kabobo.ru Российская федерация
страница 1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2013 г.

СИСТЕМАТИКА РЫБ



Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Селюков А.Г./

«28 » августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ____________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол №2 от «31»октября 2013 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

Селюков А.Г.

СИСТЕМАТИКА РЫБ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения.

Магистерская программа: «Зоология позвоночных»

Тюменский государственный университет

2013

Селюков А.Г. Систематика рыб. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2013, 13 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика рыб [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологией животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н.


© Тюменский государственный университет, 2013.

© Селюков А.Г., 2013


  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Систематика рыб» является получение знаний об основных принципах систематики рыбообразных и рыб, анатомо-морфологическом строении, физиологии и экологии, о применении результатов данной дисциплины в построении естественно-научной картины мира.

В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с воззрениями систематиков на место и роль различных таксонов рыб в естественной системе животного царства; установление происхождения и эволюционных преобразований органов рыб разных систематических групп; выяснение важности изучения видового разнообразия рыб как важнейших элементов водных экосистем в поддержании их гомеостаза.

Учебно-методический комплекс «Систематика рыб» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Систематика рыб» относится к циклу М2. Профессиональный цикл (вариативная часть). Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): Палеонтология, теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых, М.3 История и методология биологии, происхождение и эволюция хордовых, а также М.2 и М.3 Сравнительная анатомия и морфология хордовых, экология позвоночных животных, зоогеография и история фаун общенаучного цикла; дисциплинами по выбору: батрахологией и герпетологией, орнитологией, териологией.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоология хордовых, биология развития и размножение, биохимия и молекулярная биология, генетика и селекция, общая экология, теории эволюции.




    1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1;

- знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению – ПК 2.

Карта компетенций



Код компетенции

Формулировка компетенции

Результат обучен. в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практическ, семинары, лабораторн.)

Оценочные сред. (тесты, твор. работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ПК-1

понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач

Знает:

об основных схемах систематики рыб

об этапах построения естественной классификации рыб; общих принципах функционирования органов и систем органов рыб разных таксонов

об основных закономерностях филогении рыб; сравнении кладистической и параметрической систематики рыб

лекции, практическ.

тесты, рефераты

Умеет:

охарактеризовать современные проблемы классификации рыб


свободно применять базовые представления по филогении и систематике рыб


применять полученные знания в рыбном хозяйстве и при проведении научных исследований; намечать пути решения ихтиологических проблем

лекции, практическ.

тесты, рефераты

Владеет:

навыками постановки задач в систематике рыб



навыками проведения научных исследований в полевых и лабораторных условиях

навыками решения теоретических и практических проблем в ихтиологии; преподавания ихтиологии, ведения научной дискуссии

лекции, практическ.

тесты, рефераты

ПК-2

знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению


Знает:

базовые методики сборов ихтиологического материала для целей систематики

частные методики полевых и экспериментальных ихтиологических исследований и статанализа

новейшие методики полевых и экспериментальных ихтиологических исследований и многомерной биостатистики

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Умеет:

проводить сборы полевого ихтиологического материала и осуществлять общий биоанализ

проводить полевые исследования и ставить эксперименты; анализировать результаты

проводить оригинальные полевые исследования и лабораторные эксперименты на новейшем оборудовании; анализировать данные с помощью ППП

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

Владеет:

навыками обработки результатов полевых и экспериментальных работ

навыками статобработки результатов полевых ихтиологических исследований и экспериментов, способен к системному мышлению




навыками современного ихтиологического исследования с применением новейшего оборудования, способностью формулирования обобщающихвыводов и убедительной аргументацией

лекции, практическ.

контрольные работы, тесты, рефераты

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: общие принципы систематики и номенклатуры, пути филогенетических преобразований органов и систем органов в эволюции рыб.

Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по систематике и филогенетике рыб, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

Владеть навыками: научно-исследовательской и библиографической работы, преподавания ихтиологии, ведения научной дискуссии.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.


  1. Тематический план

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак-тивной форме

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение. Системы рыбообразных и рыб.

