kabobo.ru Портфолио филиппова Капиталина Ивановна Высшая категория
страница 1 страница 2 страница 3


Республика Саха (Якутия)

Сунтарский улус

МОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа

им. П.Х. Староватова»

ПОРТФОЛИО

Филиппова Капиталина Ивановна

Высшая категория

Оглавление


Резюме…………………………………………………………………………….4

I раздел. « Каким должен быть учитель начальных классов» (эссе) …….. …..6

II раздел. Ноосферно - экологическое образование младших школьников в рамках интегрированного курса «Природа и человек»…………………….9

2.1 Методические рекомендации к программе интегрированного курса «Природа и человек»…………………………………………………………… 9

2.2. Основные требования для раскрытия содержания программы НЭСО..14

2.3. Проект: Тематическое планирование по русскому языку для первого года обучения в соответствии с программой ноосферно-экологической системы образования………………………………………………………… ..15

2.4. Положительные стороны программы экспериментального интегрированного курса «Природа и человек» в 1-6 классах ноосферно-экологической системы образования…………………………………………18

III раздел. Материалы, иллюстрирующие работу……………………………. 19

3. 1. Разработка урока интегрированного курса «Человек и природа».

2 класс: « 12 ый аата»……………………………………………………………19

IV. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся……...24

4.1.Динамика учебных достижений обучающихся……………………………24

4.2. Участие в олимпиадах………………………………………………………24

4.3. Участие на научно-практических конференциях…………………………26

4.4. Дополнительное образование………………………………………………28

V раздел. Обобщение и распространение педагогического опыта………..29

5.1. Творческая работа учителя и учащихся………………………………..29

5.2. Доклады и выступления………………………………………………….31

5.3. Участие в профессиональных конкурсах……………………………….33

5.4. Повышение квалификации……………………………………………….33

VI. Документы, отражающие официальную оценку педагога…………… .35

VII раздел. Уровень педагогической квалификации…………………………38

Приложение……………………………………………………………………..46

Резюме



Филиппова Капиталина Ивановна

Учитель высшей категории

Отличник образования РС(Я)

Почётный работник ОО РФ

Ф.И.О. Филиппова Капиталина Ивановна.

Дата рождения: 22 июля 1948 г.

Место жительства: Сунтарский улус, с. Эльгяй, ул. Б.Андреева, 30 т.24-1-61

Электронная почта: capitalina 48@ mail.ru 22071948



Окончила: ВПУ - 1969 г., ЯГУ ПИ –2009 г.

Образование: высшее.

Специальность: учитель начальных классов

Должность: учитель начальных классов, кл.руководитель 2 б класса.

Категория: высшая.

Звание: Отличник образования РС (Я), Почётный работник ОО РФ

Педстаж: 40

Педстаж в Эльгяйской СОШ: 27 лет

1969 – 1974г.г. - Томпонский улус, Крест - Хальджай Арыы Толонская начальная школа, учитель начальных классов.

1974-1978г.г.- Вилюйский улус, Хагынская восьмилетняя школа, учитель начальных классов.

1978- 1982г.г.- Вилюйский улус, Екюндинская начальная школа, учитель начальных классов, директор школы.оначальных классов.

1996г.- учитель экспериментатор по НЭСО МОУ ЭСОШ.

2001г.- соавтор трёх методических пособий по интегрированному курсу

«Природа и человек».

2006г.- автор сборника литературных произведений для интегрированного курса «Природа и человек» по НЭСО 1 класс.



Награды: Почётные грамоты улуса, ИПКРО, МО РС (Я).

Аттестация:

1985г. – учитель начальных классов, 2 категория.

1990г. - учитель начальных классов, 1 категория.

1995г. - учитель начальных классов, подтверждение 1 категории.

2000г. - учитель начальных классов, высшая категория.

2005г. - учитель начальных классов, подтверждение высшей категории



Тема самообразования:

1. Новые педагогические технологии

2.Учебно-исследовательская технология по НЭСО.
Методическая проблема:


  1. Развитие связной речи учащихся младших школьников.

  2. Привитие умений и навыков работы с дополнительной литературой.

  3. Углубление познавательных способностей и возможностей на основе использования материалов музея.


Раздел I.

Каким должен быть учитель начальных классов?


(эссе)

«Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем  самого себя.

