kabobo.ru Психологические идеи в творческом
страница 1



на правах рукописи


Борисова Наталья Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ

НАСЛЕДИИ И.А. ИЛЬИНА

19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2009

Диссертационная работа выполнена в лаборатории

истории психологии и исторической психологии

Учреждения Российской академии наук Институт психологии РАН

Научный руководитель: доктор психологических наук

Гостев Андрей Андреевич

Официальные оппоненты: член-корр. РАО, доктор психологических наук,

профессор Ждан Антонина Николаевна


кандидат психологических наук, доцент

Олейник Юрий Николаевич

Ведущая организация: Арзамасский государственный

педагогический институт имени А.П. Гайдара

Защита состоится «­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 26 » ноября 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Учреждении Российской академии наук Институт психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институт психологии РАН по адресу 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.

Автореферат разослан « 20 » октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Савченко Т.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Воссоздание полной картины психологической мысли на всех этапах ее исторического становления необходимо не только для понимания ее современного состояния, но и для формирования ориентиров дальнейшего развития психологической науки. История русской психологической мысли представляет собой богатейший пласт оригинальных подходов в области человекознания. Особенно богата глубокими идеями философско-психологическая мысль в России конца XIX – начала XX вв. Политические и идеологические факторы оказали значительное влияние на исследование этой страницы истории отечественной психологии. До настоящего времени нравственно-духовное направление в истории психологии освящено недостаточно.

Одним из представителей русского религиозно-философского ренессанса ХХ в. был выдающийся ученый, мыслитель, философ, публицист и общественный деятель Иван Александрович Ильин (1883-1954). Первоначально И.А. Ильин приобрел известность как исследователь философии Гегеля. Впоследствии он разработал учение, в котором продолжил традиции русской философии. Значительное внимание в его работах уделялось проблемам нравственного становления личности. Рассматривая философско-психологические аспекты данной проблемы, И.А. Ильин показал глубину отечественной духовной традиции.

Современная психологическая наука все чаще обращается к проблеме духовно-нравственной сферы человека (К.А. Абульханова, В.М. Аллахвердов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.А. Гостев, В.Н. Дружинин, В.А. Елисеев, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, В.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков, Л.Ф. Шеховцова, П.Н. Шихирев и др.). Несмотря на это, представления о данной проблематике носят фрагментарный, разноплановый характер. Сегодня, по сути, только намечаются пути научного познания этой области психологического знания, в то время как в истории русской философско-психологической мысли, в частности в наследии И.А. Ильина, накоплен большой опыт решения этой проблемы. Наследие философа представляет интерес для таких областей психологической науки как психология личности, социальная психология, педагогическая и возрастная психология.

Целью исследования является историко-психологическая реконструкция философско-психологического наследия И.А. Ильина.

Объект исследования труды И.А. Ильина, его жизненный и творческий путь.

Предмет исследованияфилософско-психологические воззрения И.А. Ильина.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать творческий путь И.А. Ильина, рассмотреть процесс становления и развития философско-психологических взглядов ученого, выявить факторы формирования его научного мировоззрения.

2. Выявить и проанализировать основные направления философско-психологической деятельности И.А. Ильина.

3. Соотнести философско-психологические идеи И.А. Ильина в области духовности с: а) проблемой духовности в современной психологической науке, б) духовно-нравственной традицией в отечественной психологии.

4. Реконструировать философско-психологическую концепцию «духовной личности» И.А. Ильина, раскрыть его представления о структуре и содержании духовного опыта личности.

5. Выявить и проанализировать психологические воззрения И.А. Ильина в области социальной психологии.

6. Рассмотреть психологические идеи И.А. Ильина в области воспитания и образования.

7. Проанализировать вклад философско-психологического наследия И.А. Ильина в решение актуальных теоретических и практических проблем психологической науки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные принципы историко-психологического анализа: историзма, социально-культурного детерминизма, единства логического и исторического. Использовался также системный подход, в соответствии с которым наследие ученого рассматривалось в виде особой когнитивной системы (Б.Ф. Ломов, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник) и анализировалось на предметно-логическом, социальном и личностном уровнях исследования (Л.И. Анциферова, Е.А. Будилова, В.В. Большакова, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковская, А.В. Петровский, В.А. Роменец, А.А. Смирнов, В.А. Якунин, М.Г. Ярошевский и др.).

