kabobo.ru Школа открыта миру. Вместе против насилия
страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6

Школа открыта миру.

Вместе против насилия.

Дидактические материалы для учителей, педагогов и школьных психологов.



ВВЕДЕНИЕ

Представленный буклет является достижением экспертов Польши и Украины, которые принимали участие в проекте, а также учителей и педагогов, которые выступали непосредственными участниками дидактических тренингов в г. Бердянске (Украина) и в г. Гданске (Республика Польша).


Работой группы польских экспертов руководила Ева Чех, директор педагогико-психологической порадни “Осек” (г.Гданск); работой украинских экспертов руководила Любовь Кльоц, заведующая Житомирским областным центром практической психологии и социальной работы, а также доктор психологических наук Нигора Хазратова.
Выражаю признательность всем, кто работал над созданием буклета, надеюсь, что обработанные дидактические материалы окажут практическую помощь в повседневной работе учителей и педагогов Польши и Украины.
Дорота Граношевская-Бабянская, уполномоченная в делах заграничного сотрудничества Гданского образовательного фонда.

СОДЕРЖАНИЕ


І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ ..............................................................................................4



  1. ВМЕСТЕ ПРОТИВ НАСИЛИЯ...............................................................................................................6




ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В ПОЛСКИХ ШКОЛАХ..................................11




  1. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В УКРАИНСКИХ ШКОЛАХ............................16




  1. ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ “ПОНЯТЬ СЕБЯ - ПОНЯТЬ ДРУГИХ - ПОНЯТЬ МИР” ......................................................................................................................................20




  1. ПЕРЕЧЕНЬ КОРЕКЦОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ для детей дошкольного и младшего школьного возраста ...................................................................................................................................................33




  1. СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА ТЕМУ “АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ” для детей среднего и старшего школьного возраста ...............................................35




  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА “УСЛОВНЫЙ ПУСТЫННЫЙ ОСТРОВ” для детей среднего и старшего школьного возраста ...............................................................................................................................38




  1. ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ “АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ” для детей старшего школьного возраста ..................................................................................................................................................................39




  1. УПРАЖНЕНИЯ К ТРЕНИНГАМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ .........................................................................40




  1. СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ „ПРОТИВОЗДЕЙСТВИЕ АГРЕССИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ” ......................................................................................................................42



  1. СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА С УЧИТЕЛЯМИ ...........................................45




  1. СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ ...........47


І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ

Нигора Викторовна Хазратова, доктор психологических наук, декан социально - психологического факультета Житомирского государственного университета
Агрессия (от латинского слова „аггредиор”, что означает - „нападаю”) понимается как специфическая форма деструктивных действий или поведения личности, направленная на использование силы и причинение физического или психологического вреда людям или предметам, которая противоречат нормам и правилам сосуществования в социуме.

Нельзя рассматривать агрессию как сугубо отрицательное явление, которое необходимо „искоренять”. Агрессия в тех или других формах органически включена в общую систему поведения личности и мир ее чувств: как правило, агрессия сопровождается рядом отрицательных эмоций (враждебность, гнев, ненависть), некоторые из этих чувств имеют моральный характер, и является компонентом морального мировоззрения личности. Кроме того, агрессия выступает одним из способов сохранения личной индивидуальности и тождественности, защиты самоценности, средством достижения значимых целей и самоутверждения, а также средством снятия напряжения и энергетической разрядки. Агрессия вообще является деструктивным компонентом активности человека и потому необходимая в творческой деятельности, без нее невозможное прогрессивное развитие общества и личности. Агрессия используется в психотерапевтических практиках как высвобождение когда-то придавленного гнева, как способ снятия хронического стресса или раздражения и т.п.