Веруй, что ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем»

В.А.Сухомлинский

Учитель начальных классов – профессия особая. Очень уж большие задачи стоят перед ним. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.

Я 40 лет работаю учителем начальных классов и счастлива, что выбрала эту профессию. К этой профессии меня подтолкнули мои родители. В семье было 15 детей, а за нашим воспитанием заведовала мама. Она была невероятно сильной и мудрой женщиной. Отец много работал, человеком был спокойным и очень талантливым. Дома у каждого была обязанность. В мои обязанности входили помощь младшим в учебе. Если им было что-то непонятно, я им объясняла, давала советы, а они радовали меня своими успехами в учебе. Вот так я с детства стала учительницей.

Моя первая встреча с детьми… Какими робкими и нерешительными они были сначала, но прошло совсем немного времени, и они приняли меня. Дети стали ходить следом, заглядывая в глаза, заводили длинные задушевные разговоры, они готовы на все, что им предложишь. Готовить индивидуальные задания к уроку? Согласны! Репетировать? Пожалуйста! Все хотят играть главную роль. Они старательно желают быть хорошими. Работать с ними одно удовольствие. И любовь, и преданность перекрывает все мои трудности.

     Рабочие будни, изо дня в день одно и то же. Но в этом одном и том же – дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых направлен и тяжелый труд учителя, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия. «Недумающий учитель – педагог никакой», - писал А.С.Макаренко.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической философии?     

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Сейчас иногда утверждают, будто это необязательно, современные компьютерные технологии заменят все. Считаю, что это не совсем так. Если ученик чувствует, что я знаю во много раз больше него, тогда ему будет со мной интересно. Причем истинный интерес к учению возникает у учеников не только от увлекательности моих рассказов, но и как результат совместной деятельности самих учеников. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют  творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как  педагога – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Януш Корчак: «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно».

Каждый урок для ребенка должен стать ожиданием чуда, до которого он сможет прикоснуться своими мыслями, чувствами, взглядами, неопытными детскими ручками.

     А еще и, пожалуй, это самое главное, учитель должен уметь прощать, прощать и понимать. Это не значит дозволять все. Что еще нужно учителю? Уметь беречь людей. Учеников нужно беречь особенно, от грубости, злобы, равнодушия к своим товарищам, безразличия ко всему, что происходит вокруг. В душе маленького человека не должна затухать радость познания. Ребенок должен уметь радоваться успехам других людей, сопереживать их неудачам и проблемам. Если я каждого ученика научу быть добрым, то и весь мир станет добрее.

      Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.

     Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят и будут ценить.

     Завтра новый день. Каким он будет? Как войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям». Какие замечательные слова Януша Корчака!

      Завтра будут новые вопросы, сомнения, удачи, трудности и, конечно, радость, радость от встречи со своими любимыми учениками.

Раздел II.
Ноосферно - экологическое образование младших школьников в рамках интегрированного курса «Природа и человек».

2.1 Методические рекомендации к программе интегрированного курса «Природа и человек»



Пояснительная записка
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории и практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. О том, что надо учить детей видеть связи всего существующего в природе и в повседневной жизни каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостного сознания учащихся, единой системы знаний о природе – интегрального ее образования.

Интегрированный курс «Природа и человек» (1-6 классы) ноосферно-экологического воспитания и образования строится на основе принципа «воспитание-учение», на основе философского учения «кут-сюр». триединого понятия «Мир – природа - человек».

Целью курса является достижение умения обучающимися целенаправленно и систематически работать над своим физическим, умственным и моральным совершенствованием, участие учащихся в управлении школой, умение жить и творить.

Задачи воспитания:



Задачи обучения:

Задачи развития:

Структура курса.

Интегрированный курс «Природа и человек» ноосферно-экологического воспитания и образования имеет следующую структуру образования:

Первый уровень – 1-2 классы (7-8 лет)

Второй уровень – 3-4 классы (9-10 лет)

Третий уровень – 5-6 классы (11-12 лет)

Содержание

Начальная ступень развития (1-6 классы) является начальным звеном систематического непрерывного образования, предоставляет всем детям реальные возможности для получения воспитания и обучения в соответствии с его способностями, интересами и призваниями, складом ума, природного, астрологического дара и родословных задатков.

В содержании курса вводится 30 тем. Раскрывая любую тему, учителю приходится обосноваться на философии, научно-исторической значимости, связи с жизнью, практической значимости, отражении в народных, литературно-художественных произведениях и т.д.

