kabobo.ru Исследовательская работа. Руководитель Сире Гроссманн-Лоот Нарва
страница 1
УНИВЕРСИТЕТ ЮВЯСКЮЛЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

А/О EDUCLUSTER FINLAND LTD

Инна Мищенко

КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА: ДЕТИ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ДЕФИЦИТОМ

ВНИМАНИЯ.

Исследовательская работа.

Руководитель Сире Гроссманн-Лоот

Нарва,2011

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Введение.

Различия между активным и гиперактивным ребенком.

2.Теоретическая часть.

1.Что такое «гиперактивность».

2.Как выявить гиперактивного ребенка.

3.История изучения гиперактивности.

4.Анализ возрастной динамики.

5.Причины возникновения гиперактивности.

3. Практическая часть.

1. Характеристика ребенка.

2. Мои наблюдения.

4.Выводы.

1.Рекомендации для родителей.

2.Стратегия учителя, обучающего гиперактивного ребенка.



5. Список использованной литературы.

  1. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ АКТИВНЫМ И ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Узнать гиперактивных детей очень легко. Сказать про такого ребенка, что он активен, это еще не сказать ничего. Он ни минуты не сидит спокойно - он вскакивает, бегает, все трогает, извивается, как уж на сковородке. Такие малыши не могут дождаться своей очереди во время игры или в общей беседе, выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, не умеюконтролировать свои эмоции. Как только ни называют их родители: и живчик, и шустрик, и моторчик. Ребенок находится в постоянном движении 24 часа в сутки.
Так это замечательно, скажите вы. Ребенок и должен быть активным, любознательным. Чтобы разобраться, где же лежит эта едва уловимая грань между нормой и гиперактивностью, давайте сравним активного ребенка с ребенком с СДВГ.

Активный ребенок
Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным. С удовольствием готов слушать сказки, собирать пазлы.
Задает бесконечное количество вопросов, слушает ответы на них.
Может быть активным дома, но примерно вести себя в школе.
Сам редко провоцирует скандал, начинает драться в качестве самозащиты, может объяснить свое поведение.
Гиперактивный ребенок
Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать. Даже если ему интересна игра, через 5-10 минут начинает отвлекаться.
Быстро и много говорит, перебивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Одинаково ведет себя и дома, и на улице, и в школе. 
Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дразнит, дерется, кусается, толкается.
Дети, имеющие диагноз СДВГ, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы.
Гиперактивных детей можно пожалеть, ведь другие ребята часто сторонятся их, прекрасно помня все обиды и драки, инициатором которых был именно «непоседа». 
У ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. Для учителей эти дети сразу становятся олицетворением зла. Они требуют повышенного внимания, часто срывают уроки. Таких «неудобных» детей учитель старается выпихнуть из класса на индивидуальное обучение или в коррекционную школу. Самооценка и вера в себя в такой ситуации у «шустрика» стремительно падает.
Что же делать? Можно ли помочь ребенку-«катастрофе»?
Махать на проблему рукой, дескать, само пройдет, не выход. Ведь может и не пройти, а так происходит. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе. Не найдя поддержки дома и у учителя, он может попасть в число аутсайдеров. А завоевывать авторитет начнет в криминальном мире или уйдет от трудностей, употребляя наркотики. В подобной ситуации нельзя надеяться на то, что дети "перерастут" свое состояние. Поэтому помощь «непоседам» необходима: это комплексная, длительная медико-психологическая коррекция в сотрудничестве с родителями. 

Важно понимать, что повышенная активность - это в первую очередь беда самого ребенка. Он хотел бы иметь возможность реализовывать все свои идеи, иметь много друзей, заслужить похвалу родителей. Поэтому именно родители должны стать адвокатами и помощниками своему ребенку. И в первую очередь им нужно обратить внимание на самих себя. Важно научиться находить время для своей личной жизни и отдыхать без ребенка. Ведь издерганная, выжатая как лимон мама, вряд ли сможет быть последовательной в воспитании «шустрика» и создать спокойную психологическую обстановку в семье.

2.1 ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:


Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

2.2 Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Дефицит активного внимания:

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.



Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность:

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

2.3. История изучения гиперактивности

История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.

Значительно позднее начали изучать эту проблему русские врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.

2.4. Анализ возрастной динамики.

Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выр ажены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявле­ния синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для форми рования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам про исходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой.

К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой.

Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек.

Преобладание мальчиков — это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.

Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, воспитанник, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит именно к этой категории.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д. В школьном обучении дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.

Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуации доставляет окружающим много хлопот, крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным и в дошкольном учреждении, и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Все эти синдромы традиционно относятся к сфере темперамента. Связь темперамента с особенностями поведения, в том числе с девиантным поведением, давно признана. Наиболее отчетлива она в детском возрасте,

когда произвольный контроль не сформирован и главными регуляторами начинают выступать именно особенности темперамента. К ним относятся низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, реакции "от" над реакцией "к" - как удаления или приближения к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции.

