kabobo.ru «оригинальное рядом с нами»
страница 1
ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 VIII вида» г.Ухты

Проект

по теме
«ОРИГИНАЛЬНОЕ



РЯДОМ С НАМИ»

Выполнил ученик 5 класса

Степаненко Дмитрий
(руководитель проекта –

учитель математики

Т.А.Крысова)
2012год

Введение

Чтобы познать искусство оригами

И лучше геометрию постичь,

К фантазии и знаниям прибавь ты

Огромное желание творить!

Терпение, старанье, аккуратность

К работе постоянно прилагай

И добрые чудесные решенья

В прекрасном настроеньи создавай!
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «складывать бумагу».

В 4 классе в мир оригами меня увлекла учительница Жанна Леонидовна Вельган. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя, при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников, влюбленных в бумажный лист.


В 5 классе я вновь столкнулся с искусством оригами, но в новом качестве. Оказывается, оно ещё и помогает при изучении такого предмета, как математика. Математика относится к трудным предметам. Один урок в неделю посвящен изучению геометрического материала. Ещё у нас проходит дополнительное занятие «Элементы геометрии». Каково было моё удивление, когда на этих уроках учитель математики стала применять оригами.

Я заинтересовался: как связаны между собой математика и оригами. Именно поэтому решил провести исследование.


Актуальность
Приступая к изучению геометрии, каждый ученик сталкивается с огромными трудностями: приходится решать задачи на узнавание и построение фигур, разбиение их на части, преобразование в новые фигуры. Однако геометрического опыта пока не хватает. Где взять этот опыт, как получить необходимые навыки? Здесь большую помощь окажет оригами, играя, мы познаём азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами можно усвоить многие геометрические понятия. Кроме того, оригами имеет большое развивающее значение, воспитывается аккуратность, трудолюбие, что делает изучение использования оригами на уроках математики актуальным для исследования.
Тема – «Оригинальное рядом с нами»

Цель – установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики

Задачи:


- изучить историю оригами

- проанализировать возможность использования оригами на уроках математики


История оригами
Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. Фактически, история оригами началась в Китае, когда китайскому императору доложили о замечательном открытии - была создана бумага.

Первые попытки сложить лист начались в японских храмах и монастырях. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение. Ими украшали статую богини милосердия, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.

Появление первых фигурок относится к средним векам. Умение складывать из бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Самураи делали амулеты оригами из бумаги с добавлением полосок акульей шкуры или волокон сушеного мяса. Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Кроме того, очень популярно было искусство складывания писем. Особым образом свернутые послания похожи были на головоломку. Развернуть их мог только посвященный.

До конца 19 века для обозначения искусства складывания употреблялось слово «ориката». Лишь в 1880 году возникает термин «оригами», ставший уже привычным. Слово это состоит из двух понятий: «ори», что означает «складываю» и «ками» - «бумага».

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошизавы. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима.

Среди тех, кто не сгорел заживо и был обречен на медленную и мучительную смерть была Садако Сасаки. Во время атомной бомбардировки девочки было всего два года. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям.

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своим культурой и традициями.
Складывая оригами, люди часто задаются вопросом: «А почему квадрат? И почему нельзя резать?»

На востоке к квадрату всегда относились с особым почтением. В Древнем Китае он символизировал землю. Считалось, что земля имеет форму квадрата, над которой нависает купол неба. Форму квадрата имеют и все, родившиеся на востоке игры: шахматы, танграм. Квадрат – это наименьший размер комнаты в японском доме – два татами. Все иероглифы можно вписать в квадрат. Исследуя возможности оригами, современные мастера доказали, что ни одна форма не имеет такие возможности для складывания, как квадрат.

Что же касается запрета разрезать, то он прямо связан с убеждением, что все во Вселенной связано со всем. Все формы перетекают одна в другую. Как в фигурке оригами, квадрат, видоизменяясь, дает жизнь новой форме. Разрез нарушает единое целое.
Знакомство с геометрическими понятиями

В процессе изучения простых моделей мы знакомимся с очень нужными понятиями. Ниже в таблице перечислены темы и основные геометрические понятия, которые мы изучаем с применением оригами.



Тема

Основные геометрические понятия

Виды линий.

