kabobo.ru Исследование организации делопроизводства губернских административных
страница 1


На правах рукописи

Подоплелова Надежда Николаевна

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

ГУБЕРНСКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(на материалах Пермской губернии

конца XVIII – начала ХХ вв.)

Специальность 05.25.02 – Документалистика, документоведение, архивоведение


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва


2013



I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Административные государственные структуры оказывали и оказывают всестороннее воздействие на функционирование общества. Современное общество заинтересовано в осмыслении накопленного опыта государственного строительства в нашей стране, чтобы перенять его достижения и не повторять совершенных ошибок. Одним из методов достижения этой цели является изучение системы делопроизводства государственных административных учреждений дореволюционной России.

Практика делопроизводства, осуществляемая в государственных административных учреждениях России, подвергалась регламентирующему воздействию, постоянно совершенствовалась, пополнялась новыми элементами. Знание ее общих закономерностей и тенденций развития дает возможность осмысления процессов современного документационного обеспечения управления.

В каждом управленческом аппарате реализуются типовые управленческие функции на основе использования документов, относящихся к различным системам документации. Совершенно справедливо утверждение, что состав управленческих документов тесно связан с определенной управленческой функцией.1 М.В.Ларин указывает на то, что изменения в системе управления влекут за собой изменения в системе делопроизводства, включающей в себя как организацию работы с документами, так и процесс документирования управленческой деятельности.

Предпринятое исследование актуально с точки зрения изучения системы делопроизводства дореволюционной России в органах государственной власти в регионах. Выявление и анализ факторов, определяющих изменения в видовом составе документов и порядке работы с ними в губернских административных учреждениях, на основе развития и дифференциации управленческих функций приведет к пониманию закономерностей развития делопроизводства.


Объект исследования. Объектом исследования являются губернские административные учреждения Пермской губернии. Особое внимание в работе уделено деятельности таких органов управления как Пермское губернское правление во главе с Губернатором, пермская Казенная палата, пермский Приказ общественного призрения.

Предмет исследования. Предметом исследования определены становление и развитие делопроизводства Пермских губернских административных учреждений.


Хронологические рамки исследования ограничены периодом со времени создания Пермской губернии в 1796 году и зарождением губернских учреждений до образования новой системы государственного управления в России в 1917 году.

Степень изученности (историография проблемы).

В историографии исследуемой проблемы следует выделить два основных аспекта: делопроизводство и российская государственность.

Историографические издания по делопроизводству, исходя из степени изученности темы условно делятся на несколько видовых и тематических групп, четких границ между которыми, имея в виду их взаимосвязи, провести невозможно. Это фундаментальные научные исследования в сфере общетеоретических проблем документоведения и истории делопроизводства в России; исследования в области законодательного регулирования делопроизводства и практике его применения в организациях того или иного уровня; исследования ученых-документоведов по вопросам изучения эволюции видов документов и их комплексов.

На любом этапе развития системы государственных органов документ играет значимую роль, выступая инструментом, средством или способом осуществления процессов управления.2 Данный тезис бесспорен и проходит в многочисленных работах ученых Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и кафедры документоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которые внесли существенный вклад в разработку общих проблем документоведения и истории делопроизводства.3 Теоретики документоведения справедливо утверждают, что состав управленческих документов тесно связан с определенной управленческой функцией, изменения которой, прежде всего, являются причиной модификации состава документов.

Делопроизводство административных учреждений отражено в немногочисленных трудах дореволюционных управленцев и ученых. Следует отметить, что большинство работ носило методический характер.4 Особое место среди них занимает труд Н.В. Варадинова, сохраняющий свое значение до настоящего времени.5

В послереволюционное время самыми значительными стали труды по истории российского делопроизводства К.Г. Митяева, в которых рассматривались вопросы работы с документами в аппарате управления.6 К.Г. Митяев впервые систематически изложил историю делопроизвод­ства в дореволюционной России, выделив основные периоды его раз­вития, специфику различных типов делопроизводства, показав взаимосвязь делопроизводства с соответствующими системами построения государст­венного аппарата. Помимо изложения исторических аспектов автор дал характеристику документирования деятельности органов управления на определенных этапах развития общества. Авторы дальнейших исследований в основном развивают изложенные им положения, аргументируя и подтверждая их фактическим материалом.

В 70-80-е годы появились учебные пособия Т.В. Кузнецовой, Я.З. Лившица, М.П. Илюшенко и других ученых – преподавателей кафедры документоведения МГИАИ. 7

Особое значение для изучения практической деятельности административных учреждений различного уровня представляют диссертационные исследования, посвященные опыту постановки делопроизводства.8

Существенным вкладом в развитие теории и истории делопроизводства является ежегодная международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе», организуемая ВНИИДАД.9

Определенное значение для исследования имели материалы по вопросам документационного обеспечения управления, опубликованные в специальных периодических изданиях.10

В процессе работы над диссертационным исследованием большое значение имело ознакомление с трудами ученых в сфере смежных с документоведением дисциплин (источниковедение, история России, история государства и права и т.п.). В частности, источниковедение рассматривает документ как исторический источник, создающийся в процессе функционирования государственных учреждений.11

Региональный срез исследований представлен материалами научно-практических конференций Прикамья, а также работами преподавателей кафедры документоведения Пермского государственного института искусства и культуры, исследованиями студентов в сфере документирования деятельности органов местной власти в дореволюционный период, осуществленных под руководством профессора А.И. Исаченковой.12

Таким образом, в целом досоветская, советская и современная историография по проблеме документирования деятельности местных административных учреждений дореволюционной России только наметила пути и направления исследования данной темы, оставив немалый спектр вопросов для дальнейшего изучения.

Поскольку делопроизводство неразрывно связано с системой управления при подготовке материалов диссертационного исследования значительное внимание было уделено изучению вопросов формирования системы местного управления в Российской империи.

Систематическое изучение истории государственных учреждений России, в том числе и местного уровня, началось в XIX веке. В середине XIX века наряду с основоположниками историографии государственных учреждений, немалый вклад внесли другие ученые, проводившие исследования в области истории местного управления.13 В числе фундаментальных исследований того периода можно назвать работы М.М. Богословского и И.И. Дитятина, которые не утратили своего значения до настоящего времени.14 В данный исторический период основной темой изучения истории российской государственности явилась деятельность по реформированию системы государственного аппарата на местном уровне.

Для второй половины XIX века характерно появление новых направлений в исследовании вопросов в области формирования и реформирования государственного аппарата. Стала рассматриваться деятельность отдельных ведомств и государственных учреждений. 15 В конце XIX – начале ХХ века вопросы истории государственных учреждений XVIII – XIX веков были рассмотрены в двухтомной монографии Н.М. Коркунова «Начала русского государственного права» и других авторов.16

В целом, необходимо отметить, что к началу ХХ века сложилась довольно обширная база историографических исследований в области изучения проблем российской государственности, но в основном, в силу объективных причин, существенное внимание исследователями было уделено истории государственных учреждений дореформенной России.

