kabobo.ru Скороходов Вячеслав Викторович, президент федерации ушу «Небесный
страница 1




Скороходов Вячеслав Викторович, президент федерации ушу «Небесный дракон», мастер 3 ступени школы, кандидат культурологических наук, руководитель научно- методического совета АСЕ РГУФК по традиционному ушу.

Стёпин Виктор Александрович, преподаватель федерации ушу «Небесный дракон».


Психологические, технико-тактические и физические аспекты рукопашной подготовки в системе ушу «Небесный дракон» в сравнении с другими системами внутреннего и внешнего ушу.
Введение

Ушу – название традиционной национальной китайской системы совершенствования личности, физической и воинской подготовки. В ушу насчитывается более 130 различных направлений и стилей, которые подразделяются на несколько основных направлений:



Также школы и стили ушу делятся на семейные (фамильные) и монастырские. Помимо вышеперечисленных направлений существует цигун (работа с энергией) – направление, где основное внимание уделяется культивированию внутренней энергии ци, для обретения, здоровья, гармонии духа и тела, развитию различных сверхспособностей.

С течением времени различные аспекты ушу существенно трансформировались. Сегодня мы наблюдаем, как целостная многовековая традиция боевых искусств становится целой отраслью в мире современного спорта. Несомненно, в наше время еще существуют носители древнейшей традиции, которые передают ее как целостную систему, но в действительности, эта традиция уже распалась на самостоятельные направления, такие как: военно-прикладное, лечебно-оздоровительное и спортивное. Конечно, нельзя отрицать той практической выгоды, которую могут извлечь специалисты из какого-либо обособленного направления. Так, например, органы охраны правопорядка используют сугубо боевой потенциал восточных боевых искусств. Медицина, в свою очередь, использует различные виды оздоровительной восточной гимнастики и так далее.

К сожалению, ушу как действующая система ведения боя в настоящее время не распространено. Ушу гораздо более известно как спорт (таолу – формальные комплексы гимнастических упражнений, сань-да – спортивный поединок по правилам), и как оздоровительная система (цигун, тайцзи-цюань).

Литература по методикам боевой (рукопашной) подготовке есть, но информация в ней не полная или фрагментарная. В данной работе будет приведен сравнительный анализ методик боевой (рукопашной) подготовки в системе ушу «Небесный дракон» и других системах внешних и внутренних стилей ушу.

Школа «Небесный Дракон» является внутренним направлением и имеет мягкие и жёсткие аспекты. Техника боевого искусства Небесного Дракона базируется на системах тай цзи цюань, ба гуа чжан, синь и, и представляет собой, неразрывную, целостную систему этих стилей, которая выступает как эффективное средство защиты и нападения. Кроме того, вся система опирается на глубокую проработку энергетики организма, что усиливает эффективность всей системы. Много времени уделяется ци гуну, тай цзи и ба гуа. Один из принципов школы медленное рождает быстрое. Так как все движения этих внутренних гимнастик несут в себе и возможность применения в бою, то, тренируя долгое время тай цзи, ба гуа или ци гун для развития энергии, одновременно отрабатываешь и непосредственно боевой аспект.

Технический арсенал Небесного Дракона разнообразен и эффективен. Движения в данном направлении внешне грациозны и легки, однако внутреннее содержание этих движений и перемещений имеет прикладной аспект, и, следовательно, обладает эффективностью при применении в бою.

Техника боя не содержит никаких ограничений. Применяются все возможные приёмы вплоть до акупунктурных и энергетических ударов, а также удары в пах, горло, глаза, суставы, спину, которые обладают несомненной эффективностью в реальном поединке.

В технический арсенал входит разумное сочетание работы ногами, руками, головой и корпусом. Помимо сочетания трёх внутренних стилей техника Небесного Дракона содержит так называемые "звериные" стили. Среди них техники - снежного барса, богомола, пантеры, медведя, орла, змеи, кобры, феникса, дракона, обезьяны и некоторых других животных.

Искусство боя Небесного Дракона уникально адаптировано как для мужчин, так и для женщин, а также подходит для всех возрастов и весовых категорий.

Если, в общем, охарактеризовать боевую систему, то она напоминает острый шип внутри соломы - это основной принцип функционирования стихии воды. На начальном этапе практикуется мягкость. Отсутствие жёстких блоков на приёме - мягкий вход - влечёт за собой попадание противника под удары, заломы, броски и удушения. На этапе углубленного изучения противника сразу встречают жёсткими ударами по болевым точкам рук и ног, а лишь затем следует развитие основного приёма. Такая техника позволяет получить больше времени на выполнение приёма и понизить сопротивляемость соперника из-за поражённых конечностей. Тем не менее, удары по конечностям обязательно содержат в себе принцип пустотности. Техника и тактика боя построена в основном на использовании силы и инерции противника против него самого.

