kabobo.ru Геннадий михайлович
страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5
ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ

ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Решение проблемы обусловило необходимость исследования энергетики, особенностей мышечной координации, эффективности различных способов педа­лирования и их сочетаний для достижения высшей соревновательной работоспо­собности велосипедистов.



Предметом исследования были:

  1. В условиях лаборатории: энергетическая стоимость педалирования (по данным газообмена), активность мышц (по данным миографии), характер разви­ваемых усилий и их эффективности (по данным динамографии), продолжитель­ность педалирования в заданных условиях - для различных способов педалирова­ния и их сочетаний.

  2. В условиях естественного педагогического эксперимента: сравнительная эффективность импульсного и кругового способов в индивидуальной гонке пре­следования на 4 км, то же - на длинной дистанции (гонка на продолжительность удержания скорости 40 км/час при частоте педалирования 90 об/мин), то же - для соревновательных условий - в индивидуальной гонке на 25 км (трек).

  3. В условиях соревнований с участием гонщиков экстра-класса - проверка эффективности вариантов, выявленных в ходе эксперимента.



  1. Автоэксперимент.

  2. Эксперимент с участием гонщиков экстра-класса.

Эти эксперименты должны были показать эффективность применения выяв­ленных нами способов педалирования для достижения абсолютно высших резуль­татов в официальных соревнованиях Всесоюзного и международного календаря.

Были получены следующие результаты:



  1. При круговом способе педалирования суммарная электрическая актив­ность 12 регистрируемых групп мышц на 9,2% меньше, чем при импульсном (р < 0,05), что свидетельствует о большей экономичности кругового способа.

  2. Данные газообмена свидетельствуют о том, что круговой способ педали­рования позволяет добиваться намеченной мощности при наименьших затратах энергии: 02 - запрос при круговом педалировании на 4,6 мл/Кг/мин меньше, чем при импульсном (р < 0,05). Сочетание кругового и инерционного способов эконо­мичнее, чем при круговом педалировании: 02 - запрос при круговом на 0,9 мл/Кг/мин больше (р < 0,05).

Переключение с одного способа на другой не требует дополнительных энер­готрат: различия между величинами 02 - запроса при сочетании импульсного и кругового педалирования с чередованием способов через 1 минуту и средней арифметической каждого из этих способов статистически недостоверны (р > 0,05).

Данные исследования показателей газообмена позволяют утверждать, что круговой способ педалирования позволяет добиваться намеченной мощности педа­лирования при наименьших энерготратах, следовательно, при максимальной энер­гоотдаче получать высшую мощность работы, или, что то же самое, высшую ско­рость гонщика. Это ориентирует на применение кругового педалирования при не­обходимости обеспечить высшую скорость: при стартовом разгоне и дистанцион­ном рывке, финишном ускорении и т.п.

Сочетание кругового и инерционного педалирования позволяет обеспечить наибольшую экономичность энерготрат. Это значит, что для обеспечения высшей крейсерской скорости прохождения дистанции следует применять названное соче­тание способов педалирования (соотношение конкретизируется в зависимости от особенностей ситуации гонки).

3. По данным динамографических исследований можно утверждать, что кру­говой способ имеет целый ряд преимуществ перед импульсным. Об этом свиде­тельствует меньшая величина суммарно составляющих усилий: 63,4 ± 4,46 кг (кру­говой), 79,2 ± 5,76 (импульсный) (р < 0,05). Во-вторых, меньше и радиальная со­ставляющая усилия: 26,6 ± 3,65 кг и 45,4 ±5,22 кг соответственно (р < 0,05); в третьих, в пользу кругового способа свидетельствует сравнение показателя КИИС: 87,5% и 70,1% соответственно (р < 0,05). Исследование динамики суммарных мак­симальных векторных усилий в обоих способах педалирования подтверждает большую экономичность кругового педалирования.

4. Исследование продолжительности выполнения работы в стандартных условиях в зависимости от способа педалирования показали, что наименьшая длительность характерна для импульсного, а наибольшая - для сочетания кругового i инерционного способов педалирования - соответственно 31 мин 45 сек и 48 мин U сек, т.е. на 35,4% дольше (р < 0,05).

Серия лабораторных экспериментов по всем зарегистрированным показате­лям подтвердила вывод о наибольшей эффективности кругового педалирования по показателю мощности на единицу работы и преимущество сочетания кругового и инерционного способов по критерию экономичности энерготрат.

