kabobo.ru Обследование состояния словообразовательных навыков у дошкольников
страница 1
Приложение 1
Обследование состояния словообразовательных навыков у дошкольников по сюжетной картине “Семья”
Задание 1.
Цель: Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ушк-, -ишк-, -очк-, -ечк-, -ик-, -ичк-, -к-.

Посмотри на картинку и назови ласково всех членов семьи:

дед – ... папа – ... брат – ...

баба – ... мама – ... сестра – ...

Девочку зовут Оля, а мальчика – Игорь. Дома их зовут ласково. Как?

Оля – ... Игорь – ...

Олечка самая маленькая в семье, и всё у неё маленькое. У её не косы, а ...

платье – ... бант – ... туфли – ... воротник – ...


Задание 2.
Цель: Образование прилагательных со значением качества.

“Кто, какой человек” Дедушка любит всем делать добро, он какой? – ....

Бабушка о всех заботится, она – ...

Мамы всех ласкает, она – ...

Папа проявляет смелость, отвагу, он – ...
Задание 3.
Цель: Образование существительных мужского и женского рода, обозначающих профессии и лица по роду деятельности.

“Кто кем работает”. Дедушка учит в школе детей. Он кто по профессии? – ..

Бабушка шьёт в ателье одежду. Она – ...

Папа летает на самолёте. Он – ...

Мама танцует в театре. Она – ...

Игорь учится в третьем классе. Он – ...

А Оля учится в первом классе. Она – ...
Задание 4.
Цель: Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

“Кто что делает”. Олю причёсывает мама, потому что она маленькая. А Игорь сам – ... Олю умывают, а Игорь сам – ...

Олю одевают, а Игорь сам – ...
Задание 5.
Цель: Образование сравнительной степени качественных прилагательных

Дедушка по росту высокий, а папа ещё – ...

Оля умная, а Игорь ещё – ...

Игорь весёлый, а Оля ещё – ...

Собака пушистая, а кошка ещё – ...

Задание 6.
Цель: Образование названий детёнышей животных.
В семье есть животные. Кто детёныш у кошки? – ..., собаки– ...
Задание 7.
Цель: Образование сложных существительных, образованных слиянием основ.

Семья живёт в доме из пяти этажей, как называется такой дом? ....

В квартире три комнаты. Как называется такая квартира? ....

Найди на картинке предмет, который “сам катит”– ...., “пыль сосёт” – ......


Задание 8.
Цель: Образование относительных прилагательных.

“Что из чего сделано?” Найди предметы, сделанные из разных материалов

Из резины сделан мяч. Мяч какой? – ...

Из стекла – ... ; Из бумаги – ....; Из шерсти – ...;

Из шёлка – ...; Из железа – ...
Задание 9.
Цель: Употребление притяжательных прилагательных.

Чей это самокат? – ... Чей это мяч? – ... Чья газета? – Чьи очки? – ...

Чей это хвост? – ... Чья голова? – ... Чьи лапы? – ...
Задание 10.
Цель: Нахождение родственных слов, определение языкового чутья.

Какое слово лишнее?: семья, скамья, семейный.


Оценка и анализ результатов.
Детям предлагается для ответа 50 словообразовательных проб.

Целостная оценка словообразовательных возможностей предполагает качественный и количественный анализ ответов детей.

Основными критериями качественной оценки являются:

– понимание детьми предъявленных заданий;

– соответствие употребляемых форм слова языковой норме;

– степень самостоятельности выполнения теста;

– характер оказываемой помощи;

– умение образовывать производные слова по аналогии;

– владение различными способами словообразования;

– объём используемых суффиксов и приставок, их смешение;

– зависимость ответов детей от имеющегося лексического запаса и наглядной опоры.

Количественная оценка осуществляется по общим критериям:

2 балла ставится за правильный ответ

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи

0,25 балла – неверно образованная форма

0 баллов – невыполнение.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб равно 50.

