kabobo.ru Тема проекта
страница 1 страница 2
МОУ Земцовская средняя общеобразовательная школа

Нелидовского района Тверской области

Тема проекта:

ДИАЛЕКТЫ И ГОВОРЫ ЗЕМЦОВСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Барсукова Жанна Леонтьевна- учитель русского языка и литературы

Клочкова Елена Валерьевна- учитель русского языка и литературы

2011 год

Содержание


  1. Изучение диалектов и говоров Тверской области в рамках школьного элективного курса «Лексика и фразеология русского языка».

  2. Решение проблемы при реализации проекта: Диалекты Земцовского поселения –оригинальны или являются производными от общеупотребительной лексики. Фонетические, словообразовательные и диалектные особенности речи жителей Земцовского сельского поселения.



  1. История развития диалектов, говоров во взаимосвязи с историей поселка Земцы и близлежащих деревень.

  2. Принадлежность говоров поселения к южнорусским говорам

  3. Особенности произношения и словообразования Земцовского поселения и степень устойчивости.

  4. Историко-географические особенности.

  5. Этимология названия поселка Земцы.

  6. Методы и приемы исследования говоров. Критерии определения

языков и диалектов.

  1. Историческая и территориальная связь с другими культурами, языками.

  1. Выводы



  1. Источники информации.

  2. СЛОВАРЬ диалектов и говоров Земцовского поселения.


1.ВВЕДЕНИЕ

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования. Это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Патриот- это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на благо её, приумножает ее богатства. Зарождаясь от любви к своей малой Родине, патриотические чувства поднимаются до осознания любви к своему Отечеству. Патриотическое воспитание традиционно связывается с идеей гражданского воспитания.

Новые Стандарты школьного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, но и овладение элементарными методами исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции наших предков, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

В рамках долгосрочного школьного проекта «История и фольклор родного края» учащиеся школы работали в соответствии с собственными интересами, возможностями, предпочтениями, разрабатывали индивидуальные и коллективные проекты. Творческие отчеты были представлены вниманию жителей п. Земцы, освещены в школьной газете «Земцовские вести».

Изучению истории родного края способствует и преподавание элективного курса «Лексика и фразеология русского языка», а именно тема «Диалекты и говоры нашего поселения». Цель - развитие исследовательской компетентности обучающихся, развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» Родине как части огромной России. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны. Эта работа обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

В процессе преподавания элективного курса решаются следующие задачи:

• Создание условий для формирования гражданско- патриотического сознания воспитанников,

• Создание условий для развития умений и навыков работы с различными источниками информации.

• Создание условий для формирования знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах.

• Создание условий для формирования представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

 В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности у обучающихся происходит:

• усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;

• овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

• формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Исследовательская деятельность важна и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

Наш край интересен своей историей, традициями; уникален и своеобразен язык жителей Земцовского сельского поселения. Изучение языковых особенностей, фразеологизмов и диалектов, употребляемых в поселении, стало предметом работы моего 9 класса в 2010-2011 учебном году. Частично этого вопроса мы касались на занятиях элективного курса «Лексика и фразеология русского языка» с момента введения его в учебный план, т.к. тема очень интересная, материал благодатный. Жители поселка зачастую не обращают внимания на то, что в своей речи используют слова, словосочетания, не понятные для жителей других территорий. В этом учебном году был разработан долгосрочный проект по изучению диалектов и говоров поселения, результатом которого должен стать словарь.

Вся исследовательская работа осуществляется в соответствии с алгоритмом.



  1. Постановка проблемы:

«Нужно ли изучать особенности говоров и диалектов жителей Земцовского сельского поселения? Существует ли связь между словарем земчан и жителей других территорий? Понятна ли эта лексика жителям других районов и областей? Нужен ли словарь говоров и диалектов Земцовского сельского поселения?

  1. Выдвижение гипотез, путей решения проблемы.

Гипотезы:

- Речь населения п.Земцы носит сугубо индивидуальные признаки, не связана с лексикой других территорий, непонятна другим людям, не проживающим на территории поселения.

- Диалектные слова и выражения носят обобщенный характер, часть слов ассимилированы в языке земчан, являются частично заимствованными или обработанными в процессе употребления.

