kabobo.ru Рабочая программа для студентов направления 030600. 62 «История»
страница 1



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.

Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее

время
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030600.62 «История»

(профиль «Историко-культурный туризм»)

очная форма обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ______________/С.П. Цыганкова /

11 апреля 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений

25 апреля 2011 г., протокол №9

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 22 стр.

Зав. Кафедрой ______________ /Г. И. Баязитова/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук

« »____________________2011 г., протокол №1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________________/Е.В. Тумакова/

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ____________/С.А. Федорова/

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра новой истории и международных отношений

С.П. Цыганкова
Историко-культурные регионы Азии и Африки

в новейшее время

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030600.62 «История»

(профиль «Историко-культурный туризм)

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011



С.П. Цыганкова. Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления . 030600.62. «История» (профиль «Историко-культурный туризм»). Очная форма обучения. Тюмень, 2011, 22 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Баязитова Г.И., к.и.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

©С.П. Цыганкова, 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – дать комплексную характеристику историко-культурных регионов Азии и Африки, выявить их историко-культурный потенциал как фактор развития туризма.

Задачи курса:



  1. дать характеристику этапов историко-культурного развития регионов Востока;

  2. изучить теоретические подходы и концепции, связанные историко-культурными особенностями регионов Азии и Африки;

  3. проанализировать развитие культуры Востока в связи с экономическими, политическими, социальными изменениями;

  4. рассмотреть национально-культурные и религиозные традиции и ценности в отдельных регионах Востока;

  5. изучить историко-культурный потенциал регионов и отдельных стран Азии и Африки как фактор развития туризма.



    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б3 Профессиональный цикл. Дисциплина «Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время» является дисциплиной по выбору профессионального цикла и базируется на таких дисциплинах как «История средних веков», «Новая история», «Новейшая история», «История мировой культуры» и др.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: историко-культурные особенности регионов Азии и Африки.

Уметь: работать с источниками и литературой для выявления информации.

Владеть: методами анализа информации, содержащейся в исторических источниках.

Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации;

Готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;

Способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач


Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр-8.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Интерактивные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1

























Северо- Восточная Азия в ХХ в.






















1.1.

Эволюция историко-культурного пространства региона

1

2

2

2

6

10

0-10

1.2.

История стран региона

2-4

6

6

4

14

26

0-20




Всего:

4

8

8

6

20

36

0-30




Модуль 2

























Южная Азия в ХХ в.






















2.1.

Эволюция историко-культурного пространства региона

5

2

2

2

6

10

0-10

2.2.

История стран региона

6-8

6

6

4

14

26

0-20




Всего

4

8

8

6

20

36

0-30




Модуль 3.Юго-Восточная Азия






















3.1

Эволюция историко-культурного пространства региона

9

2

2

2

6

10

0-20

3.2

История стран региона

10-12

6

6

4

14

26

0-20




Всего:

4

8

8

6

20

36

0-40




Итого:

12

24

24

18

60

108

0-100




В том числе в интерактивной форме










18












Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

контрольная работа

реферат




Модуль 1

1.1

0-3




0-2




0-5

0-10

1.2

0-5

0-5

0-3

0-2

0-5

0-20

Всего

0-8

0-5

0-5

0-2

0-10

0-30

Модуль 2

2.1

0-3




0-2




0-5

0-10

2.2

0-5

0-5

0-3

0-2

0-5

0-20

Всего

0-8

0-5

0-5

0-2

0-10

0-30

Модуль 3

3.1

0-3

0-5

0-2




0-5

0-15

3.2

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

0-25

Всего:

0-8

0-10

0-7

0-5

0-10

0-40

Итого:

0-24

0-20

0-17

0-9

0-30

0-100

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов




обязательные

дополнительные

Модуль 1 Северо-Восточная Азия
















1.1

Эволюция историко-культурного пространства региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, тесту, подготовка реферата

Подготовка доклада-презентации

1

6

0-10

1.2

История стран региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, тесту, подготовка реферата

Подготовка доклада-презентации

2-4

14

0-20




Всего по модулю 1:

20

0-30

Модуль 2. Южная Азия
















2.1

Эволюция историко-культурного пространства региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, реферату, тесту

Подготовка доклада-презентации

5

6

0-10

2.2

История стран региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, реферату, тесту

Подготовка доклада-презентации

6-8

14

0-20




Всего по модулю 2:




20

0-30

Модуль 3. Юго-Восточная Азия

3.1

Эволюция историко-культурного пространства региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, реферату, тесту

Подготовка доклада-презентации

5

6

0-20

3.2

История стран региона

Чтение литературы, подготовка к семинарам, реферату, тесту

Подготовка доклада-презентации

6-8

14

0-20




Всего по модулю 3.




