kabobo.ru Программа итоговой государственной аттестации
страница 1 страница 2 страница 3 страница 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)








УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана

факультета физической культуры
________________ Г. А. Кузьменко

(подпись)




ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Специальность



050720.65 «Физическая культура»

Квалификация



Педагог по физической культуре

Москва – 2013

Программа итоговой государственной аттестации по специальности 050720.65 «Физическая культура», квалификация Педагог по физической культуре разработана в соответствии с ГОС ВПО и утверждена Ученым советом факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Протокол № 5 от «16» декабря 2013 года

Программа итоговой государственной аттестации разработана Ким Т.К., кандидатом педагогических наук, доцентом, и.о. зав кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта.

© Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2013

© Ким Т.К., 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050720.65 «Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре».

Программа итоговой государственной аттестации выпускников (далее Программа ИГА) по специальности разработана на основе Методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального (педагогического) образования в части требований к итоговой аттестации выпускников (п.7.2.) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации N 1155 от 25.03.03., Положения о государственной итоговой аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Программа ИГА, а также критерии оценки знаний утверждаются решением Ученого совета университета после их обсуждения на заседании учебно-методического управления с участием председателя государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Программа ИГА является неотъемлемой частью профессиональной образовательной программы по специальности 050720.65 «Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре».

Структура Программы ИГА включает:

– пояснительную записку,

– виды итоговой государственной аттестации,

– объем времени и сроки проведения,

– основные дидактические единицы государственного стандарта по дисциплинам,

– экзаменационные вопросы,

– требования к подготовке и защите выпускной квалификационной работы,

– критерии оценивания ответов студентов и защиты выпускной квалификационной работы,

– перечень программно-методических материалов.

Государственная аттестация по специальности и защита выпускной квалификационной работы проводится на открытых заседаниях ГИА с участием не менее двух третей ее состава.

Решение ГАК принимается на закрытом заседании большинством голосов членов комиссии (при равном числе голосов, голос председателя является решающим). Результаты экзамена объявляются в тот же день.

К итоговому экзамену и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом специальности.



  1. Виды государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника по данной специальности предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

– междисциплинарный итоговый экзамен;

– защита выпускной квалификационной работы.


  1. Объем времени и сроки проведения

Объем времени на подготовку и проведение ИГА устанавливается в соответствии с учебным планом – 6 недель. Сроки проведения ИГА установлены в соответствии с учебным планом с 08 апреля по 21 апреля 2014 г. и с 10 июня по 30 июня 2014 г.

В период подготовки к экзамену проводятся консультации по программам учебных дисциплин, на которые выделяется 20 академических часов.

Междисциплинарный итоговый экзамен включает вопросы по теории и методики физической культуры и спорта, педагогики, психологии, спортивной медицины, физиологии физического воспитания и спорта и других дисциплин учебного плана по специальности.


  1. Основные дидактические единицы государственного образовательного стандарта по дисциплинам:




    1. Теория и методика физической культуры и спорта

Объемные требования:

Определение понятия «физическая культура». Различия этого понятия в «бытовой» и профессиональной трактовке. Соотношение понятий «культура» (общества, личности) и «физическая культура»; общие и специфические признаки, характеризующие физическую культуру. Основные аспекты в понимании физической культуры (как рода деятельности, как совокупности предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности).

Понятия, частично совпадающие и смешанные с понятием «физическая культура»: «физкультурная деятельность», «физкультурное движение», «спорт», «физическое воспитание» и «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое развитие» (сжатый анализ и формулирование определяющего смысла этих понятий).

Тенденция формирования теории в системе знаний о физической культуре. Предмет и место общей теории физической культуры в системе смежных научно-образовательных знаний. Проблемные «блоки» общей теории физической культуры. Уровни системы специализированных научных знаний о физической культуре по степени обобщенности и конкретной прикладности. Роль общей теории физической культуры в системе высшего профессионального физкультурного образования.

Понятие о системе физической культуры как социальной конструкции, упорядочивающей физкультурную практику в обществе, её исходных основах (мировоззренческих, научно-прикладных, программно-нормативных, методических) и формах целостной организации в обществе. Стержневая роль системы физиче­ского воспитания в системе физической культуры и ее значения в рационализа­ции физкультурного движения.

Отечественная система физической культуры как исторически прогрессивное явление; особенности её становления и перспективы совершенствования. Воплощение в ней общесоциальных принципов воспитательной стратегии общества: всемерного содействия всестороннему гар­моническому развитию индивида, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой общества, оздоровительной направленности.

Общее представление о научно-прикладных, программно-нормативных и методических основах, государственных и общественных формах организации отечественной системы физической культуры.

Функции физической культуры как объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять потребности личности и общества в определенном отношении.