Методы исследования:

- историко-генетический метод, предполагающий исследование научного наследия И.А. Ильина с учетом социально-исторических условий конца XIX – начала XX вв.;

- историко-функциональный метод, позволяющий рассмотреть преемственность высказываемых психологических идей И.А. Ильина;

- сравнительно-исторический метод, направленный на сопоставление взглядов И.А. Ильина с воззрениями его современников и с научными подходами современной психологии;

- метод систематизации психологических идей И.А. Ильина;

- биографический метод, позволяющий выявить особенности становления личности ученого, формирование его мировоззрения, научных взглядов.



Основные источники исследования:

- опубликованные научные труды И.А. Ильина;

- работы, посвященные анализу научного творчества и общественной деятельности И.А. Ильина;

- психологические и философские труды русских и зарубежных ученых, предшественников, современников И.А. Ильина и более поздних авторов;

- монографии, статьи по методологии психологии, общей психологии, психологии личности и истории психологической науки в России, учебные пособия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

- анализ идей И.А. Ильина позволил более полно и адекватно представить состояние отечественной психологической науки на рубеже XIX – XX вв.;

- систематизированы философско-психологические взгляды ученого по проблеме духовности человека, закономерностей духовно-нравственного становления личности;

- психологически обоснованы основные характеристики «духовной личности» - совесть, «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления»;

- раскрыты условия формирования «духовной личности» - «вера в высшие духовные смыслы», «религиозная центрированность», «духовный акт», «сердечное созерцание», «духовный катарсис»;

- через особое значение, которое имеет для духовно-нравственного становления личности приобщение к национальному духовному опыту, раскрыт вклад наследия философа в психологию воспитания;

- через рассмотрение духовно-нравственных аспектов человеческой коммуникации показан вклад наследия И.А. Ильина в социальную психологию.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Раскрытие И.А. Ильиным характеристик духовной личности, а также акцент на национальный духовный опыт в воспитании и образовании вносят вклад в проблему преодоления нравственного кризиса российского общества. Система идей по формированию патриотизма, разработанная И.А. Ильиным, может быть использована при составлении современных программ патриотического воспитания. Разработки в области психологии духовно-религиозного опыта позволяют переосмыслить методы практической психологии личности. Также наследие философа будет полезно в разработке стратегий понимания группового сознания социальных общностей различного масштаба, в частности, в работе с сектантским сознанием. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах и пособиях по истории психологии, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогической психологии, исторической психологии, психологии религии, политологии, в спецкурсах по истории русской психологической мысли конца XIX – начала XX вв. на психологических факультетах высших учебных заведений, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадров, при создании учебных пособий по истории психологии и педагогической психологии.



На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое наследие И.А. Ильина вносит вклад в развитие истории психологии, психологии личности, социальной, педагогической и возрастной психологии, психологии религии, и этот вклад осуществляется за счет оригинальной системы идей в области психологии духовности.

2. Центральное место в данной системе идей занимает проблема духовно-нравственного развития личности. Понятие «духовная личность» раскрывается как «духовное образование» в единстве с душевной и телесной составляющими человека, характеризуемое стремлением к совершенству, основанным на любви, способностью руководствоваться в своей жизнедеятельности нравственными ценностями. Основными характеристиками духовной личности выступают: вера в высшие духовные смыслы, совесть, «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления», «сердечное созерцание», «религиозная центрированность».

3. Философско-психологическое наследие И.А. Ильина вносит вклад в решение проблем нравственного воспитания и образования личности. Особое значение имеют приобщение человека к национальному духовному опыту и воспитание чувства патриотизма, который также рассматривается как важнейшая характеристика духовной личности.

4. Раскрытие духовно-нравственной составляющей общения на различных уровнях социальных общностей вносит вклад в решение проблем социальной психологии. Одной из основных точек приложения данных идей И.А. Ильина является область разрешения конфликтов с духовно-нравственных позиций.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (2007 г., 2008 г.); на VIII симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» ПИ РАО (апрель 2008 г.); на международной научной конференции «Историогенез и современное состояние российского менталитета» ИП РАН (декабрь 2008 г.). Результаты диссертационного исследования отражены в 5 публикациях.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 172 наименования. Приложение содержит: а) сноски и комментарии, б) список ключевых понятий, в) источники (372 наименования).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснованы актуальность темы исследования, его цель, задачи, объект, предмет, методы; раскрыта методологическая, теоретическая и источниковая база исследования, его научная новизна, определено научное и практическое значение, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.



В первой главе «Проблемы психологии духовности в истории психологии» рассматриваются представления о духовности в современной психологии, а также духовно-нравственная традиция в отечественной психологии. Представлены основные вехи научной биографии И.А. Ильина, процесс становления и развития его научных взглядов. Рассмотрены основные методологические положения философской системы мыслителя.