Эти характеристики оказываются стабильными в детстве и прямо проектируются на взрослый возраст. Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в 17-25 лет, т.е. именно тогда, когда бывший ребенок сам становится родителем, и в частности матерью.

Если принять во внимание, что негативные настроения и плохая адаптированность в большой степени определяются средой, прежде всего общесемейной, то значение разных воспитательных стратегий (тем более материнских), либо компенсирующих, либо, наоборот, провоцирующих появление нежелательных симптомов, оказывается очевидным.

Таким образом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями, и, прежде всего с матерью. Такая постановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрение материнского отношения именно в контексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного, поведения ребенка.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо

от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е. "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

2.5.Причины возникновения гиперактивности.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

Наследственность.

У 10-25 % гиперактивных детей, отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности.

Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).

Здоровье матери.

Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.



Беременность и роды.

Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.



Дефицит жирных кислот в организме.

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).



Окружающая среда.

Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний. Например, диоксиды - сверхядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов.Увеличение содержания свинца - сильнейшего нейротоксина - в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции.



Дефицит питательных элементов.

У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.



Питание.

Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности.



Отношения внутри семьи.

Характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);

семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);

семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.

Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях.

Характерно, что и как гиперактивные дети предают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву, только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери.

Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детей показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, и иногда начинают считать неполноценными.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Чтобы убедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка, достаточно присмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете психолога во время выполнения задания, например, совместного рисунка на свободную тему. Одну маму, можно определить как отвергающую, "эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную".

В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в определении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно дает свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно, поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени технической стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием, либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок.

Вся деятельность проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит к угасанию интереса и у ребенка.

3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С СДВГ.

Девочка, 10 лет. Пришла в нашу школу во второй четверти во 2 классе. Из другой школы попросили уйти из-за поведения. Ребенок не может прислушиваться к мнению сверстников, в игре всегда хочет быть лидером. Если же не удается, начинает писать оскорбительные записки, может обозвать других детей. Девочка не может играть в тихие игры, всегда нацелена на движение. Часто вмешивается в игры других детей, с трудом дожидается своей очереди. Почти всегда выкрикивает с места, часто болтлива. На переменах предпочитает побегать. На уроке не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения. Не считает себя виноватой.

Обычно не способна удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки в классных и домашних работах. Девочка легко отвлекается на посторонние стимулы.

Наиболее меня раздражает – невнимательность на уроках, а также неумение (или нежелание) уступить роль лидера в играх.

3.2. Мои наблюдения.

После прослушивания лекций о гиперактивных детях я стала относиться к таким детям более лояльно. Но для меня еще трудно найти разницу между активным и гиперактивным ребенком, где здесь грань между недостатком воспитания и невозможностью контролировать свои чувства. К сожалению или к счастью, в своей практике я ни разу не встречалась с ребенком, у которого поставлен диагноз гиперактивность. Как мы узнали, такой диагноз может поставить только врач.

Если говорить о моей исследуемой, то среди причин ее гиперактивности можно выделить:

- мама родила девочку в 15 лет;

- с года девочка остается на продолжительное время с бабушкой или тетей, так как мама вынуждена уезжать на заработки в Германию.

Когда мамы нет дома, поведение ребенка меняется, она становится неуправляемой, она не слышит никого. В то время, когда мама дома, за ней постоянный контроль, и успеваемость повышается. Чтобы выплеснуть свою энергию, мама отдала девочку в гимнастику.

Также периодически она учавствует в выставке собак с питомцем своих родственников. То есть мама ее пытается загрузить полностью.

К нам девочка пришла из другой школы, из которой ее попросили уйти, предварительно отправив к психологу.

С некоторыми отрицательными моментами в ее поведении мне иногда удается справиться. Например, даю ей роль учителя при выполнении некоторых заданий (она хорошо знает таблицу умножения, рифмовки-зарядки на английском языке, помогает медлительным детям при выполнении заданий, показывает новые упражнения на физкультуре). На последних уроках часто девочка отпрашивается выйти, ставлю условие - доделаешь быстро задание, можешь выйти. Я заметила, однажды, забыв учебник по чтению дома, я пригласила девочку к себе, чтобы следить. Невзначай, приласкав, посадила ее на кресло рядом с собой. После этого, когда кто-то забывал учебник, она предлагала ребенку свой, а сама просилась поработать рядом со мной. Около меня она успокаивается, и никого не отвлекает.