- Словарь диалектов (как результат исследовательской работы) нужен, так как в нем отразится прошлое наших предков. Забытые слова и выражения пусть и не станут в один ряд с литературными, общеупотребительными, но и не умрут, не исчезнут совсем.

- Словарь не нужен и не будет востребован никем.

Пути решения:

а) Сбор информации (опрос населения)

б) Экспедиции в деревни

в) Сравнение, анализ, выводы.



3. Планирование деятельности по реализации проекта:

а) собрать информацию по определению формата ;

б) создать редколлегию, выбрать редактора, изучить собранные материалы;

в) отобрать нужную информацию, опустив лишнее;

г) оформить результат деятельности.

4. Выбор формы презентации:

- компьютерная публикация, бумажные носители.



5. Подготовка презентации:

-выполнение работы



6. Презентация:

В школе на общешкольном мероприятии. Подарочные экземпляры в Администрацию, Дом культуры, Дом-интернат.



7. Рефлексия:

Оценка деятельности .

Опрос общественности о результатах работы.

Цель нашего исследования — показать состояние современных говоров на примере говоров и диалектов п.Земцы Нелидовского района Тверской области.



Задачи исследовательской работы:

1. Рассмотреть историю развития диалектов, говоров во взаимосвязи с историей поселка Земцы

2. Представить особенности в произношении и словообразовании.

3. Установить степень устойчивости диалектизмов.


4. Уточнить методы и приемы исследования современных говоров.
Итог исследовательской работы:

Словарь диалектных слов и речевых оборотов



2. Фонетические, словообразовательные и диалектные особенности речи жителей Земцовского сельского поселения.


В связи с особенностями географического положения и исторически сложившихся причин, Тверская область представляет интересный лингвистический объект для изучения процессов формирования русского языка в двух его формах: литературной и диалектной.

Диалектное членение Тверской области в настоящее время - результат преобразования диалектных объединений предшествующего периода. Как показывают исследования лингвистов, современные народные говоры на территории Тверской области не образуют структурно-лингвистического единства. Диалектологическая карта Тверской области отличается пестротой диалектных группировок, но территориальное расположение их образует компактные ареалы: основную центральную часть занимают западные среднерусские говоры (Псковской группы и селигеро-торжковские) и восточные (Калининской подгруппы Владимирско-Поволжского диалектного объединения), в северо-восточной части области (севернее линии Бежецк - Калязин) расположены севернорусские говоры, а на юго-западе (к югу от линии Торопец — Ржев) — южнорусские говоры.


Не все эти тверские диалектные объединения исследованы и описаны в научной литературе(С.А.Копорский,Т.В.Кириллова,Л.Н.Новикова).
Данная исследовательская работа посвящена диалектам и говорам Земцовскаго сельского поселения, относящимся к южнорусским говорам, образующим компактный ареал на юго-западе Тверской области — говорам Оленинского, Нелидовского, Западнодвинского, Жарковского и Бельского районов, которые по новейшему диалектному членению русского языка отнесены к Верхне-Днепровской и Западной группам южнорусского наречия. Занимая северную часть Верхнеднепровской группы, исследуемые говоры Тверской области отличаются от других говоров этой группы, расположенных южнее Тверской области. Эти отличия возникли в процессе длительного взаимодействия с соседними говорами (псковскими и селигеро-торжокскими), которые расположены вдоль всей северной границы Верхне- Днепровской группы.

e:\диалекты\карта днерусские-говоры.png

В связи с тем, что эти говоры на западе и юго-западе соприкасаются с псковскими и смоленскими диалектными ареалами, а северная и восточная границы отделяют их от среднерусских говоров (селигеро-торжокских и московских), они образуют такой диалектный ареал, в котором особенно активны речевые изменения. Они входят также в зону русско-белорусского пограничья. Этим объясняется тот факт, что на протяжении развития русской диалектологии в XIX в. и первой половине XX в. статус этих говоров определялся по-разному.