Данный курс составлен так, чтобы ученик усвоил окружающий природный, общественно-политический, социально-экономический мир на основе изучения элементарных сведений естественнонаучных, гуманитарных, правовых и экономических знаний и их практического преломления в жизни человека. Иначе содержание курса составлено так, чтобы ввести младшего школьника в реальный мир, окружающий человека. В его основе положена природа.

Интегрированный курс «Природа и человек», включает родной язык, чтение (литература), природоведение, окружающий мир, труд, историю, национальную культуру, элементарные сведения из химии, астрономии, географии, биологии, физики, астрологии и т.д..

I-я начальная ступень – дошкольное воспитательное учреждение.

Первая ступень – дошкольное воспитание – от 3 до 7 лет «Бэйэни билинии» («Человек, познай себя»). По философии Сократа «Человек-Чудо Природы». Открытие и раскрытие загадки «Киьи – айыл5а ерегейе, чыпчаала» («Человек-Венец Природы»).

Главный принцип этой ступени: не вреди Экологии – Природе ребенка. Ребенок есть Замысел, Чудо Природы. Наша цель – разгадать и помощь осуществиться этому Венцу Природы.

С помощью системы развивающих ситуаций, в ходе игровой деятельности достигается сенсорное и когнитивное развитие, развитие коммуникативных навыков, навыков раннего чтения, вычислительных умений. Расписание, занятие, оценивание результатов в сегодняшнем смысле исключаются, отсутствуют жесткие программы, учебные планы, воспитание и развитие направлено на эмоциональную сферу ребенка. Воспитание и образование основаны на антропософии, изучающей ребенка в единстве телесного, душевного и духовного мира. Группы создаются не по возрастной периодизации, как сейчас, а по уровню развития или по интересам и способностям, или по психологическим особенностям, или по астрологическим признакам, или по родословным группам, генетическим задаткам.


II ступень – начальная (элементарная) шестилетняя школа (1-6 классы).

Дети, обучаясь в элементарной школе, психологически объективно и субъективно должны быть готовы к творческому мышлению (дети теоретического склада ума) и практической деятельности (дети практического склада ума) для дальнейшей успешной учебы в основной школе и к осознанному выбору будущей профильной деятельности. Содержание образования на этой ступени определяется такими предметами, как «Айыл5а уонна киьи» («Природа и человек»), математика и русский язык.

В этот интегрированный курс входят – родной язык (чтение), литература, природоведения, окружающий мир, история, национальная культура, химия, астрономия, «сиэр-туом» (мораль, этика), труд, география, биология, (7-12 часов в неделю).

Задачи интегрированного курса:

-знакомство и объяснение развития человека на основе анализа развития природы и общества;

-влияние научно-технического прогресса на природу и общества;

-разъяснение влияния физико-химических процессов на окружающий мир;

-воспитание окружающей экологической культуры с малых лет;

-развитие эстетических, нравственных, духовных сторон явлений происходящих в природе;

-донесение до учащихся красоты окружающей природы богатствами и выразительными средствами родного языка;

-наблюдение за окружающим миром (вселенная, время, пространство, величина…);

-развитие памяти;

-привитие умений и навыков письма, пересказа, доказательного присуждения;

-подготовка учащихся к написанию реферата, доклада.

Учебная неделя 6-дневная, вторая половина дня направлена на дополнительное образование через музыкальную, художественную и спортивную школы, через предметные кружки, секции по интересам, организуемые родителям.

При интеграции основ наук применяется разнообразные методы, формы и приемы: начиная с 1-го класса, дети учат много стихов, хорошо их воспринимают, так как они непосредственно близки к живой природе, которая окутана красотой, она всегда для них находится в первозданном виде, все это им помогает запоминать и учить стих, скороговорки легко. Все образы предметов и явлений природы выражаются в словах.

- тематика программного материала, охватывающая природу, способствует расширению словарного запаса учащихся;

- последовательное формирование умений связной речи: слово – словосочетание – предложение – составление связного текста (защита содержания устного реферата - иллюстрации) в добукварном периоде и постепенный переход к письменному выражению своей мысли;

- при составлении вторичных материалов (рефератов) дети учатся работать со справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями и другими дополнительными материалами;

- использование загадок, пословиц, поговорок и фразеологизмов, приемы развития мыслительной деятельности и познавательных способностей помогают детям находить основные признаки предметов, явлений, обоснованно их сравнивать, находить отличительные стороны, последовательно, логически рассуждать и выражать свою мысль перед аудиторией;- приемы развития мыслительной деятельности учащихся – это средство формирования творческих возможностей, фантазии детей, вследствие чего они самостоятельно сочиняют стихи, загадки, рассказы, пишут статьи.