Характеристика специфических функций физической культуры – функций источника физического (физкультурного) образования, оптимизации физического состояния и развития индивида, в том числе благотворного воздействия на его здоровье, обеспечения общей и прикладной физической подготовленности, спортивно-достиженческие, физкультурно-реабилитационные и физкультурно-рекреативные функции.

Общекультурные функции и функциональные связи физической культуры с другими сторонами культуры и социальной практики. Общекультурное значение физической культуры как средства трудового, нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания, фактора социализации личности и социальной интеграции. Функциональные связи (отношения) физической культуры с системой охраны здоровья народа, познавательной деятельности, воспроизводства трудовых ресурсов общества, искусством и другими сторонами социальной реальности.

Теоретическое и практическое значение тщательного анализа и разграничения общекультурных и специфических функций физической культуры.

Взаимообусловленность функций и форм культуры. Отображение в социальной структуре физической культуры особенностей её формирования, возникающих в силу различия тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе и развития социальных потребностей.

Определяющие черты физической культуры в системах образования – воспитания, производительного труда, здравоохранения, сферах повседневного быта, отдыха и развлечения. Актуальные проблемы обеспечения прогресса физической культуры на современном этапе развития российского общества.

Физическое воспитание как важнейший процесс направленного функционирования физической культуры. Обучение двигательным действиям и воспитание (управление развитием) физических способностей – специфические стороны физического воспитания; их особенности, единство и органическая связь с другими сторонами целостного процесса воспитания.

Сущность цели и основных задач, реализуемых в физическом воспитании. Объективная обусловленность общественными потребностями, закономерностями физического развития и социального формирования индивида, коренными социальными отношениями, господствующими в конкретном обществе. Направленность отечественной системы физического воспитания на достижение общей социальной цели реализации возможностей всестороннего гармоничного развития человека и строительство гуманного общества. Суть основных задач, решаемых в процессе физического воспитания:

– специфические задачи по оптимизации физического развития, обеспечению всестороннего развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей, гарантированию на этой основе здоровья и необходимого уровня дееспособности;

– специфические образовательные задачи по обеспечению физического образования (направленного формирования специальных прикладных знаний, жизненно-важных двигательных умений и навыков);

– общепедагогические задачи по воспитанию личностных качеств, обес­печению в процессе физического воспитания направленного формирования сознания и поведения в соответствии с общими кардинальными установками социальной системы воспитания.

Основные аспекты конкретизации задач и их нормативное выражение в физическом воспитании. Необходимость четкой конкретизации общих задач, предусмотренных в физическом воспитании, применительно к профилированным направлениям физического воспитания (общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка и т. д.), этапам (стадиям) многолетнего процесса физического воспитания, возрастным, групповым, индивидуальным особенностям и возможностям воспитываемых. Нормативы физической подготовленности как форма количественно-определенной конкретизации задач, решаемых в физическом воспитании. Виды нормативов физической подготовленности, практикуемых в отечественной и других системах физического воспитания, проблема их совершенствования. Другие формы и способы количественной конкретизации задач, решаемых в физическом воспитании («модельные характеристики» желаемого физического состояния индивида, намечаемые целевые уровни показателей отдельных функциональных возможностей организма и т. д.).

Понятия о средствах, их классификационная характеристика. Примеры наиболее распространенных практически оправданных классификаций физических упражнений. Существенные отличия физических упражнений от других форм двигательной активности (трудовой, повседневно-бытовой и т. д.) в качестве факторов физической культуры, воздействие которых упорядоченно в соответствии с принципами и правилами, выработанными в её сфере.

Понятие о содержании и форме физических упражнений. Содержание физических упражнений, как совокупность составляющих действий, регуляторных и др. процессов, определяющих его воздействие на занимающегося. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующийся внешней и внутренней структурой. Диалектика формы и содержания физического упражнения.

Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный или следовой, кумулятивный). Зависимость эффекта физических упражнений от состояния занимающегося и различных условий их применения.

Понятие «техника физических упражнений». Отличие понятий «форма физического упражнения» и «техника физического упражнения». Эталон и стандарт техники движений. Отдельные (пространственные, временные, динамические и т. д.) и комплексные (ритмические, качественные и т. д.) характеристики техники физический упражнений. Системно-структурный подход при анализе техники двигательных действий. Общие правила техничного выполнения их.

Оздоровительные факторы природной среды и гигиенические условия как средства воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека.

Значение естественных факторов внешней среды (солнечная радиация, воздушная среда, среднегорье, высокогорье) для закаливания и оздоровления человека.

Соблюдение гигиенических норм и требований к рациональному режиму жизни и условиям занятий как факторам повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов.

Роль вербальных (речевых), наглядных (сенсорных), материально-технических и других средств в педагогическом процессе. Многообразные формы и функции речевого воздействия в процессе физического воспитания. Общепедагогические словесные методы и их модификации, используемые в ходе занятий физическими упражнениями.