С 50-х годов ХХ века проблемы истории региональных государственных учреждений вновь попали в фокус исторических исследований. Здесь можно назвать труды В.В. Гармизы, Л.Г. Захаровой, В.Г. Чернухи и др. В них содержится характеристика позиций разных политических сил по вопросам проведения государственных преобразований в сфере местного управления, причем, в соответствии с духом времени акцент делался на доказательстве социальной ограниченности реформ, их классовой сущности.17

Тенденция к изменению историографической ситуации наметилась лишь с 1970-х годов, особенно после появления известных работ П.А. Зайончковского18 и Н.П. Ерошкина.19

Интерес к историко-государствоведческим исследованиям стал возрождаться в 90-е годы ХХ века. В данный период уделяется большое внимание истории организации государственной службы в дореволюционной России.20 В работах рассматриваются не только проблемы общего характера, приводятся также структура и функции органов местного управления, определены принципы их функционирования.

Уровень региональных исследований представлен работами Л.В. Жениной, О.Н. Богатыревой, С.В. Любичанковского.21 Впервые в современной историографии проблемы административно-территориального устройства и формирования всех уровней государственной власти в России обобщены в коллективной монографии, подготовленной Институтом общественной мысли (г. Москва).22

Большой массив информации был выявлен при изучении работ местных краеведов.23

Завершая историографической обзор отметим, что целый ряд работ посвящен многим аспектам, близким к рассматриваемым в данном исследовании. Однако они не затрагивают напрямую процессы делопроизводства административных учреждений Пермского региона, то есть те вопросы, исследованию которых посвящено диссертационное исследование.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что делопроизводство в губернских административных учреждениях отражает особенности функционирования органов исполнительной власти в соответствии с законодательными предписаниями и является вторичным по отношению к системе управления.
Цель и задачи исследования.

Цель данного исследования состоит в изучении основных направлений деятельности региональных органов государственной власти и постановки в них делопроизводства на материалах Пермской губернии.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:



  1. изучить практику ведения делопроизводства административно-управленческого аппарата Пермской губернии, для чего исследовать: систему органов регионального управления; их задачи, функции и направления деятельности; штатный состав и функциональные обязанности чиновников местных административных учреждений Прикамья;

  2. провести анализ законодательства в сфере государственного регионального управления дореволюционной России с целью выявления актов, содержащих нормы, регулирующие делопроизводство деятельности местных администраций;

  3. выявить видовой состав документов губернских административных учреждений Прикамья, посредством изучения фондов Государственного архива Пермского края;

  4. изучить практику организации работы с документами в пермских губернских административных учреждениях;

  5. показать информационные возможности источниковой базы в освещении вопросов развития делопроизводства губернских административных учреждений России конца ХVIII – начала ХХ вв.

Источниковая база.


Перечень источников, как и в случае с историографией вопроса, определен исходя из двух аспектов исследуемой проблемы – делопроизводство и российская государственность. Источниковая база работы состоит из опубликованных нормативно-правовых актов и архивных документов.

Источниковедческая база истории и документирования деятельности государственных учреждений России XVIII – XIX веков представлена весьма обширно благодаря большой кодификационной работе с законодательными источниками, начатой в начале XIX века и имеющей продолжение. Государственные нормативно-правовые акты этого периода вошли в издания «Полного собрания законов Российской империи»; «Собрания узаконений и распоряжений» (издавались Сенатом с 1863 по 1917 годы); тематические «Своды законов Российской империи».24

В контексте регламентации деятельности аппарата государственной власти нормативно-правовые акты общего характера, установившие, в том числе определенные требования к правилам документирования, распространили действие на аппарат управления высшего, центрального и регионального уровня. Последний в течение XVIII-XIX веков претерпел существенные изменения в процессе реформирования.25 Предваряя изучение состояния нормативно-правовой базы регионального уровня, необходимо рассмотреть основополагающие нормативные акты общего действия.

В первой четверти XVIII века основополагающим нормативным актом общего действия явился «Генеральный регламент» 1720 года, который определил развитие системы органов государственной власти всех уровней управления.26 Во второй половине XVIII века наряду с наказами губернаторам 172827 и 176428 годов – нормативными актами, определяющими задачи, функции, основное содержание деятельности таких важных управленческих фигур как губернаторы, принят специальный закон - «Учреждения для управления губерний» 1775 года. Законом, согласно которого было установлено новое административно-территориальное деление империи, определены органы государственного управления на местах, их структура, штаты, функции.29 Определение обязанностей каждого органа власти и должностного лица сопровождалось обозначением отдельных видов документов, в которых должна была получить отражение их деятельность. В начале XIX века наиболее значимым нормативным актом, внесшим изменения в деятельность органов местного управления благодаря преобразованиям центральных учреждений, явилось «Общее учреждение министерств» (1811г.).30 Следующими законодательными актами в сфере совершенствования системы местных органов власти стали нормативные документы, утвержденные 3 июня 1837 года.31 В Указе, вводившем их в действие, особо подчеркивается, что новые документы не противоречат «коренным постановлениям» «Учреждений для управления губерний» 1775 года. «Учреждение губернских правлений», утвержденное в 1845 году, изменившее структуру губернских правлений и подробно определившее права и обязанности членов губернского правления, было направлено на усовершенствование работы канцелярии губернатора.32 Отмена крепостного права в России вошла в историю государства под названием Великих реформ, которые оказали значительное влияние и на структуру и направления деятельности органов местной администрации.33

Итак, законодательная и нормативная основа функционирования и документирования деятельности местных государственных учреждений в Российской империи складывалась в течение нескольких столетий, пройдя нелегкий путь реформирования. Она была представлена указами, наказами, регламентами, инструкциями, которые в совокупности регламентировали деятельность местных органов власти и определяли систему ее документирования.

Основную роль в источниковедении проводимого исследовании играют также документы, хранящиеся в архивах и содержащие сведения о различных сторонах деятельности общества. Ценнейшими источниками информации являются документальные фонды Государственного архива Пермского края, которые можно разделить на две основные группы в соответствии с интересующими нас проблемами:



1) фонды губернаторского правления (Пермское губернское правление34; Канцелярия Пермского губернатора35;

2) фонды административных органов управления Пермской губернии различных ведомств были рассмотрены нами в соответствии с определенной значимостью для нашего исследования (Пермская казенная палата36; Пермский губернский приказ общественного призрения37).

Методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и системно-функционального подхода. Изучение проблемы проводилось на грани исторического, историко-правового, источниковедческого и документоведческого исследования. Объективность обеспечивается конкретно-историческим подходом к изучению вопросов развития системы делопроизводства деятельности местных административных учреждений дореволюционной России и ее использованию применительно к Пермскому региону.



Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Исследование выполнено в соответствии c п. 1. «Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. Роль документа в воспитании, образовании и обучении. История документоведения, документалистики и архивоведения»; паспорта специальности 05.25.02 – Документалистика, документоведение, архивоведение.

Научная новизна.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым специальным комплексным исследованием процесса ведения делопроизводства в органах государственной власти на территории Прикамья в дореволюционный период. Впервые был изучен видовой состав и организация работы с документами аппарата местной администрации губернского уровня применительно к Пермскому региону. Заметим, что если практика ведения делопроизводства деятельности губернатора и губернского правления подвергалась изучению относительно других регионов России, то Казенная палата и Приказ общественного призрения предметом подобных исследований не являлись.

Предпринята попытка установить степень реализации норм законодательных и правовых актов в практике документирования и организации работы с документами в деятельности органов губернской власти, связать процессы ее реформирования с общероссийскими тенденциями развития государственности на местах. Учитывая недостаточный уровень разработанности вопроса относительно процесса формирования и развития местного аппарата государственного управления, диссертант определил его основные этапы и выявил особенности каждого из них, что способствовало установлению общего и особенного в практике делопроизводства.

Практическое значение исследования.