Система воспитательной работы по ноосферно-экологической программе направлена на новое воспитательно-образовательное пространство, обеспечивающее духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Содержания, технология воспитания нацелены на подготовку учащихся к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, свободы, добра, справедливости, экологического благополучия семьи, здоровья, творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей.

Структура интегрированного курса « Природа и человек».

2.2. Основные требования для раскрытия содержания программы НЭСО

-философское обоснование;

-научно- историческая основа;

-экологичность;

-связь с жизнью, практическая значимость;

-отражение в народных, литературно- художественных произведениях,

-в эпосе олонхо, мифологии, легендах, сказках, рассказах, стихотворениях, -поговорках, пословицах, скороговорках и других;

-отражение мнений, взглядов видных ученых, художников, писателей, знаменитых людей республики, России и мира по данной теме;

-перспективность использования в жизни ребенка.

Некоторые стандартные методы, приемы и формы воспитания и обучения.


2.3. Тематическое планирование по русскому языку для первого года обучения в соответствии с программой ноосферно-экологическойсистемы образования(по учебнику русский язык П.П.Борисов, 1 класс). В год 33 недели – 165 часов.

В неделю – 5 часов.

1 четверть – 45 часов (9 недель);

2 четверть – 35 часов (7 недель);

3 четверть – 45 часов (9 недель);

4 четверть – 40 часов (8 недель).

1 четверть (45 часов)


Кол. Уроков

Тема по русскому языку

Тема по предмету «Природа и человек»

Развитие речи в соответствии с программой «Природа и человек»

11 ч.

6 ч.


6 ч.

4 ч.


7 ч.
7 ч.

6 ч.


Лето. Осень.

На огороде.

Семья.

Игры и забавы.



Дым и предметы домашнего обихода.

Одежда. Обувь.

Части тела человека.


1 тема: Верхний мир:

- Солнце


- Звёзды

- Планеты

- Луна


1. Отгадай загадки:

- Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит.

(ветер, тучи, солнце)

- Рассыпался горох на четырнадцать дорог.

(звёзды)

- Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто взглянет, тот заплачет…

2. Рифмовки:

Наши первые слова-

Солнце, воздух и вода.

3.Считалочка для заучивания

Дома баба,

Дома дед,

Дома папа,

Дома мама…

4. Пословицы.

Ближе матери друга нет

При солнышке тепло.

2 четверть (35 часов)




Кол. уроков

Тема по русскому

языку

Тема по предмету «Природа и человек»

Развитие речи в соответствии с программой «Природа и человек»

6 ч.

6 ч.


6 ч.

6 ч.
8 ч.



Режим дня.

Домашние животные.

Труд в семье.

Посуда столовая. Кухонная. Мебель.

Зима.


2 тема: Средний мир: родная мать Земля

- Земля


- Полезные ископаемые

- Воздух


1. Загадки:

- Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(дождь, земля, трава)

- Кто одежду свою в год четыре раза меняет, одевает?(земля)

2. Пословица

- Здоровье всего дороже.

- Десять раз отмерь, один раз отрежь.

- Кто врет, тому камень в рот.

3. Скороговорка

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка смотрела на крысу.

5. Зрительный диктант

Луна, небо, рак, кос-мос, Ра-ке-та, пла-не-та, Ра-ду-га, лу-па, ко-ме-та. (10 слов)

6. Словарный диктант

Лук, рыба, дом, кот, бык, мама, папа, день, ночь, коза, снег, луна, солнце. (13 слов)

3 четверть (45 часов)



Кол. уроков

Тема по русскому

языку

Тема по предмету «Природа и человек»

Развитие речи в соответствии с программой «Природа и человек»

10 ч.

6 ч.


7 ч.

4 ч.


4 ч.

6 ч.


6 ч.

4 ч.


Дикие животные.

Птицы и рыбы.

Весна красна.

Мамин праздник.

Космос.

Наш посёлок.