Натуральная и опосредованная «наглядность» в физическом воспитании. Специфические пути обеспечения наглядности в процессе занятий физическими упражнениями.

Специфические «идеомоторные» «психорегулирующие» и аналогичные методы. Особенности использования внутренней речи в процессе физического воспитания. Методы психорегулирующего (в том числе аутогенного) характера в физическом воспитании.

Структурные основы методов физических упражнений (нагрузка и отдых, как составляющие компоненты методов упражнения; способы регламентации двигательной деятельности и подходы к освоению движений).

Понятие о «нагрузке» как количественной характеристике степени воздействия физического упражнения на выполняющего упражнение. Показатели нагрузки при выполнении физических упражнений, её «внешняя» и «внутренняя» стороны, объем и интенсивность. Проблема обобщенной (интегральной) оценки параметров нагрузок, задаваемых в процессе физического упражнения.

Роль и типы интервалов отдыха в выполнении физических упражнений. Активный и пассивный отдых в ходе занятий физическими упражнениями. Обусловленность интервалов отдыха предшествующим нагрузкам и зависимость эффекта нагрузки от отдыха.

Типы интервалов отдыха, соблюдаемые по ходу занятия и между занятиями в процессе физического воспитания.

Проблема классификации методов в теории физической культуры, систематизация их основных групп по особенностям подхода к формированию структуры разучиваемого действия, по степени избирательности воздействия на функции организма.

Методы целостного и расчлененного упражнения, их назначение, разновидности и особенности применения. Методы равномерного, переменного, повторного и интервального упражнения, их назначение и разновидности, объединенные в группу методов строго регламентированных упражнений.

«Круговая тренировка» как организационно-методическая форма занятий. Игровой и соревновательный методы, их специфические черты.

Первостепенное значение во всех сферах воспитания общих (социальных) принципов деятельности по направленному формированию и развитию человека в обществе. Принципы содействия всестороннему гармоническому развитию личности, неразрывной связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой (прикладности) и оздоровительной направленности, направляющие физкультурное движение и функционирование системы физического воспитания в гуманном обществе.

Необходимость руководствоваться в сфере физического воспитания общепедагогическими (в том числе общедидактическими) принципами.

Сущность принципов сознательности и активности, их значение для управления отношением занимающихся к процессу обучения и воспитания. Основные условия их реализации в процессе занятий физическими упражнениями.

Сущность принципов наглядности, зрительной, слуховой и двигательной, их значение в формировании представления о новом двигательном действии.

Сущность принципа доступности и индивидуализации, их значение для оптимального выбора и методической адаптации учебного материала, нагрузок и др. требований применительно к возможностям занимающихся. Основные правила их реализации в процессе занятий физическими упражнениями.

Специальные принципы построения физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системного чередования в нем нагрузок с отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивного сбалансирования их динамики; принцип цикличности и возрастной адекватности направлений физического воспитания. Современные научные и практические данные, раскрывающие закономерности, лежащие в основе этих принципов; основные условия от которых зависят особенности их реализации (возрастные факторы, степень предварительной подготовленности, условия основной деятельности занимающегося и т. д.).

Понятия «учение», «преподавание», их сущность и содержание. Конструктивные особенности и закономерности формирования двигательных действий, существенных для рационального построения процесса обучения им. Обучение двигательным действиям как процесс целесообразного управления формированием двигательных умений и навыков, их отличительные черты.

Характер взаимодействия двигательных навыков (перенос), его виды и разновидности. Основные задачи, решаемые в процессе обучения двигательным действиям, их особенности в базовом физическом воспитании, профессионально-прикладной физической подготовке, спортивной тренировке и фоновой физической культуре.

Предпосылки и дидактические основы построения процесса обучения двигательному действию. Пути обеспечения оптимальной готовности к разучиванию действия и доступности учебного материала.

Структура процесса обучения двигательным действиям и логика его этапов.

Этап начального разучивания. Цель, задачи и особенности использования средств и методов. Пути управления формированием ориентировочной основы нового двигательного действия, выделение «опорных точек», актуализация мотивов и обеспечения адекватной установки на его разучивание. Внутренняя структура этапов и его продолжительность.

Контроль и самоконтроль. Пути предупреждения и правила устранения ошибок.

Оптимальная частота отдельных упражнений и занятий, нормирование нагрузок и отдыха в условиях начального становления двигательного умения и перестройки сформированных навыков.

Этап углубленного разучивания. Цель, задачи и особенности использова­ния средств и методов. (Основная тенденция изменения их состава по сравне­нию с первым этапом). Внутренняя структура этапов и их продолжительность. Пути совершенствования ориентировочной основы действия. Усвоение ритма целостного двигательного действия как центральная проблема его углубленного разучивания. Соотношение на этом этапе методов, способствующих стабилизации и динамичности двигательных умений.