Первый параграф главы посвящен анализу проблем духовности в современной психологической науке. Рассматриваются основные аспекты психологии духовности, актуальные для диссертационного исследования, в воззрениях современных авторов: К.А. Абульхановой, В.А. Аллахвердова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, А.А. Гостева, М.Я. Дворецкой, В.А. Елисеева, Ю.М. Зенько, В.В. Знакова, В.А. Кольцовой, В.В. Ничипорова, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, В.Д. Шадрикова, Л.Ф. Шеховцовой, П.Н. Шихирева. Все исследователи данного направления признают: обращение психологии к духовной сфере человека существенным образом расширяет границы понимания его сущности.

В то же время анализ представлений о духовности в современной психологической науке показывает фрагментарность, разноплановость и слабую соотносимость данных воззрений. Проблемы духовности изучаются в контексте способности субъекта к оптимальной организации жизни (К.А. Абульханова). Духовный опыт осмысливается в связи с профессиональной деятельностью человека (В.А. Пономаренко). Рассматриваются духовные способности (В.Д. Шадриков). Существует тенденция психологического осмысления духовного опыта, накопленного православной антропологией (М.И. Воловикова, А.А. Гостев, М.Я. Дворецкая, В.А. Елисеев, Ю.М. Зенько, В.В. Ничипоров, Т.А. Флоренская, Л.Ф. Шеховцова). Однако исследователи встречают на своем пути ряд трудностей: опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия содержит категории и понятия, которые отличают его от современной научной психологии.

Во втором параграфе главы дается характеристика духовно-нравственной традиции в отечественной психологии. Духовная культура Древней Руси на многие столетия определила направление развития философско-психологической мысли в России. Конец X - XII вв. - время начала освоения Русью многовекового православно-христианского опыта, оказавшего в последствии масштабное влияние на формирование русского национального самосознания. Окончательно оформившись к XIV в., в дальнейшем уже само активно определяло своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, религиозно-философской мысли. Религиозная философия в Древней Руси получила свое развитие в трудах подвижников православной веры. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Кирилл Туровский и др., достигнув высоких уровней познания себя через внутреннее очищение, создали свои оригинальные философские построения.

В XVIII в. была издана первая собственно психологическая книга в России – «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия» Ивана Михайлова. Данные темы встречались в работах Я.П. Козельского, В.Т. Золотницкого, Д.С. Аничкова, Феофана Прокоповича, Михаила Десницкого, Дмитрия Ростовского, Паисия Величковского, Тихона Задонского и др.

На рубеже XIX – XX вв. в отечественной психологической мысли философско-духовные и религиозные учения о человеке составляли значительный культурный пласт. Несмотря на разнообразие трактовок конкретных вопросов духовного бытия человека, все эти течения объединяют основополагающие идеи русской богословской мысли. В рамках этого направления выделяют как отдельные самостоятельные течения: богословскую и религиозно-философскую психологию. Первое течение представляли богословы, религиозные деятели, служители церкви, преподаватели курсов философии и психологии в Духовных Академиях и семинариях: архиепископ Никанор, митрополит Антоний (Храповицкий), профессор В.И. Несмелов, протоиерей В.В. Зеньковский, святитель Феофан (Говоров), святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Варнава (Беляев), архиепископ Иннокентий (Борисов), протоиерей И.М. Скворцов, протоиерей С.Н. Кашменский и др. В своих психологических построениях деятели этого направления опирались на канонические тексты догматического православия.

Представителями другого направления духовной психологии являлись религиозные философы, профессора светских университетов. Религиозные философы, как правило, опирались на отдельные положения философских систем европейских мыслителей (Гегеля, Канта, Лейбница и др.) и оригинальные отечественные философские построения, выдержанные в религиозном ключе. В этом ряду можно выделить: И.А. Ильина, И.И. Лапшина, Л.М. Лопатина, Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка и др.

Анализ проблем психологии духовности в истории психологии показал глубину отечественной традиции и соответственно большие перспективы развивающегося направления психологической науки - православно-христианской психологии. Необходим поиск путей преодоления трудностей, встающих при соотнесении знаний, накопленных отечественной духовной традицией и психологической наукой: создание словаря терминов и разработка единого категориального аппарата, формулировка гносеологических принципов познания психоморфологии человека в единстве духа, души и тела и др. Философско-психологическое наследие И.А. Ильина помогает ближе подойти к пониманию основополагающих святоотеческих категорий и осмыслить их в рамках психологической науки.

