kabobo.ru Константин Мачавариани
страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6

Константин Мачавариани

Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу.
С историко-этнографическим очерком Абхазии


Издательница Н. Д. Гогиджанова

Сухум, 1913 г.


 




Предисловие автора

Богатейшiя климатическiя и почвенныя условiя г. Сухума, его окрестностей и целаго сухумскаго округа, въ составъ котораго входить вся территорiя Абхазiи, красноречиво константируются богатствомъ и разн6образiемъ представителей флоры субтропическихъ странъ, нашедшихъ здесь свое новое отечество. Сельско-хозяйственныя и промышленныя растенiя, увеличивая съ каждымъ годомъ приростъ населенiя, миогимъ предпринимателямъ въ этой области даютъ рубли на затраченные гроши. Богатейшiя минеральныя руды съ целебными минеральными источниками съ нетерпенiемь ждутъ людей ума, знанiя, опыта и капитала. Прекрасный, теплый и мягкiй климатъ, привлекая массу больныхъ, въ особенности слабогрудныхъ, даетъ Сухуму первенствующее место среди климатическихъ станцiй, нарождающихся по всему Черноморскому побережью. Словомъ, о значенiи обширнаго сухумскаго округа съ его сердцемъ—Сухумомъ и той роли, которую этотъ районъ долженъ играть въ будущемъ, можно было бы написать не одинъ десятокъ листовъ бумаги, но эту работу мы предоставляемъ другимъ, более компетентнымъ лицамъ, a ce6е отводимъ исполненiе другой, более скромной роли, именно-составленiе такого краткаго „ОПИСАТЕЛЬНАГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ", въ которомъ въ данный моментъ ощущается сильная потребность. Правда, некоторые путеводители по Кавказу даютъ не мало интересныхъ сведенiй о Сухуме и объ его окрестностяхъ, но многимъ читателямъ не безъинтересно иметь более подробныя сведънiя не только о Сухуме и объ его округе, но и объ ихъ прошломъ въ историко-этнографическомъ отношенiи. Наша цель — сгруппировать въ одно целое многiя иcтopичecкiя данныя о Сухуме и Абхазiи, разбросанный въ разныхъ сочиненiяхъ отчественныхъ и иностранныхъ писателей съ прибавленiемъ къ нимъ и своихъ собственныхъ многолетнихъ наблюденй надъ прошлымъ и настоящимъ этого края и этимъ дать возможность каждому составить себе более или менее ясное и определенное о нихъ понятiе. Конечно, въ подобныхъ работах пропуски и ошибки неизбежны, ни всякое указанiе на нихъ и всякiя поправки будутъ нами приняты съ глубокой и искренней благодарностью.




К Р А Т К I Й
историко-этнографическiй очеркъ
ГОРОДА СУХУМА И АБХА3iИ
(въ хронологическомъ порядке)


Часть I

Ни одинъ изъ Кавказскихъ городовъ не подвергался такимъ превратностямъ судьбы и не менялъ такъ часто свои названiя, какъ столица Абхазiи—гор. Сухумъ. Не разъ онъ исчезалъ съ лица земли, но после каждаго разоренiя какъ фениксъ, опять возрождался и на этомъ самомъ месте снова возникалъ новый городъ, привлекая къ себъ новыхъ поселенцевъ. Выгодное географическое положение Сухума съ его обширной и спокойной бухтой, такъ и всей территорiи Абхазiи, въ связи съ богатейшими естественными произведенiями этого действительно прекраснаго и очаровательнаго, даже сказочнаго уголка съ самыхъ древнейшихъ временъ привлекало сюда многочисленныхъ торговыхъ людей и разнаго рода колонистовъ. Греки, римляне, арабы, генуэзцы и венецiанцы имели тутъ разновременно свои цвътущiя колонiи, а во главе всехъ колонiальпыхъ городовъ стояла „Великая Дiоскурiя"—нынешшй г. Сухумъ.

Не будь искусственнаго загражденiя Сухумской бухты устройствомъ Михайловской набережной, море само продолжало бы работать на ея расширенiе и углубленiе, двигая ее впередъ, въ глубь материка, по направленiю къ Трапецiи, гдъ теперь стоитъ городская больница имени профессора Остроумова. О такой работе утверждаютъ и Сухумсюе старожилы, которые помнятъ существованiе разныхъ построекъ на томъ самомъ месте, где теперь пароходы бросаютъ свои якоря. Въ тихую и ясную погоду, когда море отличается своей прозрачностью, можно и теперь видеть по линiи набережной остатки древнихъ построекъ, уже покрытыхъ моремъ, начиная отъ Сухумской старой крепости до р. Келасуры, почти на 5 верстъ. По всей линiи этой набережной до ея возведенiя, Сухумцы находили во время продолжительнаго морскаго волненiи массу золотыхъ, серебрянныхъ и медныхъ монетъ. Многiя изъ этихъ монетъ перешли въ руки иностранцевъ. Больше посчастливилось проживавшему въ Сухуме сербско-поданному Жевковичу, прiобревшему за ничтожную цену у турокъ-рыболововъ до 130 такихъ монетъ. Во время сильнаго прибоя эти турки занимались собиранiем такихъ драгоценныхъ редкостей. Кто-то нашелъ даже глиняный кувшинъ, наполненный разнаго рода древними монетами. Была найдена и золотая дiадема, но неизвъстно, у кого и где лежать эти свидетели старины. Намъ приходило видеть несколько редкихъ золотыхъ монетъ и у Сухумскаго жителя покойнаго С. Н. Метакса. На этихъ монетахъ и на монетахъ, собранныхъ Жевковичемъ, прекрасно сохранились надписи и изображенiя Антонiя, Юлiя Цезаря, Александра Македонскаго, Константина и Елены, св. Георгiя, св. Николая и др. Кроме того, на монетахъ были изображены по одной голове съ туловищами птицъ, животныхъ и насекомыхъ.

Подрядчикъ по постройке въ Сухумъ баталлiонной казармы, некто Сапаровъ, представилъ археологу Никитину, приезжавшему въ Сухумъ вместе съ предсндательницей Императорскаго Московскаго археологическаго общества графиней Уваровой, найденное имъ при прорытiи фундамента изображенiе человека съ растопыренными руками и ногами.

Мы уверены, что ценныя золотыя монеты седой старины, найденные въ Сухуме, сохранились до сихъ поръ и у наследниковъ названнаго нами Метакса и у Сухумскаго жителя 3. Туркiя.

Изъ вышеизложеннаго можно вывести то заключенiе, что Дюскурiя стояла именно на томъ самомъ месте, где теперь Сухумъ. Быть можетъ, подъ нынъшними Сухумскими постройками лежитъ не мало драгоценностей, принадлежащихъ къ древнимъ культурнымъ народамъ, но набережная и эти постройки больше не дадутъ возможности археологамъ производить дальнейщiя изысканiя.