20

0-40




Итого:

12

60

0-100



Таблица 4.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1. 1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

1.

Новейшая история

+

+

+

+






Содержание дисциплины



Модуль 1 Северо-Восточная Азия

1.1 . Эволюция историко-культурного пространства региона

Пространственно-временные границы историко-культурного региона Восточной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм.

Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество).

Российская диаспора в странах АТР: история и современное положение.



1.2. История стран региона

1.2.1. Освобождение стран Востока от колониальной зависимости

Распад колониальной системы: внутренние и внешние причины. Характеристика основных этапов деколонизации. Мирные и вооруженные формы освободительной борьбы. Образование независимых государств в Азии.

Историческая общность: развивающиеся или освободившиеся страны.

Политико- идеологическое и военно –экономическое соперничество СССР и США в зоне «третьего мира» в период холодной войны. Феномен «неоколониализма». Становление новых систем связи освободившихся стран с бывшими метрополиями: Содружество наций и Франкофония.

Движение неприсоединения – форма реализации внешней политики освободившихся стран. Борьба за установление Нового мирового экономического порядка (НМЭП).

1.2.2. Проблемы модернизации развивающихся стран: теория и практика

Сущность и причины экономической отсталости развивающихся стран. Концепция «догоняющего развития» или модернизации, понимаемой как вестернизация (У. Ростоу, Айзенштадт). Концепции «зависимости» и «слаборазвитости» (Пребиш, Кардозо, Дос Сантос, Франк, Амин).

Теории некапиталистического развития или социалистической ориентации. Теория синтеза современного и традиционного.

Борьба за поиск путей развития. Индустриализация, «зеленая революция», экономическая помощь – основные направления преодоления отсталости. Долговой кризис развивающихся стран.

Факторы, влияющие на развитие. Демографический взрыв и его последствия.

Дифференциация развивающихся стран. Высший эшелон: НИС (новые индустриальные страны) Восточной Азии и капиталоизбыточные нефтедобывающие страны Аравийского полуострова. Средний эшелон: сырьевые экспортеры. Наименее развитые страны Азии и Африки. Проблема выживания.

Проблема Север – Юг в глобализирующемся мире. Современные афро – азиатские государства во взаимоотношениях с Западом (Севером): модели взаимодействия и конфликта. Россия и страны Востока.

Соотношение демократических и авторитарных режимов на Востоке. Причины авторитаризма (исторические, религиозные, социально- экономические, социально –культурные). Типы авторитарных режимов. Новые индустриальные демократизирующиеся страны. Представление о демократии в странах Ближнего и Среднего Востока. Демократия и авторитаризм в Африке.

Политическая культура Востока: традиции и современность.

Роль религии в политической культуре и практике Востока. Причины усиления исламского фундаментализма.



1.2.3. Японская модель развития и новые индустриальные страны (НИС)

Восточной Азии

Американская оккупация Японии (1945- 1951). Демократические преобразования в 1945- 1947 гг. «Обратный курс» 1948- 1951 гг.

Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и американо- японский Пакт безопасности. Советско- японская декларация 1956 г.

Японское «экономическое чудо»: превращение Японии во вторую экономику мира. Структурные сдвиги в экономике Японии во второй пол. 1970-х- 1980-е годы. Рецессия японской экономики с начала 1990-х годов. Проблема «интернационализации».

Социальные проблемы.

«Неординарная демократия». Конституция 1947 г. и попытки ее ревизии. Окончание однопартийного правления ЛДП (либерально- демократической партии).

Проблема «северных территорий» в российско–японских отношениях.

Особенности развития НИС Восточной Азии. Причины экономического «чуда» Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Роль политического авторитаризма и государственного регулирования экономики. Ставка на экспорториентированную экономику, использование иностранного капитала.

Причины демократических преобразований в Южной Корее и на Тайване. Генотип конфуцианской цивилизации.