В третьем параграфе главы рассматривается жизненный путь и становление научных взглядов И.А. Ильина. Анализ творческого пути ученого свидетельствует о значительных различиях в убеждениях в разные периоды жизни. В формировании и развитии философских идей И.А. Ильина выделяют два этапа. Первый этап научной деятельности (до 1922) отмечен следующими направлениями научной мысли: политология, право, этика, социология, философия и методология философии, антропология. Второй период жизни ученого (1922-1954) характеризуется обращением к предметам, составляющим сердцевину русской религиозно-философской мысли. В центре его интересов встали проблемы России, ее истории, проблемы нравственно-духовного становления личности, выбора ею жизненной и гражданской позиции. К основным факторам формирования научного мировоззрения И.А. Ильина можно отнести: социально-исторические (социальные катаклизмы начала ХХ в. и вынужденная эмиграция); идейно-философские (опора на основные положения христианской антропологии и философско-религиозные учения, ориентация на идеалистические концепции Гегеля и Гуссерля); личностные (последовательно монархические воззрения, неконформность и бескомпромиссность в отстаивании своих убеждений, осознание ответственности за судьбу России).

В четвертом параграфе главы рассматриваются основные теоретико-методологические положения философско-психологической системы И.А. Ильина. Задача философии видится им в раскрытии духовного смысла явлений. В этом процессе подчеркивается роль интуиции, под которой понимается систематическое, опытное созерцание предмета, подлинное его переживание, помогающее «внутреннему вглядыванию» в сущность познаваемого предмета. Влияние на становление подобных взглядов оказали работы Гегеля и далее Больцано, Гуссерля, Когена. Методом познания для И.А. Ильина является созерцающая индукция - «опытное описание исследуемого предмета в его единичных обнаружениях»; никто не может заранее знать, что исследуемый предмет представляет собой в действительности, и поэтому на него нельзя проецировать результаты мыслительной деятельности.

Вторая глава «Концепция “духовной личности” в творческом наследии И.А. Ильина» посвящена раскрытию центрального понятия в творчестве И.А. Ильина - «духовной личности». В главе рассматриваются: характеристики духовной личности, философско-психологические аспекты религиозного опыта человека, вклад философско-психологического наследия И.А. Ильина в решение актуальных теоретических и практических проблем психологии личности и психологии духовности.

Первый параграф главы посвящен раскрытию содержания понятия «духовная личность». И.А. Ильин продолжил изучение данной проблемы, начатое У. Джемсом. В отечественной психологии анализ концепций личности показал ориентацию исследователей на связь личности с высшими способностями человека - быть субъектом своего жизненного пути, осуществлять изменения окружающего мира и самого себя (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова). Вопрос, что же является сущностным в человеке, все еще не получил должного раскрытия. Понимание личности как «духовного образования» вносит значительный вклад в решение этой ключевой проблемы.

Ориентируясь на постулаты христианской антропологии, И.А. Ильин рассматривает личность в контексте выделения духовной, душевной и телесной составляющих человека. Подчеркивается единство указанных подструктур, при одновременном вскрытии их взаимодействия и иерархии. Душа – это вся совокупность того, что происходит как в сознании человека, так и в неосознаваемых сферах психики, на протяжении всей жизни: весь поток внутренних переживаний, состояний, чувств, ощущений и др. во всем их объеме и разнообразии. Дух – это те внутренние состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на общение с Богом. Дух как высшее начало в человеке задает направление его развития.

Понятие «духовная личность» присутствует в работах У. Джемса. И.А. Ильин, продолжая изучение данного понятия, наполняет его своим оригинальным психологическим содержанием. Согласно автору, человека нельзя сводить к его сознанию, мышлению, рассудку или разуму - он больше всего этого: человек глубже своего сознания, проницательнее мышления, могущественнее рассудка, богаче разума. Он призван стать духовной личностью. Духовная личность характеризуется самоопределением к объективному совершенству. Человек духовен тогда и постольку, поскольку он добровольно обращен к объективному совершенству, нуждаясь в нем, отыскивая его и любя его. Духовная личность обладает способностью преодолевать силы материально-телесной детерминации и руководствоваться в своем развитии и поведении, прежде всего, духовными ценностями. В основе духовной личности лежит особая «духовная энергия», которая существует только исходя из своих, присущей ей законов, независимо от законов тела и души.

Во втором параграфе главы раскрываются философско-психологические аспекты духовного опыта. Главным условием формирования духовной личности И.А. Ильин считает веру. Вера – базовое психологическое явление, первичная сила в человеке, оказывающая влияние на всю жизнедеятельность человека, характеризующаяся любовью к конкретным аспектам действительности. Особую роль имеет вера в высшие духовные смыслы. Как духовное существо человек развивается только в том случае, когда его любовь обращается к объективному совершенству, критерий которого видится в божественной реальностивши по Божественномууспехходя егоцемприяо одна из них есть "один и становятся тождествен . В отражении человеком духовных смыслов подчеркивается роль образной сферы личности.