Поскольку техника боя не имеет ограничений в правилах, в традициях школы почти не принято выступление на соревнованиях. Хотя соревнования внутри школы проходят обязательно и несут исключительно развивающую направленность. Соревнования проходят по двум видам. Первый вид это (тао лу), выполнение комплексов ушу внутренних гимнастик тай цзи, ба гуа и синь и. Второй это соревнования по рукопашному бою версии Небесный Дракон. Поединки проходят по достаточно жёстким правилам, в полный контакт, на жёстком полу. Запрещённых действий не много:- амплитудные броски на голову и область шеи; - любые скручивания шеи; - направленные удары в горло и глаза; - надавливания на глаза; - укусы зубами; - контактные добивания лежащего на полу противника ногой в голову;

Практика школы и ее знания позволят человеку организовать своё жизненное пространство в соответствии с принципами Дао и существенно продвинуться на пути самопознания.

В данной статье проводится анализ особенностей методики рукопашной (боевой) подготовки в системе ушу «Небесный дракон»

Подготовка бойца, способного эффективно действовать не только в учебной, но и в реальной боевой ситуации, является разносторонней и многоплановой. Поэтому для более детального анализа методик подготовки выделим три основных направления в обучении:


Глава 1. Психологической подготовка системы прикладного ушу «Небесный дракон».


Психологическая подготовка к бою в системе «Небесный дракон» разнообразна и многопланова. Она включает в себя различные виды медитаций и психотехники.

Сами тренировки в школе начинаются с пятиминутной медитации, ученики занимают правильное положение: сидя на пятках, спина прямая, тело максимально расслаблено, дыхание животом. Внимание плавно переводится в центр живота. В процессе медитации происходит успокоение ментальных процессов, в теле налаживается правильная циркуляция энергии, сознание концентрируется на происходящем здесь и сейчас, увеличивается сенситивность сознания. Все это многократно увеличивает эффективность тренировки. Заканчивается тренировка также пятиминутной медитацией. Помимо вышеперечисленного, завершающая медитация способствует интеграции полученной на тренировке информации.

В школе как самостоятельная ежедневная получасовая - часовая практика существует вид медитации «тихое сидение» - цзо-чань. Практикующий занимает правильное положение, далее устанавливается дыхание ся-дань-тянь (брюшное или диафрагмальное дыхание), дыхание незаметное и продолжительное. Все внимание переводится в нижний энергетический центр ся-дань-тянь, который находится в центре живота (его проекция на 5 см ниже пупка). В процессе тихого сидения важно удерживать концентрацию внимания в центре живота, не отвлекаясь на возникающие мысли и эмоции. Выполнение данной практике основано на так называемой теории обратного потока. Суть ее заключается в следующем: обычно, человек расходует имеющийся у него запас жизненной энергии через пять органов чувств и неконтролируемую работу сознания. Он переносит фокус своего внимания из себя во вне, а также в беспокоящие его мысли и чувства. В практике тихого сидения внимание переносится внутрь тела в нижний энергетический центр, что ведет к накоплению большего количества энергии.

В школе «Небесный дракон» есть еще одна техника для накопления энергии, основанная на теории обратного потока. В течение дня, чем бы не занимался человек, часть внимания удерживается в области ся-дань-тянь. При помощи этой техники практикующий накапливает энергию, учится находиться в большем контакте со своим телом, учится контролировать свои эмоции и мысли.

В результате практики тихого сидения увеличивается способность к обучению, в частности, боевому искусству. Боевая ситуация воспринимается целиком, отстраненно, не вовлекаясь в аффективные эмоции. Сознание практикующего тихое сидение в поединке работает как четко отлаженная машина, подбирая максимально эффективные ответные действия на атаки противника.

Способность воспринимать пространство боя целостно развивается также в медитативном спарринге. Это спарринг на сверхмедленной скорости, где все движения согласуются с дыханием и вниманием. В процессе медитативного спарринга занимающийся учиться подбирать адекватные действия на атаки противника, опробует различные варианты защиты, развивает способность считывать информацию о будущей атаке противника по малейшему движению его тела.

На первом году обучения в школе используется несколько психотехник для работы со страхом, такие как падение на спину на мат, удерживаемый несколькими учениками, падение с высоты в человеческий рост, падение с закрытыми глазами. В процессе выполнения вышеперечисленных упражнений важно сохранять осознанность в каждый момент падения и удерживать рефлекторные движения тела под контролем.

Также умение контролировать состояние своей психики и тела вырабатывается во время занятий прикладной акробатикой. Сначала базовые акробатические элементы (кувырки, перевороты, сальто, фляки, прыжки и т.п.) отрабатываются на матах, со страховкой, в различных скоростных режимах. Затем эти элементы выполняются на жестком полу. Постепенно совершается переход к выполнению этих элементов в усложненных условиях. Например, кувырок – полет от удара шестом по ногам, сальто с подоконника и т. д. Все эти элементы учат занимающихся контролировать свою психику и тело в экстремальных ситуациях, производить четкий расчет времени и движения в пространстве.