Больница.

Библиотека.




2 тема: Средний мир: родная мать Земля:

- Вода (вода, дождь, снег)

- Растения

- Животный мир (птицы, рыбы, утки, дикие животные)



1. Загадки:

- Зимой и летом одним цветом.(ель)

- На дворе горой, а в избе водой.(снег)

- Зверя нет в лесу хитрей.

(лиса)

2. Пословица о книге



Книга – лучший источник.

Книга – лучший друг человека.

4. Фразеологизмы

- В двух шагах…



4 четверть (40 часов)




Кол. уроков

Тема по русскому

языку

Тема по предмету «Природа и человек»

Развитие речи в соответствии с программой «Природа и человек»

3 ч.

4 ч.


6 ч.

8 ч.


8 ч.

10 ч.


5 ч.

В магазине.

День Победы.

Транспорт.

Наша республика.

Лето.

Признаки предмета.



Мир.

2 тема: Средний мир: родная мать Земля

- Насекомые

- Человек

- Труд


- Речь

1. фразеологизмы:

- Золотая голова

- Правая рука…

2. Зрительный диктант.

Снег.

Падает белый снег. Он белый, как молоко, мягкий, как вата. Вот сугроб – пушистый, рыхлый, высокий. (15 слов)



3. Письмо по памяти.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

(С.Погореловский)

4. Творческий диктант (вставить в предложения слово)

Урок труда.

У нас идёт урок…. Мы делаем …. Ньургун лепит… У Яна …. Саргы и Сардана лепят …. и …. Хороши у ребят поделки.



2.4. Положительные стороны программы экспериментального интегрированного курса «Природа и человек» в 1-6 классах ноосферно-экологической системы образования.

Программа дает такие положительные результаты, как:

1.Воспитание и обучение по программе НЭСО дает глубокое, всестороннее знание, чем традиционная;

2.Дети приобщаются ко многим наукам, интегрирующим в курсе «Природа и человек».

-содержание и структура программы курса «Природа и человек» помогает детям самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой;

-обучает умениям правильно логически и последовательно излагать свои мысли перед любой аудиторией;

-с малых лет закладывается основа научно-исследовательской работы;

-умеют составлять рефераты и доклады;

-повышается интерес к изучению законов развития первозданной природы, желанию исследовать и наблюдать за предметами и явлениями;

-повышает мотивацию к знанию, самовоспитанию и находить свое достойное место среди людей;

-у младших школьников появляется желание больше знать, изучать, чтоб стать полезным и нужным человеком в будущем;

-открывается широкая возможность выбора будущей профессии;

-структура 1-6 – неоспоримое условие развития познавательных, интеллектуальных духовно-нравственных качеств становления личности.

Перед нами стоит задача воспитывать и обучать сельского ученика по структуре 1-6, чтоб идея нашего эксперимента помогла детям стоять наравне с городскими учащимися по уровню своего знания, достойно отстаивать свое «Я», не пасовал перед трудностями, понимал, что родная природа и народ саха неразделимы. Они едины. Как учитель – экспериментатор одобряю и рекомендую другим школам республики Саха (Якутия) обучение учащихся по программе (1-6 классов).


Раздел III. Материалы, иллюстрирующие работу.

Разработка урока интегрированного курса «Человек и природа».

2 класс: « 12 ый аата».

Учуутал сыала:

1.Зодиак туьунан ейдебулу биэрии;

2.Зодиактар ыйдарынан араарыллар бэлиэлэрин быьаарыы;

3.О5о бэйэтэ тереебут ыйынан, кунунэн бэйэтин зодиагын бэлиэтин, аатын билэрин ситиьии;

4.Уерэнээччилэр бары улэлииллэрин, кэпсииллэрин, кытталларын ситиьии.

Уерэнээччи сыала:

1.Зодиактар сулустар белехтере буолалларын, бу белехтерге ааттарын билэ уерэниэхтээхтэр;

2.О5о тереебут кунунэн, ыйынан быьааран зодиагын аатын, бэлиэтин керен билэр, араарар буолуохтаах;

3.12 сулус беле5е биир сыл ыйдарын аатын бэлиэтиирин билиэхтээх;

4.Хардары-таары кемелесуьуу, бэйэ-бэйэ5э бол5омтолоох буолуу, билиини биллэрии, уруокка кыттыы хас биирдии уерэнээччи сурун сыала – соруга буолуохтаах.

