kabobo.ru Методическая разработка пешеходной экскурсии по Фокинскому району
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ г.БРЯНСКА


Методическая разработка

Пешеходная экскурсия по Фокинскому району

«Отчизны здесь моей начало»

для учащихся 5-9 классов

Методист ЦДиЮТиЭ

Куратова Ярослава Витальевна

Брянск

2013 год

Автор разработки Куратова Я. В.


Методическая разработка пешеходной экскурсии по Фокинскому району «Отчизны здесь моей начало» рассчитана на обучающихся 11-15 лет.

Данная разработка знакомит обучающихся с родным краем, районом города Брянск в форме экскурсии. Обучающиеся идут по маршруту: остановка 2 Брянск – вокзал – ул. 1-я Аллея – пам. Воинам (сквер ул. Б. Хмельницкого) – ф/к «Локомотив» - ж/д колледж – кладбище братская могила – пам. Ученикам 27 лицея – ДК Железнодорожникам, пам. Фокину. На каждой из остановок обучающиеся получают информацию об экскурсионном объекте. Маршрут спланирован так, что все изучаемые объекты находятся максимально близко, так, что до них можно добраться пешком.


Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, работающим со школьниками среднего и старшего звена, классным руководителям, педагогам-предметникам для проведения внеклассного мероприятия по краеведению, педагогам-организаторам школ.

Пояснительная записка

Невозможно полюбить Отечество, не имея представления о «малой» родине, ее истории, природе, укладе быта, инфраструктуре. Любовь к родному краю начинается с памяти, без этого нельзя воспитать в себе чувство уважения к своим землякам, гордость за них. Экскурсия является наиболее эффективной формой обучения, так как обучающиеся воспринимают изучаемый объект непосредственно на месте, а не в стенах школы, то есть экскурсия обеспечивает связь теории с практикой, с жизнью.  С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.  

Данная методическая разработка создавалась для педагогов и воспитанников МБОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г. Брянска как внеклассное мероприятие.

Разработка рассчитана на обучающихся среднего звена средней школы 5-9 классов. Многие из них имеют недостаточные знания в области краеведения, и поэтому работа направлена на изучение самых близких для обучающихся объектов – родного района, улиц, памятников. Она знакомит обучающихся с «малой» родиной, Фокинским районом в доступной форме пешеходного путешествия.

Путешествуя по родному краю, обучающиеся знакомятся с улицами Фокинского района, этимологией некоторых названий, памятниками и знаменитыми жителями и героями родного района и расширяют свое представление о малой родине.

Такая форма обучения способствует развитию интереса обучающихся к истории родного края, привитию любви и уважения к малой родине, формированию патриотизма.

Количество участников – от 10 до 25 человек. Продолжительность экскурсии – 45-60 минут.


Пешеходная экскурсия

«Отчизны здесь мое начало»
Цели и задачи:

  1. Привлечь внимание воспитанников к изучению истории родного края и показать ее связь с историей Российского государства,

  2. Расширение кругозора учащихся, знаний о районе в котором они проживают: об истории Фокинского района, героях Отечественной войны, культуре, названиях улиц и других исторических мест ;

  3. Развитие способностей обучающихся и повышение уровня их интеллектуального и духовного развития;

  4. Воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к героической памяти.

Маршрут движения: остановка 2 Брянск – вокзал – ул. 1-я Аллея – пам. Воинам (сквер ул. Б. Хмельницкого) – ф/к «Локомотив» - ж/д колледж – кладбище братская могила – пам. Ученикам 27 лицея – ДК Железнодорожникам, пам. Фокину.