Как правило, реальная боевая ситуация связана со страхом, опасениями потерять здоровье или даже жизнь. Страх смерти – сильная эмоция, мешающая эффективно действовать в бою. В школе «Небесный дракон» есть специальные техники, позволяющие работать со страхом смерти – техники умирания, некоторые их них мы рассмотрим ниже. Первая техника заключается в следующем: во время спарринга боец представляет, что он пропустил смертельный удар, он падает и, сохраняя неподвижное положение тела, в мельчайших деталях представляет процесс умирания (как холодеют руки и ноги, тело становится ватным и тяжелым и т. д.). Далее он медитирует на смерть в течение получаса.

Следующая техника выполняется в водоеме (реке, море, океане). Необходимо нырнуть, задержав дыхание, и зацепиться за валун или корягу на дне. Находиться под водой желательно как можно дольше, контролируя желание тела всплыть, сопровождая это четкой мыслеформой «я утонул, я умер». В процессе выполнения этой техники укрепляется воля, развивает способность воспринимать ситуацию как бы со стороны.

Все вышеперечисленные способы подготовки к бою в школе «Небесный дракон» способствуют гармонизации психики и тела, накоплению энергии, способности четко действовать в экстремальной ситуации, преодолевать страх смерти, максимально эффективно действовать в бою.

Вопросом психологической подготовки к бою занимались следующие исследователи: Гагонин С., Гагонин А., Тарас А., Шлахтер В. и другие. Анализируя литературу по данному вопросу, можно выделить следующие подходы к преодолению страха смерти. Все исследователи психологических методов подготовки отмечают что, человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786—1797 гг.) заявлял, что «солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули»! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой.

Известно также, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед родиной (или перед семьей, кланом, партией, друзьями). Однако все методы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.

К числу именно психологических методов следует отнести, прежде всего, прием наркотических препаратов. Так, знаменитые берсерки принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации.

Следующий метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).

Третий метод — это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» ушу. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.

Еще один метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения подобного состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они являются глубоко верующими людьми. В ' частности, они искренне убеждены, что существует «жизнь после смерти», что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным блаженством в награду за свой подвиг.

Наконец, существует метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания позволяет им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до подобного результата удается немногим, и то лишь через несколько лет ежедневных психофизических упражнений.

Таким образом, наиболее приемлемыми для большинства практиков являются второй и третий способы из числа названных.

Важность медитации как метода подготовки к бою отмечают исследователи С. Гагонин и А. Гагонин. Они утверждают, что для мастера боевых искусств медитация важна тем, что помогает научиться естественно и свободно действовать в экстремальных ситуациях, находить единственно правильные решения в непредвиденных обстоятельствах и быстро реагировать на атаку противника, причем так, как тот меньше всего ожидает. В медитации нет ничего мистического, она вызывает реальные психологические сдвиги в процессе специфического вида деятельности в рамках особой психологической обстановки. Происходит единение физических и духовных сил, перепрограммирование психики человека, саморегуляция определенных психофизиологических качеств. Бесполезные, или создающие в данный конкретный момент времени помехи, элементы психики выключаются из работы, и, наоборот, обостряются те элементы, которые способствуют решению насущных задач. Если бы сознание функционировало в своем обычном режиме, то оно не справлялось бы с гибкостью и оперативностью реагирования, например, в боевых искусствах. Целостная оценка ситуации, создание комплексного образа повышает скорость обработки информации сознанием и облегчает спонтанное принятие конкретного решения. Перестройка работы сознания основана на торможении деятельности левого полушария головного мозга и активизации правого, воспринимающего мир в конкретно-образной форме Понятийно-логическая структура мышления, характерная для левого полушария, временно выводится из работы с помощью использования коанов, погружения в ритуал или медитативной практики. В любом виде дзэнских искусств тело является инструментом, при помощи которого действует сознание. В боевых искусствах сложилась формула: разум -- интуиция -- реальность, то есть концентрация внимания на противнике, слияние эго с личностью противника и инстинктивная реакция на все его действия.

Подход А. Тараса заключается в следующем. У подготовленного бойца любая yгpоза, любая опасность, любая агрессия должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции. Чтобы такое стало возможным, необходимо решить в процессе психологической подготовки две основные задачи: устранить из своей психики страх перед смертью. Hаyчиться сражаться в бою без участия сознания, на «автопилоте». Тогда в любой ситyации, даже пеpед лицом pеальной гибели, он сможет действовать pаскованно, без лишнего напpяжения, наиболее эффективным для его возможностей способом. Даже на пpеделе своих возможностей. Если говоpить кpатко, то пеpвая задача pешается пyтем пpогpаммиpования личности (включая самопpогpаммиpование); втоpая – посpедством визyализации (медитации) и самогипноза.