1-2




2

2

4

1

Реферат

2.

Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

3-4




2

3

4

1

Реферат

3.

Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

5-7




2

4

6

1

Реферат

4.

Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

8-10




3

4

6

1

Реферат

5.

Систематика филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

11-12




3

4

8

1

Реферат

6.

Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

13-15




3

4

8

1

Реферат




Итого (часов):

15




15

21

36

6

Зачет




Из них в интерактивной форме







6







6





Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

1.

Введение. Системы рыбообразных и рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

1-2

2

2.

Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

3-4

3

3.

Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

5-7

4

4.

Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

8-10

4

5.

Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

11-12

4

6.

Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

Выполнение индивидуальных заданий (рефераты с докладами в форме презентаций)

13-15

4




ИТОГО:

15

21




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Современные проблемы в биологии (магистратура)







+




+




2.

Происхождение и эволюция хордовых (магистратура)




+

+







+

3.

Экология позвоночных животных (магистратура)










+

+

+

4.

Этология позвоночных животных (магистратура)










+

+




6.

Зоогеография и история фаун (магистратура)




+










+




  1. Содержание дисциплины

1. Введение. Системы рыбообразных и рыб.

Принципы систематики и научной номенклатуры. Развитие взглядов на систему рыбообразных и рыб. Системы рыб по Мюллеру, Агассицу, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Рассу и Линдбергу, Нельсону.


2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Раздел бесчелюстные – Agnatha. Особенности строения и происхождения группы. Гипотезы происхождения современных бесчелюстных. Современные бесчелюстные – Myxini. Распространение, биология и образ жизни. Класс Cephalaspidomorphi. Миноги – Petromyzontes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Распространение, биология и образ жизни. Происхождение Placodermi и Acanthodii, филогенетические отношения между группами. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.


3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб.

Раздел Челюстноротые – Gnathostomata. Надкласс Pisces.

Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali. Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Образ жизни, биология, экология и распространение акул и скатов. Подкласс Цельноголовые – Holocephali. Образ жизни, биология, экология и распространение современных химер.

Класс Костные рыбы – Osteichthyes. Подкласс Лопастеперые – Sarcopterygii. Особенности внешнего и внутреннего строения. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii: Dipneustomorpha и Crossopterygiomorpha. Вымершие и современные представители, их современные ареалы, биология и экология. Происхождение наземных позвоночных – Tetrapoda.


4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб.

Подкласс Лучеперые – Actinopterygii. Филогенетические отношения среди Palaeonisci и их связь с Polypteri, Chondrostei, Holostei и Teleostei. Характеристика, происхождение. Многоперы – Polypteri. Современные представители, их распространение и экология. Хрящевые ганоиды – Chondrostei. Отряд осетрообразные – Acipenseriformes, современные представители. Осетровые – Acipenseridae. Характерные признаки, биология, экология и хозяйственное значение. Костные ганоиды – Holostei; особенности биологии и образа жизни современных представителей. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.


5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Группа надотрядов Костистых рыб – Teleostei.

Clupeomorpha. Общая характеристика. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes. Распространение и биология основных родов Clupeidae. Экология и роль в экосистемах. Филогенетические связи с лососеобразными.

Отряд Лососеобразные – Salmoniformes. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes. Семейство Лососевые – Salmonidae. Биология представителей основных родов. Семейство Сиговые – Coregonidae. Генеалогические связи в семействе Coregonidae. Многообразие форм и его причины. Биология сиговых рыб. Семейство Хариусовые – Thymallidae; происхождение и биология.

Отряд Щукообразные – Esociformes. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

Cyprinomorpha. Отряд Карпообразные – Cypriniformes. Происхождение и генеалогические связи внутри отряда. Семейство Карповые – Cyprinidae. Основные виды, их распространение и биология. Семейство вьюновые – Cobitidae. Распространение и биология основных видов. Отряд Харацинообразные – Characiformes. Характеристика отряда, отличительные признаки и биология. Отряд Сомообразные – Siluriformes. Характеристика отряда, географическое распространение. Происхождение и генеалогические связи Characiformes и Siluriformes.


6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб.