Значимой характеристикой духовной личности является следование голосу совести. И.А. Ильин отмечает, что, с точки зрения психологии, совесть - явление самовольно выступающее, неотвязно преследующее, способное эмоционально вспыхнуть, погасить все «трезвые» соображения, отменить все поставленные цели, сломить волевое противление и бросить человека в опасность или даже на смерть. Для И.А. Ильина совесть – одно из самых духовно сильных, значительных и безошибочных побуждений человека. Совесть – «закон Божий в человеке», «голос целостной духовности», подлинный источник различения добра и зла. Совесть – это, одновременно, и инстинктивная потребность в нравственном совершенстве, и воля к нему.

Наследие И.А. Ильина вносит вклад в познание духовных переживаний человека. Духовная жизнь человека состоит в том, что он не плывет в «мутном потоке» случайных содержаний и поверхностных состояний, а организует свою жизнь так, чтобы заполнить ее духовно-значительными содержаниями. Философ вводит понятие «религиозная центрированность». Духовная вера и следование голосу совести сосредотачивают душевно-духовные силы человека на познании объективной реальности и ее духовно-нравственных законов. Религиозная центрированность характеризуется тем, что духовный предмет становится главной жизненной ценностью, центром личного бытия человека. Это и есть истинный центр человека, его «истинное Я».

И.А. Ильин раскрывает понятия «духовный акт» и «духовно-религиозное содержание». Духовный акт слагается из психических функций: чувств, воображения, мышления, воли, чувственных ощущений, инстинктивных влечений и выражает то, как человек верует: сознательно или бессознательно, искренно или лицемерно, «любовью или страхом», пассивно или активно и т.д. Духовно-религиозное содержание – то, во что человек верует и что он исповедует как истину. Эти идеи актуальны для осмысления психологической наукой сектантской психологии. Религиозные секты, с точки зрения И.А. Ильина, всегда работают над видоизменением религиозного акта, подготавливая его к «новым истинам». Вершиной духовного акта является «сердечное созерцание» - акт «вчувствования» в духовное совершенство, основанный на духовной любви. Сердечное созерцание способно овладеть всеми внутренними «силами» человека (мысль, воля, чувственные восприятия, чувства, воображение), подчинить их себе, одухотворить, духовно осмыслить.

Духовно-нравственное развитие требует от человека духовной работы по очищению, освобождению человеческой души от духовной слепоты. И.А. Ильин характеризует святоотеческое понятие «страсть» как результат фиксации человека на приземленных содержаниях, дающий ложные направления всей жизнедеятельности. Преодоление страстей в психологическом смысле состоит в отражении и переживании человеком духовных смыслов, формировании способности духовного созерцания. Этот процесс назван «духовным катарсисом». Раскрывается значение страданий на пути духовного роста человека. Задача состоит в том, чтобы не бежать от страдания, а принимать его и преодолевать тем самым свою духовную слепоту и нравственную поврежденность. Не всякое страдание не всякого человека и не всегда одухотворяет его, т.к. необходима верная направленность страдающей души. Но всякое подлинное духовное движение вырастает из страдания.

И.А. Ильин вводит и описывает психологические характеристики духовной личности: «духовная любовь», «дар очевидности», «дар свободы и сила личного самоуправления», «чувство благоговения», «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению». Каждая из этих характеристик духовной личности вносит важные идеи в психологическую науку. Так, человеческая любовь, обратившись к объективно-значительному и священному жизненному содержанию оказывается духовной любовью. Она показывает ради чего стоит человеку жить и за что стоит умереть. Духовная очевидность открывает человеку, что есть добро и зло: добро - одухотворенная любовь – «преданность Божественному»; зло – противодуховная вражда – «отвращенность от Божественного». Свобода рассматривается как независимость от зла и пошлости. Тело человека несвободно (подчинено законам «вещественной природы», смертно). Несвободна и душа - она связана законами времени (длительность жизни и отдельных переживаний), наследственности, а также - своим «внутренним устройством» (законами сознания и бессознательного, силой инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства, воли и т.д.). Но дух человека свободен: человек имеет дар вывести себя «внутренно» из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить, избрать или отвергнуть его. Предстоя перед высшим и созерцая его совершенство, человек испытывает чувство благоговения и ответственности. Духовная личность не ищет самооправдания, а исследует содержания своей души, очищая ее от духовной слепоты. Духовная личность также характеризуется «жизненно-деятельным» и «религиозно-преданным» принятием своей судьбы. Человек ставит перед собой задачу верно постигнуть отведенное ему предназначение и исполнить предназначенное ему служение.