Проводя анализ методов психологической подготовки, можно отметить, что методы по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и уникальные способы подготовки к бою, которые способствуют гармонизации психики и тела, накоплению энергии, способности четко действовать в экстремальной ситуации, преодолевать страх смерти, максимально эффективно действовать в бою.


Глава 2. Технико-тактическая подготовка системы прикладного ушу «Небесный дракон».
Технический арсенал «Небесный дракон» разнообразен и эффективен. Базовые перемещения включают в себя множество шагов и перемещений, например, шаг цветка, дракона, богомола, лабиринта, неба, земли, золотого шара, змеи, несколько различных шагов тай-цзи, ба-гуа и синь-и и т. п. Движения в данном направлении внешне грациозны и легки, однако внутреннее содержание этих движений и перемещений имеет мощный прикладной аспект, то есть обладают эффективностью при применении в бою. Техника боя не содержит никаких ограничений. Применяются все возможные приёмы вплоть до акупунктурных и энергетических ударов, а также удары в пах, горло, глаза, суставы, спину, которые обладают несомненной эффективностью в реальном бою. В технический арсенал входит разумное сочетание работы ногами, руками, головой и корпусом. Помимо сочетания трёх внутренних стилей техника золотого цветка изобилует так называемыми "звериными" стилями. Среди них -- техники снежного барса, богомола, пантеры, леопарда, медведя, орла, змеи, кобры, феникса, дракона, обезьяны и некоторых других животных.

Соотнося технику школы «Небесный дракон» с пятью первостихиями китайской натурфилософии, можно сказать, что она наиболее близка к стихии воды. Техника и тактика боя построена в основном на использовании силы и инерции противника против него самого.

Важной особенностью школы является использование цигун (работы с энергией) для подготовки к бою. При этом классификация цигун различна. В зависимости от вида энергии, с которой работает цигун, выделяют следующие типы цигун: мягкие, жесткие, тяжелые, легкие, легчайшие. На начальных этапах тренировки используется преимущественно мягкий цигун, на втором году обучения добавляется жесткий, на третьем – тяжелый цигун. Первые три года занятий цигун занимает от половины до одной трети тренировочного времени. По характеру движения различают статический и динамический цигун.

Мягкие ци гун используются для набора энергии, успокоения ментальных процессов, гармонизации тела и ума, во время выполнения ци гун отрабатывается правильная траектория движений нападения и защиты, при этом боевые движения приобретают качественно иное наполнение. При медленном исполнении движения вырабатывается правильный динамический стереотип, а также появляется осознанность бьющей руки или ноги в каждой точке траектории движения, что в свою очередь увеличивает вариативность движений нападения и защиты в реальном бою. Также занятия мягким ци гун увеличивает сенситивность бойца, что позволяет чутко реагировать на изменение действий противника.

Жесткий ци гун используется для пробивки энергетических каналов, что качественно меняет силу и наполнение удара, учит управлять вниманием и энергией в ударе. Вследствие этого удар начинает обладать не только физической, но и энергетической силой.

Тяжелый ци гун также применяется для пробивки энергетических каналов, но в отличие от жесткого ци гун, где используется работа мышц антогонистов, включает в себя работу с тяжелыми предметами (камнями, бревнами, другим человеком).

Одним из важнейших элементов боевой подготовки является отработка базовой техники. В школе «Небесный дракон» выделяют следующие виды базовой техники:


Освоение базовой техники начинается с разучивания 24 форм тайцзи-цюань, при этом все движения комплекса имеют свою боевую расшифровку, при этом одна форма дает множество эффективных боевых применений от нападений различного типа. Отработка форм на медленной скорости помогает освоить боевую технику во всех нюансах, формирует динамический стереотип правильного движения. Сама отработка форм осуществляется на трех уровнях: земли, человека и неба. Уровень земли соответствует изучению правильных траекторий движений, на уровне человека осваивается правильное соотнесение дыхания и движения, уровень неба работает с вниманием и энергией. Изучение 108 форм «Небесного дракона» пополняет арсенал бойца не только движениями из тайцзи-цюань, но также из багуа, синъ-и, «звериных» стилей.

На начальном этапе обучения в школе осваивается порядка десяти базовых шагов - шаг цветка, дракона, богомола, лабиринта, неба, земли, золотого шара, змеи, несколько различных шагов тай-цзи, ба-гуа и синь-и. Правильное исполнение базовых шагов дает возможность безопасного сближения с атакующим противником и предоставляет множество вариантов ответной атаки. Уникальна сама технология отработки базовых шагов. На первом этапе базовый шаг отрабатывается без противника, удар наносится по воздуху, движение выполняется с фиксацией в промежуточных положениях, затем движение совершается целиком, медленно, как цигун, после этого скорость выполнения движения возрастает, постепенно доходя до максимальной. На втором этапе переходят к парной отработке на месте по той же схеме: от медленной отработки с фиксацией к отработке как цигун и быстрой отработке. На третьем этапе движения отрабатываются в произвольном перемещении. При этом постепенно увеличивается количество промежуточных ударов. Движения выполняются как влево, так и вправо, больше количество отработок приходится на «худшую» сторону.

