kabobo.ru Сочинение – размышление «Мой родной язык – русский». Подготовил
страница 1


КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «СОЛНЕЧНАЯ»
141542 Московская область,

Солнечногорский район, посёлок Смирновка

634-688 - директор; факс

634-689 - канцелярия; soln.school@mail.ru



Сочинение – размышление «Мой родной язык – русский».


Подготовил ученик 8-ого класса МОУ СОШ «Солнечная»

Домашов Сергей Александрович

Учитель–консультант Нестерова Наталья Владимировна

г.Солнечногорск

2010г.

«Во дни сомнений, во дни тягостных



раздумий о судьбах моей родины, -

ты один мне поддержка и опора,

о великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь тебя –

как не впасть в отчаяние при виде всего,

что совершается дома? Но нельзя верить,

чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И.С.Тургенев.

Сколько я себя помню, в нашей семье всегда бережно и трепетно относились к слову, речи, собеседнику, общению. Моя прабабушка всегда ласково, доверительно говорила мне: «Сынок, птицы попадаются в ловушку лапками, а люди – языком. Думай над каждым словом, уважай его. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Тогда, в детстве, я не очень понимал эти слова, но теперь, повзрослев, я осознаю, что это моя прабабушка, не очень грамотная, но от природы мудрая женщина, заложила в мою детскую душу любовь к великому русскому языку. И уже сейчас, став восьмиклассником, я понял, что родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

На уроках русского языка, истории, обществознания мы узнали, как язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык помогал людям понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы.

2

Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, а значит, и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т.е. развитию человеческого общества. Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий.



Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». А Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

3
В наши дни русский язык поистине становится интернациональным. И это накладывает на нас высокую ответственность высоко держать знамя русского языка. Мы должны учиться соблюдать его чистоту, правильность, точность и выразительность. « Мал язык – да горами качает!» - говорит пословица. И надо научиться с уважением относиться к этому гиганту. Пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

И для того, чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.

К сожаленью, сейчас стало правилом, что люди очень часто говорят небрежно не только дома, но и на собраниях, кое-как пишут не только весточку родным, но и заметку в стенгазету, читают безграмотные вывески и объявления, слышат искажённую речь в транспорте, в магазине и мирятся с этим, не обращая на это внимания, не придавая этому значения!

А ведь сколько недоразумений возникает из-за языковой небрежности! Как часто мы обижаем друг друга, сами того не желая, из-за неумения ясно выразить свою мысль. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того, точно ли мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи, и завещали нам бережно относиться к родному языку.

Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - восклицал Иван Сергеевич Тургенев.

4
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и под час забываем, что литература – искусство слова. А ведь всё, что мы узнаём из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!



Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – всё воссоздаётся писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Неслучайно, язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться.

Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, - результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспитывает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразительных средств и чистоту народного языка; учителя, которые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это уроки математики, географии,

5

При помощи русского языка можно выразить тончайшие физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, радио, телевидение – всё это способствует выработке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрослых, у всех слушателей и читателей.



Нередко рассуждают таким образом: «Конечно, математику или физику надо специально изучать. Но что касается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». В самом деле, язык – явление совершенно особенное в жизни человека. Важнейшее средство общения – язык – доступно каждому с детства и используется постоянно каждым членом данного общества. Это создаёт у человека иллюзию, что он - полновластный хозяин своей речи: ему кажется, что его «лингвистические вкусы», «его взгляды на язык» и «его объяснения» - объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроется причина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячих мнений, хотя и возникают они обычно из искренних и добросовестных побуждений. Конечно, есть такие скептики, которые считают: «Как сказал, так и ладно. Всё равно поймут»! Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие « неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на своём собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом «всё равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь - неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.

А что же такое культура речи? В лингвистическом смысле – это владение языковыми нормами ( в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.п.), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека. Человек должен осознавать, что его речь – его достоинство. Но как часто люди сквернословят, не задумываясь над этим, не испытывая стыда перед словом. А ведь стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться,

6

и много стыдиться, если он человек. На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение.



Думается, что оба ответа верны. Незаметно для человека сквернословие становится болезнью. Он уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Сейчас сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз.

7
А если я не сквернословлю, то в чём тогда опасность для меня? -

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.

Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Всё равно это – сквернословие, и ваш сигнал пошёл в сознание. Как беречь чистоту речи, пока мы учимся в школе?! – Надёжных рецептов нет. Но некоторые приёмы помогут избежать сквернословия:

- не говорите плохих слов сами;

- не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

Ошибочно считается, что выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его найти ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в качественном исполнении домашних дел.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристаёт. Всегда найдётся кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

Ругательству противопоставь слово хорошее! Заяви себе: «Сегодняшний день – мой главный день!» И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, тепло улыбайся, сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенности личности, о недопустимости мелочных упрёков, характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». А если не сдержался, - попроси прощения.

В обществе случаются периоды пренебрежения к нормам языка, но это сродни болезни, которая проходит. И люди снова начинают понимать важность правильной, красивой, адекватной речи. Ведь счастье – это когда тебя понимают… Тем более, когда ты говоришь на русском языке. А «на русском языке говорит совесть мира» (Мустай Карим).


Русский – это мировой, глобальный язык. «Повелитель многих языков, язык Российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе» (М.В.Ломоносов).

Русский язык является единственным государственным языком России.