1.2.4. Образование КНР

(Китайской Народной Республики) и основные этапы ее развития

Гоминьдан и КПК на заключительном этапе второй мировой войны. VII съезд КПК и задачи «новодемократической революции». Гражданская война 1946- 1949 гг. Причины поражения ГМД.

Образование КНР. Народно- демократические преобразования в 1949- 1952 гг. Советско- китайский договор 1950 г. Первая пятилетка КНР (1953 – 1957). Индустриализация, форсированное кооперирование.

Политика «трех красных знамен». Период «урегулирования». «Великая пролетарская культурная революция» - реакционный политический переворот (1966 – 1976 гг.). Цели, этапы, результаты. Смерть Мао Цзэдуна, разгром «банды четырех».

Дэн Сяопин и программа «четырех модернизаций». Деколлективизация сельского хозяйства, система семейного подряда. Основные направления экономических преобразований в промышленности. Открытость во внешний мир. Проблема демократизации политической системы. События «4 июня» 1989 г.

Эпоха Цзян Цзэминя. XVI съезд КПК (2002 г.): приход к власти четвертого поколения руководителей (Ху Цзиньтао). Концепция «трех представительств». Признание права частной собственности. XVII съезд КПК (2007 г.): курс на построение «гармоничного общества» и «гармоничного мира».

Варианты интерпретации «китайского пути»: строительство «социализма с китайской спецификой» или развитие по пути восточноазиатской модели.

Характеристика основных этапов советско (российско) – китайских отношений.



Модуль 2. Южная Азия

2.1 Эволюция историко-культурного пространства региона

Пространственно-временные границы историко-культурного региона Южной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм.

Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество).

2.2. История стран региона
2.2.1. Индия на пути независимости и развития

Завершающий этап борьбы за независимость (1945 – 1947 гг.). Заявление премьер- министра Англии Эттли о предоставлении Индии статуса доминиона (15.03.1946 г.). План Маунтбеттена (03.06.1947 г.). Раздел Индии. Провозглашение доминионов: Индийский Союз и Пакистан. Решение вопроса о княжествах. Проблема Кашмира.

Конституция Республики Индия (1950 г.). Строительство фундамента независимости. «Научный гуманизм» Дж. Неру, как философская основа концепции «индийского социализма». Пятилетние планы экономического развития. Государственный сектор. Аграрная реформа. Успехи и противоречия « курса Неру». Внешняя политика Индии. Политика «неприсоединения».

Кончина Неру (1964 г.) и обострение борьбы за продолжение «курса Неру». Приход к власти Индиры Ганди. Раскол ИНК и образование ИНК (О). Поправка к конституции (1971 г.) и политика национализации. «Ползучий авторитаризм». Чрезвычайное положение 1975 г. Программа 20-ти пунктов. Выборы 1977 г. и приход оппозиции к власти. Консолидация сторонников И. Ганди и реставрация политической власти ИНК (И) в 1980 г. Сикхский сепаратизм и рост политического терроризма. Убийство И. Ганди (1984 г.). Приход к власти Раджива Ганди. Харизма клана Неру- Ганди. Начало нового этапа модернизации Индии с начала 90- х годов ХХ в.: особенности и результаты.

Особенности индийской демократии. Кастеизм и конфессионализм в политической жизни. Конец однопартийного правления ИНК, формирование коалиционных правительств. Индусский национализм, доктрина «хиндутвы». События в Айодхье и их влияние на индусско – мусульманские отношения. Бхаратия джаната партии –выразитель индусского национализма. Роль ислама в политической истории и культуре Индии.

2.2.2. Особенности развития мусульманских стран Южной Азии

Образование Пакистана и Бангладеш.

Авторитаризм как традиционная черта политического устройства в Пакистане и Бангладеш. Преобладающая роль высшей гражданской бюрократии и генералитета.

Место ислама в Конституции Пакистана. Исламизация политической системы в 1970-90-х гг. Роль радикального ислама (исламизма), его связь с терроризмом, афганским движением «Талибан» и кашмирскими сепаратистами.

Бангладешский национализм и роль ислама в политической системе страны.

Характерные черты политической культуры. Шиизм и его политическая роль в Пакистане. Столкновения между пакистанскими суннитами и шиитами. Этноконфессиональные противоречия. Ислам у бенгальцев и конфессиональный фактор в политической культуре Бангладеш.

Модуль 3. Юго-Восточная Азия

3.1 Эволюция историко-культурного пространства региона.

Пространственно-временные границы историко-культурного региона Южной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм.

Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество).

3.2. История стран региона

3.2.1. Особенности развития Индонезии

Индонезия на завершающем этапе японской оккупации. Провозглашение независимости. А. Сукарно – «отец независимости». Конституция 1945 г.

Борьба против англо- голландской интервенции (1945- 1949 гг.). Решения Гаагской конференции «круглого стола» 1949 г.

Индонезия на этапе парламентской демократии (1950 -1957 гг. ). Конституция 1950 г. Ликвидация Гаагских соглашений. Установление дипломатических отношений с СССР, КНР. Бандунгская конференция независимых государств Азии и Африки (1955 г.).

Кризис парламентской демократии в середине 50-х годов. Индонезия на этапе «направляемой демократии» (1957 -1965 гг.). Концепция «функциональных групп». Принцип НАСАКОМ. Индонезийский социализм. Борьба за возвращение Западного Ириана и политика «противостояния Малайзии». Ось Пекин_ Джакарта. Промаоистский курс компартии Индонезии. «Треугольник сил» в сер. 60- х годов.

Движение «30 сентября» 1965г., попытка прокоммунистического государственного переворота. Военный переворот 1965- 1967 гг. и установление «нового порядка». Разгром компартии и судьба А. Сукарно.

Военный режим генерала Сухарто (1968 -1998 гг.).

Восстановление конституции 1945г. «Двойная функция» вооруженных сил. Принципы «Панча сила» - государственная идеология. Особенности партийно- политической системы. Сухарто – «отец развития». Роль этнических китайцев (хуацяо) в экономическом развитии страны.

Влияние финансового кризиса 1997- 1998 гг. на обстановку в Индонезии. Студенческие волнения и отставка Сухарто в мае 1998 г.

3.2.2.Политико-культурное развитие государств Индокитая

(Вьетнам, Лаос, Камбоджа)

Основные черты политической системы Социалистической Республики Вьетнам. Проблема ее эволюции в направлении большей демократизации. Причина сохранения жесткой однопартийности во Вьетнаме. Взаимосвязь политической системы СРВ и ее ускоренного социально-экономического роста в 90-е годы ХХ в.

«Конфуцианский тип» современной вьетнамской государственности. Буддизм и политика в СРВ. «Китайский путь» рыночного реформирования и Вьетнам: вопрос о причинах и пределах заимствования китайских стандартов.

Основные этапы становления государственности в Лаосе и Камбодже. Концепция «буддийского социализма». Опыт социалистических преобразований в Лаосе и Камбодже. «Буддийские ценности» в конституциях стран Индокитайского полуострова. Авторитаризм и демократия в Лаосе и Камбодже.



3.2.3. Социально-культурное развитие Мьянмы (Бирмы) и Таиланда.

Политическая система и политический процесс в условиях «либеральной демократии» (1948-1962 гг.) в Мьянме. Политическая система и политический процесс в период военного режима (1962-1988 гг.). Политическая система и политический процесс после 1988 г.

Традиционная политическая культура Мьянмы и ее эволюция.

Политическая система Таиланда после второй мировой войны. Политическая власть и политическое лидерство в Таиланде. Политические партии и общественные организации.

«Армейский парламентаризм» 70-80-х годов ХХ в. Конституция 1997 г. и ее роль в становлении и развитии политической системы и демократии в Таиланде. Институт монархии в Таиланде.

Традиционная политическая культура Таиланда. Современное тайское общество.



3.2.4. Политическое и культурное развитие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА): Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней).

Особенности политического устройства Малайзии и Сингапура. Элементы авторитаризма в лице исполнительной власти. Модель «авторитарной демократии» Сингапура. Стиль правления премьер-министра М. Махатхира.

Филиппины - от диктатуры Ф. Маркоса (70-80-е годы) к «народной революции» 1986г. и режиму «новой демократии» К. Акино (1986-1992 гг.). Попытки реформ в период правления президентов Ф. Рамоса (1992-1998) и Дж. Эстрады (1998-2001 гг.). Влияние политических кланов и династий на формирование правящих элит. Современные приоритеты президента Глории Арройя. Система наследственной монархической власти в Брунее.

Планы семинарских занятий

Модуль 1.

Тема 1. Проблема модернизации стран Востока

1.Понятие модернизации, основные этапы, результаты.