Отработка защиты от заломов, захватов и удержаний осуществляется на трех этапах: выход из крайних положений, из положения, когда захват уже сделан, и пресечение попытки захвата.

Туй-шоу – «толкающие руки» – является важным переходным этапом в применении базовой техники в усложненных условиях. Туй-шоу может быть и на месте, и в движении, может быть заданным или произвольным, в процессе туй-шоу в контакте могут находиться различные части тела (ладони, пальцы, локти, плечи, таз, колени, ноги), может выполняться на полу, на пересеченной местности (склон холма), на бревне или скамейке, в стойке или в партере. Глаза могут быть, как открыты, так и закрыты.

При отработке туй-шоу на месте вырабатываются такие качества, как четкое восприятие траекторий атак противника, сведение атакующей силы. Туй-шоу в перемещении учит уходам с линии атаки, выходу за спину противника, при этом находясь в непосредственной близости от него.

В заданном туй-шоу отрабатывается какое-либо одно движение или определенная связка, при этом акцент делается на качественном выполнении движения, участии в движении всего тела, синхронизация движения и дыхания, увеличение сенситивности и расслабленности. В произвольном туй-шоу главным является адекватное реагирование на движения противника, соответствие мягкого входа жесткому нападению.

Туй-шоу различными частями тела акцентирует внимание на работе пальцами, ладонями, локтями, плечами, тазом, коленями, стопами. Большая часть внимания направляется на работающую часть тела, что способствует наиболее быстрому ее развитию.

Туй-шоу в различных условиях (на полу, на бревне, на пересеченной местности) учит воспринимать окружающее пространство целиком, осуществлять так называемую «привязку к местности», то есть использовать особенности места боя для травмирования противника.

Туй-шоу с закрытыми глазами развивает сенситивность, учит контролировать все тело противника через тактильный контакт отдельных частей тел.

Да-люй – «великое перемещение» – вид учебного спарринга на медленной скорости в едином ритме, может выполняться с фиксацией или непрерывно, только руками или только ногами, руки против ног. В начале отработки скорость в да-люй очень медленная, постепенно, по мере овладения техникой, скорость возрастает, при этом ученики руководствуются правилом: «пропустил удар, не знаешь как защититься – ищи правильный вариант (который необходимо повторить 3-5 раз)». В школе «Небесный дракон» существует разновидность да-люй – медитативный спарринг- спарринг на сверхмедленной скорости, который позволяет «разложить математику боя до уровня простейших операций».

Произвольные спарринги - вид тренировочной работы на различных скоростях в рваном ритме, только руками или только ногами, руки против ног. Степень контакта возрастает по мере овладения контролем. Так как техника «Небесный дракон» создавалась для самообороны, а не для спортивных состязаний, защитная амуниция практически не используется (только в полноконтактных боях – ракушка на пах, капа, открытые перчатки). Условием безопасности для здоровья участников являются их техническая и психологическая подготовка, способность контролировать собственные действия. В процессе обучения используются различные виды спаррингов: один на один, двое на одного, трое на одного, трое на трое, бой в группе (каждый за себя). Спарринги проводятся в различных окружающих условиях: в спортзале, на природе (на траве, на асфальте, на склоне холма), в ограниченном пространстве (в углу помещения, в лифте), на помосте 2*2 м., в воде (по колено, по пояс, на плаву), в стойке, в партере.

По методике обучения на первом году большая часть времени отводится на отработку базовой техники и туй-шоу, на втором году добавляется да-люй, контактные спарринги вводятся на третьем году обучения и занимают не более 10 % от тренировочного времени.

К работе с оружием приступают после усвоения базовой техники. В школе «Небесный дракон» существует несколько видов оружия. Базовыми являются следующие: короткие палки (длинною в ладонь, локоть, плечо), нож, пистолет, пояс, посох, шест. В программу обучения включены: работа против оружия, работа с оружием, работа оружием против оружия.

Говоря о технике боя по школе «Небесный дракон» можно отметить несколько особенностей. На любую атаку возможна ответная реакция на 5 «степенях зажигания» - моментах начала ответного реагирования. То есть, возможны как упреждающие (пресекающие) действия, так и приемы, срабатывающие неожиданно для противника в момент, когда он думает, что его удар уже прошел. По классической системе «Небесный дракон» боец, сделавший грамотный вход на атаку противника, завершает поединок броском противника на землю, сопровождая его падение серией из семи ударов, два – три из которых акцентированы. На начальных этапах обучения практикуется более мягкая, пустотная техника. Боец уходит в пустоту, сопровождая атакующую конечность, затем стремительно контратакует. Также в арсенале школы имеются ударные входы на атаку противника, в процессе выполнения которых осуществляется энергетический съем (энергия агрессии противника снимается и переправляется в него же). На более поздних этапах обучения непосредственный контроль атакующей конечности противника отсутствует. Неподготовленному наблюдателю поединок может показаться состоящим из взаимного обмена ударами. На самом деле боец школы благодаря наработанной технике четко уходит с линий атак противника, нанося удары по его пустым зонам.