Первые сведения о говорах юго-западной части Тверской области находим в работе С.Разумихина «Село Бобровка и окружный его околоток», представляющей собой этнографическое описание села Бобровки Ржевского уезда (в настоящее время — деревня Бобровка Оленинского района). С.Разумихин (местный священнослужитель) дал подробное описание фонетических и морфологических особенностей говора, зафиксировал необычные («любопытные») черты говора в лексике. В вышедшей в это же время статье В.И. Даля «О наречиях русского языка», подтвердившей данные С.Разумихина, все тверские говоры, начиная от Ржева и далее на запад (тверское Заволжье) отнесены к смоленскому (белорусскому) наречию (Даль, 1955).

Известный лингвист В. М. Жирмунский говорил, что «диалект представляет единство не исконно данное, а сложившееся исторически в процессе общественно обусловленного взаимодействия с другими диалектами общенародного языка, как результат не только дифференциации, но и интеграции: единство развивающееся, динамическое, как о том свидетельствует характер языковой карты, наглядно отражающей связь истории языка с историей народа».

Вопрос, является некоторая языковая разновидность диалектом, относится к одной из сложных проблем лингвистики, причем последствия такого решения могут выходить и далеко за её пределы. Если строгого выбора в обозначении конкретной разновидности языка лучше избежать, лингвисты обычно используют термин идиом (либо «промежуточное» обозначение «язык/диалект»).

Не существует единого понимания проблемы «язык / диалект», и, соответственно, единых критериев её решения. Поэтому, утверждая, что некий идиом является именно языком либо диалектом, необходимо оговаривать, на основании каких факторов делается этот вывод. Это значит, что на вопрос «являются два (близкородственных) идиома диалектами или разными языками?», как правило, нельзя ответить просто «да» или «нет», не оговаривая, что имеется в виду.





Критерии для определения языков и диалектов

уровни

примеры

 

a)

б)

1 уровень [89-95 % совпадений] обычно соответствует либо а) самостоятельному языку (плохо взаимопонятному с другими языками), либо б) группе (кластеру)

близкородственных языков.



Английский, французский

русско-белорусский кластер,

иберороманский кластер



2 уровень [95-99 %] соответствует а) наречиям (группам диалектов) или б) отдельным близкородственным языкам (частично взаимопонятным).

пикардское, валлонское, «литературный французский язык»

белорусский язык, среднеюжнорусское, севернорусское наречия; галисийский, португальский, испанский языки

3 уровень [99-100 %] соответствует отдельным диалектам (с хорошим взаимопониманием).

 

псковская группа говоров (ГГ), тверская ГГ, московская ГГ

4 уровень соответствует отдельным говорам (с очень небольшими структурными различиями).

 

московский городской

В современных народных говорах сложилась своеобразная языковая ситуация, для изучения которой необходимо выделение диалектных систем или их фрагментов. Главная трудность в организации этой работы- неразработанность методики изучения говоров. Одним из доступных и эффективных методов является метод внутренней реконструкции, который предполагает описание речи в пределах одного диалектного региона. В исследовании диалектов и говоров Земцовского сельского поселения, как части тверских южнорусских говоров, мы стремились использовать методические приёмы и условия, которые применимы в первую очередь к говорам изучаемого района. Для сбора материалов использовались традиционные методы: непосредственное наблюдение над спонтанной диалектной речью, анкетный метод и метод опроса-интервьюирования.

На территории Тверской области сохранилось большое количество диалектизмов, присущих разным говорам русского языка: северорусским, среднерусским, южнорусским. В.И.Даль называл Тверскую губернию «по говору самой безобразной, пёстрой, смешанной». Эта пестрота сложилась исторически: сюда, на территорию, по которой проходили границы княжеств, переселялись жители со всех концов Руси, здесь сосредоточивались черты и слова разных говоров.

Поселок Земцы располагается на западе Тверской области, граничит с Западнодвинским районом. Несколько лет территориально принадлежал Великолукскому району. А это обеспечивало связь с Псковской областью.

С XII века после утраты Киевом его политического значения началось усиление новых региональных центров, в том числе Пскова и Новгорода, что привело к ослаблению языковых связей между территориями, и как следствие закреплению в них языковых черт, восходящих ещё к славянским племенным диалектам, и появлению местных инноваций.



Особенности словообразования и ударения, характерные для говоров Земцовского поселения:

- Наличие окончания –Ы в форме им. пад. мн. числа сущ. глаз: гла́зы. (1).