Распространение в мире насильнической преступности привлекло внимание к феноменам агрессии и насилия, и обусловила формирование новой междисциплинарной области - „вайолентологии”. Насилие понимается более узко, чем агрессия, и предусматривает наличие власти у субъекта насилия, и предусматривает принуждение объекта насилия относительно каких-то действий, излом воли и субьєктности жертвы насилия.
КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИИ

Существуют разные варианты классификации агрессии. Так, разновидности агрессии различают по интенсивности ее проявления. Интенсивность агрессии изменяется от демонстрации недоброжелательности к ее физическим формам, в частности, физического уничтожения. Выделяют формы ее проявления: активную и реактивную, враждебную и пассивную, аффективную и импульсивную, прямую и косвенную, физическую и вербальную, направленную на другого и направленную на себя (аутоагресия).

Различают также агрессию по мере ее социальной приемлемости. Социальные формы агрессии (например, террор, геноцид) сопровождаются процессами заражения и взаимной индукции, которые нарастают. Социально опасные следствия большинства проявлений агрессии наполнили этот список преимущественно отрицательным содержанием, хотя существует и социально приемлемая агрессия – просоцальная, так называемая „спортивная злость”, ненависть к врагу и т.п. Нужды индивидуального развития и общественной практики формируют у людей склонность к разрушению препятствий, физического и психологического преодоления того, что противостоит достижению поставленных целей.
АГРЕССИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

С явлением агрессии сопоставляют определенное свойство личности, которые связаны с реализацией и воплощением агрессивных форм поведения. Это агрессивность - характеристика личности, которая выражается в готовности к агрессивному поведению, или совокупность тенденций в реальном поведении и фантазиях субъекта, направленных на причинение вреда другому человеку, унижение его, грубое принуждение к каким-то действиям вплоть до уничтожения. Агрессивность обнаруживает себя во враждебности и активном стремлении к наступательным или насильническим действиям. Согласно З.Фрейду, агрессивность - одна из урожденных установок, которая имеет корни в садистической фазе либидо.

Уровень агрессивности определяется мерой социализации личности, сформированностью ее моральной сферы, генетической наследственностью, стилем воспитания в семье. Определенный элемент агрессивности есть социально приемлемым и даже необходимым для успешной адаптации в социуме. Полное отсутствие агрессивности приводит к не конфортности личности, несамостоятельности, невозможности занять активную жизненную позицию.

Различают агрессивность как черту личности и агрессивность ситуативную. Ситуативная агрессивность чаще возникает как вид психологической защиты и связанна с ситуативным сменным: неправильным толкованием намерений окружающих, отсутствием обратной связи, провоцирующая угрозу применения силы и т.п. Такая агрессивность может развиваться как следствие манипуляций и может быть обусловленна социальными обстоятельствами, стрессами, фрустрацией, психотравмами. Ситуативная агрессивность может выступать как средство достижения какой-то значимой цели, как способ психологической разрядки или удовлетворения потребности в самоутверждении.

Слишком высокий уровень агрессивности приводит к нарушениям в сфере общения, развития конфликтности, неспособности к кооперации, вызывает дезадаптацию личности.
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ НА УКРАИНЕ

В советской психологической науке до конца 1980 года феномену агрессии не предоставлялось столько внимания, как на западе. Некоторые специалисты изучали отдельные аспекты проблемы агрессивного поведения, в частности психофизиологического, медицинского и криминологического насилия. Итак, агрессия изучалась большей частью как атрибут девиантного и делинквентного поведения. В психологической литературе анализа агрессии практически не существовало, за исключением тех, где критиковались заграничные, в частности, фрейдовская теории агрессии.

Изменения в обществе, которые произошли в конце 1980 - х - начала 1990 - х годов, которые вызвали социальные конфликты, рост насилия, поставили феномен агрессии в центр внимания психологии. Появляются научные работы, посвященные причинам и предпосылкам агрессии, а также детской и подростковой агрессивности. С 2001 года на Украине начал издаваться научный журнал „социально-психологические и медицинские аспекты жесткости”.

Появляються новые направления исследований проблем агрессивного поведения. В частности, изучение феномена „педагогической агрессии” (в роли субъекта агрессии выступает педагог, объектом агрессии выступает ученик; агрессия сопровождается в довольно специфических формах), агрессивных отрочески-молодежных субкультур (И.Башкатов; В. Казмиренко; В. Моргун), „дедовщины” в армии (агрессивности старших относительно новичков), влияния телевидения и компьютерных игр на уровень агрессивности.