Очень любит и всегда хочет быть во всем лидером. Уступать эту роль никому не хочет, не умеет договариваться. К сожалению, переубедить в этом у меня не получается. Но привлекаю, по ее желанию, к участию во всех праздниках. Также мне не удается справиться с такой привычкой, как что-то постоянно крутить в руках, или что-то рисовать или писать на листочках. Спокойно слушать у нее не получается. Эта невнимательность иногда приводит к отрицательным оценкам. Я помню о мячиках, о которых говорили на курсах. Но он начинает падать, и отвлекает не только ее, но и других детей. И таких активных у меня в классе несколько.

4.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.


Я предлагаю несколько простых рекомендаций, которые помогут найти общий язык с ребенком и помогут ему в жизни.


1. Каждый день говорите ребенку, как сильно вы его любите. Не забывайте целовать и обнимать его. В ситуации, когда вы недовольны поведением ребенка, отделяйте ваше раздражение от истинных чувств к нему. Постарайтесь сохранить ниточку нежности и близости между вами.
2. Соблюдайте четкий режим дня. Необходимость делать уроки каждый день в одно и то же время позволяет детям выработать ответственное отношение к учебе и восполнить пробелы в учебном материале днем. Организация режима дня является залогом успеха адаптации к школьным нагрузкам. Если же вы сами - эмоциональны и неуравновешенны, постоянно торопитесь, не умеете организовать свой день, то начинать работать сначала надо над собой.
3. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Иначе ваш «живчик» будет жить среди всевозможных «нет» и «нельзя», что только увеличит эмоциональную напряженность и агрессию. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях и последствия (наказание).
4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. А также стоит помогать ему закончить забытое занятие– нарисовать рисунок, дочитать сказку. Увидев результат, ребенок почувствует гордость и начнет верить в свои силы.
5. Необходимо оберегать «непоседу» от эмоционального переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
6. Берегите внимание ребенка. Если он занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
7. Каждый день надо гулять с «моторчиком». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Важно создать такие условия дома, чтобы удовлетворить естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Также можно записать его в бассейн.
8. Отдавать в школу ребенка можно только, если он умеет ладить с ребятами. Даже если его интеллектуальное развитие соответствует возрасту, не стоит создавать для него ситуацию, в которой он точно потерпит фиаско.
9. Одним из направлений обучения эффективному взаимодействию являются настольные игры. Гиперактивным детям трудно играть по правилам, проигрывать и организация этих игр позволяет им получить неоценимый опыт сотрудничества.
10. Сказки и рассказы для чтения желательно по принципу схожести характеров героев с малышом. Это: Незнайка, Пеппи-Длинный чулок, Эмиль из Ленненберги, Субастик. Во время истории ребенок проходит путь героя и вместе с ним учится новым формам поведения, может предсказывать последствия своих поступков.

Если получиться следовать даже части этих советов, результат не заставит себя долго ждать. А для развития внимания психологи используют различные игры.


Можно выставить на стол 5-10 игрушек и попросить ребенка несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернется, убрать один и спросить, какого предмета недостает. Также детям нравится игра, в которой каждый участник выходит за дверь и вносит изменения в свою внешность. Когда он возвращается, остальные участники угадывают, что же он поменял. Хорошо развивают внимание такие задания: найди отличая, пройди лабиринт, найди похожие картинки. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5-10 минут в день) в течение 4-6 месяцев.

Существует сравнение жизни с неусидчивым ребенком, как попытки поймать колибри с помощью аркана. Возможно, все-таки стоит предложить колибри цветок с вкусным нектаром, а не сажать его насильно в клетку? Не надо стараться сделать «шустрика» удобным и спокойным. Ведь заинтересовав ребенка, уделяя ему повышенное внимание, можно «насытить ребенка нектаром полной жизни» и помочь ему в развитии знаниями и поддержкой.


4.2 Стратегия учителя, обучающего гиперактивного ребёнка


Гиперактивных детей очень трудно чему-нибудь научить. Их нахождение в коллективе может быть разрушительным. У некоторых из них есть серьезные проблемы. Но существуют стратегии, которые могут помочь организовать учебный процесс для многих из ребят, относящихся к категории гиперактивные дети.

Стратегии учителя 


Учителя могут использовать несколько стратегий, чтобы справиться с чрезмерно активными учениками. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Г. В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов. Гиперактивный ребенок. Лечить или наказывать? Санкт-Петербург: Невский проспект,2004.

  2. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989.

  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  4. Возрастные особенности психического развития детей. /Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. /- М., 1982.

  5. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва: Школа-Пресс,2000.

  6. Политика О.И. Дети с синдромом внимания и гиперактивностью. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Исследовательская работа. Руководитель Сире Гроссманн-Лоот Нарва,2011
243.79kb. 1 стр.

Исследовательская работа «удивительный мир памятников»
140.41kb. 1 стр.

Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования
752.07kb. 3 стр.

© kabobo.ru, 2017