Если 50 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения заданий ребёнком можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделить полученный результат на 50. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнение теста можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

4 уровень – 100-80% (высокий уровень выполнения теста)

3 уровень – 79,9-65%

2 уровень – 64,9-50%

1 уровень – 49,9% и ниже (низкий уровень успешности)

Приложение 2
Перспективный план формирования словообразовательных процессов

у старших дошкольников с ОНР
Старшая группа

Первый период



Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Собственные ласкательные имена мужского и женского рода на -а, -я.

Суффиксы

-очк-


-ечк-

Аня-Анечка

Таня-, Оля-,

Ваня-, Дима-


“Назови друга ласково”

2

Уменьшительно-ласкательная форма существительных мужского рода

Суффиксы

-к-


-ик-

-чик-


дом – домик

сад-, лист-, куст-,

забор-, стакан-, стул-


“Помоги гномам”

“Найди пару”

“Что изменилось”


3

Притяжательные местоимения

мой, моя





предметы одежды,

игрушки,


фрукты

“Волшебный мешочек”

“Ошибки Незнайки”

“Что в корзине”


4

Приставочные глаголы, обозначающие оттенки действия

Приставки

На-


По-

Вы-



наливает,

поливает,

выливает,


“Кто что делает?”

“Потерялось слово”



5

Дифференциация глаголов

а)cовершенного б)несовершенного вида



Приставки

С-

На-



По-

Про-


петь-спеть,

рисовать-нарисовать,

обедать-пообедать


“Что делали?”

“Что делаем?”

“Что будем делать?”


6

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Суффиксы

-ива-, -ыва-, -ва-

Частица

-ся


умыть-умывать,

застегнуть-застёгивать.


одевает-одевается,

“Нина и Коленька”

7

Качественные прилагательные

а) без чередования в корне слова

б)с чередованием

Суффикс


-н-

холод-холодный,

мороз-, грязь-, ум-

вкус-, интерес-.
Смех-смешной,

Скука-скучный



“Подбери слово”

“Назови какой”

“Кто какой?”

“Угадай настроение”




Второй период



Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с изменением и без изменения звуковой структуры производного слова.

Суффиксы

-к-



туча-тучка,

ночь-, мышь-, лапа-.



“Назови ласково”

“Найди пару”

“Мяч поймай, ответ мне дай”


2

Неодушевленные существительные женского рода

Суффиксы

-очк-


-ечк-

-ичк-


Лента-ленточка,

звезда-, клумба-, верба

вода-, коса-, сестра


“Лена и Леночка”

“Посылка от бабушки”




3

Детёныши

домашних

животных


Суффиксы

-онок-,


-енок-

кошка-котенок

собака-щенок.



“У кого, кто”,

“Потерялся ребенок”





4

Притяжательные прилагательные со значением принадлежности домашнему животному

суффикс

-й-


Корова-коровий,

Коза-, баран-.



“Чей хвост, чья голова?”

“Путаница”



5

Притяжательные прилагательные со значением принадлежности человеку

Суффикс

-ин-


мама-мамин,

папа-, бабушка.



“Чей подарок? Чья вещь?”

“Ищи”, “Радио”



6

Относительные прилагательные, характеризующие материал.

Суффиксы


-ян-,

-ен-,


-н-

стекло-стекляный,

дерево-, камень-, железо



“домик для поросят”

“Строим дом”



7

Относительные прилагательные, характеризующие продукты питания

Суффиксы


-н-,

-ов-,


-ев-

шоколад-шоколадный,

орех-, вишня-.



“Волшебный замок”

“Что из чего?”

“Угостим вареньем”

“Вкусный сок”


Третий период




Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода а)собственные имена

б)нарицательные существительные



Суффиксы

-оньк-


-еньк-


Маша-Машенька

дочь-, рука-, нога-



“Назови ласково”

“Гномы и великаны”

“Магазин игрушек”


2

Уменьшительно-ласкательные существительные от основ на Ц

Суффиксы

-к-



Крыльцо-крылечко,

Кольцо-колечко




“Кто больше соберет картинок”


3

Образование названия детёнышей диких животных

Суффиксы

-онок-,


-енок-

Еж-ежонок,

Лиса-лисенок



“Кто с кем”

“Прятки”


4

Притяжательные прилагательные со значением принадлежности домашнему животному

суффикс

-й-


медведь-медвежий

лиса-, волк-



“Чья шуба красивее, теплее?”

