kabobo.ru Музей в коммуникативном поле туристической сферы региона
страница 1
МУЗЕЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ПОЛЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ОМСКОГО МУЗЕЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ»)
Жидченко А. В., г. Омск
Омский музей просвещения сегодня является уникальным музеем, который объединяет различные сферы историко-культурного многообразия профессиональных сообществ региона. С одной стороны, музей транслирует исторический аспект сферы просвещения, с другой, остается активным популяризатором современного историко-культурного ландшафта Омской области как среди жителей региона, так и далеко за его пределами.

История Омского музея просвещения начинается 20 июля 1897 года, когда «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области» открыло в Омской учительской семинарии педагогический музей. 6 июня 1920 года он стал первым государственным музеем г. Омска и вошел в структуру Омского губернского отдела народного образования [3]. В 1938 году был преобразован в музейно-выставочный отдел Института повышения квалификации учителей [4]. 18 марта 1998 года на его основе был открыт «Омский областной музей истории народного образования», который с 2007 года стал называться Омским музеем просвещения. На сегодняшний день музей обладает уникальными коллекциями, охватывающими различные периоды истории развития образовательной сферы страны и региона с XVIII века до современности. Кроме того, археологическая коллекция музея охватывает различные периоды древней истории Омского Прииртышья.

Экспозиции музея охватывают различные сферы образования: история школьных письменных принадлежностей: от пещерных рисунков и клинописи до шариковых ручек, история молодежных движений: от комсомола до современных строительных отрядов и студенческих союзов, история компьютерной техники: от счетных машинок до персональных компьютеров нового поколения и т.д.

Одним из направлений участия музея в сложной коммуникации туристической сферы является его экспозиционно-выставочная деятельность. Реализуемые музеем проекты становятся востребованными в различных районах Омской области, отдельных регионах России и находят определенный интерес за рубежом. Одним из таких проектов стала серия выставок под общим названием «Эпопея русского мира – Харбин», связанная с трансляцией культурно-исторических традиций русского зарубежья в первой половине ХХ века.

Судьба русской диаспоры в Китае, стране наибольшей концентрации российской эмиграции на Дальнем Востоке, в силу ряда причин складывалась иначе, чем судьба эмиграции на Западе. Это явление, несомненно, имеет исторические корни - здесь ещё на рубеже XX века в связи со строительством КВЖД и её административного и экономического центра Харбина появились десятки тысяч русских поселенцев. Строительство КВЖД преследовало цель соединить кратчайшим путем Транссибирскую магистраль с Приморским краем - Дальним Востоком, установить сплошной рельсовый путь между Европейской Россией и Тихим океаном.

31 марта 1924 года были установлены советско-китайские дипломатические отношения и подписано соглашение о временном совместном управлении железной дорогой. Несмотря на то, что правительство СССР отказалось от многих неравноправных договоров, заключенных до октябрьского переворота, оно не собиралось отказываться от своего права на КВЖД – царским правительством в дорогу были вложены огромные средства (более 0,5 млрд. золотых рублей). Это противостояние вошло в историю дипломатии как «конфликт на КВЖД».

Однако на протяжении десятилетий город Харбин 1920-х годов считался центром Дальневосточного русского зарубежья. Купола храмов, просветительская работа русской общественности, не имевшая аналогов за пределами России, русские высшие учебные заведения, богатая музыкальная и театральная жизнь - вот почва, взрастившая 3 поколения – десятки тысяч русских людей за рубежом.

Межгосударственные отношения сложились таким образом, что 2006 год был объявлен годом Китая в России. В связи с возросшим интересом к экономическим и культурным связям, Омский музей просвещения совместно с Омской областной общественной организацией «Омские харбинцы» создал серию выставок на тему русского зарубежья в Харбине. Открытие первой выставки «Ветка русского дерева: Омск-Харбин» состоялась в 2006 году [2, с. 332-333].