Во время владычества древнихъ историческихъ народовъ до покоренiя турками Восточнаго берега Чернаго моря (1578 г.), Сухумъ носилъ разновременно следующiя названiя:

ДЮСКУРIЯ, 2) СЕВАСТЪ, З) СЕВАСТОПОЛЬ, 4) САТИРОПОЛИСЪ, и 5) ЦХУМЪ.

Именно эти названiя и приводятся многими классическими писателями и новейшими изследователями Черноморскаго побережья.

Къ такимъ писателями и изслъдователямъ принадлежать:

Геродотъ, Страбонъ, Аррiанъ, Плинiй, Клавдiй Птоломей, Прокопъ—секретарь Велизарiя, Степанъ Византiйсшй, Никаноръ Александрiйскiй, Константин Пирыиродроный, Нейманъ, Нефшительскiй прсфессоръ Дюбуа-де Монперье, профессоръ Новороссiйскаго университета Брумъ. И. Шопенъ, баронъ Торнау, В. Чернявскiй и др.

Названiе Сухума взято изъ турецкаго лексикона: «Су» —значить вода, а «Хумь» - песокъ. Абхазцы же называютъ Сухумъ „Aкуа". Надо полагать, это слово взято изъ Латинскаго слова „Аква"—вода. Если бы наши администраторы, а въ особенности межевые чиновники сохраняли первоначальныя названiя городовъ, селъ рекъ, горъ и ущелiй и не коверкали бы ихъ на свой ладъ, то, безъ сомненiия, лингвисты нашли бы много—много интереснаго въ такихъ названiяхъ. Такiя коверканiя затемъ переходятъ и на составляемыя карты, а потому очень трудно разбираться въ нихъ.

Названiе ,,Дiоскурiя", въ переводе ,,Божiи источники", было дано Сухуму греками въ честь боговъ Дюскуровъ, покровителей всехъ мореплавателей. Относитель же Дюскуровъ легенда- гласить следующее: Юпитеръ, превратясь въ лебедя, посетилъ Леду, супругу царя Тиндаря, вслъдствiе этого посещенiя царица родила яйцо изъ котораго вышли близнеецы—Касторъ и Поллуксъ. Оба они были благодетельные генiи, которые призывались на помощь въ минуты смертельной опасности въ авю, преимущественно во время бури на море. Въ походе Аргонавтовъ (въ 1350 г. до Р. ХР.) во главе греческаго героя Язона, Дюскуры сами были въ числе ихъ и, какъ простые, делали ихъ труды и опасности.

Первая греческая колонiя, основанная на берегу Чернаго моря и производящая великiе торговые обороты на Кавказскомъ перешейке, была названа Дiоскурiей". Затемъ, после разрушенiя цветущаго города Милета персидскимъ царемъ Дарiемъ Гистаспомъ (въ 500 г. до Р. ХР.), Милезiйцы основали на этомъ берегу свои колонiи. Эти колонiи были въ Гаграхъ; Пицунде, Лыхнахъ Анаклiи (Нов. Афонъ) и Дiоснурiи.

Bместе съ темь существовало общераспространенное мненiе, что уже за долго до прибьгтiя Милезiйцевъ на этомъ месте Дюскурiйцы составляли туземное населенiе. Такъ или иначе, но Сухумъ можетъ гордиться своей древностью, судя по экспедицiи Аргонавтовъ, связанной съ именемъ Дюскуровъ.

На томъ же берегу чернаго моря, кой впоследствiи былъ занять генуэзцами и венецiанцами, а затемь разными черкесскими племенами, были и другiя греческiя колонiи, основанныя ,,Ахейцами-фитiотами" и ,,Ахейцами-Орхонтами". Орхонты поместились здесь после перваго Троянскаго прохода. Выше изложенное подтверждается Страбономъ, Дiоносiемъ Перiегетскимъ и безъименнымъ авторомъ. Это именно Ахейцы и основали города Питiи, или Питiусъ, нынешняя Пицунда; где теперь Пицундсюй монастырь.

Баронъ Усларъ, не отрицая существованiя древней Доiскурiи, говорить, что она лежала не тамъ, где теперь г. Сухумъ, а тамъ, гдъ мысъ Искурiя, въ 20 вер. отъ Сухума. Но Страбонъ, современникъ Августа и Тиверiя, живший между 66 г. до Р. ХР. и 24 г. после Р. ХР., вотъ что говорить: ....... потомъ следуютъ берега Генiоховъ, затемъ большой Питiусъ, на протяженiи 360 стадiи до самой Дюскурiи". Такъ какъ въ одной стадiи 85 саж., то протяженiе отъ Питiуса до Дюскурiи было 65,5 вер., каковое протяженiе совершенно верно согласуется съ существующимъ нынъ разстоянiемъ между Пицундой (Питiусъ) и Сухумомъ (Дiоскурiя). Мнение Страбона подтверждаютъ: Аррiанъ, Плинiй, Нейманъ, Дюбуа-де Монперье, профессоръ Брунъ и др.

Въ одномъ месте тотъ же баронъ Усларъ Дюскурiи отводитъ мъсто на дельтахъ реки Кодера, или у небольшаго залива мысса названной выше Искурiи. При кратковременномъ своемъ пребыванiи въ Сухуме Усларъ не могъ такъ близко ознакомиться съ условiями абхазскихъ рекъ и разно-образныхъ заливовъ у Черноморскаго побережья, чтобы такъ авторитетно решать вопросъ о няхожденiи Дiоскурiи на томъ или другомъ месте. Нндо видъть эти реки во очiю, начиная съ верховьевъ вплоть до самыхъ устьевъ, и тогда легко убъдиться, почему бешенныя абхазскiя реки такъ часто меняютъ свое русло, свои рукава. Река Кодоръ принадлежитъ къ чисто горнымъ рекамъ и для нея не существуетъ никакихъ преградъ: она то и дело мъняетъ свое русло, свои рукава.

Пространство между рукавами при впаденiи ея въ море на столько мало, что древняя многолюдная Дюскурiя ни въ какомъ случае не могла находиться въ дельтахъ этой реки. Наконецъ, не только для большихъ, но и для неболъшихъ парусныхъ судовъ устье реки Кодера редко бываетъ доступно. При полноводiи, что очень часто случается, эта река несетъ съ горъ съ шумомъ и ревомъ такiя бревна, даже целыя деревья съ корнями, которыя въ одинъ мигъ могутъ разнести всякое судно въ щепки.