Филогенетические связи в группах Gadomorpha и Percomorpha.

Отряд Трескообразные – Gadiformes. Семейство Тресковые – Gadidae. Особенности филогении и биологии.

Отряд Окунеобразные – Perciformes. Семейство Окуневые – Percidae, происхождение группы и биология основных видов. Семейство Зубатковые – Anarhichadidae. Виды фауны морей России. Семейство Скумбриевые – Scombridae; происхождение группы и биология основных видов. Семейство Бычковые – Gobiidae. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; происхождение группы и биология основных видов.

Признаки высокой специализации Scorpaeniformes, Gasterosteiformes, Pleuronectiformes и Lophiiformes.

Отряд Скорпенообразные – Scorpaeniformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Колюшкообразные – Gasterosteiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Камбалообразные – Pleuronectiformes; происхождение группы и биология основных видов. Отряд Удильщикообразные – Lophiiformes; происхождение группы и биология основных видов.




  1. Практические занятия

1. Введение. Системы рыбообразных и рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Составление блок-схем классификации бесчелюстных и рыб, определение рыб разных таксонов, выявление ключевых признаков.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
4. Систематика, филогения и биология лопастеперых и древних лучеперых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.

5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб

Составление блок-схем классификации рыб, выявление ключевых признаков и определение.

Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1.Введение. Системы рыбообразных и рыб

Темы для обсуждения:

1. Принципы систематики и научной номенклатуры.

2. Системы рыбообразных по Стенше-Бергу и Никольскому-Обручеву.
2. Систематика и филогения бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:


    1. Гипотезы происхождения современных бесчелюстных.

    2. Происхождение Placodermi и их филогения.

    3. Происхождение и филогения Acanthodii.

    4. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.


3. Систематика, филогения и биология хрящевых и лопастеперых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali.

  2. Особенности внешнего и внутреннего строения вымерших и современных Elasmobranchii.

  3. Образ жизни, биология, экология и распространение современных химер.

  4. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii.

  5. Вымершие и современные представители Dipneustomorpha.

  6. Вымершие и современные представители Crossopterygiomorpha; происхождение наземных позвоночных.


4. Систематика, филогения и биология древних лучеперых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

1. Филогенетические отношения среди Palaeonisci.

2. Филогенетические отношения Palaeonisci и Polypteri.

3. Филогенетические связи в надотряде Chondrostei и эволюция осетровых.

4. Сложные вопросы систематики современных Acipenseriformes.

5. Филогенетические связи в надотряде Holostei.



6. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.
5. Систематика, филогения и биология клюпеоидных и циприноидных рыб.

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Распространение сельдеобразных – Clupeiformes и их роль в экосистемах.

  2. Филогенетические связи Clupeiformes и Salmoniformes.

  3. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes.

  4. Семейство Лососевые – Salmonidae, биология представителей основных родов и видов.

  5. Генеалогические связи в семействе лососевые – Salmonidae.

  6. Систематика и генеалогические связи в семействе Сиговые – Coregonidae.

  7. Происхождение и биология хариусовых– Thymallidae.

  8. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

  9. Систематика и генеалогические связи в отряде Карпообразные – Cypriniformes.

  10. Основные виды семейства Карповые – Cyprinidae, их распространение и биология.

  11. Филогения и систематика Characiformes и Siluriformes.


6. Систематика, филогения и биология высших костистых рыб

Рефераты и доклады с мультимедийной презентацией:

  1. Филогенетические связи в отряде Трескообразные – Gadiformes.

  2. Систематика, биология и распространение тресковых рыб Северного полушария.

  3. Происхождение и систематика отряда Окунеобразные – Perciformes.

  4. Систематика окуневых – Percidae, их происхождение и биология основных видов.

  5. Происхождение подотряда Скумбриевидные – Scombroidei, систематика и биология основных семейств.

  6. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; их происхождение и биология.

  7. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes и Pleuronectiformes.

  8. Происхождение и систематика Gasterosteiformes и Lophiiformes.


8. Контрольные вопросы к зачету:

    1. Системы рыбообразных и рыб.