Ост. 2 Брянск – общие сведения о Фокинском районе

Фокинский район – это один из районов г. Брянска, всего в Брянске 4 района – Советский, Фокинский, Володарский и Бежицкий. Фокинский район самый молодой район, но он является частицей древнейшего Брянска. Трудно сказать, когда точно возникло поселение на территории нынешнего Фокинского района. Но археологические раскопки в районе нынешней остановки «Западная» свидетельствуют, что поселение здесь возникло еще в 5-6 в. до н. э. Там были найдены множество мелких фрагментов древнерусских сосудов, железных изделий и кремниевых орудий. Позднее на этом месте возникло поселение, которое получило название Черепеньки, по-видимому, от множества встречающихся здесь черепков – обломков глиняных сосудов. Ну а историю возникновения самого Фокинского поселка как района тесно связывают со строительством Орловско-Витебской железной дороги. С зарождением железнодорожной станции Брянск-Льговский, ныне Брянск 2, возник привокзальный поселок, который стал именоваться Льговский, дата его возникновения 1896 год. Главным занятием жителей на тот момент была работа на железной дороге и в меньшей степени промыслы и торговля. В 1915 году поселок был включен в черту города Брянска. После смерти И. И. Фокина 30 мая 1921 года постановлением Брянского губисполкома поселок Льговский был переименован в Фокинский. Он и поныне носит это название.


Пр-т Московский

Московский проспект – главная магистраль района, главная его улица, часть шоссе от Орла до Смоленска. Дорога эта возникла давным- давно. Как она выглядела первоначально – сказать трудно. В 1852 году появился царский указ. Он предписывал главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями о строительстве шоссе. Проходит дорога по высокой дамбе от «Черного моста», соединяя Советский и Фокинский район, пересекает реку Десна и железнодорожные пути и устремляется в направлении на г. Орел. Посему у моста такое название «Черный» - есть несколько предположений. По одному из преданий, стоявший здесь мост был деревянный, пропитанный смолой и выглядел черным. Существует и другое объяснение. Паромный перевоз, стоявший здесь много лет назад, осуществлял человек по прозвищу Черный. Но есть еще одна версия. За долго до того, как здесь появился паромный перевоз и первый мост через Десну, здесь был «Черный брод». Образовался он здесь в далеком прошлом, когда река Снежеть впадала в этом месте в Десну. В наводнение и после сильных дождей, ниже устья реки Снежеть, выносило много песка, и Десна мелела. А Черным он назывался от того, что река то мелела, то песок уносило, и брод становился опасным и коварным. Люди говорили «Черный брод», подразумевая, что он плохой, худой.

По обе стороны проспекта расположены ведущие предприятия района и города в целом – Литий, Сельмаш, Мелькрук, «Царьмясо», Брянский мясокомбинат, хлебозавод, поликлиника, школы и др.заканчивается проспект Московский микрорайоном Орловский, а за ним знаменитый Брянский лес. Почему проспект получил такое название, объяснить не трудно. Раньше когда-то в столицу ездили через Орел, отсюда и название – Московский проспект – раньше Карачевское шоссе, покрыто оно было булыжником.
Ж/д вокзал

После реформы 1961 года в России началась промышленная эра. Были открыты новые богатые месторождения руды, каменного угля, нефти и других ископаемых. Как везти все добытое? Ведь основными средствами передвижения были лошади и летом речные паромы, пароходы. Преимущество железнодорожного транспорта было налицо. В начале 1867 года образовалось общество Орловско-Витебской железной дороги, эта дорога должна была стать продолжением Орловско-Грязской линии и соединить Воронеж, Курск, Смоленск, Орел, Витебск. Создавались новые промышленные районы и одним из таких районов стал Брянск. На базе местной руды работали местные чугунолитейные, сталелитейные, металлообрабатывающий и оружейный заводы. В Брянске исторически сложилось 2 железнодорожных узла Брянск 1 и Брянск 2, первый пассажирский, второй в основном – товарный. В августе 1887 года открылось движение на Полесской железной дороге Брянск-Гомель. Рельсы протянулись через будущий узел Брянск 2. Спустя десять лет завершилось строительство дороги Брянск-Льгов, по названию участка железнодорожная станция стала именоваться Брянск-Льговский, ныне Брянск 2. Дальнейшее развитие получает железнодорожный узел Брянск-Льговский. В 1933 году создается самостоятельное вагонное хозяйство, а затем и вагонное депо по проведению текущего отделочного ремонта вагонов. Депо было одним из крупных на железной дороге. Здание пассажирского помещения, сперва, было деревянное, перрон узкий и короткий, усыпан гравием. На станции имелось два пакгауза (помещение склада для временного хранения грузов): первый для хранения вагонных отправок, а второй для рассортировки мелких отправок. Неподалеку от пассажирского здания станции находилось депо с поворотным кругом. В пределах станции располагался угольный склад, где хранились дрова, большинство паровозов топились углем. Нынешнее здание железнодорожного вокзала было построено в 30-х годах прошлого столетья.


