kabobo.ru Программа дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование»
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение дизайна



Программа дисциплины «Академическая скульптура

и пластическое моделирование»

для направления 072500.62 «Дизайн» профиль «Графический дизайн», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Семенова М.А, к.п.н., доцент,

E-mail: msemyonova@hse.ru

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю «Графический дизайн», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» изучающих дисциплину «Академическая скульптура и пластическое моделирование».

Программа разработана в соответствии с:


1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование» являются: овладение общекультурными компетенциями в области изобразительного искусства и профессиональными компетенциями в области изучения основных законов академической скульптуры и пластического моделирования формы; теоретическим и практическим инструментарием для овладения основными приемами и навыками выполнения учебной и творческой работы, необходимыми для профессионального становления специалиста. Главной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов объемного видения и пространственного мышления основанного не только на интуитивном, чувственном восприятии, но и логическом анализе. Студенты, занимаясь созданием материального (реального объема), изучают принципы его построения влияния внутренней структуры на внешнюю форму и пластику, то есть взаимосвязь структуры с художественным образом.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

- создавать пространственные композиции различной степени сложности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Дает определение основным понятиям искусства; распознает гармоничное строение рисунка и композиции; оценивает графические произведения в известных работах классического и современного искусства;

Практические занятия

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки

ПК-2

Владеет основами академической скульптуры на примере образцов классической культуры и живой природы.

Владеет техникой круглой скульптуры и рельефа. Приобрел умения работать в различных пластических материалах с учетом их специфики для создания пространственных композиций различной степени сложности.




Практические занятия


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую общепрофессиональную подготовку.

Дисциплина предназначена для профилей «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн», настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы изображения предметов окружающей среды;

- создавать пространственные композиции различной степени сложности;

- знать значение скульптуры, графики, живописи, композиции в создании объектов дизайна;

- уметь изображать предметы окружающей среды на уровне программы художественной школы;

- уметь работать в различных пластических материалах с учетом их специфики;

- уметь работать в технике круглой скульптуры и рельефа;

- уметь работать с научной и учебной литературой.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

4Тематический план учебной дисциплины 2 курс






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1.Основы академической скульптуры и

Пластического моделирования формы



1

Рельеф гипсовой архитектурной розетки

18







9

9

2

Рельеф живого листа

18







9

9

3

Горельеф драпировки

18







9

9

4

Череп человека

18







9

9




Итого

72







36

36


5Формы контроля знаний студентов 2 курс




Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2




Текущий

(неделя)


Контрольная

работа




















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание







Выполнение рельефа натюрморта,

слепка животного (круглая скульптура)



Промежу­точный

Зачет










Экзамен










Итоговый

Зачет



*




Просмотр выполненных работ по всем темам.


5.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля на 4-ой неделе необходимо предоставить рельеф гипсовой архитектурной розетки.

Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по созданию рельефа и круглой скульптуры на заданную тему. Оценивание проходит в результате просмотра выполненного задания. Материал пластелин.

Зачет. На зачете студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, основных методов ведения скульптуры, ее технического исполнения. Зачет проходит в форме просмотра выполненных работ по всем темам.

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях академической скульптуры и пластического моделирования, овладения основами академической скульптуры на примере образцов классической культуры и живой природы. Овладение техникой круглой скульптуры и рельефа. Приобретение умения работать в различных пластических материалах с учетом их специфики для создания пространственных композиций различной степени сложности.



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

5.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашнего задания.

  2. Просмотр работ на зачете.

На промежуточный просмотр предоставляется работы, выполненные в аудитории и домашнее задание.

На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса.

На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения; гармоничность и образность; грамотность итоговой компоновки.

Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).

Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


6Содержание дисциплины


Раздел 1. Основы академической скульптуры и

пластического моделирования формы

Тема 1. Рельеф гипсовой архитектурной розетки

Количество часов аудиторной работы – 9 часов

Количество самостоятельной работы – 9 часов

На основе готового стилизованного архитектурного рельефа познакомиться с основными принципами рельефа: плановостью построения объема на плоскости, превращению рисунка в объемный объект методом постепенного набора объема, начиная с дальнего плана и конечного выхода на первый план. Выявляется контраст грани и сложномоделированной поверхности и взаимосвязь с плоскостью фона.



Задание 1. Рельеф гипсовой розетки на плоскости. Задача: В результате работы студенты должны знать принципы построения рельефа и уметь вылепить рельеф (9 часов).

Материал – пластилин. Размер ½ натуральной величины.



Задание для самостоятельной работы: Выполнение рельефа натюрморта.

Форма отчетности: рельеф гипсовой розетки на плоскости, в пластилине, ½ натуральной величины.

Тема 2. Рельеф живого листа

Количество часов аудиторной работы – 9 часов

Количество самостоятельной работы – 9 часов

В задании выявляются характерные особенности конкретного листа в рисунке. Анализируются особенности конструктивного строения, пластики и фактуры данного листа. Проводится анализ плановости построения основного объема, случайные элементы формы, образовавшиеся в результате сушки листа и природные дефекты. Превращение натурального объема в условный методом обобщения, но в то же время не теряя характерных особенностей конкретного листа. Создание собственной системы плановости построения объема на плоскости. Набор объема начинается с дальнего (ближнего к фону) плана, постепенно выходя на первый.