Предпринятое исследование позволило ввести в научный оборот документацию местных административных учреждений. Знание системы делопроизводства местных административных учреждений значительно облегчает поиск источников среди их множества, способствует правильной оценке степени полноты сохранившегося комплекса делопроизводственной документации, определению его места в общей совокупности документов. Это имеет значение как для документоведения, так и для исторических, источниковедческих исследований. Результаты диссертации могут быть полезны и при проектировании современных систем документации, особенно при сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по документоведению и по истории организации делопроизводства, а также специальных курсов, посвященных истории делопроизводства и государственных учреждений XIX века.



Апробация результатов исследования. Текст диссертационного исследования обсуждался на кафедре документоведения Пермского государственного института искусства и культуры и кафедре документоведения Историко-Архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Основные положения и выводы диссертации представлены автором в научных статьях, опубликованных в периодических и продолжающихся изданиях. Результаты исследования используются автором для преподавания курса «История и организация делопроизводства в России» для студентов Пермского государственного института искусства и культуры, обучающихся по специальности «Документоведение и ДОУ».

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы и Приложений.

II Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, хронологические рамки, дается анализ историографии проблемы и источниковедческой базы, характеризуется научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Анализ этапов становления и развития административно - управленческого аппарата Пермской губернии» рассматриваются этапы формирования, становления и развития системы органов управления Пермской губернией, организация их делопроизводства, анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность.

В конце XVIII века на территории современного Пермского края произошло образование губернии, и, как следствие, созданы органы местного управления, характерные для системы государственности данного периода. С возникновением в начале XIX века новых центральных органов исполнительной власти – министерств - на региональном уровне начала складываться и в первой четверти века окончательно сформировалась система отраслевого управления. Начало модернизации страны в середине столетия привело к необходимости расширения сфер деятельности местной администрации. Следствием данного процесса стало реформирование государственных органов власти: было осуществлено расширение штатов административных учреждений, введены новые присутствия. Эволюционный процесс развития российской государственности, частью которой являлся аппарат власти регионального уровня, в период с XVIII до начала XX веков сопровождался совершенствованием практики делопроизводства в ее различных аспектах. Происходящие в ней преобразования были обусловлены развитием системы государственных учреждений, формированием новых уровней взаимоотношений между ними, изменениями выполняемого функционала и требовали соответствующего законодательного подтверждения. В совокупности нормативно-правовые акты регламентировали организацию делопроизводства, введение унифицированных форм документов, новых видов и реквизитов документов, правил их составления.

Необходимо учитывать, что не во всех случаях вопросы делопроизводства становились предметом самостоятельного рассмотрения. Как правило, законодательные и нормативные акты регулировали организационно-правовые основы деятельности органов власти, определяли их полномочия, распределение обязанностей персонала и т.п. Своеобразие каждого этапа развития системы государственного управления России в рамках практики делопроизводства и документирования определяло круг приоритетных вопросов, требующих разрешения. В соответствии с нормативно-правовой базой рассматриваемого периода делопроизводство губернских административных учреждений представляло собой регламентированную систему работы с документами, которая рассматривалась как неотъемлемая часть системы управления, и которой, соответственно, отводилось важное место в управленческом процессе.

В конце XVIII века происходили изменения в оформлении документа, направленные на его дальнейшую формализацию, введение табличных форм документа, приведения к единому стандарту документов одного вида. Уделялось большое внимание и удостоверению документа: предпринимались попытки вести жёсткий контроль за подписанием протоколов. Кроме того, в законодательных актах данного периода указаны необходимые изменения, как в регламентации оформления документов, так и всего делопроизводства высших, центральных и местных органов власти в целом. В начале XIX века с проведением новой реформы центрального государственного аппарата стала складываться система отраслевого управления, в том числе на региональном уровне. Это стало причиной проведения соответствующих преобразований в документировании деятельности местных органов, что, безусловно, являлось отражением новой системы взаимоотношений регионов с центром. Не случайно основное внимание было направлено на совершенствование переписки, т.е. на установление законодательным образом конкретных видов документов, а также требований к их оформлению.

В последующий период, вплоть до начала ХХ века, вопросу регламентации делопроизводства органов государственного управления, включая региональный уровень, также уделялось внимание, подтверждением чему стало принятие и введение в действие ряда законодательных актов, распоряжений и инструкций. В условиях постоянно возрастающего потока документации, фиксирующей деятельность аппарата местного управления и его деловые контакты с органами высшей и центральной власти, данный подход рассматривается как вполне закономерный.

Во второй главе «Организация делопроизводства административных учреждений Пермской губернии» анализируются процессы документирования и организация работы с документами аппарата губернатора и губернских учреждений.

Изучение фондов Государственного архива Пермского края в части документальных источников пермской губернской администрации позволяет выделить несколько групп в составе документов аппарата губернатора. В соответствии с выполняемыми губернатором функциями всю управленческую документацию, согласно современной терминологии, можно разделить на следующие основные группы: административная (организационная), распорядительная, переписка с инстанциями разного уровня и по обращениям частных лиц.

Архивные документы фондов ГАПК позволили подтвердить, что состав штатов губернской администрации и их обязанности в рассматриваемый период были жестко регламентированы соответствующими законодательными актами высших органов власти. Организационные документы Пермской губернской администрации, аналогично другим регионам, включали штаты учреждений, штатные расписания служащих присутственных мест губернии. Регламентация обязанностей должностного состава государственных служащих административных учреждений губернии в рассматриваемый период осуществлялась на общегосударственном уровне соответствующим составом нормативно-правовых актов и какими-либо специальными внутренними организационными документами учреждений не оформлялась.38

Наделение губернатора властью предполагало осуществление им, прежде всего, распорядительных действий и издания соответствующих документов, в том числе касающихся вопросов взаимодействия с органами власти разного уровня: от уездного до высшего и центрального. В распорядительных документах фиксировались решения административных и организационных вопросов. Назначение данных документов состояло в необходимости реализации власти губернатора в его деятельности по управлению губернией, что обуславливало широту их тематического диапазона.

Как показывает анализ фондов Пермского государственного краевого архива, вид распорядительных документов определялся в зависимости от способа принятия решения – коллегиально (губернским правлением, председателем которого являлся губернатор) или единолично (собственно губернатором).

В рассматриваемый период одним из видов распорядительных документов являлся Указ. С позиций самостоятельности губернской администрации в определении содержания предписываемых действий представляется целесообразным подразделить Указы на две группы: Указы для исполнения решений высших органов власти и управления; инициативные Указы губернского правления. В свою очередь, Указы Пермского губернского правления, председателем которого являлся губернатор, издаваемые на основе приходящих распорядительных документов от высших и центральных органов власти и управления можно разделить на две подгруппы: Указы, направленные на продвижение установлений высшего и центрального аппарата управления; Указы, направленные на обеспечение исполнения нижестоящими органами власти установлений высшего и центрального аппарата управления, в которых давались конкретные указания о выполнении тех или иных действий.

При коллегиальном обсуждении вопроса в целях принятия управленческого решения в рамках заседания губернского правления, помимо Указов, издавались также другие виды распорядительных документов, так называемые «журнальные статьи», т.е. журнальные постановления присутствий правления. Нормативным актом 1845 года был введен такой вид документа как Журнал присутствия губернского правления.