Ул. 1-я аллея

Это старейшая улица района, есть еще 2-я аллея. Почему аллеи? Все очень просто. Возникли они почти –что вместе с вокзалом и вплотную к железнодорожной станции. В то время ходили еще паровозы, дымили. Вот и посадили добрые и умные люди липы плотно друг к другу, образовалось 2 аллеи, которые служили защитой от дыма и шума, и в то же время зеленым украшением. На этой улице располагались одноэтажные деревянные дома, в которых проживало в основном начальство и находились административные здания. Середина аллеи в 1919 году была вымощена булыжником, а края – красным кирпичом.


Бюст И. Паристому

Паристый Иван Леонтьевич /1930-2005 гг./


Все вы, наверно, слышали это имя, так как из Брянска в Москву ходит поезд с названием Иван Паристый. Начальниками железных дорог сразу не становятся. И.Л. Паристый, как и положено руководителю большого коллектива, прошел все ступени железнодорожной служебной лестницы. Родился он в 1930 году в Бахмачах, что на Украине, в семье железнодорожника. Пошел по стопам отца. В 1954 году окончил с отличием Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. По праву красного диплома выбрал Брянск. Начал с дежурного по станции. Потом стал начальником механизированной горки, начальником станции, заместителем начальника, а в 1962 году — начальником Брянского отделения железной дороги. Ветераны-железнодорожники до сих пор вспоминают его кипучую энергию, решительность, самоотдачу на всех этих постах.

Многое было сделано по строительству социально-бытовых объектов, улучшению условий труда и жизни железнодорожников. Брянское отделение не раз занимало призовые места. Иван Леонтьевич активно участвовал в общественной жизни города и области. Ушел на повышение. Работая в Москве, не порывал с Брянщиной, поддерживая самые тесные деловые связи с городом, отделением дороги, где начал свою трудовую деятельность. Двадцать лет возглавлял многотысячный коллектив Московской железной дороги. И здесь им сделано немало. За выдающиеся заслуги в организации работы железной дороги, существенный личный вклад в строительство и восстановление исторического облика московских железнодорожных вокзалов и большую общественную деятельность в октябре 1997 года И.Л. Паристый был удостоен звания почетного гражданина города Москвы.


И.Л. Паристый, академик Академии транспорта Российской Федерации, автор ряда научных трудов в области железнодорожного транспорта. Он награжден двумя орденами Ленина, двумя — Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Удостоен званий «Почетный железнодорожник», «Заслуженный работник транспорта СССР», «Почетный транспортный строитель». Избирался делегатом трех партийных съездов КПСС, дважды — депутатом Верховного Совета Российской Федерации...
Звание почетного гражданина города Брянска присвоено в сентябре 1976 года.
пам. Воинам (сквер ул. Б. Хмельницкого)