- Наличие общей формы дательного и творительного пад. мн. числа сущ. и прилагательных: с пусты́м в’о́др[ам], к пу́стым в’о́др[ам]. (2)

- Форма именительного пад. мн. числа местоимения весь: вси или уси. (2)

- Распространение слов – названий ягод, образованных с суффиксом –иц: землян[и́ц]а, брусн[и́ц]а (1)

- Использование длинного «н» в образовании прилагательных: холонно, завинно, жанный.

- Образование слов с использованием суффикса –ин-: конфет[ин ] а, вод[ин ]а, гриб[ин ]а (2)

- Использование предлога У : поехал у город, пошел у лес, у школу

- Наличие окончания -Ы в форме дательного и предложного падежей: повесил на стенЫ, поехал на машинЫ, шапка на головЫ, подошел к соснЫ

- При произнесении используется глухой звук [г]- фрикативное;

- При образовании деепричастий используется «лши» в качестве суффикса : поелши, попилши, оделши и т.д.

- В слове «сантиметр» при произнесении первый звук [ Т] заменяется на [ Ц] :«сан[ Ц] иметр»

- Широко используются словосочетания типа: пошел в ягоды, в грибы, в малину и т.д.



О некоторых значениях суффикса -ин(а) в Земцовских диалектах.

- Существительные на -ин(а) широко представлены в народной речи жителей п.Земцы и близлежащих деревень.

- Особенностью говора является использование -ин(а) в значении суффикса: ягод[ин]а, конфет[ин]а, (бел[ин]а «белое пятно», крашен[ин]а «крашенный материал» и т.д.).

- Своеобразны единичное и увеличительное значения у слов на -ин(а): вод[ин]а «капля воды», медвед[ин]а «большой медведь», луж[ин]а «большая лужа».

- С определением единичного значения у многих существительных возникают трудности. Так, контекст позволяет слова лесина, ивина воспринимать как образования с увеличительным значением: «Огромную лесину нашел»; «А берёзина толстая, развесистая такая»; «Видел толстую ёльчину» и т.д.

Различать разные значения у образований на -ин(а) часто бывает трудно. Важно при анализе лексического значения учитывать контекст, сочетаемость слова, важна бывает и ситуация, в которой использовано слово. Часто решающими являются пояснения носителей говоров.

1 — черты характерные для юго-западной диалектной зоны.

2 — черты характерные для северо-западной диалектной зоны

Таким образом видно, что прослеживается тенденция заимствования элементов диалектной речи, говоров из других регионов и образование собственных(оригинальных) вариаций.

Историко- географические сведения

Земцо́вское се́льское поселе́ние — муниципальное образование в составе Нелидовского района Тверской области. На территории поселения находятся 24 населенных пункта. Центр поселения — посёлок Земцы.

Географические данные

Общая площадь: 303,9 км²

Нахождение: западная часть Нелидовского района

Граничит:

на севере и востоке — с Нелидовским сельским поселением

на юге — с Жарковским районом

на западе — с Западнодвинским районом

нелидовский район.jpg

Основные реки — Ушица и Туросна.

Поселение пересекает автомагистраль М9 «Балтия» и железная дорога «Москва — Великие Луки — Рига».

На территории поселения находятся следующие населённые пункты:

Пос. Земцы , пос. Борок, дер. Власевка, дер. Драньково, дер. Дрогачево, дер.Дятлово дер. Земцы ,дер. Земцы, дер. Кортяшево, дер. Костино, дер. Малые Ущаны, дер. Мешки, пос. Мирный , дер. Михалево, дер. Никулинка , дер. Отвага , пос. Откос , дер. Подберезье, ж.д. разъезд Подсосенка, дер. Сильники, дер. Соболевка, дер. Хлюстовка, дер. Шабровка, дер. Шанино

В 2001 году исключены из учетных данных деревни Заборенка и Подсосенка.

Ранее исчезли деревни: Литвиново, Большые Ущаны, Малиновка, Жаровня и др.

