kabobo.ru Роль информационных технологий в оптимизации процесса обучения в
страница 1
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Астанина И.А., преподаватель ЗГТИ, соискатель КГУ, Кирпищиков Р.Л., студент 3 курса ТФ КГУ, инженер-программист КПТ.
Оптимизацией обучения называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей.

Высшая школа, в отличие от общеобразовательной, ставит перед собой задачу подготовить студента к профессиональной деятельности, поэтому здесь необходим тщательный отбор именно того теоретического материала, тех практических задач и навыков, которые нужны будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности.

Математика, являясь точной наукой, способна более, чем любая другая, интегрироваться в любую сферу деятельности человека, приобретая прикладной характер. Фундаментальные же математические знания в полном объеме нужны только тем специалистам, которые занимаются математикой как таковою.

В настоящее время чрезвычайно важную роль в жизни общества играют информационные технологии (ИТ). Широкое использование ИТ в различных сферах жизнедеятельности людей диктует необходимость скорейшего внедрения этих технологий в процесс обучения. Использование ИТ в высшей профессиональной школе является условием, помогающим наиболее полно реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности (визуализации),т.е. моделировать реальные процессы на ПК, позволяя видеть их, а изменяя параметры, - прогнозировать и анализировать результаты. Кроме того, применение ИТ позволяет значительно сэкономить время как преподавателям, так и студентам, на занятиях и при подготовке к ним. Все это является одним из критериев оптимизации процесса обучения.

Использование ИТ также дает возможность творческого подхода к решению задачи, позволяя быстро и без потерь вносить изменения в моделируемый процесс. Творчество вытесняет собою шаблонную деятельность, которая в реальных условиях не только не помогает специалисту, но и создает препятствие для принятия оптимального решения. Конечно, нельзя полностью исключить шаблоны, нужно использовать их там, где это действительно необходимо, разумно сочетая с задачами, требующими креативного подхода к своему решению.

Как отмечает Ю.К. Бабанский,«первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учеником того уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития». Применительно к высшей профессиональной школе это означает, что каждый студент должен иметь возможность получить знания, умения и навыки, прежде всего дающие ему реальные представления о будущей профессии; уметь соизмерять с этими представлениями собственные интеллектуальные возможности, а также силы и желания, чтобы после получения диплома не разочароваться в содеянном и не заняться профессиональной переподготовкой. Переход высшей школы на двухуровневую подготовку специалистов призван помочь студенту в реализации этих возможностей. Однако в процессе такого перехода важнейшую роль играет создание новых учебных программ по всем дисциплинам. Эти программы должны быть составлены с учетом всех требований, предъявляемых к высшей профессиональной школе, и, в конечном итоге, всех требований, предъявляемых обществом к специалисту на современном этапе.

Как уже отмечалось выше, преподаваемый в высшей школе курс математических дисциплин в подавляющем большинстве случаев носит прикладной характер, и поэтому чрезвычайно важное значение имеет отбор материала, методов и средств обучения для студентов каждой специальности. Роль ИТ в изучении математики в наше время достаточно велика. Приведем лишь несколько подтверждений этого. Например, для студентов-экономистов необходимым является умение строить графики различных зависимостей, профили и диаграммы. Здесь наряду с традиционной схемой исследования и построением, на наш взгляд, нужно использовать соответствующие программы, выполняющие построение графиков функций. Мы считаем, что такое сочетание является оптимальным, так как позволяет одновременно и усваивать теорию, и вырабатывать навык построения, и использовать ИТ. Использование ИТ в данном случае избавляет студентов и преподавателя от монотонных и громоздких расчетов, позволяя экономить время и быстро вносить необходимые исправления. Для построения гистограмм, полигонов, функций распределения величин, а также для выполнения статистических расчетов на практике хорошо зарекомендовала себя специальная программа «STATISTICA».

Мы также считаем, что преподавание математики в высшей школе большую роль играет привлечение элементов историзма, согласно известному дидактическому принципу. Каждый раздел математики, каждый термин или понятие неразрывно связаны с теми историческими периодами, когда они были введены или бурно развивались. Изучение истории математики помогает лучше понимать этапы развития человеческой мысли, осознавать потребности общества в каждый период его развития, а, значит, устанавливать логическую и практическую связь между математикой и жизненными потребностями людей, расширяя свой кругозор и повышая общий уровень культуры личности. С этой точки зрения также полезно использовать ИТ, просматривая, например, тематические учебные фильмы или видеофрагменты с последующим обсуждением.

При изучении геометрических тем использование соответствующего программного обеспечения позволяет, например, выполнять построение геометрических тел и фигур, их различных комбинаций в пространстве, легко перемещая изображение по экрану дисплея.

Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод о том, что классическое понимание методики преподавания математики, имеющей линейный принцип построения учебного материала, вербальное, иллюстративное его изложение, исходя из требований времени, превращается в технологию обучения математике, основанную на циклическом способе передачи информации.