Легко про войну слушать, да страшно ее видеть. Любая война – это горе, разрушение, людские жертвы. Отечественная война была суровой для всех, в том числе и для жителей Фокинского района. В первые же дни войны по всей стране прошли митинги и собрания трудящихся, на которых они заявили о готовности защищать Родину. Свыше двухсот тысяч брянцев ушло на фронт в первые дни войны. А те, кто остался в городе участвовали в строительстве оборонных рубежей в районе Брянска. В годы войны Брянск имел важное стратегическое значение, через железнодорожные узлы города, в том числе и Брянска-2, велись перевозки войск, боеприпасов, эвакуация раненых, продовольствия. Учитывая это, вражеское командование уже в июне начало бомбить железнодорожные узлы, разрушались здания, железнодорожные пути, но сразу после налета рабочие железной дороги и обычные жители города устраняли повреждения, и поезда шли снова. 11 августа 1941 года немецко-фашистские захватчики перешли в наступление на Брянском направлении они намеревались с ходу захватить Брянск, но два месяца не могли взять Брянск. Этот пятиметровый пилон из гранита на бетонном постаменте был установлен в 1965 году А. З. Сахновским. На нем надпись: «Воинам и партизаним, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в 1941-1945 гг. подвига павших будем достойны». Вверху – орден Отечественной войны. У подножия памятника – Вечный огонь. В 1973 году памятник был реконструирован. Более шести тысяч жителей Фокинского района города Брянска сражались с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны в рядах Советской армии и партизанских отрядах. Немало отважных патриотов пали смертью храбрых в битве с врагом. В летопись мужества и героизма вписаны многие имена. Брянская земля дала почти двести Героев Советского Союза, тридцать полных кавалеров ордена Славы. Вот некоторые из них.


Барыкин Емельян Игнатьевич рано остался без отца и матери и семилетним был отдан в Брянское железнодорожное училище, затем работал в паровозном депо Брянск-Льговский. Война застала его в должности секретаря Гомельского горкома партии. Он один из организаторов партизанского движения обороны Гомеля. По его разработанным планам проведено много боевых операций. Пущены под откос десятки эшелонов с живой силой и техникой врага. Звание Героя Советского Союза присвоено ему в январе 1944 года.
Фокин Афанасий Иванович родился в 1907 году на Брянщине в деревне Добрынь, ныне Климовского района. Несколько лет работал в паровозном депо, потом ушел в авиацию. Командовал эскадрильей тридцать шестого минно-торпедного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота. В Черном море экипаж А. И. Фокина потопил четыре транспорта, три сторожевых корабля, быстроходную десантную баржу. В мае 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Паровоз

Это символический памятник паровозу- ветерану. Ветеран-паровоз, ставший памятником, прошел сотни тысяч километров, а теперь как бы отдыхает в сквере железнодорожного узла Брянск-2. Это один из первых паровозов серии "ОД", выпускаемых когда-то брянскими машиностроителями. Ими было выпущено в свое время почти три тысячи паровозов различных марок. Ныне их уже не встретишь на железнодорожных путях. Паровозы заменили современные тепловозы, электровозы.  Этот памятник установлен в 1967 году. Установлен в честь боевых и трудовых подвигов железнодорожников. Памятник своеобразный. В обелиск, как бы подчеркивающий стремительное движение, вмонтирована передняя часть паровоза серии "ФД". Того самого, который на Брянском отделении дороги начал работать в тридцатые годы. Большую роль сыграл он в годы восстановления железнодорожного транспорта, других отраслей народного хозяйства после освобождения области от фашистских оккупантов, пройдя сотни тысяч километров без капитального ремонта. 