Главенствующая роль губернатора в системе регионального управления и необходимость повышения оперативности доведения решений до соответствующих учреждений и должностных лиц привела к необходимости формирования системы его инициативных распорядительных документов, которую первоначально составили предписания, предложения, циркуляры. Развитие всех сторон социально-экономической жизни страны во второй половине XIX века поставило перед системой управления новые разнообразные задачи. Закономерным результатом стало появление нового вида распорядительных документов - «обязательных постановлений» губернатора.

Большой массив документации аппарата губернатора составляли документы переписки, большинство из которых являлись основанием для принятия обоснованных управленческих решений, основанных на сборе и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом положении дел в системе управления аппарата губернатора содержалась в различных источниках, но важнейшее место среди них занимала документация, так или иначе связанная с передачей сведений, побуждающих принимать определенные решения. То есть, документы переписки, по сути, инициировали, позволяли выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержали поручений, а лишь являлись источниками информации. Эти документы шли как сверху вниз, так и снизу вверх по системе управления: от должностного лица к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю учреждения, от подведомственного учреждения в вышестоящее и обратно. Документы переписки носили вспомогательный характер по отношению к распорядительным.

Переписка, по сути, являлась обобщенным названием различных по содержанию документов, использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями и должностными лицами. К переписке прибегают для реализации информационных связей между организациями - как состоящими, так и не состоящими в отношениях соподчинения. Деловая переписка занимала значительное место в документационном массиве административных губернских учреждений. Ее отличало широкое видовое разнообразие.

В систему документов переписки рассматриваемого периода включены: документация, отражающая информационный обмен между различными инстанциями, взаимодействующими с административными структурами аппарата губернатора, и просительские документы (обращения граждан).

В начале ХIХ века в практике документирования деятельности губернаторов стали использоваться бланки, которые, по сути, явились образцом для составления и оформления официальных документов.

Материалы, характеризующие состояние практики документирования пермской Казенной палаты, разносторонне и подробно отражают ее деятельность. Они позволяют выявить закономерности и определить особенности организации и функционирования основного финансового органа Пермской губернии, круг решаемых им вопросов.

В силу того, что Казенная палата занимала важное место в системе органов региональной власти, она осуществляла активную распорядительную деятельность и издавала соответствующие документы (Указы, постановления, предписания), адресованные собственному аппарату и подчиненным ей структурам. Решение вопросов, входящих в сферу деятельности палаты и инициированных органами власти, учреждениями, должностными лицами разного уровня и статуса, требовало детального рассмотрения в ходе совещаний, которое получало отражение в протоколах.

Решение вопросов, входящих в сферу деятельности палаты и инициированных органами власти, учреждениями, должностными лицами разного уровня и статуса, требовало детального рассмотрения в ходе заседаний, которое получало отражение в протокольных записях Журналов пермской Казенной палаты.

Наряду с внутренней документацией, пермская Казенная палата осуществляла переписку с корреспондентами различного уровня, к числу которых относились структуры аппарата высшей, центральной государственной власти и местного управления. Определенную часть переписки составляли документы, связанные с определением на службу в палату чиновников, а также обращения, поступающие от населения.

Пермский приказ общественного призрения являлся одним из элементов системы государственного управления в Пермской губернии. С его помощью, как и в других регионах, государство осуществляло регулирование вопросов социального обеспечения населения и контроль за их разрешением. Несмотря на то, что с течением времени функции Приказа претерпевали определенные изменения, в сфере его деятельности, вплоть до образования земств, постоянно находились проблемы организации и осуществления профессионального образования, медицинской помощи населению, поддержки сирот, инвалидов, малоимущих, что требовало соответствующего документационного сопровождения.

Подобно другим административным учреждениям губернского уровня, Приказ регулярно вел протоколы и журналы заседаний, где отражался ход обсуждения рассматриваемых вопросов и принимаемые решения. Необходимость активного взаимодействия с внешним окружением, представителями государственных учреждений, организациями и должностными лицами разных уровней, предполагало осуществление развернутой переписки, которую отличал достаточно широкий тематический диапазон. Виды документов переписки, аналогично практике прочих органов местной власти, определялись в зависимости от статуса адресата или отправителя по отношению к автору. Помимо названной документации, Приказ был обязан рассматривать поступающие от частных лиц просительские документы.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что с точки зрения определения вида документа, соблюдения правил составления и оформления практика документирования деятельности как аппарата губернатора, так и губернских учреждений Прикамья в целом соответствовала требованиям документирования, установленным законодательными и нормативно-правовыми актами.

В течение рассматриваемого периода порядок работы с документами в губернских учреждениях осуществлялся в соответствии с законодательными установлениями. В области организации работы с документами прослеживается стремление к типизации и регламентации их документооборота. Особенно четко это проявилось в типизации технологии выполнения делопроизводственных операций по учету поступающих документов и контролю за их исполнением, поскольку они являлись наиболее важными для системы управления и трудоемкими в исполнении.

Следует отметить совокупность и взаимосвязь в организации делопроизводства двух принципов руководства. Во-первых, в связи с наличием в структуре административных учреждений коллегиальных органов, наблюдается использование действий и форм по учету документов, введенных в коллежском делопроизводстве XVIII в., например, настольные реестры, поскольку в основе лежал коллегиальный способ производства дел. Во-вторых, заимствуются нормы министерского исполнительного делопроизводства, где фиксировались стадии решения и прохождения дел, таким образом, осуществляется попытка найти необходимый состав и оптимальную форму регистрационных документов (например, деление входящих реестров на «общие» и «частные»).

Поскольку весь процесс документирования управленческих действий и организация работы с документами были расписаны и утверждены в законодательных актах, каждая форма документа и порядок работы с ними, соответственно, имели силу закона.

Итак, в целом можно заключить, что в течение исследуемого периода в Пермской губернии сложилась и получила развитие практика делопроизводства деятельности губернских учреждений.



В Заключении содержатся итоги исследования и сформулированы основные выводы.

1. Проведенный комплексный анализ нормативно-правовых актов и архивных документов подтвердил, что формирование системы регионального управления и его документационного сопровождения осуществлялось в контексте социально-политического развития страны. С начала XIX века, который был ознаменован проведением реформы системы высших органов государственного управления, в течение всего изучаемого периода происходили поиски новых форм управления на местном уровне. Как и любое преобразование, реформирование местных государственных учреждений было направлено на совершенствование их деятельности и повышение ее эффективности.

Таким образом, исследование системы и структуры местных административных учреждений Прикамья в рассматриваемый период определило круг задач и функций, основные направления их деятельности. Ведущими элементами регионального аппарата государственной власти являлись Губернатор, Губернское правление, Казенная палата, Приказ общественного призрения, организация деятельности и практика делопроизводства которых впервые явились объектом диссертационного исследования.

2. Исследование показало, что развитие делопроизводства в данный период детерминировалось несколькими факторами. Прежде всего, речь идет о проведении реформы регионального аппарата управления. Кроме того, в государстве назрела острая необходимость законодательной модернизации осуществления делопроизводства в местных учреждениях, поскольку его правовое регулирование не подвергалось обновлению с 1720 года, когда был утвержден Генеральный регламент, нормы которого устарели и препятствовали более оперативному принятию управленческих решений. И, наконец, растущие объемы управленческой информации требовали от законодателя и практиков новых методов работы с документами.