2.Факторы, влияющие на модернизацию: внутренние и внешние

3. Демографический взрыв в развивающихся странах и его последствия

4. Дифференциация развивающихся стран

5. Проблема Север – Юг

Литература

Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. М..2010

Глобальное сообщество: новая система координат. М.,2000

Ефимова Л.М., Алаев Л.Б. Восток на пороге ХХ1 века: глобализация и поиски национальной идентичности //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.

Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М.. 1997.

Лебедева Э., Эльянов А. Тропическая Африка: вечный маргинал. //МЭМО. 2001. № 6.

Осколкова О. Планирование семьи в развивающихся странах Азии. //ААС. 2001. №3.

Потапов М. О теоретических аспектах современного азиатского неоиндустриализма. //ПДВ. 2003. №6.

Современные международные отношения. М.,2001. Гл.6: Новое измерение отношений Север – Юг

Старостин Б.С., Старостин П.Б. Дебаты по проблемам глобального развития. Поиск альтернативных моделей модернизации афро- азиатского мира на стыке столетий //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М.,1999.

Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран //МЭМО. 2000. №6.

Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы Китая.//ААС. 1990. №10.



Тема 2. Японская модель социально – экономического развития

1. Роль США в модернизации Японии.

2. Роль государства в экономическом развитии Японии. Корпоративный капитализм.

3. Ставка на научно- технический прогресс и качество

4. Социальные факторы «экономического чуда»: система пожизненного найма, коллективизм, патернализм, «трудоголизм», «дипломократия».

5. Социально- экономические проблемы Японии в конце XX- начале XXI веков



Литература

Акио Морита. Сделано в Японии. М., 1990.

Баскова М. Японская экономическая модель. //МЭМО. 2004., №1.

Итиро Одзава. Программа перестройки Японии. //ПДВ. 1996. № 3.

Маркарян С.Б., Молодякова Э.В. Японское общество: книга перемен. М., 1996.

Пирогов Г. Закат японского «экономического чуда». //ПДВ. 2003. №2.

Хлынов В. Система стимулирования труда на крупных предприятиях Японии. //ПДВ. 1995. № 6.

Хлынов В. Японский опыт послевоенного восстановления экономики и приватизации //ПДВ. 1994. №6.

Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М.. 1986.

Япония: мифы и реальность. М., 1999.



Тема 3. Китай: с идеями социализма и практикой капитализма

1. Разработка КПК концепции строительства «социализма с китайской спецификой».

2. Переход деревни на семейный подряд

3. Изменение форм собственности.

4.Открытость во внешний мир (создание свободных экономических зон, использование иностранного капитала, вступление в ВТО).

5. Социально- экономические проблемы КНР

6.Особенности политической и идеологической ситуации в Китае.

Литература

Бажанов Е. Стратегия развития деревни. //ААС. 1989. №4,5.

Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989.

Барский К.М. Что такое сяокан? //Восток. 1992. №5.

Бергер Я. XVI съезд КПК и стратегия социально- экономического развития Китая. //ПДВ. 2003. № 2.

Васильев Л.С. Китай на рубеже третьего тысячелетия. //Восток. 1992. №5.

Делюсин Л. Дэн Сяопин – революционер, маоист, реформатор //ААС. 1994. №8-9

Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.. 1988.

К 110- летию со дня рождения Дэн Сяопина //ПДВ. 2004. №5.

Карпов М.В. «Социализм с китайским лицом» или капитализм по- китайски //Восток. 1996. №3.

Корсун В.А. Модернизация с «китайской спецификой» //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.

Мозиас Н. Эволюция политики «территориальной открытости» в КНР. //ПДВ. 1993. № 3.

Наумов И. Понятие «сяокан» и проблема подъема народного благосостояния //ПДВ. 1997. №6.

Портяков В. Концепция экономической реформы в КНР: формирование и эволюция //ПДВ. 1996. №6, 1997. №1.

Салицкий А. Китайская цивилизация в современном мире //МЭМО. 2003. №8.

Модуль 2.

Тема 1. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире

1. Особенности экономического развития Индии

2. Парламентская демократия в Индии

3. Кастеизм – фактор политической жизни Индии

4. Общинно – религиозный коммунализм

Литература

Алаев Л.Б. Индийские идентичности в условиях модернизации // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М.. 1999

Алаев Л.Б., Загородникова Т.Н. Кастовый состав населения Индии. //Восток. 1993. №1

Алаев Л.Б. Индусско – мусульманский конфликт в Индии //Этносы и конфессии на Востоке. М..2005.