В 18- начале 20 века территория поселения входила в Бельский уезд Смоленской губернии. После ликвидации губерний в 1929 году территория поселения входила в Западную область (до 1935 г.). После образования Калининской области вошла в состав Нелидовского района. С 1944 по 1957 поселок год относился к Великолукской области. Территориально граничит с Жарковским районом. Но так и осталось загадкой, почему поселок так называется? Откуда есть пошло это название, и какое значение имеет это слово. На том месте, где сейчас располагается поселок, 100 лет назад была небольшая лесная поляна. Земцами называлась деревня, находящаяся в полутора километрах от поселка. Ни один из возможных источников: архивы, краеведческие музеи Тверской, Смоленской, Псковской области- не могли прояснить ситуацию.



Единой версии по-прежнему нет. Этимология слова «Земцы» дает следующие толкования:

  1. По реке Двине с особым упорством стремились на Русь литовцы. Ближайшей их целью были богатые торопецкие, смоленские земли, а через эти территории они устремлялись к самой Москве. На их пути была территория Оковского леса и ближайшего Залесья (что за лесом), в центре событий оказывалась территория Помежья, где и сложилась своя округа служилых «земцев» и их центр –Земцы. Не сразу это произошло. К середине 14 века (1355-1362 г.г.) литовцы овладели городами Торопцем, Ржевом, Белым и к 1410 году- Смоленском. Оковский край почти на двести лет попал под иноземную власть. Прошло много лет, прежде чем из территорий Бибиревской, Сопотьской, Бубровской, Щучейской волостей в 1925 году сложилась объединенная Земцовская волость с центром в поселке Земцы.

СПРАВКА

( Своеземцы (земцы)

Категория мелких непривилегированных земельных собственников на Руси XII-XVI вв., составлявших в своем большинстве промежуточный слой между классом помещиков и крестьянством. В Пскове землевладение своеземцев было, видимо, связано с несением военной службы, а сами своеземцы составляли низший слой господствующего класса (такими же были своеземцы и в Твери). Происхождение своеземцев Новгорода было пестрым (младшие представители боярских родов, богатые крестьяне), различны были и размеры их земельных владений. К XV в. усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков ("служилых людей"), большая часть - в крестьян. Этот процесс завершился в к. XVI - н. XVII в.

Исторический словарь)

(Земцы или своеземцы - составляли класс мелких землевладельцев в Новгородской и Псковской землях, в отличие от крупных землевладельцев - бояр. В уезде они жили родственными или товарищескими группами, владея одной или несколькими "вопчими" деревнями, "по жеребьям". Можно отметить и земецкие семьи, во владении которых состояло от 14 до 18 деревень, и такие ., которые свои небольшие участки косили и пахали собственноручно. Следствием этого было то, что далеко не все земцы попали в категорию служилых людей. Как была организована их служба в первое время московского владычества - неизвестно; но несомненно, что многие из З. не в состоянии были ее нести и потому выбыли из разряда служилых: их деревни были обложены оброком, сверх обежной дани, "того деля, что служити но могут". Затем у многих из них земли были конфискованы, наряду с боярскими и церковными, и розданы в поместья.

( Словарь Брокгауза и Ефрона)

  1. Очень интересная версия толкования слова «ЗЕМЦЫ» через санскрит.

(Совершенно не научная, разработанная творческой группой на основе полученной из разных источников информации, но мы считаем, что она имеет право на существование.) И сейчас в Жарковском районе, граничащем с Земцовским поселением, живут индоевропейцы. К таковым относятся не только русские и вообще славяне, но и иные соседние народы, в частности литовцы, латыши, германцы и другие, более удаленные. Существует теория, разработанная лингвистами, о первоначальном заселении Европы после отступления ледника. Она говорит, что первыми по следам ледника шли индоевропейцы. И этим первым отрядам Европа обязана многими географическими названиями. Среди индоевропейцев были и предки славян - протославяне (или праславяне). А еще литовские племена и этнос, следы которого тоже находят в топонимике, иллирийцы. Но в нынешних тверских и соседних краях все-таки преобладали предки славян, от самых первых групп переселенцев остались удивительные названия, которые иногда переводятся лишь с помощью древнеиндийского языка - санскрита. В этом нет ничего особенного - иногда индийские лингвисты с удивлением и благожелательностью замечают, что люди, объясняющиеся на чистом русском языке, на самом деле говорят тоже на санскрите. Можно сказать и иначе - знающие санскрит говорят на чистейшем русском языке. Только более старом. Л.Н. Рыжков в книге «О древностях русского языка» привел удивительный пример, взятый из Авесты ( XIV -- IX вв. до н. э.). Текст звучит примерно так: «Казна дэрэта зямца адэ набясця?» Это значит в примерном переводе на русский: «Кто создал землю и небеса?» Согласитесь, что для промежутка времени в три тысячи лет совпадения удивительные. Получается, что слово «Земцы» в переводе с санскрита означает «земля». Таким образом, видна взаимосвязь двух версий толкования слова «ЗЕМЦЫ». Возможно, в этом и есть истина, а слово «ЗЕМЛЯ» для обеих версий является связующим звеном.