Технология обучения в нашем понимании – это личностно-ориентированный процесс разрешения междисциплинарных задач и проблем, основанный на принципах дополнительности, обратной связи и рефлексии (2, с.6). Здесь работает взаимообусловленная обучающая система «преподаватель ↔ ПК ↔ пользователь (студент)». Компьютер выступает посредником между преподавателем и студентом, средством удовлетворения потребностей обеих сторон в качественной, оперативной информации.

Необходимо заметить, что влияние Интернета и технологий, появившихся на его основе, сказалось на многих социальных практиках, происходящих сегодня в современном информационно-коммуникативном обществе, включая образовательные. Это влияние двунаправленное: с одной стороны, на основе интернет-технологий возникли абсолютно новые форматы обучения, например образование 2.0 или дистанционное образование через Интернет, а с другой стороны, появились смешанные форматы обучения, когда «живые» лекции преподавателя студентам стали заменяться или дополняться лекциями через видео-конференции или выполнением практических заданий, подготовка которых требует использования разнообразных интернет-сервисов или обучающих виртуальных сред. Стали разрабатываться или совершенствоваться специальные образовательные оболочки, которые обеспечивали управление этими новыми форматами обучения, создавая некое коммуникативное образовательное пространство – виртуальный класс, где каждый обучаемый имеет доступ к определенному репертуару знаний и технологических возможностей, которые он может использовать по своему усмотрению.

В настоящее время в педагогической литературе широко обсуждается вопрос оказания различных видов дистанционных образовательных услуг.

Дистанционное образование – заочная форма обучения, которая может осуществляться как классическим способом – пересылкой учебных материалов и выполненных студентом заданий по почте, так и online, когда контакты с преподавателем, доступ к учебным материалам и выполнение заданий частично или полностью происходят посредством Интернета.

Online – образование – инновационная форма дистанционного образования, характеризующаяся определенным уровнем разработки программного обеспечения и предоставляющая студенту, помимо индивидуального графика обучения, возможность быть зачисленным в учебное заведение, успешно осуществлять учебный процесс и сдавать квалификационные экзамены, используя удаленный доступ к серверу учебного заведения.

E-learning или online-обучение – инновационные методы обучения, связанные с возможностями Интернета, которые могут применяться независимо от формы обучения студента (например, экстернат).

Дискуссия о «плюсах» и «минусах» инновационного образования по сравнению с традиционным порождает множество неоднозначных мнений и выводов. Например, один из известных исследователей проблем постсоветского образования в 2001 году писал: «Эйфория по поводу дистанционного обучения (ДО) только укрепила убежденность в том, что головы студентов можно наполнить знаниями через кабели».(4, с.3) Д. Мунен из Университета Твента (Нидерланды) раскрывает три причины создания ДО в высшей школе: «боязнь потерять студентов (экономический аргумент), стремление улучшить качество обучения (качественный аргумент), желание повысить эффективность работы университета (аргумент эффективности)».(4, с.4)

В последние годы в различных странах мира проводятся международные конференции «Online Educa», где обсуждаются проблемы ДО, E-learning, online-образования во всем мире.

Считается, что в высшем образовании происходило три больших революции. Первая – это переход от устных традиций к письменному слову, вторая – замена разделения студентов на небольшие группы современной системой библиотек и студенческих городков, а третья была вызвана ИТ.

Каждое из этих изменений улучшало качество образования, сохраняя лучшие из старых методов и одновременно открывая путь новым технологиям. Однако, основой образовательной системы неизменно оставались взаимоотношения между преподавателями и студентами. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации – он помогает студентам понять сам процесс обучения, найти нужную информацию, выяснить соответствует ли она заданным требованиям и как можно использовать эту информацию для ответа на интересующий вопрос или решения задачи. Для осуществления успешной деятельности преподавателю также необходим индивидуальный подход к студенту, способность тратить дополнительное время на общение, обеспечивая тем самым обратную связь и поддерживая новые идеи. В реализации индивидуального подхода ИТ также помогают преподавателю, давая, например, возможность за короткое время разрабатывать персональные задания для каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей.



ИТ не подменяют собой человеческое общение – они просто решают определенные задачи, делая общение более привлекательным и эффективным, позволяя извлечь из него максимальную пользу. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знаний требует тщательной отработки используемых технологий и возможности их широкого тиражирования. Стремление применять ИТ в сфере образования должно быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений.
Источники

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.

  2. Весна, М.А. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.А. Весна. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 99с., ил.

  3. Виштынецкий, Е.И. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев.

  4. Сальников, В., Азаров, В. К вопросу об управлении информатизацией в высшей школе (актуальные проблемы) //Вестник высшей школы. – 2007. – №11. – С.3.

  5. Шадриков, В.Д., Шеремет, И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы //Высшее образование в России. – 2009. – №11. – С.61.

страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Роль информационных технологий в оптимизации процесса обучения в высшей школе
78.63kb. 1 стр.

Учебно-методический комплекс для студентов радиотехнического факультета информационных технологий Новополоцк пгу 2011
2694.67kb. 7 стр.

Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта (аспиранта соискателя) кафедры истории журналистики
159.87kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017