Около Драндскаго монастыря (въ 17 вер. отъ Сухума) теперь протекаетъ Малый Кодоръ, а дальше—большой Кодоръ; но абхазцы утверждаютъ, что Малый Кодоръ прежде служилъ русломъ Большого Кодера, который потомъ нашелъ себъ другое русло. Следовательно, по всему бассейну реки Кодера не было такого места, где Дюскурiя могла считать себя безопасной и где на ея рынке могло собираться до 300 разныхъ племенъ и народовъ, на которыхъ указываютъ многие классическiе писатели.

Быть можетъ, на томъ самомъ мъстъ, гдъ теперь мысъ ,,Скурча" съ заливомъ его имени (по Услару-Скурiя, Искурiя) былъ городъ, но дело въ томъ, что въ настоящее время два разныя места носятъ названiе „Скурча": одно изъ нихъ находится на лъвомъ берегу реки Кодера, а другое — на правомъ. Неболыше заливчики того или другого места не могли вместить въ себе ни флотилiи Митридата, Понтiйскаго царя, которому подчинялись Дiоскурiйцы, ни флотилiи Римскаго полководца Помпея, который въ 64 г. до Р. ХР., при преследованiи этого неугомоннаго царя, зимовалъ въ Дiоскурiи. Наконецъ, на карте Адрiана все суда обозначены на томъ именно самомъ местъ, гдъ теперь Сухумъ.

У береговъ Дюскурйской бухты, начиная отъ настоящаго Сухумскаго маяка и кончая Кодорскимъ мысомъ, на нротяженiи 25 верстъ, могли быть предместья Дiоскурiй или обширныя постройки для склада товаровъ, но около „Скурча", или на дельтахъ Кодера никакъ не могъ стоять такой обширный городъ, какъ Дюскурiя. Правда, остатки отъ какихъ-то построекъ, въ роде глиняныхъ черепковъ, попадаются и теперь тамъ, где "Скурча", но повторяемъ, пальма первенства все-таки остается за Сухумомъ.

Для древиихъ торговыхъ народовъ удобнее было стоять со своими судами въ прекрасной Сухумской бухте, чъмъ болтаться и подвергать себя опасности у устья реки Кодера или у небольшого заливчика „Скурча". Против Кодера и теперь больше пароходы подвергаются качке, а въ те времена едва ли могли стоять тамъ на якоръ мелкiя суда, въ особенности на продолжительное время. О широкой торговой деятельности Дюскурiи свидътельствуютъ всъ писатели старыхъ и новыхъ временъ, и нетъ основанiя думать, чтобы этотъ знаменитый городъ не служилъ бы складочнымъ местомъ для Индiйскихъ товаровъ и Кавказскихъ произведенiй. Усларъ отрицаетъ возможность завозить товары въ отдаленную Дiоскурио и въ подтвержденiе этого указываетъ на то, что товары должны были идти или степьями—въ прибосфорснiе города—или черезъ Закавказье—Курой и Фазисомъ (нынъшшй Рiонъ); но для грековъ и римлянъ гораздо удобнее было после Куры и Фазиса держаться береговъ Чернаго моря и заходить въ свои колонiи, чъмъ путешествовать по степьямъ или по трущобамъ и подвергать себя всякимъ случайностямъ.

Известно, что могущество грековъ и римлянъ более отражалось на береговыхъ племенахъ и народахъ, чемъ на обитателяхъ, гнездившихся въ недоступныхъ горныхъ ущельяхъ. Следовательно, парусныя судна изъ реки Фазиса, впадающей въ Черное море, могли сначала заходить въ две греческiя колонiи: "Гераклею" и "Гуэносъ", изъ которыхъ одна находилась около устья реки Ингура, где теперь местечко Анаклiя, а другая—у устья реки Меркула, въ 4 хъ верстахъ отъ м. Очемчиры—и затемъ двинуться въ Дiоскурiю, а оттуда въ прибосфорскiе края.

Чтобы легче орiэнтироваться читателямъ въ названiяхъ местностей, племенъ и народовъ, мы укажемъ на те мъста, кои занимали предварительно греки и римляне, затемъ генуэзцы и венецiанцы и, наконецъ, туземныя племена, начиная съ седой старины по настоящее время.

 

ГАГРЫ. Гагрипшскiй районъ былъ известенъ съ VI въка до Р. ХР. и древнее гагринское укръпленiе съ его заливомъ разновременно носило слъдующiя названiя: Триглитъ, Нитика, Баладахъ—высокая гора, Дербенте—ворота, ущелье, Контози—гавань. Последнее названiе употребляетъ Досифей —iерусалимскiй патрiархъ, путешествовавши по христiанскому Закавказью въ 1659, 1660 и 1670 годахъ.



ПИТIИ. Ахейцы, о которомъ мы выше сказали, хотя и занимали береговое пространство — отъ г. Новороссийска до р. Шапсуги, но они одно время жили у Пицундскато за лива и владели построеннымъ имъ колонiальнымъ городомъ „Питiи", разновременно носившимъ еще следуюпия названiя: Питiусъ, Пиптiунтъ, мысъ Св. Софiи, Бичвинта (последнее название грузинское, что значить—сосновая роща''1, Пицунда и ,,Лидзаа-ныхъ"—последнее названiе абхазское, что значить—Лидзавскiй образъ. Недалеко отъ Пицунды лежитъ абхазское село-Лидзаа.

Л Ы Х Н Ы. (бывшая колонiя Милезiйцевъ за VI в. до Р. ХР.)—носили следующiя названiя: Зуфу, Зупу, Соукъ-су (холодная вода), Лыхъ-ныхъ—последнее слово абхазское и значить Лыхненскiй образъ.

Н И К О П О Л Ь.—нынъшнiй Новый-Афонъ—разновремен но носилъ слъдующiя названiя: Ахейзосъ, Анакопия, Никопiя, Никофiя, Никопсисъ, Абсара. Этотъ колонiальный городъ лежалъ тамъ, где было абхазское селенiе Псырцха—при реке Псырцхъ.

БУКСОВАЯ бухта или пальмовая гавань—находи лась тамъ, где теперь м. Гудауты.

Ч А М Ч И Р Ъ—тоже пальмовая гавань—находилась тамъ, гдъ теперь м. Очемчиры.

Г У Э Н О С Ъ—при устье реки Моркула, въ 4-хъ вер-стахъ отъ м. Очемчиры.

ПОНТIЙСКАЯ ГЕРАКЛЕЯ, или Ахеронскiй мысъ съ Ахеронской пещерой, откуда Геркулесъ извлекъ цербера—3-хъ головото пса. Гераклея находилась при устье реки Ингура, где теперь м. Анаклiя.

Вст эти колонiи находились на берегу моря, а были и такiя, которыя лежали въ глуби материка, какъ напр. городъ Команы и Илоры. Первый—въ 12 верст, отъ Сухума, а второй —въ 4-хъ вер. отъ м. Очемчиры.

