kabobo.ru Лекции по курсу «Экономика предприятия», описывающие вопросы функционирования
страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

Китаева Л. И.



ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Конспект лекций

для студентов специальности 1-54 01 01-04

«Метрология, стандартизация и сертификация (лёгкая промышленность)»

Витебск

2011


УДК 658 (07)

ББК 338.45:68 (075)

К 45

Рецензенты:

Тарасевич С.Б., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и истории УО «Витебская государственная академия ветеринарной медицины»

Кахро А.А., к.э.н., доцент кафедры экономики УО «ВГТУ»
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 6 от 14 октября 2010 г.

К 45 Китаёва, Л. И. Экономика предприятия : конспект лекций / Л. И. Китаёва. – Витебск : УО «ВГТУ», 2011. − 86 с.


ISBN 978-985-481-231-1
В издании в краткой форме изложены лекции по курсу «Экономика предприятия», описывающие вопросы функционирования экономики отрасли и организаций отрасли по поводу повышения эффективности использования ресурсов.

Последовательность изложения и содержание лекционных тем соответствуют базовой программе по дисциплине «Экономика предприятия».

Конспект лекций предназначен для студентов специальности 1-54 01 01-04 «Метрология, стандартизация и сертификация (лёгкая промышленность)» всех форм обучения с целью формирования экономических знаний и навыков принятия экономических решений.
УДК 658 (07)

ББК 338.45:68 (075)
ISBN 978-985-481-231-1
© Китаёва Л.И., 2011 © УО «ВГТУ», 2011

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Экономика предприятия»

5

Тема 2. Формирование промышленности и её отраслевая структура

8

Тема 3. Размещение промышленного производства

13

Тема 4. Формы общественной организации производства

16

Тема 5. Организация как субъект хозяйствования в рыночной экономике

21

Тема 6. Организационно-правовые формы предприятий (организаций)

24

Тема 7. Основные средства промышленных организаций

39

Тема 8. Оборотные средства промышленных организаций

47

Тема 9. Трудовые ресурсы промышленных организаций

53

Тема 10. Производительность труда

58

Тема 11. Оплата труда в организациях

60

Тема 12. Себестоимость промышленной продукции

65

Тема 13. Доход, прибыль и рентабельность

70

Тема 14. Инновации и инновационная деятельность

74

Тема 15. Инвестиции и инвестиционная деятельность

78

Литература

84

ВВЕДЕНИЕ
«Экономика предприятия» – образовательная и научная дисциплина, в которой излагаются методы и закономерности экономической деятельности лёгкой промышленности и организаций, входящих в её состав.

Как образовательная дисциплина «Экономика предприятия» освещает вопросы о законах и правилах ведения эффективной экономической деятельности. Она включает широкий спектр рассматриваемых экономических проблем функционирования отрасли и организаций, нацеливает на познание методов и приёмов рационального использования ресурсов с целью достижения отрасли и её организаций коммерческих и иных целей.

Экономика отрасли, как система жизнеобеспечения населения предметами потребления, призвана способствовать повышению уровня и качества жизни людей посредством создания материальных благ. Для того чтобы способствовать рациональному использованию ресурсов отрасли, обеспечивать повышение их отдачи (эффективности), грамотно и компетентно принимать управленческие решения, необходимо овладеть комплексом экономических знаний.

Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной иерархии имеет чрезвычайную важность, поскольку правильное решение специалиста в своей профессиональной работе должно быть увязано с другими сторонами деятельности организации.

Конспект лекций по «Экономике предприятия» позволит получить чёткое системное представление о месте и роли лёгкой промышленности (и её организаций) в национальной экономике, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и субъектов предпринимательской деятельности, направлениях повышения эффективности использования ресурсов.

Главной задачей конспекта лекций является формирование у студентов экономического мышления и поведения на основе выработки представлений о логике и эффективности экономических процессов, принятия оптимальных управленческих решений.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ»
Термин «экономика» возник более двух тысяч лет назад. Древнегреческий философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал первый трактат об экономике. Два греческих слова «эйкос» (домашнее хозяйство) и «номос» (закон) были объединены в одно слово «экономикос», которое затем видоизменилось и стало звучать как «экономика».

Таким образом, элементы эконо­мики как науки появились еще в древнем мире. И уже древние греки понимали, что вести хозяйство нужно упорядоченно, соблюдая законы, следуя определенным правилам.

Развитие экономической мысли, обобщение хозяйственной практики на протяжении веков сформировали и оформили экономическую науку как часть общечеловеческих знаний о способах и средствах производства, распределения, обмена и потребления средств существования людей. Экономика – это наука, которая позволяет формировать у человека знания, навыки, умения эффективно вести дело, достигать наиболее полного и рационального использования ограниченных ресурсов в процессе производства товаров, оказания услуг, выполнения работ и получать доход в виде прибыли, ренты, дивидендов, заработной платы и т.п.

Представители западных экономических школ, интерпретируя понятие «экономика» определяют круг ее основных проблем:

- что производить?

- как производить?

- для кого производить?

Из этого следует, что заниматься экономикой – значит принимать грамотные и обоснованные решения, ориентированные на успех предпринимательской деятельности любого субъекта (государства, фирмы, домашнего хозяйства).

П. Самуэльсон определяет экономику как науку об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства различных экономических благ и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономика учит, что в процессе производства экономически обоснованные реше­ния следует выбирать из ряда альтернативных вариантов, пре­жде всего, с учетом: а) эффективности использования в произ­водстве ограниченных ресурсов; б) удовлетворения запросов потребителей; в) получения предприятием максимальной при­были.

Экономические бизнес-процессы в настоящее время реализуются в существующих и работающих организациях (предприятиях). Экономику организации (предприятия) можно представить как учение о предпринимательской (экономической) жизни организации (предприятия).

Экономика любого субъекта есть система (рис. 1). Система, как философская категория, означает совокупность элементов, составляющих целое. Эти элементы находятся между собой в тесном взаимодействии, оказывают определенное влияние друг на друга.



страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5
скачать файл

Смотрите также:
Лекции по курсу «Экономика предприятия», описывающие вопросы функционирования экономики отрасли и организаций отрасли по поводу повышения эффективности использования ресурсов
1398.81kb. 5 стр.

Сборник №20 актуальные вопросы защиты
734.25kb. 4 стр.

Учитывая социальную значимость вопросов поддержки библиотечной отрасли, комитетом по культуре Ленинградской области реализуется комплекс мер направленных на сохранение и развитие библиотечного дела в регионе
24.82kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017