Уруок тиибэ: саца матырыйаалы билсиьии.

Уруок формата: бэсиэдэ – кэпсэтии (беседа – диалог).

Уруок ньымата: хардары-таары субэлэьиигэ, бэсиэдэ5э оло5уран барыллар саца тиэмэни.

Иитэр сыала (воспитательная цель):

1.О5о сатаан сааьылаан сацара уерэниэхтээх;

2.Халлаан куйаарыгар баар эттиктэри кере-билэ, истэ, уерэтэ уерэниэхтээх, интэриэьиргиэхтээх;

3.Сатаан табаарыьын кытта улэлииргэ уерэниэхтээх, табаарыьын эппиэтин тулуйан истиэхтээх, ал5аска бол5омто ууруохтаах;

4.Табаарыьын тереебут кунун, ыйын билиэхтээх.

Сайыннарар сыала (развивающая цель):

1.Тыл саппааьын байытан, саца тыллары сатаан сацара, тутта, ейдуу уерэниэхтээх;

2.Салгыы сулустар тустарынан билиитин кэцэтэн, уерэтэн, зодиактар тустарынан реферат суруйарга бэлэмнэниэхтээх;

3.Бэйэтин сулуьун – зодиагын билэн, булан аа5ан бэйэтин майгытын – характерын билэ уерэниэхтээх.

Дьарык тоьумара.

1.Уруок тиэмэтин, сыалын чопчу билсиьиннэрии.

2.Санатыьыы (ахтыьыы):

-Сулустары ханна, хаьан керуеххэ себуй?

-Туун, былыта суох хараца куьуццу, кыьыццы халлаацца.

-Теье сулус баара буолуой?

-Кинилэр киьиэхэ, киьи оло5ор туох сыьыаннаахтарый, оруоллаахтарый?

-Ханнык ааттаах (сахалыы, нууччалыы) сулустар баалларый?

-Хайдах сурукка суруллалларый? (улахан буукубаттан)

Хатылааьыцца тумук оцоруу, сулус туьунан билиини ессе кэцэтии туьунан биллэрии, бол5омтолоох буолууну эрэйии, ким учугэй билиилээ5ин бол5омто5о ылыы.

4.Саца тиэмэни быьаарарга бэсиэдэ5э киирии.

-Зодиак диэн тугуй?

-Астрология диэн тугуй?

-О5олоор, ити ааттаабыт сорох сулустаргыт белехтерге арахсаллар, халлаацца кердеххе чемехтеьен кестеллер, сорох биирдии, устуу. Сорохтор элбэх буолан. Уерэхтээх дьон бэрт былыыр-былыр сулустары уерэппиттэр. Онтон ессе сыл ыйдарын аатыгар бу сулус белехтерун аатын ицэрбиттэр. Хас ый баарый? Уон икки ыйбыт тус-туьунан сулус беле5ун аатын ылбыт. Бу 12 сулус беле5ун ааттара нууччалыы уксун хамсыыр харамай ааттара эбит. Бу 12 ый сылга биирдэ эргийэн Куну кытта алтыьар эбит. Ону «кыыллар эбэтэр хамсыыр харамайдар эргиирдэрэ» диэн ааттанар эбит. Ессе атыннык этэр буоллахха, 1 сылга баар 12 ыйбыт – сулустарбыт белехтере дьон оло5ун кытта алтыьаллар эбит. Нууччалыыта «звериный круг» - грек омук тылынан «Зодиак» диэн ааттанар эбит. Холобур, биьиги билэрбитинэн, саца дьылбыт 1 ыйын аата – тохсунньу, оттон олунньу кэлэр. Бу ыйдар тохсунньу 20 кунуттэн олунньу 20-гэр дылы 1 ый аата ВОДОЛЕЙ диэн эбит. (Таблица5а кердеруу). Бу куннэр ыккардыларыгар тереебут киьи – «водолей» буолар. Сахалыыта «курулгэн». Ол водолей ыйыгар тереебут киьи – быьыыта, майгыта маннык буолуон сеп диэн учуонай астрологтар зодиак кеметунэн быьаараллар. Онтон салгыы 12 тый зодиага сал5анан кэлэр. Ааттара:


  1. Водолей

5. Овен

9. Скорпион

  1. Дева

6. Близнецы

10. Стрелец

  1. Козерог

7. Рак

11. Телец

  1. Рыба

8. Лев

12. Весы

Бу сулустары уерэтэр наука астрология буоларын быьаарыы.