Во всехъ выше перечисленныхъ местахъ были вольные города, которые управлялись собственными властями до техъ поръ, пока они не подпали предварительно подъ властью Понтiйскаго царя Митридата, за 100 летъ до Р. ХР., говорившаго на 20 языкахъ подчиненныхъ ему племенъ и народовъ, а потомъ подъ власть римлянъ. Последнiе, завоевавъ царство Митридата, держали по Черноморскому побережью сильные гарнизоны, въ особенности въ Дiоскурiи. Въ Келасурахь же, въ 4-хъ вер. отъ Сухума, стоялъ целый римскiй когиртъ. Съ Императора Юстинiана Великаго опять выступаютъ греки на историческую арену и Абхазiя снова попадаетъ подъ ихь влiянiе; затемъ выступаютъ попеременно арабы, персы, грузины, турки и, наконецъ, русскiе занимаютъ Сухумъ и Абхазiю.

Ко всемъ этимъ завоевателямъ мы не относимъ генуэзцевъ и венецiанцевъ, такъ какъ у нихъ не было завоевательнаго стремленiя на Черноморскомъ побережье. Ихъ больше занимали разнаго рода торговыя предпрiятiя, и потому они заводили въ разныхъ мъстахъ этого побережья своп факторiи.

Классическiе писатели, начиная съ Геродота, чаще все го указываютъ на многочисленное племя "Генiоховъ" или "Инiоховъ", которые, въ, свою очередь распадались на следующiя мелкiя племена жившiя между р. Сочи и Кодоромъ:

Абасии (абхазцы), саниги, караксы, апсилы и др. Хотя Страбонъ и считаетъ Генiоховъ потомками Лаконцевъ изъ Язонова отряда, заселившаго Колхиду, но трудно сказать, были Генiохи чисто греческаго происхожденiя или они принадлежа ли къ туземнымъ племенамъ. Быть можетъ, смешение грековъ съ туземцами образовали этихъ генiоховъ. Колхи могли жить въ Абхазiи, но настоящее Колхидское царство находилось тамъ, где теперь Мингрелiя.

Инiохи или Генiохи, какъ и прочiе прибрежные жители-Ахеи, Зиги (Зихи), занимались морскимъ разбоемъ; на небольшихъ узкихъ и легкихъ кадьяхъ, вмещавшихъ отъ 25 до 30 человъкъ, Генiохи выходили въ открытое море, нападали на грузовыя суда, на прибрежныя селенiя и даже города,—словомъ господствовпли на Кавказскимъ побережье; особенно страдали отъ ихъ нападенiй жители южныхъ областей, ибо римскiее военачальники не спешили отправляться за ними въ погоню; напротивъ, жители областей, лежавшихъ къ северу отъ Генiоховъ, оказывали имъ покровительство, такъ какъ сбывали имъ добычи; напр., владетели Босфора Киммерiйскаго (Керченскiй проливъ и прилегающая къ нему земли) предоставляли имъ стоянки, продажу добычи, покупку провiанта. Вернувшись изъ морского набега къ роднымъ берегамъ, Генiохи взваливали на плечи свои „камары" (такъ греки называли ихъ ладьи) и уносили ихъ въ леса, где зани мались земледелiемъ, пока не наступалъ перiодъ набеговъ.

Митридату, царю Понтiйскому, не разъ приходилось проходить по землъе Генiоховъ: въ первый разъ онъ благо получно проехалъ здесь около 120 г. до Р. ХР., но далее, въ странъ Зиховъ, онъ встрътилъ большiя трудности вследствiе отсутствiя дорогъ въ горной местности, и принужденъ былъ пробираться непосредственно по морскому берегу, очень часто переходя на корабль, и только въ стране Ахеянъ онъ вновь встретилъ удобную дорогу. Спустя 7 летъ, Митридатъ вновь побывалъ въ стране Генiоховъ, ибо въ 113 г. мы уже находимъ его въ столице. Утвердившись на престоле, онъ предпринялъ завоеванiе Колхиды и Тавриды. Въ Триглите, позднее въ Нитике (Гагры), Митридатъ долженъ былъ воз двигнуть укръпленiе, ибо этотъ предпрiимчивый восточный Государь, основатель Басфортскаго царства, лично изучившiй восточное побережье, долженъ былъ отчетливо сознавать, что Гагринскiй береговой проходъ, находясь посредине до роги, соединяющей северную и южную часть его владенiй долженъ былъ быть всегда въ его власти. Такъ какъ Ге нiохи были хорошими моряками, то Митридатъ рекрутировалъ ихъ. Некоторые географы называли Генiоховъ просто „камаритами" (отъ слова камары—ладьи).

Впервые имя Генюховъ встречается въ VI веке до Р. ХР. у Скилака Корiандскаго." Онъ помещаетъ ихъ между Ахеями, съ одной стороны, и Кораксами, съ другой. Аристо тель въ своей ,,политике" (8, 4, 3) пишетъ: "есть много народовъ, которые склонны убивать людей и сделать ихъ, какъ напр. ахеи, инiохи".

Въ 64 г. до Р. ХР. Митридатъ последнiй разъ посъетилъ гагринскiй проходъ, убегая на Босфоръ отъ царя Таграна, назначившаго за его головы 100 талаптовъ, и отъ римскаго полководца Помпея, двигавшегося къ Понту. Помпеи зимовалъ въ Дiоскурiи, где ему пришлось дер жать до 170 переводчиковъ для сношенiя съ различными племенами и народами, жившими въ этомъ знаменитомъ городе. А когда Фарнакъ II, сынъ Митридата, выдалъ Помпею тело отца, за что онъ получилъ Басфорское царство, кроме Фанагорiи и титулъ "друга и союзника римскаго народа",-то победоносный римскiй полководецъ не даромъ говорилъ: "меня знаютъ покоренные арабы, воинственные и дикiе Инiохи, и Колхи".

Надо полагать, что посде покоренiя и оставленiя Босфорскаго царства, а также и Понтiйскаго, Помпей распорядился снабдить и Пицунду съ Гаграми римскими гарнизонами, дабы держать въ повиновенiе соседнiя горскiя племена и отучить ихъ отъ грабежа городовъ; напр., те же Генiохи, по свидетельству Плинiя, разъ действительно ограбили Питiусъ (Пицунду). Указанное выше разноречивое показанiе классическихъ писателей коснулось и до Генюховъ. Тотъ же Плинiй помещаетъ Генюховъ въ разныхъ местахъ - то близь Трапезунда, то выше близь Фазиса (р. Рiонъ), то близь ка кого-то города, именуемаго «Цигна». Изъ всего этого видно, что Генiохи пользовались широкимъ влiянiемъ по всему Во сточному Черноморскому побережью.