Результаты, полученные в лабораторных экспериментах, были проверены в условиях естественного педагогического эксперимента: а) в условиях тренировоч­ных занятий и б) в условиях официальных соревнований высшего уровня (на поби­тие рекордов).

Результаты сравнения эффективности импульсного и кругового способов педалирования в индивидуальной гонке преследования на 4 км показали преиму­щество способа в двух вариантах последовательности их применения в двухднев­ном испытании: когда первым испытывался в первый день импульсный и во вто­рой день - круговой способ педалирования и в обратной последовательности. Сум­марные средние показатели 2-х дней испытаний показывают преимущество круго­вого способа для трековых велосипедов 6,7%, для шоссейных - 7,0% (различия в обеих случаях достоверны, р < 0,05).

Второй из этой серии экспериментов должен был выявить сравнительную эффективность способов педалирования и их сочетания в гонке на треке на дли­тельность поддержания скорости 40 км/час при обусловленной частоте педалиро­вания 90 об/мин. Было установлено, что импульсный способ позволяет поддержи­вать заданную скорость в течение 46 мин 39 сек ± 1мин 07сек. Круговой способ позволил поддерживать скорость 40 км/час в течение более длительного времени -55 мин 10 сек ± 1мин.14 сек на 18,2% дольше, чем импульсный (р < 0,05). Самое длительное поддержание заданной скорости выявлено при сочетании кругового и инерционного способов - 59 мин 49 сек, что на 8,4% больше, чем при круговом и на 21,4%, чем при импульсном педалировании (р < 0,05 в обеих случаях). Таким образом, преимущество кругового способа перед импульсным и сочетания круго­вого с инерционным при выполнении работы аэробной направленности "до отказа" также подтверждена.

В третьем эксперименте в условиях тренировочной деятельности те же зада­чи решались для выявления максимальной средней скорости прохождения дистан­ции 25 км на треке (индивидуальная гонка). Фиксировалось время прохождения дистанции. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что:



Результаты, полученные в естественном эксперименте, подтвердили выводы, сделанные по результатам лабораторных опытов, описанных в разделе 3.1.3. дис­сертации.

Проверка результатов эксперимента была проведена с участием гонщиков экстра-класса в соревнованиях на побитие рекордов. Испытывалась эффективность сочетания кругового и инерционного способов. В автоэксперименте (1955-57 г.г.) автору диссертации удалось установить 1 мировой и 5 всесоюзных рекордов в гон­ке на 100 км на треке. В дальнейшем (1963-1971 г.г.) ученик автора, заслуженный мастер спорта С. Терещенков установил 3 рекорда СССР (дистанции 4 км, 10 км, 5 км), а Д. Полищук - 2 рекорда СССР (гонка 1 час, 100 км), все эти рекорды были установлены при сочетании кругового и инерционного педалирования по схеме, впервые выявленным в эксперименте и оправдавшим себя в практической соревно­вательной деятельности.

Выявление эффективности способов педалирования и вариантов их сочета­ния для обеспечения высшей соревновательной работоспособности поставило но­вую проблему: разработка методики обучения круговому и инерционному спосо­бам педалирования.

Эффективные способы педалирования обеспечиваются специфическими усилиями работающих мышц в специфической координации, что требует специ­альной физической подготовки, для обеспечения которой был разработан комплекс упражнений глобального, регионального и локального воздействия, как обще-, так и специально-подготовительных, для использования в подготовительном и сорев­новательном периодах подготовки, всего более 100 упражнений.

В качестве основного средства обучения круговому и инерционному педали­рованию было предложено педалирование одной ногой и его различные варианты (всего более 60 упражнений). Проведенный эксперимент показал эффективность предложенной методики в сравнении с общепринятыми способами обучения. К на­чалу соревновательного периода у испытуемых экспериментальной группы были выявлены статистически значимые различия в качестве педалирования изучавши­мися способами и в потреблении 02. Перед главными соревнованиями сезона ста­тистически значимое преимущество было выявлено у испытуемых эксперимен­тальной группы по всем исследуемым показателям: количеству технических оши­бок, потреблению 02, КИИС (соответственно в Э - группе и в К - группе: 32,24 ± 4,8 и 117,08 ± 4,7; 43,96 ± 0,16 и 45,38 ± 0,13; 86,04 ± 1,61 и 77,34 ± 0,96 - во всех случаях р < 0,05). Приведенные данные свидетельствуют о более высокой эффек­тивности обучения технике кругового и инерционного педалирования в экспери­ментальной группе.