“Ералаш”


“Раз, два, три картинку подними”

5

Относительные прилагательные (деревья)

Суффикс

-ов-


Липа-липовый,

Дуб-, сосна-.



“Чей лист, чей плод?”

“Гербарий”



6

Относительные прилагательные, характеризующие материал и сезонность одежды

Суффиксы


-н-,

-енн-,


-ов-

Лето-летний,

Весна-, зима-.

Шелк-шелковый,

Пух-, резина.



“Магазин одежды”

“Швейная фабрика”

“Одень куклу на прогулку”


7

Сравнительная степень качественных прилагательных

Суффиксы


-н-,

-ее-,


-й-

Красивый-красивее,

Пушистый-, теплый-



“Спор животных”

“У кого шуба лучше?”

“Хвосты”


8

Родственные слова

Суффиксы


зима-, весна-, снег-, скворец-

“Кто больше назовет”

Подготовительная группа

Первый период




Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Существительные уменьшительно-ласкательного значения

Суффиксы

-ушк-


-ышк-


Соловей-соловушка,

Воробей-воробышек



“Назови ласково”

“Эхо”


2

Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода , мужск. и ср.рода

Женский и ср.род



Суффиксы

-иц-


-ец-

-ц-


Лужа-лужица,

Мороз-морозец,

Дерево-деревце


“Большой-маленький”

“Сравни”



3

Существительные со значением вместилища (посуда)

Суффиксы

-ниц-



Сахар-сахарница,

Суп-супница,

Хлеб-, мыло-


“Ждем гостей”,

“накроем на стол”

“Маленькая хозяйка”



4

Дифференциация глаголов, обозначающих направление действия

Приставки

В-

Вы-



На-

Вошел-вышел


“Кто что сделал”

“Закончи предложение”



5

Относительные прилагательные с чередованием звуков в корне слова

Суффикс

-н-


Снег-снежный, бумага-бумажный,

“Что? Какой?”

“Измени слово”

“Найди такой же”


6

Наречия, характеризующие время место




Утро-утром, зима-зимой,

слева-, наверх



“Расскажи, когда?, где?, куда?”

7

Предикативные наречия




Холодно-, грустно-, ярко-

“Расскажи как”


Второй период



Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Существительные уменьшительно-ласкательного значения

Суффиксы

-инк-




Пыль-пылинка, горох-горошинка

“Измени слово”

“Скажи по другому”




2

Существительные увеличительного значения

Суффиксы

-ин-


-ищ-


Виноград-виноградина,

Рука-ручища



“Еще больше”


3

Существительные, образованные слиянием основ




Снегопад, вездеход, пылесос

“Назови одним словом”


4

Качественные прилагательные, образующие сравнительную степень

суффикс

-н-


Холод-холоднее

“Сравни”

“Назови цвет, вкус”




5

Качественные прилагательные, обозначающие свойства характера

Суффикс

-ив-


-чив-

-лив-


Ленивый,

Обидчивый,

Терпеливый


“Кто какой?”

“Превращение”



6

Относительные прилагательные

Суффиксы


-ан-,

-ен-,


-ян-

Кожаный, глиняный,

соломенный



“Что из чего сделано”

“Чего не стало”



7

Глагола пространственного значения

Приставка

При-


Прилетел, пришел

“Назови действие”





Третий период



Обучающая задача

Морфологические элементы

Лексический материал

Рекомендуемые игры и упражнения

1

Существительные, обозначающие лица по отличительным признакам




Отличник, шалун

“Кто какой”


2

Образование названий профессий мужского и женского рода

Суффиксы

-чик-, -щик-

-иц-, -ниц-


Стекольщик, печник, учительница

“Назови профессию”

“Кто кем будет”



3

Относительные прилагательные, поясняющие для кого предназначен предмет; характеризующие место

Суффикс

-ск-


Детский, учительский, морской, городской

“Чей? Какой?”