Литва также отразилась в истории запада Тверской области. Например, известен термин «старые литовские городки». Это укрепленные поселения, в основном, вдоль Волги. Например, Роден, Горышин, Кличен, Хачин, Осечен. А некоторые литовские названия просто стерты в памяти. Например, в Нелидовском районе, на границе бывшего Бельского княжества в XIV веке было основано поселение под именем Монвидова Слобода. Интересно, что одного из сыновей Гедимина звали Монавид. Через две сотни лет поселение уже называли Моневидово. А сейчас на его месте - село Монино.

Белорусские «мотивы» также прослеживаются в языке земчан. У белорусов, например, есть слово «пел» - чистое болото. А у литовцев «пельке» - трясина, торфяник, болото. В Земцах говорят «потопель». Это еще раз подтверждает, что литовские племена жили на огромных пространствах от Вислы и почти до Волги. Но есть другое, более верное объяснение. В этих местах жили кривичи, о них есть письменные упоминания, относящиеся к началу второго тысячелетия. А что было до этого? Людей, которые жили здесь, можно назвать праславянами. Их язык был архаичнее, чем у кривичей и тем более у современных русских. В современных славянских языках есть пласт очень древних слов. Многие из них совпадают с санскритом. Есть лингвисты, которые весьма твердо утверждают: древнерусский язык был основой индоевропейских языков. Доказать это, конечно, трудно, но такая точка зрения известна. И недаром близ жарковских и бельских мест когда-то жила группа, именуемая Бельской Литвой.


  1. Выводы

В связи с освоением территории поселения активизировалась общественная и культурная жизнь. Люди разрабатывали торф, занимались осушением болот, строили предприятия по заготовке и переработке древесины, прокладывали железную дорогу. С различных территорий, областей и республик приезжали и оседали люди. Совершенствовался и обогащался их язык, приобретая свойственный данной территории колорит, основой которому стали различные составляющие: взаимодействие разных языков, междиалектные контакты, взаимодействие традиционных говоров и литературного языка, уровень культурного развития, образование и грамотность населения, возраст и степень участия в общественной жизни и др. Общение образованного населения, владеющего литературным языком, с носителями диалектов приводило к взаимному влиянию литературного языка и диалектов. И диалекты, и общеупотребительные слова получали возможность существовать «параллельно», давая возможность населению выбора для дальнейшего существования наиболее «частотных» форм слов или их инноваций. Однако результаты анализа словаря диалектов поселения, составленного в 2011 году, говорят о «живучести» диалектных слов и выражений.
Ценность данного исследования заключается в установлении того, что процессы междиалектного взаимодействия привели к своеобразному сочетанию специфических диалектных черт, возникших под влиянием различных исторических, экономических, политических факторов.

Наблюдение за состоянием современного языка жителей Земцовского поселения, относящегося к южнорусским говорам, позволяет сделать вывод о том, что:

1). Говоры поселения в результате взаимодействия междиалектных и литературно-диалектных контактов активно изменяются в сторону сближения со среднерусскими говорами, в которых наиболее полно отражаются общерусские процессы развития русского национального языка. Значительную часть диалектных слов и выражений, систематизированных в словаре, чаще всего теперь следует относить к архаизмам, так как в большинстве своем используются в речи пожилого населения.
2). В системе словообразования, с одной стороны, устойчиво сохраняются черты исходной системы; с другой стороны развиваются новые, часто гибридные или вариативные диалектные особенности, отражающие влияние соседних говоров и литературного языка.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ЗЕМЦЫ