Особенности контроля и самоконтроля на этапе углубленного разучивания. Пути и условия предупреждения автоматизации двигательных ошибок на этом этапе.

Режим упражнений, частота занятий и общее нормирование нагрузки и отдыха, способствующие углубленному разучиванию двигательных действий.

Этап результирующей отработки действия. Цель, задачи и особенности использования средств и методов. Специфические отличия этого этапа при обучении различным двигательным действиям. Завершающая отработка ориентировочной основы действия и выработка установок, адекватных конечной цели обучения действию.

Соотношение методов стандартно-повторного и вариативного упражнения на этом этапе. Методические подходы, направленные на достижение необходимого диапазона целесообразной вариативности двигательного навыка.

«Принцип направленного сопряжения» воздействий, направленных одновременно на «отшлифовку» техники и развития физических качеств, как один из центральных положений методики результирующего этапа обучения.

Контроль и самоконтроль на этапе результирующей отработки действия.

Воспитание двигательных способностей. Общая характеристика физических способностей как вида способностей человека. Понятие о физических качествах, их виды. Взаимосвязь физических качеств и их способностей.

Понятие о координационных способностях как комплексных психомоторных способностях человека и его связь с понятием «ловкость». Способности соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений как слагаемые двигательно-координационных способностей. Значение способности исключать излишнюю мышечную напряженность (рационально расслаблять мышцы) и способность обеспечивать устойчивость поз (сохранять равновесие тела). Общие и частные критерии, используемые в практике физического воспитания для оценки данного комплекса способностей. Общие задачи по развитию координационных способностей и их особенности в зависимости от возраста, пола и других условий. Возрастные периоды наиболее благоприятные для развития координационных способностей.

Средства, используемые для воспитания двигательно-координационных способностей, их отличительные признаки. Обеспечение регулярного пополнения и обновление двигательного опыта, систематического преодоления возрастающих координационных трудностей как главные линии в воспитании таких способностей.

Методы и методические подходы в воспитании двигательно-координационных способностей. Правила нормирования нагрузок в упражнениях, предъявляющих повышенные требования к двигательно-координационным способностям, порядок включения таких упражнений в систему занятий на различных этапах физического воспитания.

Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений. Частные задачи по совершенствованию «чувства пространства» и пространственной точности движений; адекватные средства решения этих задач. Методы и методические приемы, избирательно направленные на повышение степени точности пространственных восприятий и параметров движений. Причины и формы излишней мышечной напряженности при выполнении физических упражнений. Роль упражнений на расслабление.

Причины нарушения равновесия при выполнении физических упражнений. Роль упражнений на равновесие. Другие средства, методы и методические приемы повышения позно-статической и динамической устойчивости.

Методика избирательного воздействия на функции вестибулярного аппарата в процессе воспитания способности поддерживать равновесие тела.

Факторы, лежащие в основе собственно силовых способностей. Критерии и способы оценки собственно силовых способностей, используемые в практике физического воспитания. Общие задачи по воспитанию собственно силовых способностей; конкретизация задач применительно к периодам возрастного развития, этапам физического воспитания и др. условиям их реализации. Возрастные периоды наиболее благоприятные для развития собственно силовых способностей.

Средства развития силовых способностей. Отличительные признаки упражнений, используемых в качестве основных методов воспитания собственно силовых способностей. Дополнительные средства воздействия на развитие силовых способностей (внешние отягощения различного рода, тренажерные устройства и т. д.).

Основные направления в методике воспитания собственно силовых способностей: методы «экстенсивного воздействия» (использование непредельных отягощений с предельным числом повторений) и методы «интенсивного воздействия» (использование динамических, изометрических, комбинированных режимов мышечных напряжений, связанных с максимальной мобилизацией собственно силовых возможностей); условия, определяющие их выбор и применение. Методические особенности использования силовых упражнений общего и локального воздействия динамических, изометрических, комбинированных.

Использование эффекта «переноса» силовых способностей в процессе их воспитания. Нормирование нагрузки и отдыха при выполнении собственно силовых упражнений в рамках отдельных занятий и серий занятий.

Понятие о скоростных способностях. Формы их проявления. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей. Критерии и способы оценки различных скоростных способностей, используемые в практике физического воспитания.

Задачи, решаемые на различных этапах воспитания скоростных способ­ностей, в зависимости от профилирующих направлений физического воспитания. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания скоростных способностей.

Особенности средств воспитания способностей к экстренным двигательным реакциям. Особенности упражнений, способствующих сокращению времени простых и сложных двигательных реакций.

Особенности собственно скоростных упражнений, их формы и разновидности.

Особенности методики воспитания способностей к простым и сложным двигательным реакциям.