      Ветеран-паровоз, ставший памятником, символизирует славные дела брянских железнодорожников. Они по праву гордятся своим прошлым и настоящим, уверенно смотрят в будущее! 
      Первый паровозный гудок на брянской земле раздался осенью 1868 года на участке только что сданной в эксплуатацию железной дороги Рославль-Орел. Здесь тогда началось регулярное движение поездов.
      В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда над Брянском нависала угроза то со стороны Гомеля, откуда двигались кайзеровские войска, то со стороны Орла, куда прорывалась армия Деникина, наши железнодорожники в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали перевозки военных грузов. Лишь за полтора года из Брянска по стальным магистралям ушли 243 бронепоезда, отремонтированных брянскими машиностроителями. 
      Сколько мужества, подлинного трудового героизма проявили брянские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны! В первые месяцы фашистского нашествия город и особенно железнодорожный узел подвергались жестоким бомбежкам. Ежеминутно рискуя жизнью, работники стальных магистралей активно участвовали в эвакуации промышленного оборудования, людей в восточные районы страны. Только из Брянска было вывезено более 130 железнодорожных составов ценностей, т.е. около 300 000 тонн народнохозяйственных грузов, и 60 тысяч рабочих эвакуируемых заводов и членов их семей. 
      Железнодорожники - уроженцы нашего края - храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Например, бывший стрелочник станции Орджоникидзеград И.Е. Бизюков, став командиром отделения минеров, лично ликвидировал три тысячи мин, установленных противником на железных дорогах. За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени И.Е. Бизюкову в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 
      Огромных усилий многих тысяч людей потребовали послевоенные годы, когда пришлось возрождать из пепла и развалин станции, путевое хозяйство. Уже к исходу четвертой пятилетки грузооборот Брянского отделения дороги превысил уровень сорокового года в полтора раза. Тысячи работников стальных магистралей борются за дальнейший подъем железнодорожного транспорта, предначертаний партии. Это и им адресованы слова, начертанные на памятнике-паровозе: "Советским железнодорожникам слава!".
Физкультурно - спортивный комплекс «Локомотив»

Структурное подразделение дирекции социальной сферы Московской железной дороги. За свою 77-летнюю славную историю спортсмены-железнодорожники внесли достойный вклад в трудовую, общественную и спортивную жизнь не только отрасли, но и всей страны. Спортивное общество «Локомотив» было создано в 1936 году для систематической работы по физической подготовке и оздоровлению работников железнодорожного транспорта и их семей. В 1948 году открыто структурное подразделение г. Брянск, где работают следующие секции: тяжелой атлетики, легкой атлетики, дзюдо/самбо, бокса, борьбы, настольного тенниса и т.д. Работает тренажёрный зал. Проводятся соревнования регионального и всероссийского уровня.



За годы своего существования «Локомотив» снискал огромную популярность у жителей г. Брянска. 

Успехи, достигнутые за эти годы, являются закономерным итогом полномасштабной работы, которая осуществляется на МЖД для пропаганды здорового образа жизни, приобщения молодежи к азарту спортивных побед, организации активного отдыха старшего поколения.

Немало заслуженных побед принесли спортсмены-железнодорожники в отраслевых, российских и международных соревнованиях. За прошедший год ФСК «Локомотив» подготовил четыре мастера спорта и двух мастеров спорта международного класса. 

Заслуженный тренер, председатель ФСК «Локомотив», почетный железнодорожник Ефимов Вячеслав Геориевич
ЖД Техникум

История регионального железнодорожного техникума начинается с октября 1924 года, когда при локомотивном депо ст.Брянск-2 Московско-Киево-Воронежской железной дороги, была открыта школа ученичества по подготовке слесарей по ремонту паровозов.

К 1930 году набор в школу достиг 300 человек: готовили помощников машинистов паровозов, слесарей по ремонту паровозов, вагонов, автотормозов.

В 1940 году - реорганизация школы в ФЗО № 11, а с 1945 -железнодорожное училище №1. В 1953- ТУ № 5, в 1963- ГПТУ № 12, в 1966 - ТУ № 1, в 1984- СПТУ № 12, в 1994 - ГБОУ НПО профессиональный лицей № 2, а в 2012 году профессиональный лицей №2 перешел в статус образовательного учреждения среднего профессионального образования с присвоением ему названия Региональный Железнодорожный Техникум.

За весь период деятельности в учебном заведении подготовлено более 40 тысяч квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта по специальностям:

-помощник машиниста тепловоза, электровоза;

-проводник на железнодорожном транспорте; -электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию;

-мастер путевых машин; -коммерсант на транспорте;

- слесарь по ремонту подвижного состава;

-бригадир по текущему содержанию путей, дорожный мастер,

С сентября 2012 год в техникуме осуществляется интегрированное начальное и среднее профессиональное образование по железнодорожным профессиям.