Помимо перечисленныхъ выше племенъ и народовъ съ Дiоскурцами имели сношение Цибиллы или Брухи, Караксiены, Косоги, Яссы, Суаны, Аланы, Анухареты, Тиндариды, Кашаги, Колхи, Керкеты, Черные и Белые Зихи, Синды, Меотiйцы, Обезги, Хозары, Джиги и др.

О Генiохахь мы уже сказали подробно, а теперь взглянемъ на paзceленiе другихъ племенъ и народовъ.

— Цибиллы или Брухи занимали нынешнюю Цебельду. Соседами ихъ являлись Караксiаны, Яссы, Суаны, Аланы, Кашаги, Керкеты, занимал предгорья и горы Главнаго Кавказскаго хребта.

— Обезги (или Ангасы, Агуассы, Абазги Абхазцы) занимали нынъшнiй Сухумскiй округъ, часть Черноморской губернiи Севернаго Кавказа. Указанные Суаны жили въ нынъшней Сванети.

— Черные и Белые Зихи занимали все пространство Черноморскаго побережья отъ Новороссiйска отъ р. Сочи. Въ одно время все пространство отъ р. Сочи до р. Бзыбь занимали Зикхи, а также и Керкеты. Последнихъ скоро заменили Джиги.

— Объ Ахейцахъ мы тоже сказали, что они занимали то районъ Пицунды, то районъ, лежащiй между Новороссiйскомъ и Геленджикомъ.

Меотийцы занимали берегъ Азовскаго моря.

— Соседями ихъ были Синды или Синты. Анапа въ то время называлась синдиковскимъ лиманомъ.

— Эти Синды и Саниги занимали одно время и Сухумсмй округъ.

— Точно также въ этомъ округъ жили Колхи.

— Анухареты занимали районъ нынешняго села Анухва, близь Ново-Афонскаго монастыря.

У Анухаретовъ самое сильное укрепленiе называлось: "Трахея".

— Апсилiйцы занимали часть Самурзакани и Мингрелiи, въ особенности Зугдидскiй уездъ и часть Сенакскаго уезда. Но хозяевами этихъ уездовъ до самаго устья реки Фа зиса (Рiонъ) являлись Колхи.

— Хазары занимали Терскую и часть Кубанской обла сти до самой р. Волги.

— Тиндариды или Тиндары жили въ районе нынъшнего Драндскаго монастыря.

Многочисленность Цибилловъ и Кироксiеновъ удостове ряется Страбономъ и другими писателями. При Страбоне эти Караксiены имели совнтъ изъ 300 человъкъ и могли выста вить съ другими народами до 200-т воиновъ, Вероятно, воинственность ихъ заставила грековъ или римлянъ построить стену, которая начинается недалеко отъ р. Келасуры. Некоторые писатели указываютъ, что стена эта съ башнями по строена исключительно римлянами. Первое указанiе объ этой стене встречается у Птоломея, жившаго въ 211 году после Р. ХР. Степанъ Византiйскiй называетъ ее стъной Караксiеновъ. Дюбуа-де Монперьэ тоже виделъ эту стену. Слъды ея и теперь видны. Она прорезываетъ всю Абхазiю и до ходить до самой р. Ингура.

Более подробныя свъдънiя о Кохидскомъ царствъ греки узнали изъ устъ греческаго героя Язона и его соподвижниковъ, которые явились къ Колхидскому царю Аэту за золотымъ руномъ. Дочь Аэта, увлекшись Язономъ, помогла ему похитить это руно и бежала вмъсте съ нимъ въ Грецiю. А когда онъ изменилъ ей и собирался жениться на дочери Коринфскаго царя, то Медея ядовитымъ венчальнымъ платьемъ отравила свою соперницу и бежала обратно въ Колхиду.

Во времена Страбона Колхидой владелъ Палемонъ, а потомъ жена его Пифадорида, которой были подчинены Трапезундъ, фарнакiя и жившiе выше ихъ народы.

Что у абазговъ, предковъ абхазцевъ, Саниговъ и Зиховъ были собственные свои цари—объ этомъ свидътельствуетъ Аррiанъ. Вотъ его подлинные слова: „Рисмагъ былъ царемъ абазговъ, Спадагъ—царемъ Сапиговъ и Стахемфакъ —царемъ Зиховъ".

Такъ или иначе, предки абхазцевъ, подъ именемъ абазговъ, абезговъ, агуасовъ, апгасовъ, были извъстны и до Р.ХР. Во II веке после Р. ХР. впервые находимъ имя абазговъ или абасковъ выше апсиловъ, но ниже саниговъ, въ земле которыхъ стояла „Дioскурiада", называемая Севастополемъ.". Эти абазги составляли очень многочисленное племя, если они занимали не только всю нынешнюю Абхазiю, но Джигетио (отъ р. Сочи до Тагръ) и даже Кубанскую область, где ихъ называли и тогда и теперъ абазинами.

Тотъ же Аррiанъ, путешествуя по р. Абаску (нынъ р. Псоу), удостовъряетъ, что въ томъ же II веке Гагринскiй хребетъ былъ въ рукахъ абхазскаго племени.

Въ царствовате императора Децiя, вь 294 г. после Р. ХР., Абхазiя была опустошена нашествiемъ Скифовъ. Послъднiе прежде всего напали на Питiунтъ, но, благодаря опытному военачальнику римскому Сукессiану, нападенiе скифовъ, прибывшихъ на ладьяхъ, было отбито съ болышимъ урономъ. Когда же Сукессiанъ былъ призванъ императоромъ Валерiаномъ ко двору, скифы вновь повторили нападенiе на берега „Абасгiи" и овладели Питiунтомъ, а затъемъ и Трапезундомъ.

При императоре Совтре, въ 258 г., Готы на ладьяхъ, въ числе 15т., нашли на Абасгiю; вр всехъ портахъ стояли римскiе гарнизоны. Питiусъ былъ разрушенъ, были разграблены и прибрежные города Абхазiи. Затемъ, готы спустились ниже и опустошили берега Мингрелiи.

Въ 276 году съ горъ спустились Аланы и опустошили Абхазiю, Мингрелiю и другiя страны.