Белокреницкий В.Я. Глобализация и поиски национальной идентичности в Индии и странах Южной Азии //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.

Ваджпаи Индия на пути в будущее. М.. 2001.

Горев А. Роса на лотосе. Индира Ганди. М., 1987.

Кашин В.П. Дж. Неру. //ААС. 2005. №6,7

Лунев С. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире //МЭМО. 2003. №3.

Льюс Э. Без оглядки на богов: Взлет современной Индии. М.,2010

Юрлов Ф. Бхаратия Джаната Партии – путь к власти //ААС. 2003. №7,8.

Юрлов Ф. Индийский Национальный Конгресс во власти и оппозиции //ААС. 2004. №1,2.

Юрлова Е.С. Кастеизм – фактор политической жизни //Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. М.. 1989

Тема 2. Религия и политика в мусульманских стран Южной Азии

1. Специфика мусульманского политического сознания в Южной Азии.

2. Религиозный состав населения в Пакистане и Бангладеш. Конфессиональные меньшинства и основные направления в южноазиатском исламе.

3. Политические системы и политические режимы Пакистана и Бангладеш



Литература

Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. М., 2010

Белокреницкий В.Я. , Москаленко В.Н. История Пакистана. М.,2008

Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.. 2002.

Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. М.. 2008.

Яковлев А.И. Страны Востока: синтез традиционного и современного. М.,2007



Модуль 3.

Тема 1 . Политическое и социально – культурное развитие

стран Юго-Восточной Азии

1. Основные этапы эволюции политических систем стран Юго-Восточной Азии.

2. Социокультурная функция буддизма, ислама, конфуцианства и их влияние на традиционную и современную политическую культуру

3. Особенности республиканских и монархических форм правления в странах Юго-Восточной Азии.

Литература

Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.,2002.

Мосяков Д.В, Тюрин В.А. История Юго- Восточной Азии. М..2004.

Юго- Восточная Азия Актуальные проблемы развития. М.. 2000-2010.


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
В ходе изучения дисциплины «Историко-культурные регионы Азии и Африки» студенты должны подготовить информационно- аналитическую справку по теме «Политический деятель» в виде презентации.

Темы информационно – аналитических справок в форме контрольных работ

1.Китай (Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао)

2. Индия (Неру, Индира Ганди, Раджив Ганди, Ваджпаи)

3. Япония (Императоры: Хирохито, Акихито, премьер – министры: Накасонэ, Коидзуми)

4. Индонезия (генерал Сухарто)

Тематика докладов рефератов

Этнокультурные особенности народов Азии и Африки

Этнопсихологические особенности народов Азии и Африки

Восточное христианство

Ислам, Иудаизм, Индуизм, Буддизм, Зороастризм, Конфуцианство, Синтоизм,

Востоковедение в России.

Интерактивные занятия

Модуль 1.

Тема 1. Рост межкультурных контактов в Северо-Восточной Азии. Коллоквиум. -2 часа

Тема 2. Поиски национальной идентичности в странах Востока. Методика ситуационного анализа. – 2 часа

Тема 3. Цивилизационная основа «экономического чуда» государств Северо- Восточной Азии. – 2 часа.

Модуль 2.

Тема 1. Историко- культурная специфика Южной Азии. Кейс-стади. - 2 часа

Тема 2. Особенности индийской демократии. Обсуждение докладов, представленных в электронном виде.- 4 часа

Модуль 3.

Тема 1. Историко-культурная специфика стран Юго-Восточной Азии. Круглый стол. - 2 часа.

Тема 2. Особенности политической культуры стран Юго- Восточной Азии. Анализ экспертных оценок. - 4 часа

Контрольные вопросы к зачету

1. Распад колониальной системы. Причины, этапы, результаты деколонизации.

2. Понятие модернизации развивающихся стран. Факторы, влияющие на модернизацию.

3. Движение неприсоединения

4. Борьба за выбор развития. Некапиталистический путь развития.

5. Модернизация РС в 1950-1970-е гг.

6. РС в мировом хозяйстве на рубеже веков

7. Дифференциация РС

8. Отношения Север- Юг.

9. Авторитаризм и демократия в странах Востока

10. Политическая культура Востока.