Обследование, проведенное после 2-х месячного активного отдыха показало, что сформированные навыки техники педалирования в Э - группе более устойчи­вы, чем в К - группе. В Э - группе не отмечено статистически значимого увеличе­ния количества технических ошибок по сравнению с данными на момент окончания соревновательного периода, тогда как в К - группе статистически значимое увеличение количества технических ошибок свидетельствует о фактическом раз­рушении приобретенных навыков и возврате к привычным способам педалирова­ния.

Более высокий уровень овладения техникой кругового и инерционного педа­лирования, который мы обнаружили при тестировании, подтверждается сформиро­вавшимся в данном макроцикле подготовки отчетливым преимуществом Э - груп­пы в результате соревновательной деятельности: перед началом эксперимента мы отмечали превосходство спортсменов К - группы в индивидуальной гонке на 20 км: 30 мин 01,6 сек против 31 мин 31,8 сек у экспериментальной группы (р < 0,05), то по итогам сезона преимущество оказалось на стороне испытуемых Э - группы: 29 мин 14,8 сек против 29 мин 49,2 сек в К - группе (р < 0,05).

Преимущество предложенной методики обучения технике кругового и инер­ционного педалирования выявлено в эксперименте и подтверждено результатами соревнований в течение годичного цикла подготовки.



ВЫВОДЫ

1. Данные научной и методической литературы, обобщение опыта ведущих спортсменов и тренеров, а также более чем 30-летнего личного опыта участия в жизни велосипедного спорта высших достижений в качестве спортсмена и тренера позволили систематизировать многочисленные способы педалирования и разрабо­тать их классификацию, классификационным признаком которой является способ приложения усилий в цикле педалирования.

Выделены три основных разновидности педалирования:


Кроме того, в отдельных случаях на педаль оказывается воздействие, на­правленное против направления вращения педалей. Усилия такого рода называют "контрпедалированием".

Все ведущие гонщики применяют сочетания различных способов педалиро­вания. 12% опрошенных - сочетание импульсного с круговым, 2% - сочетание им­пульсного с круговым и инерционным, 3% - сочетание импульсного с инерцион­ным, 89% - сочетание кругового с инерционным.

Количество инерционных оборотов на 1 км дистанции имеет высокую кор­реляционную связь с массой тела гонщика: от г = - 0,896 до г = - 0,752 на дистанци­ях от 200 м до 50 км; с росто-весовым показателем: от г = - 0,803 до г = - 0,606 в том же диапазоне дистанций, во всех случаях р < 0,05.

Этот показатель слабо (реже - средне) статистически связан со стажем со­ревновательной деятельности: от г = 0,101 до г = 0,42 для дистанций от 200 м до 4 км и не более г = 0,573 на более длинных дистанциях (при р< 0,05).

2. Лабораторный эксперимент позволил выяснить энергетическую стоимость различных способов педалирования и их сочетаний в стандартных условиях по по­казателю 02 - потребления. Наиболее экономичным оказался круговой способ, при котором 02 - потребление на 4,6 мл/Кг/мин меньше, чем при импульсном (р < 0,05). Это говорит о том, что круговой способ не только наиболее экономичен, но и обеспечивает достижение высшей скорости на дистанции, его применение пред­почтительно в случаях, когда гонщик должен развивать высшую скорость: при стартовом разгоне, при спуртах на дистанции и при финишировании.

Самым экономичным оказалось сочетание кругового и инерционного спосо­бов: на 0,9 мл/Кг/мин меньше, чем при круговом было потребление 02. Выясни­лось, что переключение с кругового педалирования на импульсное и обратно не требует дополнительных затрат энергии. При сочетании кругового и импульсного педалирования с чередованием через 1 мин потребление 02 составило 44,82 ± 3,93 мл/Кг/мин; при аналогичной работе круговым способом - 42,38 ± 3,54 мл/Кг/мин, импульсным - 46,27 ± 3,90 мл/Кг/мин, среднее арифметическое импульсного и кругового - 44,68 ± 3,67 мл/Кг/мин при р > 0,05, что говорит об отсутствии значи­мых различий в 02 - потреблении в этих вариантах.

Сочетание кругового и инерционного педалирования обеспечивает наи­большую экономичность педалирования, что определяет целесообразность приме­нения сочетания этих способов для достижения высшей средней скорости прохож­дения дистанции.