В школе «Небесный дракон» существуют практические применения в бою различных теоретических и философских положений. Вспомним круг 5 первостихий китайской натурфилософии и триграммы и гексаграммы «Книги перемен», определяющие взаимодействие сил Инь и Ян.


Схема взаимодействия «пяти элементов»
Любое техническое действие в бою соответствует одному из 5 первоэлементов, использует энергию этого элемента, характерную динамику движения. Зная циклы порождения и разрушения стихий, можно подобрать наиболее эффективный ответ на атаку противника (например, если противник атакует движением, соответствующим элементу «огонь», то его встречают движением, соответствующим элементу «вода»).

Триграммы и гексаграммы «Книги перемен».


Все базовые перемещения раскладываются как шаги по триграммам воображаемой монады, в центре которой находится противник.

Различные системы внешнего и внутреннего ушу культивируют свою технику боя. Одни стили отдают предпочтение работе на ближней дистанции преимущественно руками (южные стили ушу, хун-цзя (стиль тигра), вин чунь), другие – работе на дальней дистанции, используя технику ног, в том числе удары ногами в прыжке (северные стили ушу, мицзун-цюань). Некоторые стили отдают предпочтение технике захватов, бросков, болевых воздействий на суставы, другие – исключительно ударную технику. В некоторых стилях большой объем базовой техники, есть стили, где набор базовой техники минимален. Любая боевая техника имеет свои достоинства и недостатки. Безусловно, на высоком уровне освоения любой стиль представляет собой грозное оружие самообороны. Далее рассмотрим некоторые особенности методик технико-тактической подготовки к бою в различных системах.

Немногие школы ушу используют различные цигун для проработки полных траекторий ударов, придания осознанности движениям в каждой точке траектории, формирования правильного динамического стереотипа, для придания удару качественно другого наполнения, увеличения поражающей способности удара. Как правило, ограничиваются оздоровительным аспектом цигун и прикладным цигун «алмазная рубашка» (сверхпрочность тела для ударов).

Во многих школах отработка базовой техники в комплексах формальных упражнений (тао) – это одно (для развития сложно координационных навыков), а наработка движений для спарринга или боя это другое. Часто реальная боевая техника подменяется спортивной.

Относительно методов перемещения в бою нет однозначного мнения. Ряд авторов отмечают взаимосвязь тактики и перемещений. К примеру в фаньцзыцюань есть поговорка: "ходить по внутренней линии". Это означает, что как бы противник ни двигался на внешней окружности вперед, назад, влево или вправо, выискивая момент для внезапного удара, я не двигаю передней ногой, и лишь слегка поворачиваю заднюю, оставаясь лицом к противнику и ведя позиционную войну. Как бы он ни прыгал и ни скакал, я уверенно делаю свое дело и хладнокровно вступаю в бой. Покойный шэньянский мастер ушу Юй Боцзянь про перемещения такой позиционной войны, когда борются за каждую пядь земли, говорил: "жернов вращается, а ось - нет". Сравнение очень точное. Принцип же перемещений в пигуацюань полностью противоположен, там предпочитают "ходить по внешней линии". Исходно в пигуацюань прорабатывали "выдернуть корпус и убрать тень", "втянуть атаку и провалить в пустоту". Цель этого - ликвидировать эффект первой атаки противника и затем быстро контратаковать. В прошлом некоторые бойцы такой метод боя "втянуть приходящую атаку, позволить уйти выбросу" называли "уворачивающейся рубкой", а "пигуацюань" заменяли на "шаньпицюань" ("кулак уворачивающейся рубки"). Можно видеть, что этот принцип оттачивался. Из всего этого видно, что в каждом виде кулачного искусства есть свои виды тактики, перемещения и направления. И "хождение по внутренней линии", и "хождение по внешней линии" определяются исходя из особенностей техники стиля.

Такая форма парной работы как туй-шоу (толкающие руки) достаточно часто встречается во внутренних школах ушу (тайцзи-цюань, ба гуа), но скорее как упражнение на выработку координации в парном взаимодействии, а не как отработка реальной боевой техники, способной покалечить противника, но на медленной скорости.

В некоторых школах отсутствует парная работа на медленной скорости с единым ритмом (да люй). Там ограничиваются наработкой базовых приемов и свободными спаррингами с различной степенью контакта.