В связи с тем, что агрессия изучается многими научными дисциплинами в разных ракурсах, выдвигается предложение о оформлении отдельного междисциплинарного направления под условным названием „агресиология” (О. Дроздов). Это обосновывается, в частности, тем, что уже существует целый ряд междисциплинарных областей, которые изучают частные случаи агрессивного и аутоагресивного поведения - конфликтология, суицидология, виктимология и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

Следует остановиться для анализа на проблеме так называемой педагогической агрессии, которая существует в школе рядом с другими формами агрессивного поведения. Насилие как доминирующая составляющая педагогического сознания является довольно важной проблемой, поскольку агрессивное педагогическое сознание создает благоприятную почву для развития всех других форм агрессии и аутоагресии в школе (это видно на специфике социально-психологического климата в школе, количества и обоснованности запретов, отношениях и т.п.)

О. Донченко отмечает внутреннюю противоречивость педагогического сознания современного украинского учительства: с одной стороны, ориентация на осуществление духовного руководства учеником, а с другой – унижение статуса, формализованость работы, жесткий централизм в управлении. Автор считает, что украинское учительство более реакционное, чем революционное; активная прогрессивная его часть выталкивается в пласты маргиналов в педагогике. Следствием трудной, низкостатусной, неблагодарной работы в сочетании с ощущением собственной социальной ”заброшенности” есть потенциальная зависть - зависть к будущей судьбе детей, которые могут быть более одаренные судьбой, могут найти себя и свой путь, несмотря на все тормоза педагогики. Все это формирует определенную психологическую подпочву педагогической агрессии и педагогического насилия. Безусловно, агрессия и насилие осуществляется без открытой демонстрации отрицательных эмоций, под прикрытием заботы о детях.

Одним из видов психологического насилия, О.Донченко выделяет социально-психологический запрет как функцию педагогического сознания. Педагогическое сообщество как воспитатель и учитель молодежи является носителем запретных санкций по своей сути. Тем не менее, эффективность инсталяции необходимых тормозных механизмов в психику детей в современном обществе зависит от качества формы, в которой любая санкция или запрет подается. Важно также, на что накладывается запрет. Довольно часто, учитывая противоречивость (двойственность) педагогического сознания, практикуется способ неявных запретов, которые противоречат декларированным принципам. Итак, декларируется открытость и стремление к знаниям, а неявно запрещается задавать вопрос педагогу по поводу учебного материала, запрещается инициатива и творческий подход. Это может быть осуществлено путем постановки активного и инициативного ученика в смешное положение, поощрение отрицательных действий относительно него со стороны ровесников и т.п.

В такой ситуации двойных стандартов быстро теряются ориентиры, разрушаются авторитеты, а ответом на фрустрацию, связанную с этими процессами, есть агрессия, которая извне кажется немотивированной. Примером такой агрессии есть чрезвычайное распространение ненормативной лексики, которая используется даже в ситуациях не агрессивной за эмоциональным характером взаимодействия; целью является демонстрация и утверждения цинизма, эмоциональная разрядка. И вводится ненормативная лексика не только на улицах, но и в школах; транслируют ее не девианты, а „нормальные” дети из благополучных семей.

Поэтому, очевидно, профилактика агрессии в школах должна включать в себя, прежде всего профилактику возникновения упомянутого выше психологического комплекса учителя, которое делало бы невозможным педагогическую агрессию и, соответственно, не создавало бы благоприятной почвы для распространения агрессии.





страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6
скачать файл

Смотрите также:
Школа открыта миру. Вместе против насилия
934.47kb. 6 стр.

«Сиверская детская школа искусств» им. И. И. Шварца в 1966 г в п. Сиверский Гатчинского района Ленинградской области была открыта школа рабочей молодёжи, а с 06. 09. 1974г детская музыкальная школа (дмш)
40.34kb. 1 стр.

Феномен насилия и жестокого обращения с детьми
185.8kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017