Ежегодный выпуск дневного отделения составляет 250-300 человек, кроме этого проходят переподготовку или повышение квалификации 150-200 работников ж.д. предприятий Брянского узла.

За 90-летнюю историю, в техникуме сложились свои традиции: постоянно расширялась и совершенствовалась учебно-материальная база и учебно-воспитательный процесс. В настоящее время техникум имеет три здания, два учебных корпуса соединены теплым переходом.

На предприятиях Брянского отделения Московской ж.д. 30-40% кадровых рабочих- выпускники нашего техникума.

Техникум, по-праву, считается кузницей кадров для железнодорожного транспорта.

В разное время в тех-никуме учились: Герой Советского Союза -Трофименко Сергей Георгиевич; Герой Советского Союза, Герой России -Леонов Иван Антонович; Герои Социалистического труда:


Цикунов Виктор Федорович, Шемахов Василий Васильевич. Среди выпускников много замечательных тружеников железных дорог, командиров производства, руководителей общественных организаций.

Дмитрий Степанович Кравцов родился в Курской области. В 1936 окончил железнодорожный техникум, потом военно-авиационное училище летчиков. С первых дней войны на фронте. Совершил 430 боевых вылетов и в воздушных боях сбил лично тринадцать и в группе восемь самолетов противника. Получил звание Героя Советского Союза в августе 1945 года.

Трофименко Сергей Георгиевич родился в 1899 году. Совсем юнцом он пришел в паровозное депо Брянск-2. работал рассыльным, обтирщиком паровозов. Участвовал в гражданской войне, окончил военную академию Генштаба. Когда началась Отечественная война, он был уже опытным военным. Участвовал в Курской битве и ряде важных военных операциях. За умелое управление войсками и проявленное мужество и героизм был удостоен звания Герой Советского Союза в сентябре 1944 года.

Иван Антонович Леонов - единственный в мире лётчик  (занесён в Книгу рекордов Гиннесса ) в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолёте без одной руки.

Родился в Брянской губернии, после школы поступил в ж/д училище и одновременно учился в авиаклубе.в годы войны был направлен в истребительный полк. Сражался на Курской дуге. В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл, самолёт лейтенанта Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Ивану Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать. В 1995 году за мужество и героизм было присвоено звание герой России.
Памятник на братской могиле (на старом кладбище ул. Чехова)

Много мы сегодня говорили о героизме наших земляков, их подвигах, мужестве. И вот мы снова у памятника погибшим советским воинам, защищавшим нашу Родину от врага. Находясь здесь, на кладбище, хотелось бы вспомнить и о мирных жертвах времен ВОВ, почтить и их память. В Фокинском районе есть памятник мирным жертвам, замученным в концентрационных лагерях в районе завода Литий. Более двух лет на брянской земле длился ужас фашистской оккупации. Было создано восемнадцать лагерей для военных и восемь для мирных жителей. По данным областной комиссии по городу Брянску и Брянскому району расстреляно и замучено 18058 мирных граждан, из Брянска угнано в Германию 18 200 человек. На территории современного района Больничный городок после войны были обнаружены 7500 останков стариков детей и женщин. В подвале клуба железнодорожного узла скрывались от угона в немецкое рабство свыше 100 человек. Немцы пустили туда собак овчарок, которые загрызли значительную часть людей. А тех, кто пытался спастись бегством из подвала, немцы расстреливали. Давайте почтим их память и память воинов минутой молчания.


пам. Ученикам 27 лицея

Последняя наша остановка тоже связана с именами героев.