Многие школы в произвольных спаррингах всегда используют защитную амуницию. Это имеет свои негативные последствия в реальном бою. Так боец, привыкший работать в щитках и шлеме с забралом, часто не обращает внимания на удары по голени и в лицо. В реальном бою, где защитная амуниция отсутствует, бой может закончится из-за отбитой голени или сломанного носа. Поэтому в тренировочном процессе целесообразно сочетать спарринги в защите и без нее.

Говоря о работе с оружием, можно отметить, что в некоторых стилях работа с оружием и рукопашный бой строятся на разной технической базе.

Проводя сравнительный анализ методов технико-тактической подготовки к бою, можно отметить, что методы по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и оригинальные способы технической и тактической подготовки к бою, которые помогают максимально эффективно действовать в бою.


Глава 3. Физическая подготовка системы прикладного ушу «Небесный дракон».
Следует отметить, что в школе «Небесный дракон» уделяют должное внимание физической подготовке, однако главным, приоритетным направлением является техническая и психологическая подготовка. Говоря о развитии физических качеств, можно отметить, что в школе принципиально другие методы совершенствования в сравнении с сань-да и другими внешними системами. В первые полтора года обучения акцент делается на мягкие ци-гун и растяжки, отсутствует работа с тяжестями и «ударные» нагрузки на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Правильная техника базируется на развитии координационных способностей, под которыми понимаются:



  1. способностью строить новые двигательные стереотипы, соединять элементы движений в целое;

  2. способность преобразовать освоенные двигательные шаблоны в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

К факторам, определяющим координационные способности, относятся:

Вот почему на начальных этапах обучения важно затратить время на отработку правильной базовой техники. Это достигается плавным, медленным выполнением движения с полным осознаванием, соединением движения с дыханием. Двигательный багаж пополняется за счет разучивания базовых шагов, изучения 24 и 108 форм и других базовых движений школы. Способность преобразовывать усвоенные двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки развивается в многочисленных учебных упражнениях: отработка базовой техники с партнером в перемещении, произвольное туй-шоу, да-люй, спарринги. Совершенство функций анализаторов движений достигается следующими упражнениями: парная работа с фиксацией после каждого такта движения, отработка защиты от произвольной атаки с дистанции в один шаг, дистанционное туй-шоу. Пластичность нервной системы тренируется в различных формах парной работы, отработке приема на различных «степенях зажигания», т.е. в различных моментах начала реагирования на атаку. Как известно проекции кистей в сенсомоторной коре головного мозга занимают около трети всего объема. Поэтому в школе особое внимание уделяется развитию кистей посредством многочисленных одиночных и парных упражнений.

Придерживаясь принципа «медленное рождает быстрое», работа над скоростью по школе «Небесный дракон» значительно отличается от методов, используемых во внешних стилях. На начальных этапах обучения базовая техника изучается на очень медленной скорости, движения делаются по полным траекториям, в согласии с дыханием и вниманием. В результате формируется правильный динамический стереотип, движения становятся естественными и расслабленными, правильная боевая техника «закладывается» в тело бойца. После нескольких лет тренировок по данной методике скорость движений возрастает, причем скоростные показатели у тренирующихся по методике школы лучше показателей бойцов, занимающихся по методикам внешних направлений ушу.

Несмотря на то, что приоритетом в развитии по школе является правильная техника, должное внимание уделяется и развитию силовых качеств. Специфика работы на увеличение силы варьируется в зависимости от времени занятий в школе. Так, на первом году обучения сила развивается следующими способами:


На втором году обучения добавляются жесткие цигун. Это цигун, связанные с напряжением мышц – антагонистов, фаза напряжения чередуется с фазой расслабления. Основное назначение жесткого цигун – пробивка энергетических каналов, но попутно улучшаются и силовые показатели. На третьем году обучения добавляется тяжелый цигун – цигун с весом (камни, бревна, другой человек). Тяжелый цигун принципиально отличается от физических упражнений с весом, используемых во внешних стилях ушу, так как все движения в нем согласуются с дыханием и вниманием.

Также значительное внимание уделяется в школе и развитию гибкости, а именно развитию гибкости суставов, растяжке мышц, связок и сухожилий. Развитие гибкости увеличивает потенциал технических приемов бойца в схватке. Растяжка способствует увеличению тока энергии ци по телу бойца, что в свою очередь качественно меняет наполнение его ударов. Предпочтение в школе отдается статической растяжке на расслаблении. Отметим два момента, которые увеличивают эффективность растяжки. Растяжка делается с правильным дыханием (дыхание ся-дань-тянь – дыхание животом) и с осознаванием (вниманием) происходящего. Фактически, данная растяжка является разновидностью цигун. Также развитию гибкости способствуют занятия прикладной акробатикой, гимнастикой.

В школе также есть комплекс упражнений для позвоночника, направленный на его растяжение, декомпрессию межпозвоночных дисков. Также применяется комплекс изометрических и постизометрических упражнений, способствующих увеличению гибкости, устранению мышечных зажимов.

