kabobo.ru Учебно-методический комплекс по дисциплине «Типология сми»
страница 1 страница 2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП___________________Е.Ю.Булыгина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Типология СМИ»
Специальность: 030601.65 Журналистика

Специализация: Средства массовой информации


Статус дисциплины:

ОПД.В3.31

Новосибирск 2010

Одобрено: кафедрой журналистики

Протокол № 1 от «9» сентября 2010г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета_________Е.Ю.Булыгина

«__»______________2010г.
Аннотация
УМКД по курсу «Типология СМИ» составлен на основе ГОС ВПО по направлению «Журналистика», утвержденному10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель дифференцированного обучения


УМКД по курсу «Типология СМИ» предназначен для студентов 1-го курса, обучающихся по специальности «Журналистика»



Составитель: И.Г. Катенева, к.ф.н., доцент

Рецензент: Л.Н. Кислая, к.ф.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины…………………………………………………………4

Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………16

Методические рекомендации для преподавателя……………………………..23

Методические рекомендации для студентов…………………………………..26

Фонды контроля…………………………………………………………………28


Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»



УТВЕРЖДЕНА


Советом ИФМИП

___________/Е. Ю. Булыгина/

« ___ » _____________ 2012 г.

Обсуждена на заседании кафедры

журналистики

Протокол № 1 от «9» сентября 2010 г.

Зав.кафедрой_____________Е.В.Евдокимова



ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД. В3.31 Типология СМИ

Специальность: 030601 «Журналистика»

Квалификация: журналист

Составитель: И.Г. Катенева, канд. филол. наук, доцент

Новосибирск 2012



Пояснительная записка

«Типология СМИ» является дисциплиной по выбору и входит в систему общепрофильных журналистских предметов. Это практикоориентированный курс, направленный на формирование у студентов многоаспектного восприятия функционирования современных СМИ, а также умений и навыков анализа современного российского рынка масс-медиа, оценки состояния и развития его отдельных сегментов, поиска информационной ниши определенных типов СМИ, разработки концепции различных по типологическим характеристикам изданий.

Во время занятий по «Типологии СМИ» происходит закрепление и систематизация информации, которую студенты получают в процессе изучения дисциплин «Введение в теорию журналистики», «Введение в специальность», «Система и организация средств массовой информации». Курс «Типология СМИ» является теоретической базой для изучения дисциплины «Выпуск учебной газеты», в рамках которой с практической точки зрения рассматривается целый ряд вопросов, связанных с формированием представлений о СМИ как особой системе: СМИ как информационный товар, особенности его создания; специфика периодической печати в системе СМИ; типологические признаки издания, типология прессы (по различным основаниям); поиск своей ниши на информационном рынке; типологический анализ СМИ; элементы концепции издания и принципы ее разработки.

Блок информации, представленный студентам на занятиях по «Типологии СМИ», конкретизируется и переосмысливается в рамках таких профессиональных дисциплин, как «Основы творческой деятельности журналиста», «Техника и технология СМИ», «История отечественной журналистики», «Основы радиожурналистики», «Основы тележурналистики», «Социальная журналистика», «Театральная журналистика», «Деловая журналистика», «Детские и молодежные программы и издания», «Политические партии и СМИ».

Дисциплина «Типология СМИ» изучается в течение первого семестра и оканчивается зачетом. Студенты первого курса дневного отделения изучаются специфику редакционного менеджмента в течение 82 часов: 44 часа — аудиторные занятия (18 часов — лекции, 16 часов — практические занятия); 48 часов — самостоятельная работа. Студенты заочного отделения 74 часа изучают курс самостоятельно, аудиторная нагрузка составляет 8 часов (лекции).

Цели и задачи дисциплины


На занятиях по данной дисциплине студенты изучают типологическое разнообразие современных печатных и электронных изданий, радио- и видеопрограмм; основные тенденции трансформации типологии СМИ, практику функционирования системы СМИ. Также учащиеся получают знания о специфике работы журналиста в соответствии с функционально-тематической, жанровой специализацией, форматом издания (радиостанции, телевизионного канала), особенностями информационной политики СМИ.