Третий параграф главы показывает, как наследие И.А. Ильина помогает осознать аспекты негативного воздействия на личность психокоррекционных методов, игнорирующих духовные измерения личности. В настоящее время на рынке психотерапевтических услуг можно видеть большое разнообразие тренингов, семинаров, школ личностного и духовного роста, предлагающих удовлетворить потребность человека в саморазвитии, познании себя. Об опасностях, встречающих человека на пути к самопознанию, говорят сегодня психологи, занимающиеся проблемами духовно-нравственного становления человека. Опасность заключается в подмене настоящего духовного опыта и вводе человека в иллюзию духовного совершенствования. Выделяют важные аспекты данной проблемы: а) уход в «духовный поиск» как побег от жизненных неудач, психологических проблем; б) подмена духовной силы «силой эго» и ориентация на обретение силы духа через занятие различными психотехниками и магическими практиками; в) проблема духовного руководства и др. (А.А. Гостев, В.А. Елисеев и др.)

Наследие И.А. Ильина подтверждает, что духовное развитие – тяжелая работа, требующая от человека огромных усилий. Подчеркивается «необходимость смирения и трезвения» на пути духовного совершенствования. Настоящий духовный опыт - путь к высшей радости, доступной человеку на земле. Но в духовной жизни не следует искать счастья: человек, ищущий от духовного опыта «удовольствий», «наслаждений» или «радостей», искажает свой опыт, извращает свою духовность. Неверным путем идет тот, кто добивается в жизни власти и думает прийти к этому на путях духовного опыта: тот, кто желает силы не может считаться с ее качеством и происхождением. Магия также ищет сверхчеловеческой силы и власти через приобщение к таинственным сферам и стихиям, независимо от их духовного достоинства. О низком уровне духовного опыта свидетельствует «религиозная “мания величия”». Верное видение духовного совершенства должно способствовать преодолению человеком эгоизма. Но в действительности бывает обратное: человеком овладевает гордость и высокомерие: из всего данного человеку откровения он удерживает только самочувствие «взысканного» и «превознесенного» и дорожит не предметным богатством своей веры, а чувством своей правоты и призванности.

В четвертом параграфе главы анализируются проявления духовной личности в человеческой коммуникации. Характеризуя особенности коммуникации духовной личности, И.А. Ильин вносит вклад в проблемы социальной психологии. Человечество, подчеркивает он, живет в едином «духовном эфире». Все люди связаны друг с другом, имеют влияние друг на друга, и потому на каждом человеке лежит ответственность за свои проявления. Огромное значение отводится неосознаваемым компонентам общения. Каждый человек призван к тому, чтобы в общении с другими людьми «взывать» к их духу, к их совести.

И.А. Ильиным предложены глубокие идеи в области разрешения социальных конфликтов на различных уровнях социальных общностей. Эти идеи несут глубокий «религиозно-метафизический» смысл. Ключевыми понятиями в разработке проблем конфликтологии становятся понятия «добра» и «зла». Истинное местонахождение добра и зла - душевно-духовный мир человека. А потому борьба со злом и преодоление зла может произойти именно во внутреннем мире человека. В работе «О сопротивлении злу силою» (1925) И.А. Ильин обосновывает правомерность употребления силы в борьбе со злом, в противостоянии ему. Духовная личность обязана прощать личные обиды, но с социальным злом она призвана вести решительную борьбу. Настоящее, религиозное сопротивление злу предполагает борьбу с его носителями ни как с личными врагами, а как с «врагами дела Божьего на земле». Физическое пресечение и побуждение должны рассматриваться как прямая духовно-нравственная и патриотическая обязанность человека.

В третьей главе «Вклад психологического наследия И.А. Ильина в проблемы воспитания и образования» рассматриваются основные задачи психологии воспитания и педагогической психологии. Анализируется роль семьи как основы духовно-нравственного воспитания личности. Через решение проблем нравственно-патриотического самоопределения личности в обществе раскрывается особая значимость национально-патриотического воспитания, его основные направления.

Наследие И.А. Ильина вносит значимый вклад в психологию развития, возрастную и педагогическую психологию. Оно показывает, что именно духовное развитие является подлинным развитием личности. Воспитание должно заключаться в формировании духовной личности, которая умела бы утверждать свое духовное достоинство, перед которой были бы бессильны соблазны и искушения. Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести до способности к самовоспитанию.

