kabobo.ru Исследование икт в школьном образовании
страница 1
А.Л. Семенов (Московский институт открытого образования

Международное сравнительное исследование ИКТ в школьном образовании
Второе международное исследование ИКТ в школьном образовании (SITES2006) проходило осенью 2006 года. Исследование проводили организации, вовлеченные и в другие аналогичные исследования, в частности, IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements), которая проводит и такие исследования как Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS), Trends in Mathematic and Science Study (TIMSS). Исследование прошло в 22 странах и регионах:

Далее, под словом «страна» мы понимаем также и регион из списка. Выбор достаточно представителен, чтобы можно было делать выводы о месте России в процессе информатизации школы, идущем во всем мире. В каждой стране исследование проводилось национальными организациями и координировалось национальными координаторами. В РФ национальными организациями были Секция информатики РАН и Московский институт открытого образования, координатором – А. Л. Семенов. Исследование в РФ было проведено в рамках (и получило финансирование от) проекта «Информатизация системы образования» (Минобрнауки, оператор НФПК), в Москве было поддержано грантом Правительства Москвы.
Само исследование включало следующие этапы:

  1. Создание системы вопросников

  2. Формирование в каждой стране представительной выборки школ (учреждений общего образования)

  3. Рассылка вопросников по выбранным школам

  4. Ответ на вопросники

  5. Сбор ответов и ввод их в единую базу данных

  6. Централизованный анализ результатов

Три вопросника, примерно по 40 вопросов, предназначены для ответа на них в каждой школе:

  1. директора

  2. координатора ИКТ

  3. учителей, ведущих математику и естественно-научные дисциплины в 8 классе

Большинство вопросов предполагало выбор из четырех ответов (например: абсолютно не согласны, не согласны, согласны, безусловно согласны). Были также вопросы, предполагающие краткий ответ, а также вопрос с подробным ответом, описывающий опыт успешного применения ИКТ. Ожидаемое время ответа на вопросник – около 40 мин, жестко не регламентировалось.
Содержание вопросника охватывало, прежде всего, педагогические аспекты проблемы и лишь во вторую очередь – технологические. Значительное число вопросов было ориентировано на анализ педагогических установок учителя и педагогической практики, как относящихся к ИКТ, так и имеющих отношение к педагогическим технологиям и организации учебного процесса в целом.
В соответствии с форматом исследования, в РФ было отобрано около 400 школ в 49 регионах. Такое же количество школ было выбрано в Москве. По регионам России вопросники рассылались, и ответы собирались в бумажной форме, в Москве – через Интернет. (Обе процедуры считались допустимыми в рамках исследования.)
Как результаты исследования по России, так и сравнение российских результатов с результатами других стран и между собой (Россия – Москва), позволяют сделать ряд выводов, иногда и достаточно неожиданных. Далее приводится несколько примеров. На круглом столе будут представлены печатные материалы с более широким спектром данных. Если говорить о целостном паттерне, то Россия по всему комплексу показателей более всего напоминает Таиланд.

В связи с задачами Приоритетного национального проекта «Образование» представляют интерес данные о формировании навыков ответственного поведения учащихся в Интернете. В большинстве стран более 50% директоров школ (включая директоров московских школ) придают большое значение этой проблеме. Вместе с тем, в ряде стран (в частности, в Южной Африке, в РФ и, в меньшей степени, в Израиле) значительное число директоров школ не обращает внимания на эту проблему.

Педагоги разных стран хорошо знакомы, как с основными ориентирами современной мировой педагогики, так и с некоторыми базовыми вариантами применения ИКТ в школе. Для Москвы эти показатели соответствуют средним, для России характерна несколько более традиционная установка директоров. В российской и московской выборке активную позицию в стимулировании учителей к реализации новых педагогических подходов занимает соответственно около 15% и 20% директоров (при этом заявили о своей твердой приверженности преобразованиям соответственно 23% и 36% директоров). В данном круге вопросов данные по Москве существенно превосходят РФ в отношении поддержки проектной и самостоятельной информационной деятельности учащихся.
Около 20% директоров в России активно поддерживает введение процедур самооценки и исследовательских методов в обучении. Во всех странах пока нельзя говорить не только об общепризнанных формах, способах и процедурах оценивания, но даже и об устойчивых предпочтениях в рамках национальных образовательных систем, однако использование ИКТ в процедурах оценивания считается перспективным.
В Чили, Тайване, Израиле, Литве, Словении и Таиланде, ИКТ рассматривается как катализатор перемен многими директорами школ, в других странах (Каталония (Испания), Финляндия, Япония) директора школ не придают ИКТ такого значения. В РФ убеждения в том, что ИКТ несет перемены в образовании, придерживается примерно треть директоров, в Москве их свыше 40%.

Общественные ожидания (в частности, ожидания родителей) в Чили, Таиланде играют важную роль в принятии решения об использовании ИКТ, в то время как в Каталонии (Испания), Франции, Гонконге, Сингапуре, в обеих провинциях Канады их роль не столь велика. И в РФ, и в Москве только около трети директоров (соответственно 29% и 34%) испытывают влияние общественного мнения в принятии решения об использовании ИКТ.

Имеется значительное различие в обеспечении школ средствами ИКТ. Так, в Альберте (Канада) и Норвегии соотношение «учащиеся:компьютеры» меньше 5 в более, чем половине школ. В Дании, Финляндии, Франции, Японии, Гонконге, провинции Онтарио и Сингапуре – это соотношение меньше 10. Многие страны еще не достигли такого состояния (Италия, Российская Федерация, Москва, Словацкая Республика, Южная Африка и Таиланд). Существенное различие между Москвой и РФ имеется только в доле школ, где число учащихся на один компьютер меньше пяти – в РФ в среднем такие школы практически отсутствуют, а в Москве их число ощутимо – около 5%. Наличие школ с такой «ИКТ-насыщенной средой» (компьютерами и цифровым учебным оборудованием) позволяет отрабатывать педагогические модели, основанные на постоянном и интенсивном использовании средств ИКТ.
Исследование показало, что осенью 2006 г. только Южная Африка имела худшие, чем Россия и Москва показатели доступа учащихся со школьных компьютеров к Интернету. Очевидно, сейчас ситуация существенно улучшилась.
Исследование также выявило существенные различия в оснащении школ, средствами ИКТ, кроме компьютеров: проекторами, цифровыми измерительными приборами и т. д., наличие которых принципиально для применения ИКТ в различных дисциплинах. Москва здесь находится на среднемировом уровне, например, в Москве проекторы не имеет только 18% школ, и почти в половине школ есть несколько проекторов. В Российской Федерации в двух третях школ проекторы полностью отсутствуют.

Вот несколько данных о цифровых образовательных ресурсах:




На основании результатов исследования можно сформулировать некоторые предложения, которые будут обсуждены в рамках Круглого стола.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Исследование икт в школьном образовании
60.07kb. 1 стр.

Исследование издательство
5984.15kb. 15 стр.

Урок исследование 8 класс Наш образ жизни Учитель биологии первой категории Абакумова Г. Ю
79.83kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017