«Пускай ты умер,

Но в песне смелых

И сильных духом

Всегда ты будешь

Живым примером,

Призывом гордым

К свободе, к свету…»

Эти горькие слова написаны на постаменте памятника героям-комсомольцам, выпускникам Лицея №27. памятник был сооружен в 1970 году у школьного здания. Скульптурная группа изображена почти в полный рост. Вы видите двое юношей и девушку. В их лицах, позах бесстрашие, готовность вступить в бой. На постаменте их имена: Владимир Рябок, Игорь Кустов, Валентина Сафронова. Против каждого – золотая звезда Героя Советского Союза. Все они в разное время учились в этой школе. Все они совершили подвиг в годы войны.



Владимир Рябок перед войной работал на Дятьковском хрустальном заводе. Когда враг подошел к Брянску Володя возглавил молодежный партизанский отряд. Его группа принимала участие в освобождении г. Дятьково. Погиб В. Рябок в мае 1942г. во время боя близ дер. Верхи.

Валентина Сафронова – мужественная, отважная разведчица Брянского городского партизанского отряда им. Кравцова. Окончила школу № 27, работала там же пионервожатой, потом контролером в сберкассе. Во время войны, рискуя жизнью, она не раз проникала в оккупированный врагом Брянск, добывала ценные сведения, держала связь с подпольщиками. В начале февраля 1942 года в отряде вышел из строя радиопередатчик, а на Большую землю нужно было срочно передать важные документы. Командование отряда приняло решение послать через линию фронта группу партизан и в их числе — Валентину Сафронову. Смельчаки, преодолев 120-километровый путь, дошли до расположения советских войск и передали документы. При возвращении назад, попали в засаду, Сафронова была ранена в голову и контужена. Ее оставили на Большой земле, но после лечения в госпитале, весной 1942 года она вернулась в расположение отряда и возобновила разведывательную деятельность. В августе 1942 года Валентина вновь была направлена на лечение в госпиталь. 17 декабря 1942 года при выполнении боевого задания в районе деревни Ворки партизанская разведчица была тяжело ранена и в бессознательном состоянии попала в плен и переправлена в гестапо в Брянске. Погибла Валентина в декабре 1942 года.

Заветной мечтой Игоря Кустова со школьных лет была авиация. Он окончил Брянский аэроклуб, поступил в военную авиационную школу пилотов. Когда началась война, Кустов стал летчиком-истребителем. В воздушных боях он проявлял мужество, отвагу. Погиб Игорь в боях под г. Киевом в декабре 1943 года.


ДК Железнодорожникам

Дворец культуры железнодорожников был построен в 1955 году. С первых дней своего существования дворец стал культурным центром всего района. Он уже многие годы создает возможности для работы самодеятельных творческих коллективов, служит "окном в большое искусство" для многих талантливых личностей, наконец, это прекрасное место для отдыха и досуга, пробы сил подростков в различных видах художественного и технического творчества. На площади перед Дворцом проходят различные торжества, праздники и гулянья. Парк Дворца культуры - любимое место отдыха детей. А где-то здесь много лет назад в начале 20 века находился небольшой храм. А если заглянуть в прошлое, то первый досуговый клуб в поселке Брянск-Льговский появился в 1920 году. Он открылся в здании бывшего военного эвакопункта. Деревянный, холодный невзрачный барак стоял неподалеку от вокзала. Здесь работали драматический, хоровой и музыкальный кружки. Была комната по приему беспризорных детей.


Памятник Игнату Фокину

На площади перед Дворцом Железнодорожников стоит памятник Игнату Фокину.

В 1921 г. поселок Льговский был переименован в Фокинский. Он и по сей день сохранил это название, только сейчас это не поселок, а один из районов г. Брянска. Это событие связано со смертью Игната Фокина 13 апреля 1919г. Кем же он был, что целый поселок был назван в его честь?