3. Результат анализа законодательной регламентации делопроизводства в губернских административных учреждениях подтвердил, что делопроизводство являлось важной и неотъемлемой частью системы управления. Помимо этого, в процессе изучения нормативно-правовых источников было установлено, что регламентация российского делопроизводства в данный исторический период вызвана необходимостью совершенствования государственного управления и развивалась по следующим направлениям: усовершенствование системы властных учреждений и порядка ведения в них делопроизводства. Ведущие нормативно-правовые акты, изданные в рамках исследуемого периода, касались данных аспектов в контексте регулирования организационно-правовых основ деятельности органов власти. Ряд документов был ориентирован на регламентацию практики делопроизводства. Законодательно определялись процедуры и порядок работы с документами, устанавливались виды документов, создаваемые и получаемые в рамках осуществления органами государственной власти их полномочий. Принадлежность административных учреждений к региональному уровню вносила дополнительные коррективы.

Таким образом, проведенный анализ законодательства в сфере делопроизводства дореволюционной России позволил выявить правовые акты, регулирующие документирование и организацию работы с документами в деятельности местных администраций. Представленный материал доказывает, что на всех этапах развития государственности дореволюционной России параллельно шло формирование системы норм и правил делопроизводства.

4. В ходе исследования доказано, что развитие и усложнение системы местного управления вследствие социально-политических процессов в стране (введение ведомственной подчиненности в начале XIX века, отмена в 1861 году крепостного права и т.д.) привели к усложнению процесса документирования деятельности. Новые системы документационных связей потребовали законодательного закрепления состава документов, необходимых для реализации определенных управленческих функций, с учетом взаимодействия всех уровней системы государственного управления. Каждый конкретный вид документа соответствовал компетенции и должностным отношениям в системе управления. Содержание документов, по сути своей, отражало ту или иную функцию управления. Процесс унификации форм документов был предопределен следующими основными факторами: рост объема документооборота губернских учреждений и необходимость сопоставления данных, поступающих из разных губерний.

5. Материалы проведенного исследования подтверждают, что в рассматриваемый период губернское управление строилось на сочетании двух принципов: единоначалия (лежащего в основе деятельности губернатора) и коллегиальности (лежащей в основе деятельности большинства губернских учреждений). На порядок составления документов в губернских учреждениях влиял способ принятия управленческого решения. Системе вертикальных связей управления губернией главенствующая роль принадлежала губернатору, поэтому в оформлении переписки в большей мере проявилось влияние документов исполнительного производства. Принятие решений на уровне губернских административных учреждений, где процесс делопроизводства осуществлялся в пределах данного аппарата, сохранялись нормы составления документов коллегиального делопроизводства. Данное положение проявлялось в придании документу соответствующего наименования, требований к расположению реквизитов, структуре текста, составу реквизитов удостоверения.

Информационные возможности источниковедческой базы позволили раскрыть вопросы развития документации губернских административных учреждений России конца ХVIII – начала ХХ вв. Предпринятый нами анализ документирования основных административных учреждений Пермской губернии (губернатор, губернское правление, Казенная палата, Приказ общественного призрения) зафиксировал, что в рамках деятельности каждого административного учреждения, в прямой зависимости от его полномочий и его положения в системе государственного управления определяется преобладание той или иной функциональной группы документации.

6. Использованные научно-обоснованные положения теории и практики архивоведения и документоведения позволили установить, что двойное начало в местном управлении отразилось как на процессах документирования, так и на организации делопроизводства. Коллегиальный порядок решения дел подразумевал особую последовательность действий: подготовку вопросов к слушанию, доклад присутствию и фиксирование процесса рассмотрения дела и принятия по нему решения. Безусловно, такой порядок нес в себе существенные издержки времени и усилий в связи с необходимостью составления большого числа документов. В ситуациях, когда решение принималось лично губернатором, такие издержки не были оправданы, и в законодательстве были предприняты попытки уменьшить количество документов и дел, рассматриваемых непосредственно в присутствии губернатора.

В тоже время в сфере организации работы с документами в рассматриваемый период произошла типизация документооборота, включающего всю последовательность движения документов в аппарате на всех этапах: поступления или создания документов, их рассмотрение и решение, исполнение и отправка. В целом организация работы с документами была направлена на сокращение трудоемкости и рутинности выполнения основных процедур делопроизводства путем регламентации движения документов, а также стремлением установить оптимальный состав документов, обеспечивающих документооборот.

Введение детальной регламентации порядка осуществления делопроизводства было обусловлено учреждений желанием сократить объем документооборота учреждений в условиях усложнения в данный период системы государственного управления.

7. Исследованием установлено, что в течение рассматриваемого периода порядок работы с документами в губернских правлениях неоднократно менялся. Причиной этому стала невозможность перестройки самой системы губернских учреждений и, как следствие, вынужденная попытка правительства обратиться к модернизации делопроизводства и штатов основ местного государственного аппарата. В связи с изменениями законодательства в системе губернского правления и, как результат, в сфере губернского делопроизводства, условно можно выделить три периода в развитии технологии делопроизводства: до 1837 года; с 1837 по 1845 годы; после 1845 года. Большая часть содержания законодательных актов, регламентирующих деятельность губернских учреждений, посвящена документированию и организации работы с документами, кроме того, отражает вопросы, касающиеся комплектования штатов административных структур губернии.

8. В ходе работы над исследованием проведен комплексный анализ архивных документов крупного регионального архива. В результате проанализированы тенденции формирования видового состава документов и порядок организации делопроизводства в пермских губернских учреждениях. Результаты диссертационного исследования могут быть полезны исследователям по вопросам истории российской государственности и делопроизводства, а также преподавателям направления подготовки «Документоведение и архивоведение».

Таким образом, предпринятый анализ делопроизводства, отражающий деятельность аппарата пермских губернаторов и губернских учреждений на разных этапах изучаемого периода, позволяет утверждать, что в Прикамье получили воплощение традиции, аналогичные другим регионам Российской империи в части появления, функционирования и оформления определенных видов документов, организации работы с ними.

Анализ организации делопроизводства губернских административных учреждений в конце XVIII – начале XX вв. показывает стремление центральной власти жестко регламентировать и, в тоже время, рационализировать процессы делопроизводства. Законодательное разграничение функций учреждений и должностных лиц, регламентация информационных и документационных связей при выполнении данных функций создают необходимые условия для оптимизации документооборота.

В то же время, губернское делопроизводство показывает вторичность документирования и документооборота по отношению к системе управления, что доказывает положение рабочей гипотезы. Исследование закономерностей развития делопроизводства устанавливает корреляцию между системой делопроизводства и системой управления.

Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора:

Статьи и публикации в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Подоплелова, Н.Н. Нормативно-правовая база документирования Деятельности местных административных учреждений в период с XVIII до начала ХХ в. / Н.Н. Подоплелова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: науч. журн. – СПб, 2008. – № 38 (82): Аспирантские тетради, ч. 1. (Общественные науки). – С. 280–284.

2. Подоплелова, Н.Н. Видовая классификация документов губернской администрации в период с XVIII до начала ХХ в. (на примере аппарата Пермского губернатора) / Н.Н. Подоплелова // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2009. – № 11 – С. 301–307.

Статьи и публикации в других научных изданиях:

3. Подоплелова, Н.Н. Законодательные и нормативные документы как источник изучения истории государственных учреждений / Н.Н. Подоплелова // Документация в информационном обществе: административная реформа и управление документацией : сб. докл. и сообщ. ХI Междунар. науч.-практ. конф. 23-25 нояб. 2004 г. / Росархив. ВНИИДАД. – М, 2005. – С. 348–356.