Прямая, кривая, наклонная, вертикальная, горизонтальная

Прямая линия и её свойства.

Параллельные и перпендикулярные линии, пересекающиеся

Понятие угла.

Вершина, стороны угла

Биссектриса угла.

Биссектриса

Виды углов.

Прямой, тупой, острый угол

Смежные углы.

Смежные углы

Развернутый угол.

Развернутый угол

Треугольник. Его элементы.

Высота треугольника.



Основание, боковая сторона

Высота


Виды треугольников по углам.

Прямоугольный остроугольный тупоугольный

Виды треугольников по сторонам.

Разносторонний равносторонний равнобедренный

Квадрат. Прямоугольник.

Противоположные стороны

Смежные стороны



Диагонали многоугольника.

Диагональ

Периметр прямоугольника

Периметр

Базовые формы оригами

Я проанализировал базовые формы оригами и заметил, что уже при первом знакомстве с этим искусством дети узнают о таких простых формах, как квадрат, прямоугольник и треугольник.



  1. Треугольник: базовые формы «Треугольник», «Двойной треугольник»

  2. Квадрат: базовые формы «Квадрат», «Двойной квадрат», «Блинчик»



  1. Прямоугольник: базовые формы «Книжка», «Дверь»



  1. Многоугольник: базовые формы «Катамаран», «Дом», «Птица», «Воздушный змей»



Задания по изучению геометрии с использованием оригами
Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; найти все квадраты; найти все треугольники; складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

Если развернуть фигурку оригами и посмотреть на складки – можно увидеть обилие многоугольников, соединенных друг с другом. Работать можно как по линиям сгиба изделия, так и в процессе его сборки.

Ниже приведены примеры заданий по изучению геометрии в процессе сборки модели оригами.
Задание 1. Тема «Равнобедренный треугольник».

Сложите по предложенной схеме тропическую рыбку. В процессе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Какой треугольник представляет собой лист бумаги, из которого складывают рыбку?

2. Определите величины всех углов этого треугольника.

3. Сколько треугольников вы получили на рисунке 2 схемы сборки? Определите вид этих треугольников.

4. На рисунке 4 схемы сборки укажите равнобедренные треугольники. Сколько их на этом этапе сборки фигурки. Определите углы этих треугольников.

5. На рисунке 5 схемы сборки определите вид треугольника DMP.

6. На рисунке 8 схемы сборки модели назовите все треугольники. Определите их вид.



Задание 2. Тема «Углы»

Сложи фигурку совы:

1. Сложите базовую форму - треугольник (рис.1 схемы сборки модели). Назовите все углы на этом рисунке. Укажите их вершину и стороны.

2. Какие углы у вас получились на рисунке 2?

3. Чем является АС для углов ДАВ и ВСД? Почему?

4. Равны ли углы ЕАД и ЕСМ?

5. На рисунке 2 найдите все смежные углы.

6. На рисунке 3 сколько углов получилось? Какие из них тупые углы?

7. На рисунке 5 найдите развернутый угол и смежные углы.

8. Какие углы на рисунке 5 являются тупыми?

Нарисуйте на полученной модели физиономию совы и игрушка готова.

9. Какие углы вы видите на готовой модели? Обозначьте их .



Значение оригами
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Давно замечено, что оригами:

Заключение
Моя работа посвящена теме «Оригинальное рядом с нами». В процессе создания проекта я узнал историю возникновения оригами, рассмотрел взаимосвязь оригами с математикой.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Но еще оригами способствуют успешному изучению геометрии. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами; учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; находить вертикаль, горизонталь, диагональ; помогает развитию первых чертежных навыков, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Лично для меня оригами продолжает оставаться увлечением, которое смогло окунуть меня с головой в этот удивительный мир!

Действительно: ОРИГинальное рядом с нАМИ!



Список литературы


  1. http://www.origami.ru

  2. Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

  3. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  4. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003

страница 1
скачать файл

Смотрите также:
«оригинальное рядом с нами»
106.96kb. 1 стр.

Хочу поделиться впечатлениями от Тягунского марафона, 7 апреля 2013 г
89.83kb. 1 стр.

Константин Мачавариани
1551.04kb. 6 стр.

© kabobo.ru, 2017