Основные методы, методические приемы, используемые в процессе воспитания быстроты для предупреждения и преодоления «скоростного барьера». Правила нормирования нагрузок и отдыха в системе упражнений, направленных на увеличение скорости и темпа движений.

Особенности силовой и технической подготовки в связи с развитием быстроты движений.

Отличительные черты скоростно-силовых способностей. Формы их проявления. Современные представления об особенностях сочетания факторов, лежащих в основе скоростно-силовых способностей. Критерии и способы их оценки в физическом воспитании.

Задачи, решаемые на различных этапах воспитания скоростно-силовых способностей, в зависимости от профилирующих направлений и ситуаций, типичных для физического воспитания. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания скоростно-силовых способностей.

Особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей. Отличительные черты скоростно-силовых упражнений различного типа; упражнения «ударно-реактивного воздействия» как специфические средства стимулирования развития скоростно-силовых способностей.

Основные методы и методические подходы и тренажерные устройства, используемые в воспитании скоростно-силовых способностей. Правила регла­ментации и нормирования нагрузки в отдельном занятии и системе занятий, направленных на увеличение степени развития скоростно-силовых способностей и на поддержание достигнутого уровня их развития.

Обобщающее представление о выносливости как о комплексе функциональных возможностей, определяющих способность противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности; основные факторы выносливости. Многообразие форм проявления выносливости; типы выносливости. Перенос выносливости. Критерии и способы оценки выносливости в физическом воспитании.

Особенности задач, решаемых в зависимости от профилированных направлений и ситуаций, характерных для физического воспитания. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для направленного воздействия на развитие выносливости разного типа.

Средства воспитания выносливости. Отличительные черты упражнений, используемых в качестве основных средств воспитания выносливости различного типа. Дополнительные средства воспитания выносливости (общая оценка значения среднегорья, температурных и др. факторов, используемых в процессе физического воспитания для воспитания выносливости).

Методика воспитания выносливости. Методические подходы, характеризующиеся преимущественно избирательным и целостным воздействием на факторы, определяющие выносливость. Пути направленного воздействия на аэробные и анаэробные возможности организма и другие факторы выносливости. Пути комплексного воздействия на совокупность факторов, определяющих проявления выносливости в избранном виде деятельности (методы «круговой тренировки» интенсификация занятий в аспекте увеличения их моторной плотности и т. д.).

Особенности методики воспитания общей выносливости. Правила выбора и применения средств воспитания выносливости в аспекте базового физического воспитания, общей физической подготовки. Отличительные черты методики воспитания специфической выносливости («силовой», «скоростной», «координационной», смешанной) в условиях специализации в избранном виде деятельности (спортивной, трудовой).

Внешние признаки и критерии нормальной осанки; факторы, определяющие её. Значение осанки. Причины её нарушений, которые поддаются исправлению средствами физического воспитания.

Задачи, решаемые в процессе физического воспитания по обеспечению формирования, предупреждения и исправления нарушений осанки.

Средства, используемые для решения поставленных задач. Элементарные, основные и специально-корригирующие формы упражнений «на осанку».

Методические особенности, приемы, используемые на начальных и последующих этапах многолетнего процесса физического воспитания. Правила нормирования нагрузок в упражнениях «на осанку» в период её становления, коррекции и закрепления. Контроль над осанкой.

Регулирование массы тела при занятиях физическими упражнениями. Представления о критериях нормального веса и пропорциональности телесных объемов на различных этапах возрастного развития организма.

Задачи по оптимизации веса тела, соотношения парциальных компонентов его массы и объемов.

Средства и пути стимулирования роста мышечной массы и гармонизации мышечного массива. Виды упражнений, предпочтительных в качестве средств стимулирования мышечной гипертрофии (тяжелоатлетические упражнения, комплексы упражнений атлетической гимнастики и т. д.). Правила выбора и применения упражнений, направленных на увеличение мышечной массы; особенности нормирования нагрузок. Дополнительные условия эффективности данных упражнений.

Отличительные черты упражнений и режимов нагрузок, особо действенных в борьбе с ожирением, уменьшением веса тела, за оптимизацию его структурных компонентов. Виды упражнений и типичные режимы использования их в борьбе с ожирением, связанным с особо значительными энерготратами. Методические особенности использования силовых и других упражнений, не вызывающих при разовом выполнении суммарно больших энерготрат, в целях уменьшения жировой массы без ущерба для мышечной массы тела. Гигиенические и другие условия (рационализация питания, регулярное использование сауны и т. д.), способствующие повышению эффективности упражнений.

Современные представления о морфофункциональных свойствах, лежащих в основе гибкости, и других факторах, определяющих её. Критерии и способы оценки гибкости. Возрастные этапы, наиболее благоприятные для направленного воздействия на развитие гибкости.