4. Подоплелова, Н. Н.Документы Государственного архива Пермской области как источники изучения истории местного государственного управления / Н.Н. Подоплелова // Архивы в региональном информационном пространстве: материалы межрегион. науч.-практ. интернет-конф. Пермь, март – дек., 2004 г. – Пермь, 2006. – С. 82–85.

5. Подоплелова, Н.Н. Значение курса «История и современное состояние государственных учреждений России» в формировании профессиональных знаний студентов-документоведов / Н.Н. Подоплелова // Документация в информационном обществе: законодательство и стандарты: докл. и сообщ. на XII междунар. науч.-практ. конф., Москва, 22–24 нояб. 2005 г. / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2006. – С. 423–424.

6. Подоплелова, Н.Н. Государственная регламентация делопроизводства губернской администрации (XVIII–XIX вв.) / Н.Н. Подоплелова // Библиотечное дело в рамках регионального развития: исторический аспект: краев. науч.-практ. конф. Пермь 2930 окт. 2009 г. – Пермь, 2010. – С. 45 – 61.

7. Подоплелова, Н.Н. Система распорядительной документации пермских губернаторов конца XVIII – начала XX вв. / Н.Н. Подоплелова // Документные ресурсы общества: проблемы исследования и преподавания: сб. науч. ст. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2011. – С. 100114.

8. Подоплелова, Н.Н. Профессиональная реализация студентов через интерактивные подходы в методике преподавания курса "Организация и технология ДОУ" (на примере курса «История организации делопроизводства в дореволюционной России») / Н.Н. Подоплелова // Документные ресурсы общества: проблемы исследования и преподавания: сб. науч. ст. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2011. – С. 160165.

9. Подоплелова, Н.Н. Документирование управленческой деятельности Пермского губернского приказа общественного призрения / Н.Н. Подоплелова // Делопроизводство, 2013 – № 2. – С. 86-89.


Подписано в печать 18.11.2013 г.

Формат 60х90/16. Заказ 1744. Тираж 100 экз.

Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов.



Отпечатано в ООО «ФЭД+», Москва, Ленинский пр. 42, тел. (495 774-26-96)


1 Ларин, М.В. Управление документацией в организациях / ВНИИДАД. - М., 2002. - С. 87.

2 Банасюкевич, В.Д. Функции управленческих документов // Терминологические проблемы в области докумен­товедения и архивоведения: тез. Сообщений к теоретическому семинару / ВНИИДАД. – М. .1973. – С.69

3 Ларин, М.В. Управление документацией в организациях / ВНИИДАД. – М., 2002. – С.87. Сокова, А.Н. О создании русской традиционной формы документа в делопроизводстве госучреждений XVIII – XIX вв. // Труды ВНИИДАД. – М., 1974. – Т.V. – Ч.1. – 206 – 236. Вялова, Л.М. К вопросу эволюции управленческого документа (на примере документов центральных органов управления дореволюционной России) // Массо­вые документы и проблемы архивоведения. Сб. науч. тр. / Главархив СССР. ВНИИДАД. – М., 1986. – С.140-154.

4 Сперанский, М.М. Руководство к познанию законов. СПб.: Наука, 2002. 678 с.; Русанов, Ф.А. Канцелярский самоучитель или краткое руководство к познанию делопроизводства присутственных мест с прибавлением форм переписки и канцелярских документов. М., 1839. 186 с; Зосимский, К.А. Руководство к изучению форм и порядка делопроизводства. 2-е изд. СПб., 1855. 308 с.; Вельбрехт, В.Н. Общие основы русского делопроизводства с приложением основных форм. — СПб., 1854. Рихтер, И.И. Свод нормальных классификаций делопроизводства и делохранения казенных железных до­рог (по десятичной системе). – СПб., 1914.

5 Варадинов, Н.В. Делопроизводство или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел с приложением к оным образцов и форм: в 2 т. СПб.: С.П. Лоскутов, 1857; Его же. Делопроизводство: Руководство к сост. всех родов деловых бумаг и актов, по данным формам и образцам: в 4 ч. СПб.: Тип. Ретгера и Шнейдера, 1873.

6 Митяев, К.Г. Теория и практика архивного дела. / МГИАИ. - М.,1946. Митяев, К.Г. История и организация делопроизводства в дореволюционной России. - М.,1956. Митяев, К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. / МГИАИ. - М.,1959

7 История делопроизводства в СССР. / Под ред. Я.З.Лившица, В.А. Цикулина. М., 1974; Илю­шенко, М. П., Кузнецова, Т.В. Формуляр документа. М., 1986. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1993; Источниковедение: Теория. Исто­рия. Метод. Источники российской истории. / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Меду­шевская, М.Ф. Румянцева. М.,1998.

8 Лукашевич, А.А. Развитие губернской делопроизводственной документации 70 – 90-х гг. XVIII в. Авто­реф. диссер. на соиск. учен. степ. к. и.н. 05.25.02. «Документалистика, документоведение и архивоведение». М., 1995. Вялова, Л.М. Организация делопроизводства центральных органов управления в законодательных актах Российской империи первой половины XIX века. Дис... канд. истор. наук. М., 1987. Виноградова, Т. В. Организация делопроизводства губернских административных учреждений Российской империи в первой половине XIX века: на материалах Олонецкой губернии. Автореф. диссер. на соиск. учен. степ. к. и. н. 05.25.02. «Документалистика, документоведение и архивоведение».- М., 2004. Русакова, С.В. Эволюция сис­темы документирования деятельности губернских учреждений XVIII – начала XIX вв. (по документам ГАТО). Автореф. диссер. на соиск. учен. степ. к. и.н. 05.25.02. «Документалистика, документоведение и ар­хивоведение».- М, 2006. Глотова, С. А. Возникновение и развитие распорядительной документации в России в XVI – начале XX вв. : автореф. дис. … канд. ист. наук : 05.25.02. – М., 2011.

9 Кузнецова, Т.В. Делопроизводство как отражение системы и технологии управления / Документация в инф. обществе: Доклады и сообщения на 9-й Международной науч.- прак. конф. 5-6 дек. 2002г. – М., 2003. – С.19-22. Чернышев, С.В. «Генеральный регламент» - начало системат. исп. архив. матер. в делопроизводстве. – Там же. – С.232-233. Русакова, С.В. Особенности регулирования документирования в России в XIX веке. / Документация в инф. обществе: Доклады и сообщения на 10-й Международной науч.- прак. конф. 25-26 дек. 2003г. – М., 2004. – С.312-316. Красов, А.Д. Из истории документирования прохождения государственной службы в Российской империи / Документация в инф. обществе: Доклады и сообщения на 11-й Международной науч.- прак. конф. 23-25 нояб. 2004г. – М., 2005. – С.28-37. Емышева, Е.М. Регулирование вопросов делопроизводства в росс. законодательстве в первой четверти XVIII века империи / Документация в инф. обществе: Доклады и сообщения на 12-й Международной науч.- прак. конф. 22-23 нояб. 2005г. – М., 2006. – С.115-120. Васютинская, О.В. Организационные документы XV-XVII веков. – Там же. – С.201-204. Булюлина, Е.В. История российского делопроизводства в контексте проблем преподавания архивоведческих и документоведческих дисциплин. – Там же. – С.425-428.