Цель данной дисциплины — сформировать у студентов представление о СМИ как особой типологической структуре, которая все время находится в состоянии трансформации и формирует тенденции развития современного информационного рынка России. Основой этой структуры является тот или иной тип СМИ, который рассматривается как информационный товар.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

— разобрать со студентами типологические характеристики СМИ;

— дать представление о современной типологической системе российских СМИ (классификации СМИ по разным основаниям и критериям) и перспективах ее развития;

— научить студентов проводить типологический анализ конкретного СМИ, всего информационного рынка или его отдельного сегмента; определять информационную нишу различных типов СМИ, уровень их конкурентоспособности;

— сформировать умение разбираться в типологических и типоформирующих признаках печатных и электронных изданий, форматах радио- и телепрограмм, дифференциации журналистской деятельности и специализации корреспондента, обусловленных работой в определенном типе СМИ;

— установить связь между типом СМИ и особенностями его концепции, информационной политики; научить студентов корректировать свою деятельность в соответствии с типологическими характеристиками издания (программы, канала);

— сформировать умение анализировать и разрабатывать концепции различных по типологическим характеристикам печатных, электронных и сетевых СМИ;

— на основе полученных знаний выявить основные тенденции формирования и функционирования типологической системы СМИ в России и за рубежом.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По итогам изучения курса «Типология СМИ» студенты должны разбираться в типологических и типоформирующих признаках печатных и электронных изданий, форматах радио- и телепрограмм, дифференциации журналистской деятельности и специализации корреспондента, обусловленных работой в определенном типе СМИ.

По окончанию курса студенты должны знать:

— соотношение понятий «классификация», «типология», «система»;

— системные характеристики СМИ;

— типоформирующие и формальные признаки СМИ;

— элементы портрета целевой аудитории СМИ и методики изучения ее интересов и потребностей;

— классификацию СМИ по локальному, возрастному и гендерному признакам;

— функционально-тематическое разделение СМИ;

— типологию печатных СМИ;

— принципы разделения изданий на качественные, массовые и смешанные;

— форматы современного радиовещания;

— классификацию (по разным основаниям) телевизионных информационных продуктов;

— типологию сетевых и онлайновых СМИ;

— виды информационных агентств и их функции;

— структуру и методы типологического анализа СМИ.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

— разбираться в типологических и типоформирующих признаках печатных и электронных изданий, форматах радио- и телепрограмм;

— использовать различные способы мониторинга (опрос, анкетирование, работа фокус-группы и др.) для выявления интересов и потребностей целевой аудитории СМИ, на основе полученных данных составлять ее портрет;

— проводить типологический анализ конкретного СМИ или сегмента информационного рынка;

— устанавливать связь между типом СМИ и особенностями его концепции, информационной политики, корректировать свою деятельность в соответствии с типологическими характеристиками издания (программы, канала);

— анализировать и разрабатывать концепцию СМИ различной типологической направленности.

В процессе изучения дисциплины у студента формируются следующие навыки:



Поиск информационной ниши издания, оценка условий конкуренции в определенном сегменте информационного рынка, разработка бланков анкет и опросников для изучения интересов и потребностей целевой аудитории разных типов СМИ. Создание бланка контент-анализа для изучения типологической характеристики и концепции СМИ.
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

82




Аудиторные занятия

34

1
Лекции

18




Практические занятия

16




Лабораторные работы

0




Самостоятельная работа

48




Вид итогового контроля

зачет

1


Тематический план

п.п.

Тема

Аудит.

СР

1.

Введение в предмет. Цели и задачи курса «Типология СМИ». Соотношение понятий «классификация», «типология», «система». Системные характеристики СМИ

2

2

2.

Типологические признаки СМИ: типоформирующие и формальные

2

4

3.

Типология СМИ по признаку локальности и периодичности выхода

2

2

4.

Типология СМИ с точки зрения возрастной и гендерной характеристик целевой аудитории

2

2

5.

Функционально-тематическое разделение СМИ: принципы, особенности разграничения, зоны пересечения. Специфика функционирования периодической печати в системе СМИ

2

4

6.

Общественно-политические издания: характеристика, классификация, особенности функционирования на современном рынке периодической печати

2

2

7.

Типологическая характеристика современной деловой прессы

2

2

8.

Просветительские издания: характеристика, классификация, особенности функционирования на современном рынке периодической печати

2

2

9.

Типологическая характеристика досуговых изданий

2

2

10.

Рекламные издания как особый тип периодической печати. Классификация рекламных газет и журналов, формы гибридизации с другими видами прессы

2

2

11.

Принципы разделения изданий на качественные, массовые и смешанные

2

4

12.

Форматы современного радиовещания

2

2

13.

Типология современного телевидения

2

2

14.

Типология сетевых и онлайновых СМИ. Классификация информационных агентств, специфика их деятельности в России. Особенности функционирования онлайновых СМИ в соотношении с традиционными средствами массовой информации

2

2

15.

Типологический анализ СМИ: структура, методы, алгоритм определения и оценки информационной ниши, конкурентоспособности

2

4

16.

Типологическая характеристика информационного рынка Новосибирска и Новосибирской области

2

6

17.

Основные тенденции формирования и функционирования типологической системы СМИ в России и за рубежом

2

4




Итого:

34

48

ОЗО. Тематический план

п.п.

Тема

Аудит.

СР

1.