Особенности задач по оптимизации развития гибкости, решаемых на различных этапах и в зависимости от профилированных направлений в физическом воспитании.

Средства, используемые для развития гибкости. Отличительные черты упражнений «в растягивание» (упражнений «на гибкость»), их разновидности (активные, пассивные, комбинированные; динамические и статические).

Методические подходы, приёмы и условия, способствующие увеличению «растягивающего» эффекта упражнений. Правила нормирования нагрузок в упражнениях, стимулирующих развитие гибкости, и в упражнениях, направленных на сохранение достигнутого уровня её развития. Правила включения их в систему занятий и комплексирования с упражнениями иного характера.

Закономерный характер единства различных сторон воспитания в сфере физического воспитания. Роль и место физической культуры в формировании различных сфер личности: мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других. Характеристики связей (прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные) между различными компонентами воспитания и сторонами развития личности в общей системе воспитания.

Нравственная система воспитания как определяющее начало целесообразного сочетания всех сторон воспитания в интересах формирования человека, гармонически воплощающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физической совершенство.

Задачи и содержание умственного воспитания. Средства и методы воспитания интеллектуальных способностей в сфере физической культуры.

Задачи и содержание эстетического воспитания. Основные методические пути эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Задачи и содержание трудового воспитания. Реализация задач трудового воспитания в процессе физического воспитания.

Личность преподавателя – важный фактор воспитания занимающихся физическими упражнениями. Требования к профессиональным способностям, подготовленности и мастерству преподавателя.

Понятие о форме содержании занятия, как целостного звена физического воспитания. Определяющая роль содержания занятия; роль способа построения (формы) занятия в обеспечении эффективности физического воспитания. Существующая типология форм построения занятий в физическом воспитании.

Закономерности динамики оперативной работы как одна из основ структуры занятий. Физиологические и психологические процессы как внутренняя сторона деятельности занимающегося (изменения в состоянии организма, в знаниях, умениях, навыках, качествах, поведении). Критерии и способы обобщенной оценки динамики оперативной работоспособности в рамках целостного занятия физическими упражнениями.

Педагогический аспект построения отдельного занятия в физическом воспитании. Основные характеристики структуры занятия (способ упорядочения деятельности занимающихся); характеристика структуры занятия как первичного целостного звена процесса физического воспитания; части занятия и их подразделы, их соотношения и общая последовательность, порядок распределения материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузок и порядок её чередования с интервалами отдыха.

Особенности форм занятий урочного и неурочного типов. Определяющие черты урока в физическом воспитании; педагогические возможности, представляемые урочными формами занятий. Типы уроков в физическом воспитании. Особенности постановки и реализации задач в урочных занятиях. Простая и сложная структура урока. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой», «линейный» способы; «фронтальный», «групповой», «индивидуальный» способы и т. д.). Правила нормирования и регулирования нагрузки в урочных занятиях. Педагогический анализ урока.

Отличительные черты неурочных занятий в физическом воспитании (самостоятельные индивидуальные занятия, самостоятельные групповые занятия, состязания и другие). Необходимые предпосылки рациональной организации занятий неурочного типа и условия, при соблюдении которых они становятся органическими звеньями целостного процесса физического воспитания.

Понятие планирования в физической культуре. Основные аспекты планирования; планирование результирующих показателей, материала занятий и параметров, связанных с ними нагрузок, методических подходов и общего порядка построения процесса физического воспитания. Виды планирования – перспективное, этапное (по этапам, четвертям, семестрам и т. п.) и оперативное.

Характеристика принципов планирования как отправных положений и объективной основы планирования. Значение профессионального опыта и всестороннего учета реальных условий работы для полноценного планирования.

Технология планирования – основные операции и их последовательность. Текстовые, графические, математические и другие формы планирования.

Перспективный план, общая программа. Конкретизация официальных учебных планов и общей программы, применительно к реальным условиям осуществления задач физического воспитания и особенностям контингента. Особенности разработки перспективного плана при отсутствии регламенти­рующих документов планирования. Основные показатели, подлежащие перспективному планированию; исходные основания и правила расчета показателей. Типовые и модифицированные формы перспективных планов.

Годовой (крупноцикловой) план как связующее звено между перспективным и этапным планированием. Формы и способы разработки годового (крупноциклового) плана-графика.

Поэтапное планирование. Основные правила расчета количественных показателей этапных планов (четверть, период, семестр и т. п.), распределение материала занятий, параметров и динамики нагрузки, контрольных сроков. Особенности форм и операций оперативно-текущего планирования. Правила разработки и оформления краткосрочного плана и конспекта занятия. Непрерывная оперативная корректировка планов на основе результатов контроля.