10 Многие публикации профильных журналов "Делопроизводство", «Отечественные архивы» и других, помимо ориентации на решение актуальных проблем документационного обеспечения управления в современных условиях, содержат материалы по истории делопроизводства. Например: Виноградова, Т. В. Законодательные акты первой половины XIX века об организации и делопроизвод­стве губернских правлений // Делопроизводство - 1999. № 2. С. 83 - 87. Виноградова, Т. В. Деятельность Ко­миссии по разбору архивных дел олонецкого губернского правления в контексте проблем ведомственного хранения документов в первой половине XIX в. // Делопроизводство - 2004. № 1. С. 95 – 102. Емышева, Е.М. Генеральный регла­мент – начало законодательного регулирования системы организации управления и делопроизводства. // Делопроизводство – 2003. - №1. – С.103-110. Янковая, В.Ф. Русское делопроизводство в сборниках образцов документов конца XIX – начала XX вв. // «Отечественные архивы»– 1989. - №4. – С.12-13.

11 Шепелев, Л.Е. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов в государственных учреждениях XIX – нач. XX вв. // Источниковедение отечественной истории. 1975. М., 1976. С. 262 – 265; Он же. Некоторые проблемы источниковедческого и историко-вспомогательного изучения делопроизводственных документов XIX - нач. XX вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XV. Л., 1983. С. 24 – 51. Т. XVI. Л., 1985. С. 31 – 61. Литвак, Б.Г. О достоверности сведений губернаторских отчетов XIX в. // Источниковедение отечественной истории. 1976. М., 1977. С. 125 - 144; Он же. Очерки источниковедения массовой документации XIX - нач. XX вв. // Источниковедение отечественной истории за 1976 г. М., 1977. С. 125 – 144.

12 Материалы межрегиональной НПК «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества». – Пермь, изд-во «Пушка», 2006. – 364с. Подоплелова, Н.Н. Документы Государственного архива Пермской области как источники изучения истории местного государственного управления / Архивы в региональном информационном пространстве: Материалы межрегиональной науч.-практич. интернет-конф. Пермь, март-декабрь, 2004 г. – Пермь, 2006. – С.82-85. Там же: Мальгина, У.С. Документирование деятельности пермских губернаторов дореволюционной России (по материалам ГАПО). – С. 164-169.

13 Градовский, А.Д. История местного управления в России. Т.2. - СПБ,1899. – Собр. соч., т.2. Ключев­ский, В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.. – Минск, М., - 2000. Ключевский, В.О. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.V. Курс русской истории. Ч.V. –М.,1989. Соловьев, С.М. История России с древ­нейших времен. Кн.3, т.XII. – М, 1854. – 699 с. Чичерин, Б.В. Областные учреждения в России в 17 веке. – М.,1890. Чичерин, Б.Н. Бюрократия и земство. – М.,1903. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки. Части 1-3. – М., 1894-1898

14 Богословский, М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в 17 веке. Т.1-2. – М., 1909-1912. Богослов­ский, М.М. Областная реформа Петра Великого. – М., 1902. Дитятин, И.И. Устройство и управление горо­дов России. Т.1-2. – СПб, 1875-1877.

15 Андреевский, И.Е. О наместниках, воеводах и губернаторах. – СПб.,1864. Джаншиев, Гр. Эпоха великих реформ. Исторические справки. – Изд. 10-е, доп., посмертное 2-е изд. Литер.фонда. - СПб., 1907. – 1 портр. + VXX + 855 + IХ с. Лохвицкий, А.В. Губерния, ее земские правительственные учреждения. Ч.1. Централизация. История губернии. Административное разделение России. Территория губернии. Земские учреждения. Пра­вительственные учреждения. – СПб. : Тип. И.Бочкарева, 1864. – 225с. Блинов, И.А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. – СПб, 1905.

16 Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т.I-II. – Изд. 8-е. – СПб.,1914 Готье, Ю.В. История област­ного управления в России от Петра I до Екатерины П. Т.1. – М.,1913. - М., 1941. Григорьев В.Г. Реформа ме­стного управления при Екатерине П. - М., 1910. Ивановский, В.В. Русское государственное право. Т.1 – Ка­зань, 1896. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов на Дону, 1995.

17 Гармиза, В.В. Подготовка земской реформы 1864г. – М.:Изд-во МГУ, 1957. – 264с. Гармиза, В.В. Земская реформа и земство в исторической литературе // История СССР. – 1960. - №5. – С.82-107. Захарова, Л.Г. Земская контрреформа 1890г. / Под ред. П.А.Зайончковского. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 178с. Чернуха, В.Г. Внутренняя плитика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIXв. / В.Г.Чернуха; Под ред.Р.Ш.Ганелина. – Л.: Наука, Ленингр. Отд-ние, 1978. – 248с.

18 Зайончковский, П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. – М.: Мысль, 1978. – 288с. Зайончковский, П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (Полит реакция 80-х – начала 90-х годов). – М.: Мысль, 1970. – 444с. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотир. Указ. Книг и публикаций в журналах: / Науч.руковод. П.А.Зайончковский. Т.1-4. – М.: Книга, 1976-1978. Справочники по истории доре­волюционной России: Библиографический указатель. – 2-е изд., пересм. и доп. / Науч. руковод. П.А.Зайончковского.- М.: Книга, 1978 – 640с.

19 Ерошкин, Н.П. Очерки истории гос. учреждений дореволюционной России. – М.:Учпедгиз, 1960. – 359с.; Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений Росии до Великой Октябрьской соц. революции. – М, 1965. – 417с.; Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России (Научно-педагогические труды). Изд.5-е, доп.. - Москва: РГГУ, 2008 - 710 с.; Ерошкин, Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина 19 века). – М., 1981. Ерошкин, Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России (1800-1860гг.). – М., 1985.; Ерошкин, Н.П. Самодержавие накануне краха. – М.: Просвещение, 1975. – 160с.

20 Коржихина, Т.П., Сенин, А.С. История Российской государственности. – М.: Интертракс, 1995. Архипова, Т.Г., Румянцева, М.Ф., Сенин, А.С. История государственной службы России. XVIII-XX век: Учеб.пособие. – М.: РГГУ, 2000, 230с.

21 Женина, Л. В. Земства Урала: взаимодействие с властными структурами и обществом (1890–1907 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. – Пермь, 2000. – 23 с. Богатырева, О.Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861- февраль 1917 г.): Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 Екатеринбург, 2004. - 434 с. Любичанковский, С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала, 1892 - 1914 гг.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02. - Санкт-Петербург, 2008. - 839 с., 30 ил.


22 Административно-территориальное устройство России. История и современность. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 320с. – (Архив)

23 Смышляев, Д.Д. Источники и пособия для изучения Пермского края: Материалы для указателя книг и статей, заключающих в себе сведения о Пермской губернии. – Пермь: Тип.губ.земской управы, 1876. – 282с. Смышляев, Д.Д. Материалы для истории Пермской губернии и города Перми. – Пермские губ.ведомости, 1883, №№ 1-3. Смышляев, Д.Д. Указатель статей, касающихся Пермской губернии и напечатанных в неофициальном отделе Пермских губернских ведомостей в течение 1881-1884гг. Вып.2. Смышляев, Д.Д. Сборник статей Пермской губернии. Изд.автора. – Пермь: Типо-литография губернского правления, 1891. – 300с. Справочный указатель статей, напечатанных в неофициальной части Пермских губернских ведомостей в 1882г. С некоторыми библиографическими примечаниями / Сост. А.А. Дмитриев. – Пермь, Тип. губ. правления, 1883. – 27с. Ушаков, А.А. Как управлялся Пермский край раньше и как управляется теперь: Попул.очерк. – Пермь: Кн. Изд-во, 1958. – 94с. Библиографический указатель памятных деятелей Пермского края. Перм. Губерн. ученая Арх. комиссия – печатается по постановлению Перм. ученой Арх. комисии от 5 февраля 1902г. – Пермь, б. г. – Вып.1: 30 очерков А.А.Дмитриева. – 50с.