8

До 1991года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Он продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР как родной для большей части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США, Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский ( например, школа Шевах-Мохет в Израиле).В этой стране русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 80-х гг. XX века русский язык был основным иностранным языком в школах.



Указом президента РФ № 1488 от 29 декабря 2006г. 2007 год был объявлен Годом русского языка, в рамках которого проводились культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы и на поддержку программ их изучения в России и за рубежом. Русский язык также является одним из двух государственных языков в Белоруссии (наряду с белорусским). Русский язык является официальным языком ( во всех случаях другой язык или другие языки выступает как государственный или второй официальный) в следующих государствах и на территориях:

- в Казахстане,

- в Киргизии,

- в признанных Россией как независимые государства Абхазии и Южной Осетии,

- в части Молдавии (Приднестровье, которое является непризнанным государством, и в автономной Гагаузии),

- в некоторых коммунах жудецев Констанца и Тулча в Румынии, где официально признанным меньшинством являются старообрядцы-липоване.

Русский язык, как и другие крупные языки, мира имеет свои разговорные варианты (официально не закреплённые и пока даже мало изученные лингвистами) за пределами РФ - в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Молдавии, в государствах Закавказья и Средней Азии. В Юго-Восточной Европе в силу близкородственности украинского и белорусского языков имеет место сильное смешение речи и возникают диалектные формы русско- украинского суржика или русско-белорусской трасянки.

На территории Центральной Азии, в частности, в Киргизии и Узбекистане, русская речь достаточно консервативна и до недавнего времени сохраняла форму 30-х гг. XX века (даже в речи русскоязычных представителей других национальностей – татар, корейцев, армян. Русская речь Казахстана не несёт на себе следов казахского языка, но зато сходна с некоторыми диалектами Сибири. Свои лингвистические особенности имеет

9
речь русской эмигрантской диаспоры различных поколений в дальнем зарубежье.

В ряде государств постсоветского пространства отмечено исходящее от правительственных инстанций стремление регулировать отдельные элементы русского языка. Даже несмотря на непризнание этими государствами официального статуса за русским языком (например, на Украине – «управление в Украине», «из Украины» вместо считающегося нормативным в России «на Украине, «с Украины».

Поскольку такие изменения вносятся несогласованно, то реально они влияют на русский язык только на территории соответствующего государства.

Сколько людей в мире говорит по-русски ?

10

В социологическом исследовании Института Гэллапа (Gallup, Inc.), посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92% населения в Белоруссии, 83% на Украине, 68% в Казахстане и 38% в Киргизии выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» (Русский язык как родной язык).

В США в штате Нью-Йорк в 2009г. внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более миллиона человек, все, связанные с процессом выборов документы, должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных компаний. Ранее в список были включены испанский, корейский, филиппинский, креольский языки и три диалекта китайского.

Русский язык является одним из рабочих языков в СНГ, ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ОБСЕ и др. Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

После некоторого упадка интереса к нему в результате распада СССР сейчас наблюдается определённое возрождение интереса к нашему родному языку в условиях острой конкуренции с другими мировыми языками.

500 миллионов человек в мире владеют русским языком, что ставит его на 3-ье место после китайского (1 миллиард) и английского (750 миллионов). 160 миллионов человек считают его родным языком. Для нас, русских людей, он навсегда останется самым великим и могучим Языком, на котором мы думаем, читаем, говорим, мечтаем, ведь « язык – это душа нации, живая плоть идеи, чувства, мысли»(А.Н.Толстой).

На русском, о русском, по- русски

Мы думаем, читаем, говорим.

На русском, о русском, по-русски

Живём, мечтаем, дружбой дорожим.


На русском, о русском, по- русски

Я жизнь повсюду буду прославлять.

На русском, о русском, по- русски

Я буду жить, учиться и мечтать!


(Замира Шайбова, Таджикистан).

11

Используемые источники:




  1. Русский язык: учебник для 9-ого класса ОУ / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко/ - 23-е издание, - М.: Просвещение, 2007. (стр.73-77).

  2. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей, том 10, - М.: «Аванта+», 2005.( стр.466-471).

  3. W Русский язык в мире – Википедия www.ru.wikipedia.org

  4. Мы «Русские»…( часть 1) – Еврейский мир. Газета русскоязычной Америки www.evreimir.com/article,php?id=28923

  5. «Профиль» - деловой журнал. Новости. Политика. Экономика. Финансы. www.profile.ru/items/?item=22190.

  6. Э.Борохов «Энциклопедия афоризмов» (мысль в слове). – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. (стр.652-654).

12
Данные об участниках проекта:


1.Автор сочинения – размышления Домашов Сергей Александрович, ученик 8 а класса МОУ СОШ «Солнечная»,1996 года рождения. Домашний адрес: Солнечногорский район, посёлок Смирновка, дом №24, кв.6, телефон 634-765.
2.Учитель- консультант Нестерова Наталья Владимировна – учитель истории, обществознания и английского языка высшей категории МОУ СОШ «Солнечная».

Домашний адрес: 141500 М.О.,г.Солнечногорск, м/р-он Рекинцо-2, дом №1, кв.27, телефон 64-89-82, 8-964-553-02-52.



13


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Сочинение – размышление «Мой родной язык – русский». Подготовил
131.51kb. 1 стр.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература
1515.84kb. 19 стр.

Научно-образовательный профориентационный проект «Я познаю мир. Мой первый шаг в науку» природные богатства родного края
38.08kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017