Более 100 лет назад на том месте, где сейчас находится поселок Земцы, в непроходимом лесу были две небольшие полянки. На одной из них, по среднему течению реки Дубицы, в 1893 году, спросив разрешения общества, поселился крестьянин деревни Большие Ущаны Василий Антонович Поздняков с женой и дочерью. В этом же году акционерное общество Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги начало строительство железной дороги Москва-Рига. Первый поезд по ней прошел в 1904 году, остановившись у двора Позднякова. Эту глухую станцию, расположившуюся среди лесов и болот, по имени ближайшей деревни назвали Земцы. Вскоре здесь были построены вокзал и водокачка. Потом свой дом построил путевой проходчик А.Ф. Азаров. Один за другим перебирались на станцию жители близлежащих деревень. Это были Селицкий, Шарахов, Зончев, Зелепухин, Быченков и другие. Богатые лесные массивы стали притягивать сюда лесопромышленников. В 1906 году московский купец Даньков построил лесопильный завод, управляющим назначает Переса. Позднее, в 1910 году, построили лесозаводы в поселке немец Иткин, в Дятлове- вяземский купец-Лютов. Для вывозки леса на станцию им была построена узкоколейная железная дорога, проходившая параллельно железной дороге Москва-Рига. Пиломатериал лесопромышленники отправляли в Петроград, Ригу, за границу- в германию и другие государства. С развитием деревообрабатывающей промышленности шло заселение поселка Земцы вдоль речки Дубицы. Построили частные лавочки Лобанев, Львин и другие. Так возникла центральная улица- Вокзальная, долгое время остававшаяся единственной улицей поселка.

После революции 1917 года в поселке и близлежащих деревнях начались преобразования. В 1918 году в деревнях Отвага и Дрогачево открылись школы. В 1921 году школу из деревни Отвага перевели в деревню Никулинку, а в 1926 году- в поселок Земцы. В 1939 году построили новое деревянное двухэтажное здание семилетней школы, тогда же открылась и средняя школа.

До 1923 года поселок Земцы был в составе Дуборезовской волости Бельского уезда.

Во время Великой Отечественной войны поселку был причинен огромный ущерб. После освобождения от оккупантов в нем осталось около 10 жилых домов. Восстановление разрушенного войной хозяйства требовало большого количества строительных материалов. В 1944 году с Южного Урала в Земцы прибыл поезд №5 Министерства путей сообщения с оборудованием для деревообрабатывающего завода и кадровыми рабочими. В тяжелых условиях началось строительство лесозавода. Не хватало жилья, пришлось строить временное жилье для рабочих, магазин и столовую. Вначале закладывали лесопильный и механический цехи, электростанцию. Помещения были временными, сколоченными из досок. В 1953 году завод функционировал как домостроительный комбинат, выпускавший типовые дома и столярные изделия.

В 1968 году было построено новое двухэтажное типовое здание средней школы с центральным отоплением. В 1968 году в школе-580 учащихся, 30 учителей (17 из них с высшим образованием,6- с незаконченным высшим).

Интересно последить динамику численности учащихся в Земцовской школе:

1918год- 25 уч-ся

1930 год- 50 уч-ся

1940 год- 400 уч- ся

1968 год- 580 уч-ся

1997 год-228 чел

2011 год-75 уч-ся

В послевоенные годы в поселке сооружены сотни личных домов, появились новые улицы: Школьная, Пролетарская, Кирпичная, Октябрьская, Новая, Заводская, Учительская, Ленина, Колхозная, Больничная, Базарная, Лесная.



(Из статьи учителя Земцовской средней школы Ивановского Григория Хрисанфовича в газете «Знамя коммунизма» за 10 декабря 1968 года)

страница 1 страница 2
скачать файл

Смотрите также:
Тема проекта
440.46kb. 2 стр.

1. Происхождение и ранняя история восточного славянства. Тема Образование древнерусского государства. Тема Древняя Русь х-начала ХII вв. Тема Принятия христианства и начало становления российской православной цивилизации
11168.56kb. 33 стр.

3. иудаизм 78 Тема буддизм 88
4941.99kb. 11 стр.

© kabobo.ru, 2017