    2. Гипотезы происхождения современных Agnatha.

    3. Систематика и филогения Placodermi и Acanthodii

    4. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes.

    5. Филогения и систематика Chondrichthyes.

    6. Особенности внешнего и внутреннего строения современных Elasmobranchii.

    7. Черты строения и систематика современных Holocephali.

    8. Филогенетические преобразования в группе Sarcopterygii.

    9. Особенности биологии двоякодышащих.

    10. Вымершие и современные представители Crossopterygii; происхождение Tetrapoda.

    11. Филогенетические отношения Palaeonisci и Polypteri/

    12. Филогенетические связи в надотряде Chondrostei и эволюция осетровых/

    13. Сложные вопросы систематики современных Acipenseriformes.

    14. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha.

    15. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes, их экология и роль в экосистемах.

    16. Роль сельдеобразных – Clupeiformes в морских экосистемах.

    17. Семейство Лососевые – Salmonidae, биология представителей основных родов и видов.

    18. Генеалогические связи в семействе лососевые – Salmonidae.

    19. Систематика и генеалогические связи в семействе Сиговые – Coregonidae.

    20. Происхождение, биология и распространение Esocidae и Dalliidae.

    21. Систематика и генеалогические связи в отряде Карпообразные – Cypriniformes.

    22. Основные виды семейства Карповые – Cyprinidae, их распространение и биология.

    23. Систематика, биология и распространение тресковых рыб Северного полушария.

    24. Систематика окуневых – Percidae, их происхождение и биология основных видов.

    25. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; их происхождение и биология.

    26. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes и Pleuronectiformes.



  1. Образовательные технологии.

Проводятся коллективные обсуждения, заслушиваются доклады с рефератами в форме мультимедийных презентаций.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


10.1. Основная литература:

  1. Исаков, П.В. Сиговые рыбы в экосистеме Обской губы. Тюмень: ТюмГУ, 2010. – 184 с.

  2. Иванов, А.А. Физиология рыб. М.: Лань, 2011. – 288 с. Гриф МОСХ.

  3. Власов, В.А. Рыбоводство. – СПб.: Лань, 2012. – 352 с. Гриф МОСХ.

  4. Константинов, В. М. Зоология позвоночных. – М.: «Академия», 2012. – 448 с.


10.2. Дополнительная литература:

  1. Никольский, Г.В. Частная ихтиология: учеб. для студ. биолог. спец. ун-тов. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1971. – 471 с.

  2. Решетников, Ю.С. Экология и систематика сиговых рыб. – Москва: Наука, 1980. – 301 с.

  3. Современные проблемы ихтиологии: сб. ст. – Москва: Наука, 1981. – 284 с.

  4. Ихтиология и гидробиология в Западной Сибири. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1982. – 318 с.

  5. Скорняков, В. И., Аполлова Т.А., Мухородова Л.Л. Практикум по ихтиологии: учеб. пособие для вузов по спец. 1013 "Ихтиология и рыбоводство". – Москва: Агропромиздат, 1986. – 268 с.

  6. Коробейник, А.А. Рыбы России: справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.

  7. Мухачёв, И.С. Биологические основы рыбоводства. – Тюмень: ТюмГУ,2004. – 300 с.

  8. Попов, П.А. Рыбы Сибири: учеб. пособие. Ч. 2. – Новосибирск.: НГУ, 2005. – 194 с.

  9. Нельсон Д.С. Рыбы мировой фауны. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 880 с.


10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://www.ichthyo.ru/

http://www.ixtio.ru/

http://www.aquaria2.ru/

http://club-fish.ru/



http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Дисциплина «Систематика рыб» обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами из серий «Мировой океан», «Рыбы». Занятия проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии животных, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного центра используются инфраструктура Лаборатории реконструкции биосистем и автоматизированный полигон водных биотехнологий.



страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Российская кинологическая федерация российская федерация любительского собаководства
868.45kb. 6 стр.

Российская федерация
9078.54kb. 21 стр.

Российская федерация
454.35kb. 2 стр.

© kabobo.ru, 2017