kabobo.ru Маршрут тревоги нашей
страница 1

Парламентская газета «Южный федеральный округ»

№7(2491) от 11 февраля 2011г., стр.26




МАРШРУТ ТРЕВОГИ НАШЕЙ
Появится ли на юге России стройка, сравнимая по своим масштабам со строительством таких каналов, как Суэцкий или Панамский? Речь идет о проекте канала «Евразия» – между Каспийским и Азовским морями, по самому короткому пути. Что может принести масштабная стройка нашему региону? Выдержит ли его экология, не обмелеют ли реки, не пострадает ли природный комплекс? Разговор обо всем этом шел 9 февраля на заседании аграрного комитета Донского парламента.

Проект, о котором говорят с 2005 года, возник не на пустом месте. Построенный в 1950-е годы Волго-Донской судоходный канал устарел и близок к пределу своей пропускной способности (14,8 млн. тонн). Нужно предпринимать какие-то меры, чтобы воднотранспортное соединение Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов соответствовало запросам экономики. Основных вариантов решения два. Первый – это реконструкция «Волго-Дона», а по сути – строительство его второй «нитки». Более кардинальный вариант – «Евразия», который может пройти южнее, по Кумо-Манычской впадине. Длина канала около 700 км – почти на 400 км короче трассы Волго-Дона. Ориентировочная стоимость объекта – 15 млрд. евро.

Что сулит «Евразия»?

По мнению сторонников проекта, более короткий путь из Каспия в Азов принесет огромную экономию судовладельцам. По нему ходили бы крупные суда, для которых Волго-Дон мелок. Это важно с учетом интенсификации экономического развития Юга России, развития здесь нефтедобычи. Уже к 2020 году отсюда потребуется вывозить до 15 млн. тонн грузов – в основном, прикаспийскую нефть. Свои планы на канал есть в Казахстане, Азербайджане и Туркмении. Канал позволил бы нарастить поставки нефтепродуктов в Западную Европу в разы. Интерес к «Евразии» проявляет Китай. Пока что ему приходится отправлять свои товары в Европу окружным путем, огибая с юга весь материк. «Евразия» помогла бы Поднебесной резко снизить транспортные издержки. Кстати, Китай проявил готовность проложить к границам с Казахстаном и дальше к Каспию новую железную дорогу. Впору назвать его новым «Великим шелковым путем».

Сторонники «Евразии» прогнозируют: новый объект приведет к созданию на юге России многие тысячи рабочих мест, улучшит водообеспеченность засушливых степей, расширит имеющуюся социальную инфраструктуру. Бюджет российский существенно пополнится за счет платы за водный транзит.

Природа трещит по швам

Позиция комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области по обоим проектам отрицательная, и особенно – по «Евразии». Информацию на сей счет депутатам представила О.В. Грымова – начальник Управления природных ресурсов облкомприроды. Она заявила: «Представляется маловероятной возможность привлечения требуемых объемов воды для каналов без пагубных и необратимых последствий для природных комплексов региона». Было предложено рассмотреть альтернативный вариант доставки нефтепродуктов с Каспия – по трубопроводу, что существенно снизит экологические риски.

В самом деле: забор воды для питания канала предполагается осуществлять из Дона, Кубани и Терека, и сейчас далеко не полноводных. Под угрозой может оказаться водоснабжение городов и сел, объектов экономики. В то же время, тысячи квадратных километров окажутся затопленными и подтопленными. Под ударом окажутся многочисленные особо охраняемые природные территории и районы дикой природы: водно-болотное угодье международного значения «Веселовское водохранилище», государственные заповедники «Ростовский» и «Черные земли», Чограйский заказник и др. Необратимо разрушатся миграционные пути сайгаков – единственного вида антилоп, сохранившегося в Европе. Исчезнет зона обитания и отдыха перелетных птиц.

Решать будут политики, но не только…

П роект «Евразии» неустанно поддерживает Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. В июне 2007 года на XI Петербургском международном экономическом форуме он заявил: «Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию». Тогдашний Президент России В.В. Путин инициативу коллеги в целом поддержал, однако и вариант «Волго-Дона -2» не отверг. Было решено сравнить эти проекты по самым разным аспектам. Эту задачу в 2009 году поручили ОАО «Институт Гидропроект», который в свое время проектировал каналы Волга-Москва и Волго-Дон. Работа в конце 2010 года была завершена. Подготовлены соответствующие предложения руководству России и Казахстана. Думается, решение не за горами.

Скорее всего, окончательное слово по судьбе каналов – за политиками. Однако из этого не следует, что всем остальным нужно по этому поводу помалкивать. Голос регионов, общественности должен звучать. Большая часть претензий по проектам – за их экологические риски. При любом повороте событий они должны быть минимизированы.

К экологам начинают прислушиваться

Как сообщила депутатам и.о. руководителя Донского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов Н.Я. Березовская, на днях она побывала в Москве, где участвовала в рассмотрении новых вариантов трассировки канала «Евразия». По ее словам, «все замечания природоохранных структур в ходе проектирования учитываются». В частности, базовый вариант «Евразии» – по Манычской системе озер и водохранилищ с выходом на Дон – отложен из-за экологических рисков. Вместо этого просчитывается другая трасса, которая, если брать Ростовскую область, пройдет намного южнее. Это действительно новый водный маршрут, изолированный от естественных водоемов, которые решено не трогать. Новая трасса минует Дон, крупные города и войдёт в Азовское море близ поселка Кагальник Азовского района. Вода для канала поступает из Волги. Хотя и волжской, скорее всего, не хватит. «Даже теоретически водообеспечение этих двух каналов невозможно ни за счёт Дона, ни за счёт Волги. Количества воды уже сегодня недостаточно, и уровень её продолжает падать» – заявила Н.Я. Березовская.

Итоги обсуждения подвел председатель аграрного комитета, заместитель Председателя ЗС Н.Ф. Беляев. Он заявил: к данным проектам нужно подходить взвешенно. Необходимо задуматься, прежде всего, об интересах регионов, территорию которых пересекают планируемые объекты. Скоро Николай Беляев вылетит в столицу, чтобы обсудить данную проблему в Государственной Думе, в ее Комитете по природным ресурсам. По его словам, к этой теме придется депутатам возвращать еще не один раз.


Геннадий Белоцерковский


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Маршрут тревоги нашей
41.22kb. 1 стр.

Лет до нашей эры (палеолит, мезолит, неолит), медный век 1800 лет до нашей эры, бронзовый век 700 лет до нашей эры, железный век наша эра, ХХ век, век бумаги и пластмасс
691.67kb. 3 стр.

Дни Маршрут 1 день
58.33kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017