24 Полное собрание законов Российской империи. 1825-1881. – 2-е изд. – СПб.:1830-1884. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти томах. – М.:Юрид лит., 1984. Свод законов Российской империи, дополненный по продолжениям 1906, 1908, 1909, 1910гг. и позднейшими узаконениями 1911 и 1912гг. / Под ред. А.А.Добровольского. Кн. Первая. Т. 1-4. СПб., 1913. Свод законов Российской империи.– Т.II. – Учреждение властей и мест губернского управления. – СПБ.,1832.

Наибольший интерес представляет «Свод законов Российской империи» - систематическое собрание действующих законов с 1649 по 1917 годы. Свод построен по тематическому принципу, в соответствии с которым разделен на тома и части. Полностью «Свод законов…» издавался в 1832, 1842 и в 1857 годах. Во 2-й том «Свода законов Российской империи» 1832 года вошли законы, касающиеся местного управления. Том получил название «Учреждения губернские». Второе издание «Свода…» вышло в 1842 году, в его состав вошли, помимо прочих законодательных актов в сфере губернских учреждений, нормы «Наказа гражданским губернаторам» и «Положения о порядке производства дел в губернских правлениях» 1837 г. Второй том третьего издания «Свода…» 1857 года тоже касается системы местных государственных учреждений, но состоит уже из двух частей: Часть первая. Общее губернское управление; Часть вторая. Особенные губернские учреждения. В издание 1857 г. вошел один из основополагающих законов деятельности губернских учреждений середины XIX века - «Учреждения губернских правлений» 1845 года.



25 Указом Петра I от 18 декабря 1708 года «О учреждении губерний и расписании к ним городов» взамен административно-территориального деления страны на уезды, волости и города были введены губернии: «Великий Государь указал по Именному Своему Великого Государя указу, в Своем Велико, Российского Государства для всенародной, пользы учинить 8 губерний, и к ним расписать города».

26 Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года / Воскресенский Н. А. // Законодательные акты Петра I. – М.: Академия наук СССР, 1945.

27 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IX. - № 6164. – С. 94-112.

28 ПСЗ РИ. Собр. I. Т.XVI. №12137.

29 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. ХХ. № 14392.

30 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXI. № 24686.

31 «Наказ гражданским губернаторам» 1837 г., «Положение о порядке производства дел в губернских правлениях» 1837 г. и «Штаты губернских и уездных учреждений». ПСЗ РИ. Собр.II. Т. XII. Отд. 1. № 10 303. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. Отд. 1. № 10 304.

32 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. ХХ. Отд. 1. № 18580.

33 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXIX. Отд. 1-е. № 40457. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года (принятое первым в ряду реформ после отмены крепостного права) дает возможность судить не только о специфике организации и деятельности земств, но позволяет поставить вопрос об их месте в структуре российского управления, определить характер взаимоотношений между земствами и административной властью. ПСЗ РИ. Собр. II Т. 45. № 48498. «Городовое положение» 1870 года (близкое по своему содержанию земской реформе) закрепляло систему органов городского общественного управления, регламентировало их состав и функции. ПСЗ РИ. Собр. III. Т.1. №350. Однако период преобразований длился недолго. Первым в череде контрреформ можно назвать Положение Комитета Министров от 1881г. «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», предоставившим губернаторам практически неограниченную власть в пределах своих территорий.

34 Фонд 36 - Пермское губернское правление насчитывает 2804 единиц хранения. Документы вышестоящих организаций представлены Указами Сената и Синода, циркулярами МВД. Фонд содержит предписания и циркуляры губернатора. В Пермском губернском правлении издавались постановления и предписания, принятые в ходе заседаний и зафиксированные в Журналах заседаний правления за 1799-1916 гг. Внутреннюю документацию правления составляют личные дела, формулярные списки губернаторов и чиновников губернии; требовательные ведомости на выдачу жалованья; Журналы входящих документов; Алфавиты и описи дел. Документы переписки Правления представлены следующим образом: в вышестоящие инстанции (Сенат, Министерство внутренних дел) отсылались рапорты, сведения, доношения; с уездным уровнем управления Губернское Правление общалось посредством предложений, уведомлений, получая от них соответственно рапорты; документы переписки с частными лицами – прошения.

35 Документы фонда 65 ГАПК - Канцелярия Пермского губернатора Министерства внутренних дел (4388 ед. хр. 1723 - 1918 гг.) - условно можно разделить на несколько групп в соответствии с их функциональным назначением и статусом. Первая группа из них представлена документами высших и центральных органов управления. Это - Указы Сената и предписания, циркуляры, обязательные постановления, инструкции МВД, Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Военного министерства, Министерства народного просвещения. Циркуляры, предписания, обязательные постановления губернатора составляют еще одну группу документов фонда. В отдельную группу можно выделить также переписку губернатора с подчиненными ему административными учреждениями. Кроме того, в составе указанных фондов хранятся документы, отражающие взаимоотношения губернатора с государственными учреждениями административно-территориальных образований губернии - рапорты городничих и полицмейстеров, уездных исправников, уездных земских судов. Обращения жителей региона в органы местной государственной власти представлены прошениями граждан.

36 Фонд 111 - «Пермская казенная палата Министерства финансов содержит свыше 8 тысяч дел. Распорядительная документация о деятельности Пермской казенной палаты представлена соответствующей группой документов, в состав которой входят - Указы Сената, циркуляры, предписания и распоряжения Министерства финансов, а также самой казенной палаты. В документах фонда сохранилось незначительное количество протоколов и журналов заседаний общего присутствия Пермской казенной палаты.

37 Фонд 82 - Пермский губернский приказ общественного призрения содержит 120 единиц хранения за 1781 - 1870 гг. В составе фонда представлены документы вышестоящих организаций (Указы Сената, предписания и распоряжения Министерства внутренних дел и Министерства финансов), предписания, циркуляры, сообщения губернатора. Особенности взаимоотношений Приказа общественного призрения с органами власти и управления отражает его переписка с наместническим и губернским правлением, казенной палатой, городничими, нижними земскими судами и подведомственными приказу учреждениями. Структуру Приказа и направления его деятельности можно определить в сохранившихся документах - штатном расписании приказа; послужных списках служащих приказа и подведомственных учреждений; журналах заседаний.

38 Устав о службе по определению от правительства или Устав о службе гражданской (1832 г.; последующие издания 1842 и 1857 годов) был введён в царствование Николая I и подробно регламентировал организацию служебной деятельности в гражданских государственных учреждениях Российской империи. – см.: Свод законов Российской империи. Т. III. Ч. I. В 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Исследование организации делопроизводства губернских административных учреждений российской империи
445.29kb. 1 стр.

Т. С. Волкова, Ю. Б. Шувалова сословия российской империи учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения (бакалавриат)
570.83kb. 2 стр.

Департамент полиции Российской империи состоял из следующих подразделений: Особый отдел, девять делопроизводств и секретная часть
125.92kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017