Выставка «Омск-Харбин» Омского музея просвещения предлагает целостную реконструкцию повседневной жизни русского населения в Китае в 1920-50-е гг. Центральным элементом выставки является большое изображение уходящей в перспективу КВЖД, над которой написано «Харбин-Омск». Оно является лейтмотивом экспозиции. Ниже экспонируется сундук-чемодан, с которым эмигранты покидали Россию. Слева и справа выставляются фотографии станций, которые располагались вдоль КВЖД начала ХХ в.: Гродеково, Пограничная, Тайпинлин, Мулин, Шаньши, Имяньпо, Ашихэ, Маньчжурия, Хайлар, Хинган, Сунгари, и, наконец, Харбин.

Интерес вызывает реконструкция комнаты русского жителя Харбина, в которой представлены предметы повседневного быта 1920-30-х гг. Среди них -афиши и фото, наклеенные на стенах, швейная машинка с китайскими иероглифами и руководством к ней на русском языке. Предметы мебели также были привезены омичами после возвращения из Китая. Повседневный быт русского населения в Харбине характеризуют игральные карты, настольные игры, настольные часы, кружки, ложки, стаканы, альбомы и т.д. Ярким дополнением картины повседневности русских в эмиграции являются элементы традиционного китайского костюма и одежда русского населения, проживавшего в Китае.

Указанные выше предметы вызывают живой интерес как у представителей русской диаспоры в Харбине и их потомков, так и у посетителей, не связанных с историей русской эмиграции. Одной из причин особого интереса к выставке является то, что она формировалась на основе материалов из личных архивов. Кроме того, экспонируемые материалы привлекли внимание первого лица региона. По рекомендации Губернатора Омской области Л.К. Полежаева выставке придали международный статус, и она была отправлена на 17-ю Харбинскую торгово-экономическую ярмарку (2006).

Представленная в центральном павильоне торгово-экономической ярмарки в Харбине (КНР), данная выставка стала первой за всю историю современного города. На выставке побывали: Первый секретарь харбинского горкома КПК господин Ду Юсин, заместитель Первого секретаря харбинского горкома КПК, заведующий отделом пропаганды и агитации господин Чжан Шаолян, руководители отдельных департаментов Народного правительства провинции Хэйлунцзян и др. [2, с. 334]

В туристической коммуникации региона учреждения культуры сегодня принимают активное участие. Так, в Омской области на сегодняшний день сложился единый культурно-исторический ландшафт, объединяющий театральный, музейный, культурно-просветительский элемент. Особую роль в нем играют музеи, которые представляют гостям города различные сферы приложения человеческих знаний и творчества. Среди них: история (Омский государственный историко-краеведческий музей), искусство (Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр», Омский музей народного художника России Кондратия Петровича Белова), образование и наука (Омский музей просвещения), литература (Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского) и др. Неповторимая «мозаика» музеев Омского Прииртышья тем самым создает уникальный историко-культурный потенциал региона. Это делает омские музеи значимыми объектами туристической отрасли, которые неоднократно становились культурными брендами региона. Кроме того, город Омск, как областной центр, на пути к 300-летию имеет музеи, которые охватывают все сферы культуры.

Важным направлением работы Омского музея просвещения сегодня становятся исследования древних памятников Омской области, которые могут стать значимыми объектами для посещения туристами. С 1998 года музей реализует культурно-образовательный проект «Областная комплексная научная историко-педагогическая экспедиция». Целью экспедиции является освоение уникальной в культурно-историческом и природно-ландшафтном отношении территории края, которая находится в окрестностях деревни Усть-Тара на севере области.

Здесь сохранилось более 100 памятников археологии: культовые места, поселения, городища, курганные могильники разных исторических периодов: от неолита до позднего средневековья. Возраст некоторых памятников превышает 7000 лет. Археологические экспедиции являются важной формой научно-познавательной работы музея, связанной с исследованием передачи знаний и опыта из поколения в поколение в первобытном обществе. Опыт реконструкции истории просвещения, начиная со времен неолита, уникален в своем роде. Результатами экспедиций становятся выставочные проекты, которые привлекают внимание общественности, СМИ, как Омской области, так и общероссийских.