Абхазiя служила у римлянъ местомъ ссылки: Императоръ Дiоклетiанъ сослалъ туда много христiанъ. Существуетъ преданiе, что Св. мученикъ Лангинъ одинъ изъ 7-и братьевъ —антюхiйцевъ-воиновъ, сосланыхъ въ A6xaзiю, скончался во время морскаго путешествiя и погребенъ въ Пицунде

Прокопiй (529 г. после Р. ХР.) подробно говорить обАбхазiи, о народахъ, обитавшихъ въ ней и ихъ отношенiи къ греческому императору. Въ кпиге Константина Порфиро роднаго говорится, что въ его время на Черпоморскомъ побережье жили: Зикки и Абазги. Въ исторiи Грузiи страна Абхазiя называлась "Абхазэти", а сами абхазцы были известны подъ именемъ: "Апгасъ", "Абазъ", "Авгасъ". Вообще, "ассами" назывались въ Индiи воспитатели коней. По свидетельству И. Шопена, абхазцы делились на 16 разныхъ племенъ, потому неудивительно, что они занимали следующiя территорiи:

— Джигетию—отъ Сочи до Гагръ,

— Гагринскiй районъ—отъ Гагръ до р. Бзыби.

— Бзыбскую Абхазiю—Гудаутскiй учястокъ.

— Гумскую Абхазию—Гумыстинсшй участокъ.

— Кодорскiй районъ—бывшiй Драндск. округъ.

— Цебельдинскiй—Цебельда до Дальскаго ущелья.

— Дальскiй и Дальское ущ. до Клухорскаго перевала.

— Абживскiй—бывшiй Очемчирскiй округъ отъ р. Кодоръ до Самурзакан. участка.

— Самурзакапскiй,— Самурзаканскiй участокъ.

— Псхувскiй (по верховьямъ р.р. Псоу, Бзыби и Апсты).

— Ахчипсхувскiй (по верховьямъ р. Мдзимты).

— Шахгарсевцы, населявшiе ущелье бассейна м. Лабы, Уруштена, Мыссылпара—на Сев. Кавказе известные подъ именемъ ,,абазиновъ". Джигетцы часто называли себя: ,,Садзда" ,,Садзенъ", причисляя себя къ племени ,,Азега".

— Айбго или Медовейцы на верхов, р. Мдзимты, Псоу и Мцы. Абхазцы занимали часть Кубанской области. Впоследствiй мы опять перейдемъ къ разселенiю абхазцевъ, когда будемъ говорить о черкескихъ племенахъ, которые вместе съ абхазцами заняли те территорiи, которыми владели греки, римляне и разныя выше перечисленныя горскiя племена.

Въ VI веке въ царствованiе Юстинiана Великаго Визаптiйскимъ владенiемъ въ Прирiонскомъ крае стала угрожать опасность со стороны Персовъ. Последнiе противъ императора возбуждали алонъ, абазговъ и другiя племена. Въ Колхиду въ 550 г. вторглось подъ начальствомъ полководца Xopiaнa большое персидское войско. Юстинiанъ поспешилъ заключить съ персами миръ. Абхазское побережье осталось въ рукахъ императора, который возобновилъ разрушенный Сухумъ, равно какъ и Пицунду предъ нашествiемъ персидскаго царя Хосроя. Прокопiй передаетъ, что Хосрой, прибывъ въ Лызику для завоеванiя города Петры и Византiйскихъ владенiй, послалъ въ A6xaзiю войско. Римляне, не дожидаясь непрiятеля, вывели гарнизоны изъ всехъ укръпленiй и разрушили стены Пицунды и Севастополя и, севъ на корабли, отплыли въ Трапезундъ. Персы наскоро возобновили стены вокругъ Пицунды и Севастополя и встретили сочувствiе въ Абхазахъ, но скоро они ушли обратно, а абхазцы были разбиты римскими войсками и последнiе заняли укрепленiе Трахею—близь Ново-Афонскаго монастыря.

Вотъ въ это время среди абхазцевъ стало распространяться христiанство, чему, по преданiю, много способствовалъ Ефратiй, царскiй евнухъ изъ абхазцевъ, посланный Юстинiаномъ для проповеди среди соотечевтвенниковъ.

Но надо имегь въ виду, что семена христiанства были заброшены въ Абхазiю еще въ I веке пссле Р. ХР. апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ и его ученикомъ Симономъ Канонитскимъ, которые съ успехомъ проповедывали здесь христанское ученie. Наконецъ, и сосланные въ Абхазiю римскими императорами христiане не мало способствовали къ обращению абхазцевъ въ христiанство.

Постройку древнихъ храмовъ въ Абхазiи, какъ-то: Пицундскаго, Драндскаго и Моквскаго и многочисленныхъ другихъ церквей относятъ ко времени царствованiя Юстинiана Великаго, хотя въ VI веке Пицундскiй храмъ существовалъ и тогда уже Пицундская епархiя отмечена независимой епископieи.

Въ царствованiе Юстина П абасги помогли Византiи противъ персовъ. Императоръ Ираклiй въ 620 году, покоривъ Абхазiю, назначилъ ей правителей; наследственность ихъ продолжалась до Константина Погоната, т. е. до конца VII Века.

Абхазцы, притеснимые означенными правителями, возстали и изгнали последнихъ. Загорные планы, подстрекаемые греками, въ лицн льва Спафарiя, впослъдствiй императора, предприняли опустошительный набегъ на Абхазiю. Императоръ Феофилъ послалъ въ Абхазiю своихъ братьевъ Феодора и Барда, но они были встречены такъ дружно абхазцами, чго не многiе изъ грековъ возвратились въ отчество. При императоре Михаиле вновь было отправлено войско для покоренiя абхазцевъ, но часть его погибла во время бури, другая часгь, достигшая береговъ Абхазiи, была взята въ пленъ. Разгневанный императоръ послалъ новое сильное войско въ 40—т. солдатъ; оно заняло все стратегическiе пункты Абхазiи; часгь абхазцевъ покорялась, а часть удалилась въ неприступныя горы и ущелья. ?

Въ 756 году абхазцы выбрали себе Леона I, объявившаго независимость страны и былъ родоначальникомъ царей, правившихъ Абхазiей до 985 года. Между этими самостоятельными абхазскими царями выдавались: названный Леонъ I—строитель г. Кутаиса и его крепости; Феодосiи I, построившiй въ Имеретiи (Кутаисской губернiи) м. Хони;.въ его царствованiе учреждена абхазская самостоятельная кафедра католикосовъ; Георги III, ведшiи упорную войну съ грузинскими царями; Леонъ II, погребенный въ построенномъ имъ Моквинскимъ монастыре, недалеко отъ Очемчиры;

—Дмитрiй, Феодосiй II слепой и бездетный.

Въ 787 году на Никейскомъ вселенскомъ соборе присутствовалъ и Пицундскiй епiскопъ, обстоятельство, указывающее на значенiе христiанской Абхазiи.