Контроль. Понятие контроля в процессе занятий физическими упражнениями. Объекты педагогического контроля; исходные данные, необходимые для планирования и рационального построения занятий; данные о характере, объеме и интенсивности воздействий, осуществляемых в процессе занятий физическими упражнениями; данные о ближайших, следовых и кумулятивных эффектах занятий.

Непрерывная оперативная корректировка планов на основе результатов контроля.

Этапный контроль. Основные показатели этапного контроля, методы их регистрации и учета. Оптимальная периодичность этапного контроля; основные условия, влияющие на содержание этапного контроля и его периодичность.

Текущий (оперативный) контроль. Основные показатели, учитываемые в текущем контроле (по ходу занятия и в интервалах между занятиями). Их критерии, методы и приемы регистрации и анализа.

Текущая оценка успеваемости. Инструментально-аппаратурные средства текущего контроля. Формы учета при текущем контроле.

Самоконтроль как необходимое условие эффективности физического воспитания. Основные показатели самоконтроля, методика его регистрации и анализа.

Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Учет. Понятие об учете в процессе занятий физическими упражнениями. Объекты учета. Поэтапный, текущий и оперативный учет. Методы и приемы регистрации показателей учета. Формы оперативного, текущего и этапного учета.

Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Характеристика физического и психического развития. Задачи, средства и особенности методики, форм занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье. Соотношение обязательных и дополнительных форм физических упражнений в различных видах дошкольных учреждений. Подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников. Профилактика нарушений осанки, особенности закаливания.

Роль физической культуры в подготовке детей к обучению в школе. Характеристика программ по физической культуре детей дошкольного возраста. Оценка здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

Социально-педагогическое и оздоровительное значение физического воспитания детей и молодежи школьного возраста. Социальные условия, определяющие направленность и формы осуществления воспитания детей и молодежи школьного возраста. Типичные возрастные особенности и главные виды деятельности. Особенности задач, решаемых в физическом воспитании детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Система нормативов, действующих в физическом воспитании детей и молодежи школьного возраста.

Основы содержания программ, их разновидностей, регламентирующих физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста; различия и состав средств, используемых в различных формах общего и специального образования и физкультурно-спортивной деятельности.

Особенности методики обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей, обусловленные особенностями содержания физического образования и закономерностями возрастного физического развития детей и молодежи школьного возраста.

Формы занятий физическими упражнениями в школе; урок – как основная форма (мероприятие в режиме учебного дня); спортивные внеклассные и внешкольные занятия, физическая культура в семье.

Система школьных уроков физической культуры; типы уроков и особенности их структуры, зависящие от специфики программного материала и возрастных особенностей школьников. Определяющие черты школьного урока физической культуры (методы организации и управления деятельностью учащихся, правила нормирования нагрузки и т.д.). Правила и условия оптимального построения системы уроков физической культурой в рамках учебного года и его четвертей. Особенности содержания и методики уроков физической культуры, проводимых с учащимися, отнесенными к различным медицинским группам.

Педагогический контроль, его значение и содержание. Педагогическое наблюдение и анализ урока; хронометрирование и анализ плотности урока (общей, двигательной); пульсометрия и анализ нагрузки в уроке. Контрольные испытания.

Содержание учета и оценки успеваемости, методы и критерии оценки успеваемости учащихся младших, средних и старших классов.

Роль спорта в физическом воспитании. Проблемы выбора предмета спортивной специализации и своевременного начала тренировки.

Значение, цель и основные задачи физической культуры студентов. Формы организации физкультурного воспитания. Учебные (обязательные, консультативно-методические, индивидуальные) и внеучебные (в режиме учебного дня, в секциях, клубах, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия) занятия, их особенности и методическая направленность.

Структура и особенности содержания учебных программ по физической культуре в вузах. Распределение студентов по учебным отделениям. Учебный материал, включаемый в теоретический, методический и практический разделы курса для студентов основного, специального отделений и отделения спортивного совершенствования.

Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре.

Система контрольных и зачетных требований к студентам по семестрам и годам обучения.

Роль спорта при решении задач физического воспитания студентов. Спортивная ориентация; требования к занятию спортом. Особенности занятий спортом, направленных к спортивным высшим достижениям, в период вузовского образования.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузе, особенности её содержания и построения в зависимости от профиля избранной профессии.

Особенности учебной, методической, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности кафедры физического воспитания ВУЗа.

Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.

Возрастные границы молодежного и зрелого возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности человека в эти периоды.

Социальные и биологические факторы, обуславливающие специфику задач по направленному использованию факторов физической культуры в период основной трудовой деятельности; основные задачи и их конкретизация применительно к особенностям труда и быта.

Оптимальный объем ежедневных и недельных физических нагрузок при организации и проведении занятий с данным контингентом занимающихся.