Реальный боевой контакт, как правило, скоротечен, поэтому выносливость не является наиважнейшим физическим качеством. В первый год обучения работа с выносливостью в школе происходит опосредованно, так как цигун ведут к перестройке всего организма на клеточном уровне, развивают центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему организма. Для развития общей выносливости рекомендуется бег, езда на велосипеде, плавание. Специальная выносливость развивается спаррингами.

В качестве восстановительных процедур в школе используется энергетический и точечный массажи, основанные на знании функционирования энергетических каналов цзин ло и биологически активных точек.

Анализируя литературу по данному вопросу, можно отметить, что большинство авторов отмечают важность физической подготовки, подчеркивая, что занятия рукопашным боем как таковым не заменяют общефизический тренинг.

Для развития координационных способностей часто используются различные игры (регби, теннис, бадминтон и другие).

Для развития общей выносливости наиболее часто рекомендуется кроссовый бег. В пробежку целесообразно включать рывки (ускорения), прыжки через естественные препятствия, преодоление крутых подъемов.

Для развития силовых показателей ряд авторов рекомендуют упражнения исключительно со своим весом, другие советуют использовать штангу и другие утяжеления. Вот ряд классических упражнений для развития чисто силовых качеств бойца. 1. Подъем ведер с водой на прямые pуки в стороны. 2. Подъем двумя pуками впеpед-ввеpх метpовой палки, на конце котоpой ведpо с водой. 3. Отжимания в упоpе лежа на суставах сpеднего и указательного пальцев. 4. Подъем и спуск по ступеням гусиным шагом, удеpживая на голове или пеpед гpудью коpзину с камнями. 5. Бег по ступеням и бpевнам (пням) pазличной высоты. 6. Пpыжки чеpез веpевку и пеpекатывание ногами по кpугу каменных шаpов. 7. Пpиседание и подпpыгивание с паpтнеpом на плечах. 8. Подъем над головой или лежа перед грудью бамбуковых коромысел с ведpами с водой или мешками с мелким камнем.

Для отработки скорости удара рекомендуются отработка скоростных ударов на боксерских лапах, на груше или теннисных мячах, закрепленных на различных уровнях, а также упражнения типа «погасить свечу ударом».

Многие авторы советуют развивать гибкость с помощью специально подобранных упражнений. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения, но и по характеру. Различают динамические, статические, а также смешанные статико-динамические упражнения на растягивание.

Метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Вначале спортсмены начинают упражнение с относительно небольшой амплитуды, увеличивая ее к 8-12-му повторению до максимума. Высококвалифицированным спортсменам удается непрерывно выполнять движения с максимальной или близкой к ней амплитудой до 40 раз. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения размаха движений. Наиболее эффективно использование нескольких активных динамических упражнений на растягивание по 8-15 повторений каждого из них. В течение тренировки может быть несколько таких серий, выполняемых подряд с незначительным отдыхом или вперемежку с другими, в том числе и силовыми упражнениями. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не "застывали".

Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным "блоком".

Проводя сравнительный анализ методов физической подготовки к бою, можно отметить, что методы по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и оригинальные способы физической подготовки к бою, которые помогают максимально эффективно действовать в бою с должной силой и скоростью.



Заключение
По результатам данной статьи можно сделать следующие выводы:

  1. Методы психологической подготовки по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и уникальные способы подготовки к бою, которые способствуют гармонизации психики и тела, накоплению энергии, способности четко действовать в экстремальной ситуации, преодолевать страх смерти, максимально эффективно действовать в бою.

  2. Методы технико-тактической подготовки по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и оригинальные способы технической и тактической подготовки к бою, которые помогают максимально эффективно действовать в бою.

  3. Методы физической подготовки по системе «Небесный дракон» имеют как общие черты с методами, используемых в других системах внутреннего и внешнего ушу, так и оригинальные способы физической подготовки к бою, которые помогают максимально эффективно действовать в бою с должной силой и скоростью.

Таким образом, система «Небесный дракон» имеет как общие черты с другими системами внутреннего и внешнего ушу, так и неповторимые особенности, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на развитие психических и психологических качеств бойца, его техническую, тактическую и физическую подготовку, что, в свою очередь, помогает ему максимально эффективно действовать в поединке.





страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Скороходов Вячеслав Викторович, президент федерации ушу «Небесный дракон», мастер 3 ступени школы, кандидат культурологических наук, руководитель научно- методического совета асе ргуфк по традиционному ушу
301.58kb. 1 стр.

General ciконституционализм: история и теория вопроса баев В. Г., Ковальски Е
105.42kb. 1 стр.

Ii дан по кекусинкай каратэ, мастер спорта, судья I категории, президент клуба «Цунами», член президиума федерации кекусинкай каратэ чр
37.78kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017