kabobo.ru Методические рекомендации по обучению работников организаций в области
страница 1 страница 2 ... страница 6 страница 7


Государственное образовательное учреждение

«Учебно-методический центр

по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Вологодской области»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по обучению работников организаций

в области гражданской обороны и защиты

от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера
Пособие для руководителей групп занятий

по гражданской обороне и действиям в ЧС

Вологда

2007 год
СОДЕРЖАНИЕ



Примерная программа обучения работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ………………………...3

Примерный план ………………………………………………………………………………….. 8

Рекомендуемые УМП по ГО, ЧС и ПБ…………………………………………………………... 9

Содержание и методика проведения занятий:

Тема 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных

ситуаций и пожаров………………………………………………………………………………………10


Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих

действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке

к защите и по защите населения от них .……………………………………………………………… 22
Тема 3. Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных

ситуаций природного характера…………………………………………………………………………56


Тема 4. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного

характера, а также при угрозе и совершении террористических актов……………………………… 66


Тема 5. Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов

бытового характера ……………………………………………………………………………………....86


Тема 6. Действия работников организаций при пожаре ……………………………………………..102
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными ……………………..111

Утверждена

Губернатором Вологодской области

7 ноября 2006 года
Примерная программа

обучения работающего населения
1.Общие положения

Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Примерная программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Примерная программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения государственных служащих, служащих и производственного персонала учреждений, предприятий и организаций, предприятий сельскохозяйственного комплекса (далее – работников организаций) независимо от их организационно правовых форм в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом специфических особенностей Вологодской области.

В Примерной программе изложены методика обучения работников организаций, тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требований к уровню знаний, умений и навыков прошедшего обучение работающего населения.


II. Организация обучения

1. Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 15 августа 2006 г. № 501 «О внесении изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841» и от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказов и указаний МЧС России, и осуществляется по месту работы.

2. Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.

3. Обучение работников организаций проводится в соответствии с решением руководителя, в рабочее время.

4. Для проведения занятий в организациях создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать 20-25 человек. Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами руководителей организаций и проходят ежегодную подготовку в учебно-методическом центре по ГО и ЧС области, курсах ГО муниципальных образований области, при органах местного самоуправления (учебные сборы). К проведению занятий привлекаются представители органов, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, психологи, специалисты-медики и другие специалисты.

В результате обучения работники организаций должны



знать:

- основные требования руководящих документов по вопросам ГО и защиты от ЧС;

- задачи и возможности ГО в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- задачи и возможности РСЧС в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- основные мероприятия ГО и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- основные принципы, средства и способы защиты от ЧС мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

- пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;

уметь:

- четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- защищать себя и членов семьи от ЧС мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии;

- пользоваться средствами коллективной и СИЗ, приборами радиационной и химической защиты;

- проводить частичную санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ, ветеринарную обработку животных, необходимые агрохимические мероприятия;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях.


Рекомендуемая тематика и расчет часов учебных занятий


№№

тем


Наименование тем

Вид занятия

Кол-во

часов


1.

Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Лекция

1

2.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

Лекция

2

3.

Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

Практическое занятие

2

4.

Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов.

Практическое занятие

3

5.

Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Семинар

2

6.

Действия работников организаций при пожаре.

Групповое занятие

2

7.

Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.

Практическое занятие

2




Итого:




14



Содержание тем занятий
Тема № 1. Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Законодательство РФ в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны.



Тема № 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического и обычного оружия.

Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.

Виды пожаров и их поражающие факторы.

Оповещение. Действия населения при оповещении о ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.

Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные детские, их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.

Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средства защиты кожи.

Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими.

Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.

Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ.

Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.



Тема № 3. Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.). Их причины и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера, во время и после их возникновения.

Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания. Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.

Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных и торфяных пожаров.

Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.



Тема № 4. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических акций.

Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.

Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Доза облучения. Единицы измерения. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования радиационно-опасного объекта. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Степени лучевой болезни. Однократное и многократное облучение организма человека и его последствия. Действия работников: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.

Химически опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных АХОВ. Действия работников: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.

Пожароопасные и взрывоопасные производства. Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия работников при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Аварии на гидродинамически опасных объектах. Общие сведения о гидродинамических сооружениях, гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий. Действия работников: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.

Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.

Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.

Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.

Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при ДТП; при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро) их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду. Действие пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда, при аварийной остановке в туннеле. Основные правила пользования метрополитеном.

Виды террористических акций, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или совершении террористической акции.

Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.

Тема № 5. Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

Действия при ДТП, бытовых отравлениях, укусе животных.



Тема № 6. Действия работников организации при пожаре.

Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Противопожарный режим организации. Система оповещения и инструкция по действиям работников при пожаре. План (схема) эвакуации. Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре и при эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Технические средства пожаротушения. Действия работников по предупреждению пожара, а также по применению первичных средств пожаротушения.



Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.

Основные правила оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловым и солнечном ударах, правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными. Возможный состав домашней медицинской аптечки.