Игнат Фокин родился 19 декабря 1889 года в Киеве, в семье паровозного машиниста. Его отец, уроженец Людиново, отслужив в армии в железнодорожных войсках, работал машинистом в родном городе. Но жизнь была несладкой, поэтому, забрав жену и первого сына, отправился на заработки в Киев, где и появился Игнат. Ему было 5 лет, когда родители отвезли его на родину отца в Людиново Калужской области. Последние и самые яркие годы жизни он связал с Брянским краем. Именно ему Брянщина обязана тем, что стала отдельной административной единицей: подготовительная работа по выделению Брянской губернии из Орловской началась уже в начале 1918 года, а завершилась – после смерти Фокина в 1920 году. Влияние на Фокина оказали события, происходившие в стране в период революции 1905-1907 г. он становится революционером, ведет работу в Людинове, Жиздре, Дятькове и Брянске. Он умел красиво и грамотно говорить, убеждать. Да и утверждения о нем как бойце-идеологе — не голословны — именно под его руководством проходило подавление крупнейших за всё время Гражданской войны — так называемых контрреволюционных выступлений ( одним из них стал эсеровский мятеж в Фокинском районе Брянска) лета 1918-го и весны 1919 года. Согласно ряду воспоминаний, большинство из них Фокину удалось усмирить бескровно, путем призывов и речей: он выходил к оголодавшей, разъяренной толпе и говорил с ней — обещал и успокаивал.

Однако, развивать дело социализма пришлось уже не ему. По дороге домой с восьмого съезда он подхватил распространенный тогда тиф и скончался 13 апреля 1919г., не дожив даже до 30 лет. В честь него была переименована центральная улица г. Брянска, поселок Льговский и возведено 2 памятника.

Памятник здесь был открыт в 1957 году, позднее через 20 лет он был заменен. Второй памятник, сохранившийся в наши дни, четырехметровый постамент во весь рост по внешности даже отдаленно не напоминает Игната Фокина, в отличие от первого памятника. Автор памятника не известен, и что он хотел донести этой непохожестью также остается загадкой. Очевидно, автор хотел передать типаж коммуниста с большой буквы, обобщенный образ героя переломной эпохи.


Дом А. Ижукина, мемориальная доска

Алексей Иванович Ижукин -  один из активных организаторов партизанского движения на Брянщине. Родился 13 марта 1913 года в деревне Сытенки Навлинского района.  В июле-сентябре 1941 года прошел обучение подрывному делу в Брянске, а с декабря сражался в партизанском отряде «Народный мститель». 4 февраля 1942 года Ижукин лично взорвал два моста на участке Брянск-Киев. В конце марта 1942-го  в районе станции «Полужье» заминировал железную дорогу и пустил  под откос поезд из сорока семи вагонов:  двести четыре гитлеровца было убито, четыреста - ранено.

Партизан-подрывник  организовывал и участвовал в операциях «Рельсовая война» в  партизанской бригаде «Смерть немецким оккупантам». К лету 1942 года вместе с партизанами он пустил под откос одиннадцать вражеских эшелонов, взорвал четыре моста и два склада с боеприпасами. Это он изобрел мину, которая называлась «Неизвлекаемая нахальная». 

1 сентября 1942 года  Алексею Ижукину присвоили  звание Героя Советского Союза,   наградили орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Умер Алексей Иванович  19 декабря 1992 года. Похоронен в Брянске. Именем Героя назвали улицу в  Навле.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо за внимание.

Литература:



  1. Я. Д. Соколов Отчизны здесь мое начало 1996

  2. http://www.puteshestvie32.ru/ Путешествие по Брянску. История Фокинского района, памятники Брянска

  3. www/ Wikipedia.org статьи: Валентина Сафронова, Игорь Кустов, Владимир Рябок

  4. http://www.warheroes.ru Герои страны. Статьи: Леонов И. А., Ижукин А. И.

  5. Р.В. Русанов и Я.Д. Соколов "Памятники земли Брянской", 1985 год. 



страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Методическая разработка пешеходной экскурсии по Фокинскому району «Отчизны здесь моей начало» рассчитана на обучающихся 11-15 лет
206.9kb. 1 стр.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природные ресурсы Карелии. Проблемы Карелии»
442.93kb. 3 стр.

Методическая разработка «Дыхание земли родимой»
187.03kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017