5.Ким ханнык ыйга тереебутэй?

- Зодиаккытын булан ылыц эрэ. Онтон ханнык зодиак – ханнык харамай аатын ыларын ейдеен хаалыц – таблицаттан.

6.Сынньалац бириэмэтигэр туран илиигэ, атахха, сискэ эрчиллиилэр.

7.Суругунан улэ, тэтэрээккэ.

Сыл сацатыттан са5аланар зодиактар ааттарын (нууччалыы, сахалыы) суьуехтэргэ арааран кэпсии-кэпсии суруйуу, суьуех араастарын бэлиэтэтии, ейге уерэттэрии.

8.Зодиактарга зодиактар (12 ый) бэлиэлэрин кердеруу, ейдеен хаалалларын ситиьии.

9.Таабырыннары таайтарыы.

-уруц сибэккилэр туунун уунэллэр, сарсыарда елеллер уьу (сулустар).

-аан дойду о5отугар кемус сэргэ турар уьу (хотугу сулус).

-куццэ биирдэ кестен ааьар хап-хара дьааьык баар уьу (туун).

Ессе ким халлаан, туун, сулус туьунан таабырын айыай?

10.Сулус туьунан билиибитин ессе дирицэтэ таарыйа, олохтоох

автор Аким Кондратьев суруйбут хоьоонун (карточка5а суруллан туцэтиллэр) аа5ан керуехпут. «Сулустар» - Аким Кондратьев.

- А.А.Кондратьев туьунан билиьиннэрии;

- Хоьоону аа5ыы;

- Ис хоьоонун о5олору кытта ырытыы;

- Ханнык уус-уран тыллары туттан суруйбутун быьаарыы;

- биир – биир дор5оонноохтук, таба «Сулустар» диэн хоьоону аа5ыылара;

- Тумук. Ким хайдах аахпытын, ал5аьын, учугэй ерутун быьаарыы.

11.Боппуруостарга эппиэт:

- Ханнык сулустар белехтере баар диэн кэпсэтистибит?

- Ким тереебут кунунэн, ыйынан зодиагын аатын, бэлиэтин ейдеете?

- «Сулустар» хоьоон ис хоьоонун ейдеебуккун кэпсээ.

- Сулустар киьи оло5ор туох оруоллаах, туьалаах эбиттэрий?

- Сулустар тустарынан саамай интэриэьинэй, уьун этии оцорон холонуу (хай5ааьын).

12.Тумук.

- Ким бу уруоктан тугу биллим дии санаата?

- Бэйэц тереебут куццунэн, ыйгынан зодиагыц аатын, бэлиэтин биллиц дуо?

- Аким Кондратьев хоьоонун ейге уерэтиэххэ сеп дуо?

- Мин бу уруоктан биллим…(ситэри сацар, кэпсээ).

13.Дьиэ5э улэ.

1. «Мин сулуьум – зодиагым» - реферат суруйарга бэлэмнэн.

2. Карточкаттан А.Кондратьев «СУлустар» хоьоонун ейге уерэтии.

3. Эбии литературалары булан аа5ыы (сулустар, зодиак туьунан).

4. Тумук туруоруу. Билиилэрин сыаналааьын.

14.Эбии литературалары була сылдьыц.



Реклама – выставка: кинигэлэри кердеруу:

  1. «Мир вокруг нас» (Д.Э.);

  2. «Таабырыннар – загадки якутские» (1971с.);

  3. «Знаки зодиака» (Гороскоп и судьбы);

  4. «Календарь» (угэс дьыл эргиирэ, о.д.а.);

  5. «Тацха» (Дьокуускай, «Бичик»).

Дьарык тумуктэнэр.



страница 1 страница 2 страница 3
скачать файл

Смотрите также:
Портфолио филиппова Капиталина Ивановна Высшая категория
576.47kb. 3 стр.

7 класс Учитель: Ургузбаева А. С. Высшая квалификационная категория Стаж работы: 40 лет
464.64kb. 6 стр.

Авдеева Виктория Михайловна наук, доцент магистрант 2 г о. по направлению Лепилкина Ольга Ивановна Русская литература
1591.51kb. 4 стр.

© kabobo.ru, 2017