«Утверждаю»

Руководитель структурного

подразделения ГОЧС _________

____________________________

(название организации)

____________________________

(подпись) (ФИО)


« » ______________ 200 г.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

проведения занятия

(вариант)


ТЕМА: _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Учебная цель: _________________________________________________________________________
Время: _______________________________________________________________________________

Метод: _______________________________________________________________________________

Место: _______________________________________________________________________________

Учебные вопросы: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ё

Материальное обеспечение


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

(краткий конспект)


  1. Вводная часть: ( ___ мин)

  2. Основная часть: ( ___ мин)




п\п

Учебные вопросы

Время

1.







2.



















  1. Заключительная часть: ( ___ мин)

Руководитель занятия ______________________



(подпись)

Рекомендуемые учебно-методические пособия

по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям

и пожарной безопасности
Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий -все это потребовало пересмотреть основные направления, содержание, организацию и порядок подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Федеральный Закон № 28 от 12.02.1998г. «О гражданской обороне».

  2. Методические рекомендации органа местного самоуправления по реализации ФЗ от 6 октября 2003г. № 131 « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

  3. Обучение работников организаций и населения основам ГО и защиты в чрезвычайныч ситуациях (Учебно-методическое пособие ИРБ 2001г.)

  4. Приказ Министра РФ по ГО и ЧС № 999 от 23.12.2005г. «Об утверждении порядка создания нештатных АСФ».

  5. Организационно-методические указания по подготовке населения РФ в области ГО, защиты населения ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 гг.

  6. Постановление Правительства РФ № 841 от 2.22.2000г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО».

  7. Учения и тренировки по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций/Под ред. М.И. Фалеева. - М.: Институт риска и безопасности, 2003. - 416 с.

  8. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями взрывами, пожарами/Под ред. М.И. Фалеева. - М.: Институт риска и безопасности, 2003.-400 с.

  9. Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций/Под ред. М.И. Фалеева. - М.: Институт риска и безопасности, 2003. - 328 с.

  10. Гражданская оборона и пожарная безопасность/Под ред. М.И. Фалеева. — М.: Институт риска и безопасности, 2002. - 500 с.

  11. Практическое пособие для руководителя. Обеспечение пожарной безопасности предприятия/Под ред. А.Н. Проценко. - М.: Институт риска и безопасности, 2003. - 376 с.

  12. Пожарно-технический минимум/Под ред. Л.А. Коротчика. - М.: Институт риска и безопасности, 2003. - 388 с.

  13. Защитные сооружения гражданской обороны Устройство и эксплуатация). Учебно-методическое пособие/Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2003. - 330 с.

  14. Примерное положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (пр. МЧС РФ № 440 от 31.07.2006г.)

  15. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебник для населения 2003-264с.

  16. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением. 2005г.

По вопросу приобретения литературы можно обращаться по телефонам: тел. (095) 955-22-29, тел./факс (095) 958-11-88 и 955-23-19 115191, г. Москва, Б. Тульская, 52, ИРБ www.irb.ru



СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Тема № 1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Вопрос 1. Гражданская оборона, как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

- Законодательство Российской Федерации в области гражданской оборо­ны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

- Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны Рос­сийской Федерации. - - Руководство гражданской обороной. Силы граждан­ской обороны.

- Структура гражданской обороны на объектах экономики. Основные задачи гражданской обороны объекта. Силы гражданской обороны объекта и их функции.


Цель - ознакомление обучаемых со структурой и организацией гражданской обороны РФ, ее предназначением и задачами. Ознакомление обучаемых со структурой гражданской обороны объекта экономики, силами ГО объекта и их функциями.
Методическая литература:


План занятия:

Введение - 5 мин. (проверка обучаемых; заполнение журнала учета занятий; объявление темы и цели занятия; контрольный опрос слушателей группы по ранее изученному материалу)
Основная часть – 25 мин.:

  1. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны – 7 мин.

  1. Предназначение и задачи гражданской обороны – 8 мин.

  1. Структура и органы управления ГО на примере Российской Федерации и объекта – 10мин.

Используемые понятия:



I. Президентом, Государственной думой и Правительством Российской Федерации разработан и принят ряд законов и положений в области гражданской обороны, определяющие задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Законодательство РФ в области гражданской обороны:

Указы Президента РФ:

Постановления Правительства РФ:


Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны отражены в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а именно:

II. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образования, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Указанные руководители несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также нештатных АСФ. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.


III. Организационную основу гражданской обороны объекта составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной (руководители, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, эвакокомиссия и т.д.), а также их службы, силы и средства.

Руководство гражданской обороной на объекте осуществляется руководителем организации, через органы управления (отделы, секторы, группы или отдельные работники), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления формированиями ГО в ходе проведения АСДНР создаются спасательные службы организации. Непосредственное руководство службами осуществляют начальники служб, которые назначаются приказом руководителя предприятия из числа руководителей подразделений, на базе которых они созданы.

К основным задачам гражданской обороны объекта относятся:

1. в области гражданской обороны – повышение готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны объекта к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.

2. в области защиты производственного персонала и от чрезвычайных ситуаций – реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку производственного персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях.

К силам ГО объекта экономики относятся нештатные АСФ, которые создаются в соответствии положения о нештатных АСФ, вид количества формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

На объекте могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные нештатные АСФ, а также нештатные АСФ разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды нештатных АСФ.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания могут включиться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации).