11. Россия и РС

12 Завоевание Индией независимости

13. «Курс Неру»

14. Проблемы современной Индии

15. Япония в период американской оккупации

16. Экономическое и политическое развитие Японии

17. Внешняя политика Японии и отношения с Россией

18. НИС: особенности развития

19. Образование КНР: основные этапы развития



Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в курсе дисциплины используются различные образовательные технологии. Применяется традиционная технология: семинары и практические занятия.

Имитационные игровые технологии: ролевые игры (конференция, дебаты и проч.),

Круглые столы.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

Основная литература

Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М., 2010.

Бузов В.И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 -2004). Ростов- на – Дону. 2005.

Бузов В.И. История современного Востока XX – XXI вв.: страны и правители. М., 2008.

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. Т.2. М., 2004.

Введение в востоковедение. Санкт-Петербург. 2011.

Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. М., 2007.

История Востока: в 6 т. Т.5: Восток в новейшее время: 1914- 1945 гг.М., 2006; Т.VI: Восток в новейший период (1945 – 2000 гг.). М., 2008.

Киреев Н.Г. История Востока: XX в. М., 2007.

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3- х частях. / Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001.

Политическая история государств Азии и Северной Африки. XX в. В 2-х т. М., 1996.

Политические системы и политические культуры Востока. М., 2006.

Системная история международных отношений. В 4-х т. М., 2000 -2004.

СССР и страны Востока накануне и в годы второй мировой войны. М., 2010.

Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918- 2000). М., 2004.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

Яковлев А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX вв. М., 2006.

Яковлев А.И. Страны Востока: синтез традиционного и современного. М.2007.



Дополнительная литература

Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.

Алиев С.М. История Ирана. XX век. М., 2004.

Антонова К. А. и др. История Индии. М., 1976.

Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана.ХХ век. М.. 2008.

Васильев А.М. Африка. Падчерица глобализации. М., 2003.

Гасратян М.А. и др. Очерки истории Турции. М., 1983.

Иванов М.С. Новейшая история Ирана. М., 1965.

Иран: очерки новейшей истории. М., 1976.

История Индонезии. М., 1992.

История Китая. /Под ред. А.В. Меликсетова. М., 1998. История Ирана. М.. 1977.

История Тропической и Южной Африки. М., 1989.

История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время. М., 1978.

Киреев Н.Г. История Турции. ХХ век. М., 2007.

Коргун В.Г. История Афганистана. ХХ век. М.. 2004.

Кузнецов Ю.Д. и др. История Японии. М.. 1988.

Ланда Р. История арабских стран. М.. 2005.

Молодяков В.Э. и др. История Японии. ХХ век. М., 2007.

Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго- Восточной Азии. М.. 2004.

Новейшая история арабских стран. М., 1965.

Новейшая история арабских стран Азии. М.. 1988.

Новейшая история арабских стран Африки. М.. 1990.

Новейшая история Индии. М.. 1959

Новейшая история Китая. 1917 – 1927 . М.. 1983.

Новейшая история Китая. 1917 – 1970. М., 1972.

Новейшая история Китая. 1928 – 1949. М., 1984.

Новейшая история Турции. М.. 1988.

Усов В.Н. История КНР в 2 т. М.. 2005.

Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М.. 2005.

Pope H. Turkey Unveiled. A History of Modern Turkey. N.Y.2004.



Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://obraforum.ru/ Научно-образовательный форум по международным отношениям

  2. http://www.imemo.ru/ Институт мировой экономики и международных отношений РАН

  3. http://www.mid.ru/ МИД РФ

  4. http://risa.ru ресурсы Российской ассоциации международных исследований

  5. http://www.nasledie.ru/politvne/ Внешняя политика России

  6. http://www/dkb.gov.ru ОДКБ СНГ

  7. http://shanhai.rfn.ru ШОС

  8. www.mid.ru МИД РФ

  9. http://www.globalaffairs.ru сайт журнала «Россия в глобальной политике»

  10. http://www.carnegie.ru сайт Московского центра Карнеги

  11. http://gazetasng.ru сайт газеты СНГ


Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Мультимедийная аудитория или переносной мультимедийный комплекс, состоящий из проектора, переносного экрана, ноутбука, переносного звукового оборудования.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Рабочая программа для студентов направления 030600. 62 «История» профиль «Историко-культурный туризм»
380.07kb. 1 стр.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Культурно-исторические центры» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм»
154.85kb. 1 стр.

«Религиоведение» для студентов по направлению 030600
347.72kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2019