В первом параграфе главы раскрывается огромное значение семьи в духовно-нравственном становлении личности. Семья является священной общностью. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе, научиться в семье «совестным движениям сердца» и подняться к таким формам духовного единения людей как Родина и государство. Подчеркивается, что судьба человека, его склонности и таланты, основы характера определяются в раннем детстве. Каждый человек остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей семьи, живым символом ее семейственного духа. Именно в семье ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?).

Во втором параграфе главы рассматриваются проблемы и основные задачи психологии воспитания и педагогической психологии. И.А. Ильин раскрывает основные задачи воспитания, главной из которых считает - наполнение духовного опыта ребенка. Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его «духовное око» открылось на все значительное и священное в жизни.

Подчеркивается значимость именно «воспитания», а не просто «образования». Образование, само по себе, «есть дело памяти, смекалки и практических умений» в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование дает формальные умственные умения – читать, писать, описывать, анализировать, исследовать. Все это необходимо и полезно, но недостаточно, т.к. оставляет человека беспринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости, «служит и злодеям для их дурных целей».

И.А. Ильин указывает на основные моменты в жизни ребенка, когда его воспитание требует особого внимания со стороны взрослых. Самое большое значение имеют первые пять-шесть лет жизни. В первые годы жизни душа ребенка нежна и впечатлительна, всему доступна и не защищена. Все вредное, дурное, злобное, что ребенок воспринимает в этот период своей жизни, причиняет ему душевную рану, последствия которой он потом влачит в себе через всю жизнь. В свою очередь, все светлое, духовное, что детская душа получает в этот период, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод.



Третий параграф главы посвящен особой значимости и роли национально-патриотического воспитания. И.А. Ильин раскрывает духовные основы данной проблемы. Люди, утверждает философ, связаны в единую нацию и создают единую Родину в силу подобия их духовного уклада, который вырабатывается исторически. Одухотворение у каждого народа осуществляется своеобразно, в результате чего возникает единый национально-духовный акт. Развитие духовности народа возможно только в границах данного акта. Для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта своего народа, но любовь к его духу. Истинный патриотизм характеризуется любовью к объективному достоинству, присущему Родине. Родина же является духовной реальностью, воспринимаемой духовным опытом. Для психологии патриотизма значима идея И.А. Ильина о том, что обрести чувство родины человеку возможно только через обретение личной духовности, через формирование духовной личности в полноте ее содержания.

И.А. Ильин подчеркивает, что воспитание детей - это именно пробуждение их бессознательного «чувствилища» к национальному духовному опыту. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение отечественную духовно-религиозную традицию. Все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству – должны быть национальными. И.А. Ильин выделяет основные направления национально-патриотического воспитания: язык, песня (помогает усваивать национальный строй «духовных чувствований»), молитва (учит национальному духовному опыту), сказка (будит воображение, наполняя национальным «хором образов»), жизнь святых и героев (наполняет воображение образами национальной святости), национальное искусство, история народа, его территория, армия, хозяйство.

Рассмотрение И.А. Ильиным национальной духовной культуры представляется важным для социальной психологии и этнопсихологии. Ведущим формирующим фактором отечественной культуры является религиозно-духовный фактор – вера. Особо следует подчеркнуть осмысление православной природы национального русского самосознания. Постижение русской культуры как православной мыслитель считает принципиальным условием адекватного понимания развития России.

Важным аспектом социально-психологического наследия И.А. Ильина является осмысление кризисных моментов развития больших социальных групп. Намечая пути выхода общества из духовного кризиса, И.А. Ильин утверждает, что люди должны, в первую очередь, научиться национальному самосознанию для укрепления инстинкта национального самосохранения. Россия не должна «гоняться» за чужими формами жизни: нет и не может быть единой государственной формы, которая оказалась бы наилучшей для всех времен и народов. Свершившееся с Россией во время революции возникло в результате того, что в русском народе не было верной национальной идеи, зрелого самосознания и характера. Творческая идея, на основе которой будет возрождаться Россия, должна быть только национальной. Эта творческая идея должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время – русское историческое призвание.


ВЫВОДЫ

1. Философско-психологическое наследие И.А. Ильина имеет большое теоретическое и практическое значение для развития психологической науки в таких ее областях как история психологии, психология личности, социальная психология, педагогическая и возрастная психология, психология религии. Такой многоплановый вклад достигается благодаря системе глубоких идей мыслителя в области психологии духовности.

2. Центральное место в творчестве И.А. Ильина занимает проблема личности, ее духовного развития. Наследие мыслителя восполняет представления о личности в концепциях отечественных психологов как категории преимущественно социальной. Личность для И.А. Ильина, прежде всего, - «духовное образование». Личность рассматривается в единстве духовной, душевной и телесной составляющих человека при одновременном вскрытии их иерархии.