Вопрос 2. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС. Территориальные и функциона­льные подсистемы, уровни РСЧС. Координирующие органы РСЧС. Роль и задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям на каждом уровне. Постоян­но действующие органы управления и органы повседневного управления РСЧС, их структура и функции.

Режимы функционирования РСЧС. Условия, при которых устанавлива­ются режимы функционирования и осуществляемые мероприятия.

Силы и средства РСЧС. Общие сведения о финансовых и материальных резервах, системах связи, оповещения и информационного обеспечения РСЧС.


Цель - ознакомить обучаемых с законодательными актами РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; довести до обучаемых структуру РСЧС, её цели и задачи, силы и средства.
Методическая литература:


План занятия:
Основная часть – 30 мин.:

1. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 10 мин.



2. Структура и задачи РСЧС – 10 мин.

3. Режимы функционирования РСЧС - 5 мин.

4. Силы и средства РСЧС – 5 мин.


Заключительная часть – 5 мин. (вывод по теме, подведение итогов занятия; ответы на вопросы)
Используемые понятия:


I. Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).


Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации имеют право:


Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть, разработаны свои правила и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических сетей; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время или в непогоду.


II. Образованная в 1992 году Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях – РСЧС (с 1996 года – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее решала система гражданской обороны страны. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения. Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальный системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

В июне 2002 года в районе наводнения на юге России (9 субъектов) пострадало 310 тыс. человек, из них погибло 114, спасено – 62882. Подтоплено 52219 жилых домов, выведено из строя 300 км газопровода, 215 км водовода, 87 водозаборов и 412 мостов. Разрушено 922 км линий электропередачи, 1395 км автомобильных дорог. Материальный ущерб оценивается более 15 млрд. рублей

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха.

Увеличились масштабы последствий от террористических актов, в которых пострадало (в 2002 г) более 900 человек, из них 222 – погибло.

Всего за 2002 г. на территории РФ зарегистрировано 903 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. в бедствиях и катастрофах пострадало свыше 341 тыс. человек. Материальный ущерб составил более 16 млрд. рублей.

Соединения и части войск ГО, формирования поисково-спасательной службы, Центральный аэромобильный спасательный отряд в 2002 году провели более 20 тыс. поисково-спасательных и специальных операций. («Гражданская защита» № 1 2003 г.).



Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны. Они должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи. Эта задача новая, в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы были доставлены в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. В 2002 году в ходе гуманитарных операций были доставлены грузы общим весом 14 тыс. тонн на сумму более 354 млн. рублей и 1 млн. 700 тыс. долларов США.

Подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой и подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 года. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Руководители объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков. Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Они то ли забыли, то ли не хотят понимать, что главной целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, любая отрасль или система функционировали надежно в самых сложных экстремальных ситуациях и не только в военных, а главным образом в мирное время. Чтобы аварии, катастрофы и стихийные бедствия приносили минимум ущерба, чтобы как можно меньше страдали люди. И решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства – словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача - пропаганда среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства – это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций – нет более важной гуманной задачи. Об этом должны помнить все!
Структура РСЧС

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ и подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (с 2003 года - комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности - КЧС и ПБ) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС и ПБ всех уровней являются управления (отделы) по делам ГОЧС.

Функциональные подсистемы создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Единая система имеет пять уровней управления:


Межрегиональный появился в результате деления России на 6 крупных округов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Красноярске и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У руководителей объектов рабочим аппаратом должны стать отделы (секторы, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Отдел является органом управления руководителя объекта, на который возлагаются: организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС; разработка «Плана ГО» и «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС»; осуществление мероприятий по защите трудового коллектива; обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих; поддержание в постоянной готовности сил и средств для действия в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются спасательные службы: связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, автотранспортная, материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется руководителем объекта в зависимости от специфики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.


III. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти регионов Российской Федерации и органов муниципального самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:


IV. Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, нештатных АСФ, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС.

В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости, применяемые в технологических процессах современного производства.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда. В ОАО «Газпром» создано ООО «Газобезопасность» и имеются в наличии аварийно-восстановительные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо – и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения – это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Минпром, Минтопэнерго, Минатом – все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф. Газоспасательные, горноспасательные, аварийно - спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в шести округах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все регионы федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

В приложении к «Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» оговорены функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:



Министерство связи Российской Федерации:

Минэкономразвития, Минфин, Госкомитеты РФ по промышленной политике, резервам и т.п.:

- целевые виды страхования (Министерство финансов Российской Федерации);

- финансовые резервы (Министерство финансов Российской Федерации);

- резервы материальных ресурсов (Комитет РФ по государственным резервам).



страница 1 страница 2 ... страница 6 страница 7
скачать файл

Смотрите также:
Методические рекомендации по обучению работников организаций в области гражданской обороны и защиты
3014.98kb. 7 стр.

История Международной организации гражданской обороны (мого)
112.62kb. 1 стр.

История создания международной организации гражданской обороны (мого)
134.8kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017