратили внимание, что в заглавии указаны 2 имени, а третьего нет?

Кто лирический повествователь в этой поэме?

(Гусляры, которые исполняют песни на старинный лад, под гуслярный звон)

Почему М.Ю.Лермонтов передал свое право рассказать эту лирическую историю гуслярам?

Что он этим хотел подчеркнуть?

(Произведение и по форме, и по содержанию близко народному сознанию, гусляры высказывают народную оценку)

Теория литературы.

Вспомните, что такое литературный конфликт?

(Литературный конфликт-столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов, положенное в основу действия)

Каков конфликт этого произведения?

Кто с кем сталкивается? ( Приложение 2)

Царь Иван Васильевич – опричник Кирибеевич – купец Калашников.

Какие проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в поэме, какие острые вопросы его волновали?

Проблемы

Чести и достоинства.

Власти и личности.

Ответственности человека за свои поступки.

Ответственность мужа за честь сем

Какой главный конфликт в произведении?

(Власти и человека)

Много ли было таких людей вокруг Ивана Васильевича, как Кирибеевич?

(Много)

А таких, как купец Калашников?



Снова возвращаемся к заглавию.

Так почему Лермонтов уже в заглавии называет два имени и не называет Кирибеевича, только «молодой опричник?»

Сделаем вывод: главный конфликт в поэме – между царем –тираном и свободным человеком – купцом Калашниковым.

3. Работа в группах.

1 группа. Работает над вопросами:

Чем знаменит был царь Иван IV?

Почему он прозван Грозный?

Как показан в поэме?

2 группа. Работает над вопросами:

Кто такие опричники?

Рассказать о Кирибеевиче.

3 группа. Работает над вопросом:

Каким предстает перед нами купец Калашников, который живет в Москве ХVI века? (Приложение 4, Приложение 5)

4. Обсуждение вопросов в группах.

Ответ 1 группы:

Царь Иван Васильевич Грозный (ИванIV) стал великим князем московским в 1533г. В 1547г. он принял царский титул, сделавшись таким образом, русским царем.

Во времена Ивана Грозного жили не по закону, а жили по царской прихоти, воле, по царскому произволу. Захочет царь - казнит; захочет царь - помилует.

Вот таким и изобразил М.Ю.Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» царя:

- вспыльчивым, гневным, жестоким, действующим по своему произволу. По своей царской прихоти он жалует жену и детей Калашникова из своей царской казны,

а братьев его одаряет правом торговать безданно, беспошлинно по всей Руси. И по своему усмотрению без суда, без закона лютой смертью казнил он Степана Калашникова.

М.Ю.Лермонтов правдоподобно создает характер деспота и характер эпохи.

Ответ 2 группы:

Иван Грозный окружил себя так называемыми служилыми людьми.

Происходили из дворян. Делали, что хотели. Все боялись государевых слуг. Опричники творили беззакония, и никто не смел на них жаловаться.

Кирибеевич искренне любит Алену Дмитриевну, но нанести оскорбление дому Калашникова он осмелился лишь потому, что опричнику все должно сойти с рук безнаказанно. Кирибеевич не ждал, что Калашников осмелится отомстить ему. Вот почему

Опричник побледнел в лице,

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз.

Ответ 3 группы:

М.Ю.Лермонтов рассказал о трагической судьбе человека. Тяжкая кара постигает Калашникова, который вышел защитить честь семьи.

Когда говорит автор о Калашникове, то употребляет эпитеты удалой, смелый, молодой, честный.

Сильно разгневался царь и спрашивает:

- Вольной волею или нехотя ты убил насмерть моего верного слугу; моего верного бойца.

Может быть, царь и помиловал, если бы Калашников упал ему в ноги, просил бы у него прощения, солгал бы. Но в том то и сила Калашникова, что он не боится ни царева опричника, ни самого царя и смело признается:

- Я убил его вольной волею,

А за что, про что не скажу тебе, а скажу только Богу единому.

Стойкий и независимый человек. Он не признает власти царя. Царь посылает Калашникова на плаху. Об обиде своей не сказал никому, кроме братьев.

5. Беседа.

А откуда мы знаем?

(Народ знает. Народ знает всегда правду. Правда остается в песне)

Ребята, вы обратили внимание на пейзаж. С помощью него с самого начала поэмы (в 1 главе) автор нам подсказывает, что произойдут трагические события

1 глава


Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие.

(отрицательное сравнение, параллелизм)

Не- - это ключ ко всей поэме. Будет беда.

2 глава.

За Кремлем горит заря туманная.

Набегают тучки на небо, -

Гонит их метелица распеваючи.

(Пейзаж-созвучие)

3 глава


Над Москвой великой, златоглавой,

Над стеной Кремлевской белокаменной…

Тучки серые разгоняючи

Заря алая подымается.

(Пейзаж- контраст)

Да, здесь необыкновенно красочно, выразительно, ярко показан рассвет.

Вывод: М.Ю.Лермонтов заставлял читателя задуматься о судьбе человека в бесправном обществе.

А какое общество у нас сейчас, в 21 веке? Какова судьба человека в этом обществе?

Домашнее задание.

Найдите приемы народной поэзии, используемые М.Ю. Лермонтовым в “Песне…”. Определите их, сгруппируйте и приведите примеры. (Приём Пример)



Запевка. Лексика. Постоянные эпитеты. Отрицательные сравнения. Повтор слов. Повтор предлогов. Парные синонимы.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего"
50.52kb. 1 стр.

Учебное пособие для студентов факультета радиофизики и компьютерных технологий
2146.92kb. 8 стр.

Урок литературы в 5 классе. Тема: Борис Николаевич Полевой. «Повесть о настоящем человеке» (урок 1)
71.32kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017