В туристическом пространстве Омской области важную роль играет поликультурный компонент. Большое число представителей немецкого, казахского, украинского населения позволяет реализовывать в регионе программы популяризации элементов этнического туризма.

Ежегодным стало мероприятие «День родного языка». В 1999 году ЮНЕСКО был объявлен день, посвященный родному языку, - 21 февраля. Праздник проводится с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Согласно резолюции ЮНЕСКО, все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

Поскольку сфера образования, просвещения и культуры является основной в деятельности музея, учреждением была взята инициатива по проведению мероприятия в честь дня родного языка. А поскольку этот праздник направлен на пропаганду языкового и культурного разнообразия, в концепции его проведения сложилась модель объединения русского языка с другим языком, который для многих жителей Омской области является родным. Так, в 2012 году совместно с Центром казахской культуры было проведено мероприятие, посвященное русскому и казахскому языкам. В 2013 году праздник был проведен совместно с Немецкой национально-культурной автономией и Омской немецкой Школой Виденгебург. Русско-немецкий праздник получил название «Mutterschprache» («родной язык»). К проведению мероприятия была приурочена одноименная выставка, рассказывающая об истории учебника немецкого языка в Омской области.

За многолетний период своего функционирования музей стал не только неотъемлемой частью краеведческого движения региона, но и занял в нем значимое место. Это выразилось, прежде всего, в социальной функции музея, которая предполагает пропаганду истории одного из главных направлений формирования будущего общества, образования и воспитания. В общественной жизни города эта сфера определяет многие элементы повседневности, культуры и даже мировоззрения.

История образования как направление краеведческой работы музея воплощается в проведении ставшей ежегодной научной конференции по истории образования и просвещения. Первая научно-практическая конференция «История развития Омской школы» была проведена в 2000 г. Приурочена она была 155-летию К.В. Ельницкого и 235-летию гарнизонной школы. В 2001 г. научно-практическая конференция «Страницы истории омской школы» была посвящена 105-летию со дня открытия в г. Омске «Общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области».

В 2002 г. состоялась III областная научно-фактическая конференция «История педагогического образования в Западной Сибири», посвященная 70-летию Омского государственного педагогического университета и 200-летию Министерства образования России. Расширение географии участников и интерес к истории образования не только у омских историков, краеведов и педагогов, но и у уральских коллег, позволил помимо города Омска и районов Омской области, принять участников из Екатеринбурга на IV научно-практической конференции «История народного образования Западной Сибири» (2003). Эта конференция была посвящена 85-летию образования в России единой трудовой школы и государственной системы (внешкольного) дополнительного образования детей.

В 2004 г. была проведена V областная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее участниками стали представители Барнаула, Кемерово, Мариинска, Новосибирска, Омска, а также шести районов Омской области. 2005 г. был ознаменован проведением областной научно-практической конференции «Сквозь призму времени», посвященной 65-летию создания государственной системы начального профессионального образования.

В 2006 г. прошла VI региональная научно-практическая конференция «История образования и трудового воспитания в Западной Сибири», в которой приняли участие представители их многих районов Омской области. В VII региональной научно-практической конференции «История образования и просвещения в Западной Сибири», посвященной 110-летию первого омского педагогического музея приняли участие представители Барнаула, Кокшетау (Казахстан), Нижневартовска, Новоалтайска, Новосибирска, Омска, Павлодара (Казахстан), Сургута, Тобольска, Томска и девяти районов Омской области. С 2008 г. конференция приобрела статус всероссийской. Первая конференция в таком масштабе была посвящена 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и 10-летию Омского музея просвещения. География участников была значительно расширена за счет многих российских регионов и большого числа представителей Казахстана.