Задание 1. рельеф живого листа дерева в пластилине на плоскости ½ натуральной величины. Задача: В результате, студенты должны знать принципы пластики живого листа и уметь вылепить лист дерева (9 часов). Материал – пластилин. Размер ½ натуральной величины.

Задание для самостоятельной работы: Выполнение рельефа натюрморта с листьями.

Форма отчётности: рельеф живого листа дерева в пластилине на плоскости ½ натуральной величины.

Тема 3. Горельеф драпировки

Количество часов аудиторной работы – 9 часов

Количество самостоятельной работы – 9 часов

Изучение принципов формообразования складок. Построение сложной, многоплановой рельефной структуры, имеющей собственное внутреннее пространство, образованное взаимодействием объемов складок между собой и расположением их по отношению к плоскости фона. Превращение рисунка в объемное изображение, прослеживается пластика каждой складки, соблюдая общую плановую систему.

.

Форма отчётности:

Задание 1. горельеф драпировки в пластилине – размер ½ натуральной величины. Задача: В результате работы, студенты должны знать принципы построения складок и уметь вылепить драпировку (9 часов). Материал – пластилин. Размер ½ натуральной величины.

Задание для самостоятельной работы: лепка драпировок в рельефе натюрморта.

Форма отчетности: горельеф драпировки в пластилине – размер ½ натуральной величины.

Тема 4. Череп человека

Количество часов аудиторной работы – 9 часов

Количество самостоятельной работы – 9 часов


Изучение анатомического строения костей черепа, соотношения частей лицевой и мозговой. Представление о черепе, как о сложной форме, состоящей из нескольких объемов: черепной коробки (мозговой череп), блока верхней и нижней челюстей, объединенных скуловыми костями (лицевой череп). Выявление мест перелома формы объема и рассмотрение его, как образованного множеством плоскостей. Вводиться понятие верха, низа и бока объема, весового соотношения частей. Акцентируется внимание на местах соединения объемов, вставок одного объема в другой.

Задание 1. Выполнение черепа человека в пластилине ½ натуральной величины Задача: В результате работы, студенты должны знать анатомические и пластические законы строения черепа и уметь вылепить череп (9 часов).

Материал – пластилин. Размер ½ натуральной величины.



Задание для самостоятельной работы: круглая скульптура животного. Материал – пластилин.

Форма отчетности: череп человека в пластилине ½ натуральной величины

Литература по разделу:

Базовый учебник


1. Э.Лантери. Лепка. – М.: В.Шевчук, 2008, 334 с.

Основная литература


2. Л.И. Блях. Ремесло скульптора. - Москва 2002.

3. Степанов А.А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция. М.: - Архитектура-С, 2011 – 256 с., ил.

4. Пластическая анатомия: Сборник. – М.: АСТ: Астрель, 2003.

Дополнительная литература


  1. Скульптура для начинающих. – М.: Арт-родник, 2007, 130 с.

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


7Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий 1 курс:



  1. Рельеф гипсовой архитектурной розетки

  2. Рельеф живого листа

  3. Горельеф драпировки

  4. Череп человека

:

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Особенности работы пластическими материалами?

2. Назовите закономерности передачи рельефа в академической скульптуре?

3. Принципы скульптурного решения в рельефе натюрморта?

4. Как вы понимаете понятие акцент в скульптуре?

5. Какими средствами достигается художественно-образное решение в скульптуре?


  1. Назовите принципы создания круглой скульптуры?

  2. Какими средствами достигается художественно-образное решение в скульптуре горельефа?



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


1. Э.Лантери. Лепка. – М.: В.Шевчук, 2008, 334 с.

Основная литература


2. Л.И. Блях. Ремесло скульптора. - Москва 2002.

3. Степанов А.А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция. М.: - Архитектура-С, 2011 – 256 с., ил.



4. Пластическая анатомия: Сборник. – М.: АСТ: Астрель, 2003.

Дополнительная литература

  1. Скульптура для начинающих. – М.: Арт-родник, 2007, 130 с.


10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для скульптуры, помещение с естественным и искусственным освещением: софиты, подиумы для натурных постановок натюрмортов, станки для скульптуры, стулья, табуретки, классная доска, стеллажи для хранения работ, шкаф для хранения художественных принадлежностей, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный. Для приобретения профессиональных компетенций в области изобразительного искусства бакалаврам необходима научно-методическая база, включающая библиотеку, методический фонд, фонд дипломных работ, натюрмортный фонд. Натюрмортный фонд должен включать предметы быта разной материальности, коллекцию декоративных тканей разнообразной фактуры, гипсовые слепки.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Программа дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование»
155.22kb. 1 стр.

Программа дисциплины Специальные исторические дисциплины
246.87kb. 1 стр.

Моделирование Работа 16 Компьютерное моделирование свободного падения
462.38kb. 4 стр.

© kabobo.ru, 2017