Соотношение понятий «классификация», «типология», «система». Системные характеристики СМИ. Типологические признаки СМИ: типоформирующие и формальные. Типология СМИ по локальному, возрастному, гендерному принципу

2

18

2.

Функционально-тематическое разделение СМИ: принципы, особенности разграничения, зоны пересечения. Специфика функционирования периодической печати в системе СМИ: общественно-политические, деловые, просветительские, досуговые, рекламные издания

2

18

3.

Типология электронных СМИ: форматы современного радиовещания и телевидения. Классификация сетевых и онлайновых СМИ. Особенности функционирования онлайновых СМИ в соотношении с традиционными средствами массовой информации

2

18

4.

Типологический анализ СМИ: структура, методы, алгоритм определения и оценки информационной ниши, конкурентоспособности. Типологическая характеристика информационного рынка Новосибирска и Новосибирской области

2

20




Итого:

8

74

Содержание курса

Введение в предмет. Цели и задачи курса «Типология СМИ».

Очерчивание круга тем для изучения. Постановка целей и задач курса. Объяснение форм аудиторной и самостоятельной работы, видов текущего и итогового контроля. Типология СМИ: определение, характеристика, классификация. Соотношение понятий «классификация», «типология», «система». Системные характеристики СМИ.



Типологические признаки СМИ: типоформирующие и формальные.

Подходы к выделению и классификации типологических признаков СМИ. Типоформирующие признаки: учредитель, издатель, функционально-тематическая направленность, портрет целевой аудитории, характеристики названия издания (программы) и месседжа. Алгоритм составления портрета целевой аудитории СМИ, методы изучения ее интересов и потребностей. Формальные признаки: язык издания, локальность, периодичность выхода, формат, цветность, полосность (объем), тираж. Принципы отражения данных признаков в адресном блоке издания. Соотношение типоформирующих и формальных признаков СМИ.



Типология СМИ по признаку локальности и периодичности выхода.

Типология СМИ по локальному признаку (территории распространения): международные, федеральные, республиканские, региональные, городские, районные, корпоративные издания. Виды и функции современной корпоративной прессы. Особенности функционирования современной системы СМИ по вертикали и горизонтали локальности. Классификация СМИ по периодичности выхода: альманахи, издания, выходящие раз в полгода, ежеквартальные, ежемесячные издания, издания, выходящие раз в две недели, еженедельные, ежедневные издания. Причины и следствия изменения показателей периодичности выхода в газетной и журнальной периодике.



Типология СМИ с точки зрения возрастной и гендерной характеристик целевой аудитории.

Классификация СМИ с точки зрения возрастной характеристики целевой аудитории: детские и молодежные СМИ, СМИ для взрослой целевой аудитории, СМИ для пенсионеров. Типология СМИ с точки зрения гендерного разделения целевой аудитории: универсальные СМИ, специализированные СМИ (для мужчин и для женщин). Соотношение понятий «пол» и «гендер». Способы и средства трансляции гендерных моделей поведения в современных СМИ.



Функционально-тематическое разделение СМИ: принципы, особенности разграничения, зоны пересечения.

Критерии и принципы функционально-тематического разделения СМИ. Специфика функционирования периодической печати в системе СМИ. Типология изданий с точки зрения функционально-тематической направленности: общественно-политические, деловые, просветительские, досуговые, рекламные газеты и журналы. Характеристика пяти функционально-тематических блоков прессы: цель, основные функции, рейтинг тем, особенности целевой аудитории. Зоны пересечения функционально-тематических блоков.



Общественно-политические издания: характеристика, классификация, особенности функционирования на современном рынке периодической печати.

История возникновения и формирования общественно-политической прессы. Общая характеристика общественно-политических изданий: учредители, источники финансирования, информационная политика, портрет целевой аудитории, рейтинг тем, жанровая палитра, авторский состав. Виды общественно-политической прессы с точки зрения отношения к действующей власти: официальные, проправительственные, оппозиционные издания. Анализ современного российского рынка общественно-политической прессы.



Типологическая характеристика современной деловой прессы.

Этапы формирования сегмента деловой журналистики. Общая характеристика деловых изданий: учредители, источники финансирования, информационная политика, портрет целевой аудитории, рейтинг тем, жанровая палитра, авторский состав. Классификация деловых изданий: универсальные, специализированные, узкоспециализированные, «точечные». Анализ современного российского рынка деловой прессы.



Просветительские издания: характеристика, классификация, особенности функционирования на современном рынке периодической печати.

История возникновения и формирования просветительских газет и журналов. Общая характеристика просветительских изданий: учредители, источники финансирования, информационная политика, портрет целевой аудитории, рейтинг тем, жанровая палитра, авторский состав. Виды универсальных и специализированных просветительских изданий. Анализ концепции специализированных газет и журналов для журналистов. Причины и следствия дефицита просветительской прессы на современном рынке периодической печати.