4

Прилагательные образованные слиянием основ




Желтоглазый, длиннохвостый

“Назови одним словом”


5

Глаголы пространственного значения

Приставки

У-, под-, от-,

за-, пере-, до-


Улетел, подлетел, отлетел

“Назови действие”


6

Действительные причастия




Читать-читающий, петь-поющий

“Кто какой?”


7

Родственные слова

Различные части речи





“Кто больше назовет”




Приложение 3
Игры и упражнения по формированию словообразовательных процессов у дошкольников.
Словообразование существительных
Употребление сложных существительных, образованных слиянием основ.
Если нам сложить не цифра, а слова – слово новое получит детвора.
1.Разложи слово”


самолёт хлеборезка носорог первоклассник

громкоговоритель ледокол



газопровод водопровод утконос всезнайка

самосвал снегопад



пешеход самокат водопад пылесос

сороконожка мышеловка



снегоочиститель луноход хлебозавод кофемолка

сладкоежка долгожитель




2. “Почему так названы профессии”
лесоруб сталевар овцевод рыболов

землекоп садовод экскурсовод

трубочист счетовод пчеловод
3. Путаницы”.
а) Складно – нескладно
Через рельсы – ПЕРЕХОД Поменяем всё местами.

А на рельсах – ПАРОХОД Что теперь мы видим с вами?

Через речку – ПЕРЕВОЗ Вот на речке – ПАРОХОД

А на речке – ПАРОВОЗ Через речку – ПЕРЕХОД

Вот на рельсах – ПАРОВОЗ

Через рельсы – ПЕРЕВОЗ

(Г.Сапгир.)

Всё ли верно получилось после перестановки? Назовите слова с одинаковой частью. Чем они отличаются?


б) Помогите, объясните
Кто мне скажет, где бы мог

Поселиться ОСЬМИРОГ?

Кто покажет НОСОНОГА?

Про него я слышал много.

Пусть мне кто-нибудь найдёт

Настоящий ВЕРТОХОД.

Я не видел ПАРОЛЁТА,

Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,

Кто такие ТРУБОЛОВЫ?

Подскажите, где на свете

РЫБОЧИСТА можно встретить?

И последний мой вопрос,

Что такое ЛЕДОКОС?

И в какое время года

Наступают СЕНОХОДЫ?



(Г.Сапгир)

Что перепутано в сложных словах? Поменяйте части в словах



вертоход и паролёт, труболов и рыбочист, ледокос и сеноход.

Какие слова получились?


4. “Почему называются так, а не иначе”
беседка подосиновик новоселье

непоседа подснежник новостройка

колокольчик подсолнечник пятиминутка

гвоздика подоконник однофамилец

черника подорожник скороговорка

голубика пятиминутка четырёхугольник




  1. Я учу котёнка”



Мой котёнок – ЧЕРНОУШКА.

Назову его – Чернушка.

Мой котёнок – РЫЖЕСПИНКА.

Назову его – Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка.

Назову его Беляшка.

Мой котёнок отзывается.

Мой котёнок так старается.

Имя учит – и мяучит.

(М.Яснов.)
6. Загадки
Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще...

расту я обычно в берёзовой роще.
Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.


Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу.

Объясните, почему слова подберёзовик, подснежник, пограничник так называются.
Образование существительных, обозначающих профессии людей


  1. От совершаемого действия

Дрессирует (животных) – ...

Летает (на самолёте) – ...

Учит (детей) – ...

Шьёт (одежду) – ...

Носит (грузы) – ...

Танцует (на сцене) – ...

Поёт (песни) – ...

Командует (армией) – ...

Плавает (в бассейне) – ...


2. Образуй от названия предмета
барабан – ...

стекло – ...

часы – ...

камень – ...