Особенности использования основных форм физической культуры. Физическая культура в режиме трудового дня (производственная гимнастика, вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки). Физическая культура в условиях повседневного быта и отдыха. Основы методики занятий повседневной гигиенической гимнастикой, занятий оздоровительным бегом и др. упражнениями оздоровительно-гигиенического характера.

Методические условия полноценной организации здорового отдыха и содержательного развлечения с использованием факторов физической культуры.

Физкультурно-кондиционная тренировка и прикладная физическая подготовка программно-нормативного характера. Основы методики секционных занятий в секциях «Общей физической подготовки» и аналогичных секциях (клубах) для людей зрелого возраста.

Особенности прикладной физической подготовки, организуемой в период основной трудовой деятельности в зависимости от требований избранной профессии.

Особенности задач, содержания и построения спортивной тренировки людей зрелого возраста.

Контроль над здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями в период поступательного развития, относительной стабилизации развития и в период замедления развития организма.

Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста. Проблема противодействия возрастной инволюции с использованием факторов физической культуры; научные данные о возможностях влияния на инволюционные процессы путем направленного применения ее факторов. Задачи физкультурной деятельности людей пожилого и старшего возраста. Характеристика типичных видов физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма. Особенности организации и методики занятий с данным контингентом занимающихся.

Технология контроля над состоянием занимающихся в период инволюционных изменений в организме.

Основные понятия, относящиеся к спорту; спорт в узком и широком смысле слова; подготовка спортсмена, система подготовки спортсмена, спортивная тренировка, спортивная деятельность, спортивное движение и др.

Теория и методика спорта как совокупность научно-прикладных знаний:



Характеристика функций спорта в современном обществе: престижной; соревновательно-эталонной; эвристически-достиженческой; личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативной; эмоционально-зрелищной; коммуникативной; экономической и т. п.

Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте.

Типы и виды спорта, сложившиеся в мире, в России: общедоступный (массовый) спорт (школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный, физкультурно-реабилитационный) и спорт высших достижений (супердостиженческий-любительский, профессиональный, профессионально коммерческий, достиженческо-коммерческий, зрелищно-коммерческий).

Спорт для инвалидов (адаптированный спорт).

Факторы и условия, повышающие эффективность функционирования спорта и систем тренировочно-соревновательной подготовки.

Спортивные состязания, спортивная тренировка и другие факторы в системе подготовки спортсмена, их роль и соотношение как «подсистем» в системе спортивной подготовки.

Спортивная тренировка – основа (главный компонент и основная форма) подготовки спортсмена; специфические особенности, отличающие тренировку от других факторов и условий спортивного совершенствования.

Совокупность экзофакторов, дополняющих спортивную тренировку и соревнования, усиливающих их эффект; условия включения данных факторов в систему подготовки спортсмена.

Определяющая направленность в формировании спортсмена как личности. Специальная психическая подготовка спортсмена к экстремальным тренировочным нагрузкам и ответственным состязаниям.

Интеллектуальная подготовка спортсмена.

Техническая и тактическая подготовка спортсмена

Общие и частные задачи, решаемые в процессе технической подготовки спортсмена, критерии их реализации.

Общие и частные задачи, решаемые в процессе тактической подготовки спортсмена, критерии их реализации.

Методические условия органического соединения спортивно-технической и тактической подготовок.

Физическая подготовка спортсмена. Специфическое содержание физической подготовки; её роль, подразделы и соотношение с другими разделами подготовки спортсмена.

Общая характеристика основных стадий многолетнего процесса занятий спортом. Социальные и биологические факторы, обуславливающие особенности спортивной подготовки на различных стадиях многолетнего пути спортивного совершенствования.

Стадия базовой подготовки.

Стадия индивидуально-максимальной реализации спортивных возможностей.

Завершающая стадия – стадия «спортивного долголетия».

Общее представление об объекте, формах планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования её содержания, порядка построения и ожидаемых результатов.

Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки.

Объекты тренерского контроля и самоконтроля спортсмена. Особенности текущего и поэтапного контроля в процессе подготовки спортсмена.

Взаимосвязь планирования и контроля.

Роль исходных, текущих и поэтапных контрольных данных в разработке и коррекции планов спортивной подготовки.

Общее представление о критериях и способах диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности. Зависимость перспективной направленности спортивной деятельности, конкретных целей, преследуемых в ней, и особенностей её развертывания от индивидуальной спортивной одаренности и других условий. Роль спорта в социализации, воспитании духовно-нравственных качеств и гражданском становлении личности детей и подростков.


страница 1 страница 2 страница 3 страница 4
скачать файл

Смотрите также:
Программа итоговой государственной аттестации
1341.94kb. 4 стр.

Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников Финансового университета Направление 080100. 68 «Экономика», магистерская программа «Международные финансы и банки»
556.3kb. 1 стр.

1 Настоящее Положение регламентирует подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов
169.56kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017