Типологическая характеристика досуговых изданий.

Этапы формирования сегмента развлекательной журналистики. Общая характеристика досуговых изданий: учредители, источники финансирования, информационная политика, портрет целевой аудитории, рейтинг тем, жанровая палитра, авторский состав. Классификация развлекательной прессы: дайджесты, издания по интересам, бульварные, детективно-криминальные, научно-фантастические, астрологические, юмористические, эротические. Глянцевый журнал как тип досугового издания. Классификация глянцевых журналов и особенности их функционирования на современном российском рынке масс-медиа.



Рекламные издания как особый тип периодической печати.

История возникновения и формирования прессы рекламного характера. Общая характеристика рекламных изданий: учредители, источники финансирования, информационная политика, портрет целевой аудитории, рейтинг тем, жанровая палитра, авторский состав. Классификация рекламных газет и журналов: рекламно-информационные, издания имиджевой рекламы, издания рекламных объявлений, бесплатные рекламные издания и др. Формы гибридизации рекламных изданий с другими видами прессы.



Принципы разделения изданий на качественные, массовые и смешанные.

Исторические предпосылки формирования оппозиции «quality press» — «mass popular press». Соотношение терминов «качественная», «серьезная» и «массовая», «желтая», «бульварная» пресса. Критерии разделения современных газет и журналов на качественную, массовую прессу и издания-кентавры. Соотношение данной классификации с функционально-тематическими блоками. Характеристика современных качественных и массовых изданий. Принципы гибридизации признаков «quality press» и «mass popular press» в формате изданий смешанного типа.



Форматы современного радиовещания.

Этапы формирования и развития советского и российского радиовещания. Причины и следствия формирования новой структуры радиовещания. Классификации современных радиостанций по форме собственности, типу вещания, охвату аудитории. Понятие формата и форматности. Виды форматов на современном радио. Сегментация целевой аудитории по принципу форматности. Анализ качества функционирования современных российских радиостанций.



Типология современного телевидения.

Этапы формирования и развития советского и российского телевещания. Типологические характеристики современного телевидения. Классификации деятельности телевизионных каналов по способу трансляции, типу деятельности, способу образования, по форме собственности, способу распространения телесигнала, охвату аудитории, специализации программ. Принципы дифференциации российских телеканалов: тематический, аудиторный, национальный, территориальный, хронологический, финансовый. Анализ контента различных телевизионных каналов с точки зрения критерия форматности.



Типология сетевых и онлайновых СМИ.

Определение понятие «сетевых СМИ», характеристика и признаки онлайновых СМИ. Особенности функционирования онлайновых СМИ в соотношении с традиционными средствами массовой информации. Виды интернет-изданий, интернет-ресурсов и их функции. Классификация информационных агентств: в соответствии с формой собственности, сферой деятельности, целевым назначением, тематическим признаком, сферой распространения и масштабом деятельности. Анализ сегмента информагентств на современном информационном рынке России.



Типологический анализ СМИ: структура, методы, алгоритм определения и оценки информационной ниши, конкурентоспособности.

Типологический анализ как инструмент научного исследования. Структура типологического анализа и отбор критериев для оценки. Методы создания и оценки типологической модели издания. Алгоритм и процедура проведения типологического анализа СМИ, сегмента информационного рынка. Способы определения и оценки информационной ниши СМИ, его конкурентоспособности.



Типологическая характеристика информационного рынка Новосибирска и Новосибирской области.

Структура современного новосибирского рынка масс-медиа. Типологическая характеристика газетного и журнального рынка Новосибирска и Новосибирской области. Анализ перенасыщенных и пустующих ниш. Причины и следствия дефицита местных общественно-политических и просветительских изданий. Типологическая характеристика электронных СМИ (радио, телевидение), целевой аудиторией которых являются новосибирцы. Типологическая характеристика новосибирских сетевых СМИ. Современное состояние и тенденции развития информационных агентств в интернет-пространстве на примере «Сибирского агентства новостей» и портала «НГС.Новости».



Основные тенденции формирования и функционирования типологической системы СМИ в России и за рубежом.

Тенденции формирования и функционирования современной типологической системы СМИ в Росси: переход от вертикальной и партийной к горизонтальной и ком­мерческой структуре; появление новых типов СМИ (деловых и рекламных изданий, бульварной прессы); активизация деятельности холдингов и глобализация информационной среды; переход СМИ в сферу Интернета. Причины и следствия трансформации типологической палитры российских средств массовой информации. Сравнительно-сопоставительный анализ функционирования типологической системы СМИ в России и за рубежом.




страница 1 страница 2
скачать файл

Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Типология сми»
429.14kb. 2 стр.

Учебно-методический комплекс по дисциплине
1038.43kb. 3 стр.

Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык (немецкий)
102.75kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017