3. И.А. Ильин вводит понятие «духовная личность» и наполняет его глубоким психологическим содержанием. Духовная личность характеризуется основанным на любви самоопределением к объективному совершенству. Она обладает способностью преодолевать силы материально-телесной детерминации и руководствоваться в своем развитии и жизнедеятельности духовно-нравственными ценностями.

4. Главным условием формирования духовной личности является вера – базовое психологическое явление, характеризующееся любовью к конкретным аспектам действительности. Особую роль имеет вера в высшие духовные смыслы, раскрываемая через характеристики духовной личности: совесть, «чувство благоговения», «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления». В отражении человеком духовных смыслов подчеркивается роль образной сферы личности.

5. Необходимым условием полноценного развития духовной личности выступает любовь к объективно-значительному жизненному содержанию, названная И.А. Ильиным «духовной любовью». Такая любовь противопоставляется любви, имеющей эгоистическую, потребительскую направленность на предмет любви.

6. И.А. Ильиным описан процесс духовно-нравственного становления человека, который раскрывается с помощью введенных понятий: «религиозная центрированность», «духовный акт», «сердечное созерцание», «духовный катарсис». Духовная личность реализуется и раскрывается в «духовном акте», объединяющем все душевно-духовные силы человека и сосредотачивающем их на восприятии высших духовных смыслов. Это открывает «истинное Я» человека. Механизм «духовного катарсиса» заключается в формировании способности к сердечному созерцанию - духовному акту, при котором духовная любовь овладевает образной сферой человека.

7. Анализ особенностей коммуникации духовной личности раскрывает нравственную составляющую человеческого общения, подчеркивая его особое единство. Духовная интегративность коммуникативного пространства имеет большое значение для изучения неосознаваемых компонентом общения в социальной психологии. Значимым приложением для социальной психологии являются глубокие идеи И.А. Ильина в области конфликтологии на различных уровнях социальных общностей. В частности, обосновывается противление злу силою как принцип нравственной, гражданской ответственности и патриотической обязанности духовной личности.

8. Психологическое наследие И.А. Ильина вносит вклад в проблемы духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания и образования человека. Воспитание должно заключаться в формировании именно духовной личности. Огромное значение в этом процессе отводится семье, формирующей духовный характер. В семье человек учится духовной любви и правильному восприятию авторитета. Главной задачей воспитания является доступ ребенка ко всем сферам истинного духовного опыта.

9. Рассмотрение задач психологии воспитания и педагогической психологии сфокусировано на решении проблем нравственно-патриотического самоопределения личности в обществе, на раскрытии особой значимости в воспитании приобщения ребенка к национальному духовному опыту. Каждый народ, стремясь к совершенству, вырабатывает в процессе истории единый национально-духовный акт. Поэтому чувство патриотизма характеризуется любовью к объективному достоинству, присущему Родине.

10. Важный аспект социально-психологического наследия И.А. Ильина связан с преодолением большими социальными группами кризисных моментов своего развития. Развитие духовности народа возможно только в границах национально-духовного акта. Преодоление кризисов связано с укреплением национального самосознания и инстинкта национального самосохранения. И.А. Ильин осмысливает православную природу национального русского самосознания. Постижение русской культуры как православной является принципиальным условием адекватного понимания особенностей развития России, ее проблем в истории.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях.

I. Публикации в изданиях по перечню ВАК РФ:

1. Борисова Н.В. Психологические идеи в наследии И.А. Ильина. // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 12 (50). С. 29-34.

2. Борисова Н.В. Проблемы воспитания в наследии И.А. Ильина. // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. №12. С. 20-21.

3. Борисова Н.В. Проблемы воспитания и образования в наследии И.А. Ильина. // Казанский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 110-118.



II. В других изданиях:

4. Борисова Н.В. Философско-психологические аспекты духовно-нравственного становления личности в наследии И.А. Ильина. // Социокультурные проблемы современного человека // материалы III международной научно-практической конференции» (22-26 апреля 2008 г.). Ч. II. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. С. 202-211.



5. Борисова Н.В. Смысл жизни в философии Ивана Александровича Ильина. http://pirao.ru/ru/scilife/conf/akme2008-5.pdf



страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Психологические идеи в творческом
284.27kb. 1 стр.

Сергей эйзенштейн психологические
4354.93kb. 21 стр.

Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300. 62 «Физическая культура» профиль подготовки: «Спортивная тренировка»
839.77kb. 10 стр.

© kabobo.ru, 2018