экскаватор – ...

кран – ...

гриб – ...

сапог – ...

мельница – ...

комбайн – ...

лес – ...

сад – ...

двор – ...

груз – ...

фокус – ...

пожар – ...

хоккей – ...

футбол – ...


3. “ОН – ОНА”
Учитель – ...

Воспитатель – ...

Писатель – ...

Продавец – ...

Певец – ...

Художник – ...

Проводник – ...

Лётчик – ...

Переводчик – ...

Кладовщик – ...

Барабанщик – ...

Дрессировщик – ...


4. “Найди пару”
Врач шьёт

Портной продаёт

Продавец учит

Учитель лечит


5. “НИК и ЩИК”
Игра по типу лото. Картинки раскладываются на две карты с обозначенными суффиксами

-ник- (садовник, сапожник, печник, пограничник, мельник, фокусник) и

-щик- (носильщик, стекольщик, литейщик, крановщик, часовщик и пр.).
Словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных.
1. “Случай с ______ёнком”
Жил-был ____ёнок. Его очень любили в семье, особенно ____онки и ____ишки. Однажды этот бесстрашный ____ишка отправился в тёмный-претемный ____ок. Долго шёл он, встречая по ____ошке много разных смешных ____ушек. Как вдруг страшный ____ище вырос на его пути. Задрожал ____ёнок, испугался. Но в это время на встречу вышел ____ник с ружьем. Только и видели злого ____ару! А ____ёнок побежал домой к маме ____ошке, помахивая радостно ____иком.
2. “Детёныши”
У каждого зверя есть свой детёныш – ребёнок.

В уютной берлоге живёт с медведицей ....

И трётся о маму-волчицу в логове серый ...

А с рыжей мамой-лисицей играет в норе ...

Орешки в дупле грызёт беличий сыночек ...

У каждого зверя в лесу есть свой детёныш – ребёнок.

Найдите общую часть в словах, обозначающих детёнышей зверей (-онок-, -енок-).
Образование родственных слов
1. “Третий лишний”
беседа – беседка – соседка;

дача – удача – дачник;

космос – космонавт – косматый;

лес – лестница – лесничий;

честный – чесночный – чеснок;

левый – лев – налево;

водичка – водитель – водяной;

рисунок – рис – рисовать;

слеза – слезла – слезинка;

желток – железо – жёлтый;

циркуль – циркач – цирк.
2.”Родня ли Гусеница Гусю?”
– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша тётка – Гусеница.

Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.

А Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав? Почему?


3. “Весёлые рифмы”
Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Лес – лесок, лесной, лесник.

Цвет – цветной, цветок – цветник.

Будь внимательным к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лед.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Белый, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные,

Однокоренные?

4.”Снежная сказка”

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

(С.Погореловский.)

Найдите в стихотворении слова-родственники.


5.”Как растут слова”
Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым.

Был он только словом.

Это слово – слово-корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е.Измайлов.)
6. “Чудо-деревья”
Вырастите эти “чудо - деревья”. Назовите слова, которые у вас получились.
7.Загадки”
а) Ягоды, фрукты, сваренные в сахаре;

б) мастер по приготовлению пищи;

в) помощник повара;

Какая общая часть в словах варенье, повар, поварёнок? (-вар-)

а) Сказочное существо, которое живёт в воде;

б) работник водного транспорта;

в) люди, работающие под водой.

Какая общая часть в словах водяной, водник, подводник? (-вод-).


8. Кроссворд “Горка из родственных слов”
– средство для катания зимой по снегу;

– след, оставляемый лыжами;

– горка для катания на лыжах;

– человек на лыжах;



– девочка на лыжах.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Обследование состояния словообразовательных навыков у дошкольников по сюжетной картине “Семья” Задание 1
240.04kb. 1 стр.

«Моя семья». На уроке эффективно использовались методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков учащихся; методы контроля, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Формы организации
37.05kb. 1 стр.

Очень важный адресат профилактической деятельности семья ребенка
251.53kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017