Удельная система, вызвавшая появленiе множества феодальныхъ князей, враждовавшихъ между собой, ослабила и въ Абхазiи царскую власть. Феодосiй II еще при жизни назначилъ преемникомъ своимъ племяника своего, нареченнаго въ малололетстве грузинскимъ царемъ, подъ именемъ Баграта III (980—1014 г., изъ династiи Багратидовъ, во главе котораго, по старанiю дяди его Давида, соединились ванцы Грузiи, Имеретiи и Абхазiи. Впрочемъ, Багратъ III и преемники его до царя Давида возобновителя именовались абхазско-имеретинскими царями, между которыми выдавались: самъ Багратъ III, Георгiй, Багратъ IV, Георгiй II и Давидъ Возобновитель (1089—1113). Георгiй, сынъ Баграта Ш, быль женатъ на Аиде, дочери Осетинскаго царя. Она, после смерти своего мужа, перешла на сторону Византiйскаго императора Романа Аргира и передала ему важную крепосгь Никопсiи; у ней былъ сынъ Дмитрiй, жившiй съ матерью въ Грецiи. Возмужавъ, онъ велъ войну съ братомъ своимъ грузинскимъ царемъ Багратомъ IV при поддержкъ грековъ; умеръ и погре-бенъ въ Никопсiи, а сынъ его укрывался въ Осетiи; его потомокъ Давидъ Зосланъ сделался мужемъ знаменитой могущественной грузинской царицы Тамары.

Въ одной грузинской летописи, изданной знатокомъ грузинской исторiи Ф. Жорданiя, упоминается подъ 991 годомъ о нашествии русскихъ на Абхазiю. Второе появленiе русскихъ возможно предположить въ XII веке: по словамъ Галицко-волынской летописи, „Мономахъ, погубивший поганыхъ измоильтянъ, рекомыхъ половцы, изгналъ Отроса во Обезы(Известно, что Изъяславъ, велиый князь Шевсшй (1113 г.), былъ женатъ на дочери Царя Обескаго (абхазскаго), а сынъ Андрея Бо-голюбскаго Георпй былъ жинатъ на, грузинской цариц'Ь Тамар*.), за желъзныя врата". Подъ последними можно подразумъватъ желъзныя ворота въ_ Гагринской стене съ башнями, пересекающей проходъ отъ берега до горы.

Мстиславъ Тмутораканскiй, съ помощью Василiя II, императора Грецiи, разгромивъ вь Крыму Хазарское царство въ 1017 и въ 1022 г. перенесъ свою деятельность на Кавказское побережье и нанесъ, вероятно, не одно пораженiе Зихамъ (косогимъ) и аланамъ (ясемъ).

Съ 985 года, после изгнанiя арабовъ изъ Грузiи, съ объединенiемъ восточной и западной Грузiи, при абхазско-карталинскомъ царе Багратте Ш, религiозное влiянiе Грузiи на Абхазию усилилось, однако абхазскiе католикосы не прекращали своего существованiя. При Баграте IV (1028— 1072) и позже они уже не избирались и только въ 1390 году Абхазцы вновь избрали себе католикоса Арсенiя. Онъ жилъ въ Пицунде. Если царь Давидъ Возобновитель являлся действительно возобновителемъ и строителемъ церквей и монастырей въ грузино-имеретинскомъ царстве, то царица Тамара въ возобновляли и строенiи такихъ церквей и монастырей не только уступала ему, но даже превосходила. Ей обязана масса христианскихъ памятниковъ и въ Абхазiи.

Надо отметить тотъ фактъ, что до занятiя Тифлиса, находившагося во власти Эмировъ арабскихъ, Кутаисъ—въ Имеретiи и Никопсiя—въ Абхазiи считались любимымъ местопребыванiемъ абхазско-имеретинскихъ царей. Царь Абхазо-Имеретiи и Грузiи (Карталинiи) Давидъ Возобновитель после отнятiя у арабовъ города Тифлиса ставшаго снова послъ этого столицей объединеннаго грузино-имеретинскаго царства, Абхазiю отдалъ въ уделъ потомкамъ Ширванъ Шаховъ—князямъ Шервашидзе. Въ Абхазiи именитые князья титуловались даже ,,герцогами". Въ письме Трапезундскаго императора Давида къ герцогу Бургундскому, отъ 22 апреля 1459 г., говорится, что въ числъ союзниковъ противъ турокъ будетъ Ребiа, герцогъ абхазскiй—его братъ и 30т. ихъ воиновъ.

Царь Давидъ въ 1124 г. отнимаетъ городъ Ани у Бенишедуага и всю его фамилiю переселяетъ въ Абхазiю. Онъ же, царь Давидъ, переселилъ принцевъ изъ рода Ширванъ-Шаховъ или Шервашидзе.

Съ 1170 года генуэзцы получили отъ греческаго императора Мануила право посещать Черноморскiе порты. Въ ХШ въке они прочно сели по берегамъ Чернаго моря. Все yпpaвленiе и операцiя факторiй у нихъ были строго регламентированы; за всемъ наблюдалъ консулъ, избиравшийся въ Генуе на годъ и живший въ Каффе (въ Феодосiи). Въ Севастополь (Сухумъ) было консульское отделенiе, которому подчинялись агенты факторiи Черноморскаго побережья.

Къ северу отъ Сухума были следующiя факторiи: Hioсохiя (Никопсiя—Новый-Афонъ), Cavo di buxo (буковая гавань, мысъ Соукъ-Су, близь Гудауты), Pesonqa (Пицунда) S—ta Sophia (нынъ Алахадзы), Chаcari (Гагры), Abcasia (Сандрипшъ), Layso (Лiяшъ, Лiешъ—Адлерская долина), Casto— (Хоста). Имя Гагръ, какъ Chacari, впервые встртчается на венецианской карте ХШ века. Гагринскiй портъ на лучшихъ италiанскихъ картахъ, каковыми следуетъ считать карту венецианскую, Каталинскую, Пицигони, Бенинкоза и Фредуче—помещенъ наиболее близко къ действительному его географическому положенiю: въ глубине современнаго гагринскаго залива, тамъ, где находимъ крепость, только одна карта Петра Висконте, 1308 г., называетъ не Chacari, а Сасага и затемъ абхазцы этой местности называли Какра, речку близъ Гагръ—Гакрипшъ (Гагринская река).

Между новейшими изследователями идетъ "споръ, что отмеченная на картъ италiанца Федуче—Santa Sophia, селенiе факторiя, съ храмомъ Св. Софiи, существовала не тамъ, гдъ теперь Пицупдскiй храмъ и Пицундскiй мысъ, а между Гаграми и Пицундой, именно въ селенiи Алахадза, находящимся на берегу моря, въ 14 вер. отъ Гагры и въ 8 вер-стахъ отъ Пицунды. Въ этомъ селенiи и теперь видны слъды развалинъ—остатки болышаго храма и большаго зданiя, расположенныхъ въ 2,5 вер. отъ берега моря, откуда проходить хорошая колесная дорога, направляющаяся далее въ сел. Колдахвара. Развалины эти называются Апшсаха и находятся на землъ Великаго князя Александра Михаиловича.