Наконец, 19-20 октября 2012 г. БУК «Омский музей просвещения» провел IV Всероссийскую научно-практическую конференцию (с международным участием) «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане». Юбилейное событие, к которому было приурочено проведение конференции в 2012 г. (140-летие Омской учительской семинарии – первого специального педагогического заведения Западной Сибири), имеет большое историко-культурное значение, поскольку с появлением Омской учительской семинарии связано начало процесса институционализации образовательной сферы в нашем регионе. Кроме того, создание первого специального педагогического заведения, по сути, стало ключевой вехой в истории образования и просвещения, а также развития краеведческого движения. Достаточно перечислить имена основных педагогов Омской учительской семинарии и названия их трудов, чтобы понять, что вклад каждого из них в изучение родного края был весьма весомым.

Значимость столь важного события в исторической и педагогической науке привлекла внимание многих российских и зарубежных ученых, которые приняли как очное, так и заочное участие в работе конференции. В оргкомитет поступила 81 заявка из России и Казахстана. География участников охватывает такие города, как Омск, Петропавловск (Казахстан), Павлодар (Казахстан), Москва, Благовещенск, Тобольск, Екатеринбург, Томск, Сургут, Кунгур, Кемерово, Тара. Большой интерес к работе конференции проявили представители многих районов Омской области.

Примечательным фактом является то, что пленарное заседание и работа секций конференции проходили в Омском научном центре Сибирского отделения Российской Академии наук и Омском педагогическом колледже № 1. Подобный диалог в краеведческом пространстве города Омска символизирует тесную связь научных учреждений со сферой образования, важным коммуникативным посредником в котором выступает организатор конференции – Музей истории просвещения. Затронутые на конференции темы касались таких направлений краеведческой работы, как краеведение педагогов и школьников, краеведение в учреждениях дополнительного образования, внешкольное краеведение, студенческое краеведение, наконец, краеведение как часть академической науки.

Выступления, затрагивающие самые разные сферы истории образования и просвещения, прозвучали на секции «История общего и профессионального образования в Сибири и Казахстане». Краеведческие вопросы в русле современных музееведческих практик были рассмотрены на секции «Музейное дело и краеведение в Сибири и Казахстане: Перспективы развития, инновационные проекты». В прозвучавших на этой секции докладах была раскрыта ключевая тема и настоящей статьи: музеи как центры краеведческого движения. Наконец, широкий спектр докладов, посвященных прошлому и современному состоянию образовательной сферы, прозвучал на секции «Просвещение, воспитание и религиозное образование в Сибири и Казахстане: история и современность». Стоит отметить, что особое направление работы конференции касалось истории русской эмиграции: «Русское зарубежье: воспитание, образование, культура».
Список использованных источников:
1. Музеи России на рубеже тысячелетий / Союз музеев России. - СПб.: ООО «Студия НП-Принт», 2011. – 88 с.

2. Скандакова, М.В. «Ветка русского дерева: Омск – Харбин» - цикл выставок Омского музея просвещения / М.В. Скандакова // История образования и просвещения в Западной Сибири: Сборник научных статей и материалов VII региональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию первого омского педагогического музея. Омск, 26-27 октября 2007 г. / Ред. А.В. Матвеев, И.Е. Скандаков, М.В. Скандакова. - Омск: Издательство «Амфора», 2007. - С. 332-333.



3. Шадрина, Н.В. Омский научно-педагогический музей / Н.В. Шадрина // История развития омской школы: Сборник научных статей и материалов. - Омск, 2000. - С. 117-122.

4. Шадрина, Н.В. Школьный музей общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области / Н.В. Шадрина // История развития омской школы: Сборник научных статей и материалов. - Омск, 2000. - С. 113-115.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Музей в коммуникативном поле туристической сферы региона
109.04kb. 1 стр.

Флегонтова Анна Владимировна событийный менеджмент в развитии туристической индустрии региона
975.11kb. 7 стр.

«Родной город Ярцево в пламени священной войны» Старшая группа Воспитатель: Зиновьева Ольга Николаевна. Тип проекта
53.74kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017