Чрезвычайно интересны развалины 10-и этажной крепости, находящейся въ сел. Отхара. Только одинъ Отхарскiй князь Мажара Шервашидзе проникъ въ одинъ изъ этажей и нашелъ серебрянныя ложки, крестъ и кадыло.

Въ названный выше портъ Abcosia, по словамъ италiанца Эмиллiо Дартели, префекта Каферы, составившаго сочинение ,,описанiе Чернаго моря и татарiи", прiъзжаль изъ Константинополя, татарiи и изъ другихъ местъ Чернаго моря, въ iюлъ и августъ, ибо въ то время бывала ярмарка, на которую привозили домашнюю утварь ручной работы, дешевыя матерiи для одежды и много копченой рыбы. Купцы же вывозили отсюда отличный медъ, наилучшия нитки для выделки полотна, рабовъ, воскъ и получали такую прибыль, что затративши 100 реиловъ, выручалъ 300.

Такимъ образомъ на пространстве 10 версть отъ Сухума до Хосты было 8 фортовъ, куда заходили съ торговой целю генуэзскiя суда. Преданiя, жившiя среди джигетовъ и абхазцевъ, следы поселенiй, хорошо еще замтетныхъ въ начале 70 годовъ XIX века, развалины крепостей, множество храмовъ, въ районе распространенiя которыхъ на севере ограничивается Сандрипшскимъ храмомъ, указываютъ на большую плотность населенiя, на оживленное торговое общеннiе съ западомъ и на зажиточность жителей. Несмотря на большiя препятствiя со стороны турокъ, предприiмчивые Генуэзцы посещали побережье даже въ XV веке. Пицунда и ея храмъ часто видели у себя генуэзцевъ: это была крупная факторiя; набожные мореплаватели принесли храму въ даръ колоколъ, на которомъ, кромъ выкуплыхъ изображенiй святыхъ, была вылита и дага—МСССССХХVШ (1529 г.),

Съ указанными народами, конечно, имели сношенiе горскiя племена, въ особенности Аланы и Черкессы, которые тяготели къ морскому берегу, куда доставляли сырыя произведенiя (кожи, воскъ, медъ, скотъ, рабовъ),. а съ берега получали соль, орудие и мануфактурныя произведенiя; но усиленное сношенiе съ этими торговыми людьми больше выпадало на долю абхазцевъ, занимавшихъ самую большую территорiю по Черноморскому побережью и по предгорьямъ и горамъ Кавказскаго хребта. Начальникъ абхазской береговой линiи генералъ Н. Н. Раевскiй въ своемъ описанiи восточнаго берега Чернаго моря говорить такъ: ,,прежде все пространство отъ р. Хамашъ, въ 6-ти морскихъ миляхъ отъ Сочи до Мингрелiи принадлежало князьямъ Шервашидзе, т. е. владътелямъ Абхазiи. г. Хамышъ— эта нынешняя Хоста.

Съ 1390 года въ Пицунде вновь стали обитать абхазско-грузинскiе католикосы; этотъ монастырь прiобрелъ особенную известность и уваженiе среди окрестныхъ племенъ; власть католикоса распространялась не только на ближайшия епископiи, какъ Гагры, Сандрипшъ, Никопсiю, Дранды, Беддiю, но и на Сванетiю, имеретiю, Гурию и Мингрелио. Пицундскiй монастырь владелъ обширными поместьями, дарованными ему грузинскими и имеретинскими царями. Число крестьянъ, приписанныхъ къ монастырю, доходило до 4000 душъ.

Въ Пицунде совершалось Муроваренiе для всего православнаго Закавказья, и только въ XVII в. Пицунда была предана полузабвенiю; однако грузинскiе католикосы разъ въ жизни совершали туда паломничество.

Въ томь же 1390 году князь Вамехъ Дадiани, правитель Мингрелiи, предпринялъ походъ противъ Джиковъ и Аланъ. Походъ былъ удаченъ и Дадiани возвратился въ Хопи (Сел. Хопи—въ Мингрелiи—на Зугдидско-Новосенакскомъ шоссе.) съ богатыми трофеями. Онъ вернулся, какъ говорила надпись надъ портикомъ часовни, пристроенной имъ къ кафедральному собору въ Хопи, съ богатой добычей, пройдя победоносно по ущельямъ непрятельской страны и по труднымъ дорогамъ. Въ этой войне особенно пострадали Джикскiе (или Джикетскiе) князья.

После 1424 года, когда царство грузинское было разделено царемъ Александромъ между его сыновьями, горцы стали волноваться, пока наконецъ, въ 1509 году, Джикетцы не предприняли опустошительнаго набега на Имеретию. Царевичъ Вахуштiй границей Джигитской земли назначаетъ между рекой Хосты и р. Бзыба и между моремъ и Главнымъ хребтомъ. Джики или джикетцы после ряда кровопролитныхъ сраженiй съ Гурiйцами и Мингрельцами, гдъ былъ убитъ Дадiани и много подручныхъ князей, возвращаясь съ богатой добычей, прошли черезъ Хокари, какъ тогда назывались Гагры.

Генуэзецъ Георгiй Инмерiано, путешествовавш!й по Аб-хаз!и въ первой половинС XVI в., южную границу Джигетiи отодвигаетъ до Буксовой гавани Cavco di Buxo) т. е. до Бамбурскаго рейда, близь Гудауты.

Съ 15 века уже на историческую арену выступаютъ турки и занимаютъ все Восточное побережье Чернаго моря, устраивая везде свои укрепленiя и помещая въ нихъ свои гарнизоны. Сухумъ позже падпалъ подъ ихъ влiянiе и заняли его въ 1578 году, укрепивъ старую Сухумскую крепость.

Теперь пора указать на те черкесскiя племена, которыя имели сношенiе съ абхазцами. Греки, римляне, генуэзцы, венецiанцы, арабы сходятъ по немногу съ исторической арены, а потому мы будемъ иметь дъло съ турками, абхазцами и черкесами. Съ абхазцами надо связать и джикетцевъ, принадлежащихъ тоже къ абхазскому племени.


страница 1 страница 2 ... страница 5 страница 6
скачать файл

Смотрите также:
Константин Мачавариани
1551.04kb. 6 стр.

Первым членом нтс или, как мы сами себя называли "союзником", попавшим во Псков, был инженер Константин Анисимович Кирий (1895-1949). Как писал Б. Брюно в некрологе, посвященном ему в "За Россию" №
70.69kb. 1 стр.

Брата Константин и Мефодий
221.77kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2019