  1. Электромиографические исследования активности 12 групп мышц рук, ту­ловища и ног, а также дифференцированной оценки суммарной активности мышц туловища, рук и мышц ног выявили различия при круговом и импульсном педали­ровании. Активность мышц ног при импульсном и круговом вращении различается на 4,3%, однако эти различия стати­стически недостоверны (р > 0,05). Суммарная электрическая активность мышц рук и туловища при круговом педалировании на 24,2% меньше, чем при импульсном (р < 0,05). Общая электрическая активность 12 групп мышц рук, ног и туловища при круговом педалировании на 9,2% меньше, чем при импульсном (р < 0,05). Эти данные подтверждают большую экономичность кругового педалирования по срав­нению с импульсным.

  2. Сравнительная эффективность способов педалирования оценивалась по динамографическим показателям. Регистрировалась величина усилий по пяти со­ставляющим (в кг): горизонтальной, вертикальной, радиальной, тангенциальной и суммарной составляющей; кроме того рассчитывался КИИС (в%%). По 4 из 5 со­ставляющих выявлено преимущество кругового вращения: по вертикальной - 51,9 ± 4,26 (круговое) и 68,3 ± 3,01 (импульсное), по горизонтальной - 34,6 ± 1,33 и 38,3 ± 2,83, по радиальной - 26,6 ± 3,65 и 45,4 ± 5,22; по суммарной - 63,4 ± 4,46 и 79,2 ± 5,76 (во всех 4-х вариантах р < 0,05).

По величине тангенциальной составляющей статистически существенного различия для кругового и импульсного способов не выявлено: 55,5 ± 4,28 и 54,2 ± 6,22 (р > 0,05). Наиболее ярко преимущество кругового вращения перед импульс­ным по показателям динамики выявляется при сравнении КИИС: 87,5% (круговое педалирование) и 70,1% (импульсное).

Сравнение суммарных величин максимальных векторных усилий в 5 последовательных оборотах показали, что при импульсном педалировании эта величина нестабильна, не выявилась закономерность динамики; при круговых оборотах за­кономерность динамики четко проявляется: 1и 2 обороты - разгонные с постепен­но увеличивающемся усилием; на 3, 4 и 5 оборотах уровень усилий максимальный со статистически недостоверными колебаниями; средние значения максимальных векторных усилий в импульсном способе на 27,7% больше, чем в круговом (р < 0,05).

Таким образом, исследования динамики импульсного и кругового педалиро­вания по различным составляющим, по КИИС, по суммарным усилиям в 5 после­довательных оборотах подтвердили большую экономичность кругового способа по сравнению с импульсным способом педалирования, что не противоречит результа­там, полученным при помощи газометрических и электромиографических исследо­ваний.

5. Результаты лабораторных исследований были проверены в серии естест­венных экспериментов при участии тех же испытуемых: в соревнованиях на треке в индивидуальных гонках на дистанциях - 4 км, 25 км, гонке на длительность удержания скорости 40км/час при частоте педалирования 90 об/мин.

В индивидуальной гонке преследования на 4 км преимущество кругового педалирования над импульсным составило 7,01% для шоссейных велосипедов и 6,72% - для трековых (в, обоих случаях р < 0,05).

В индивидуальной гонке на 25 км (трек) самый низкий результат при им­пульсном педалировании - 39 мин 51 сек ± 26,4 сек; при круговом педалировании -на 7,1% лучше, чем при импульсном (р < 0,05); при сочетании кругового с инерци­онным - на 3,2% лучше, чем при круговом (р < 0,05).

В индивидуальной гонке на продолжительность удержания скорости 40 км/час при частоте педалирования 90 об/мин были показаны результаты: при им­пульсном педалировании - 46 мин 39 сек ± 1 мин 07,2 сек; при круговом - 55 мин 10 сек ± 1 мин 13,8 сек, т.е. на 15,4% дольше (р < 0,05); при сочетании кругового с инерционным педалированием был показан результат 59 мин 49 сек ± 1 мин 15,6 сек, т.е. на 7,3% лучше (дольше), чем при круговом (р < 0,05). Эти данные совпа­дают с аналогичным испытанием в лабораторных условиях: испытуемые педалиро­вали на велостанке с постоянной мощностью 1362 кгм/мин и частотой педалирова­ния 90 об/мин. Были зарегистрированы величины времени удержания параметров рабочего режима: для сочетания кругового и инерционного способов 48 мин 18 сек

± 25,9 сек, что на 35,4% дольше, чем при импульсном и на 6,6% дольше, чем при круговом (во всех случаях р < 0,05).

6. Результаты естественного эксперимента были, в свою очередь, проверены
нами в заездах на побитие рекордов сильнейшими гонщиками СССР.

Автор диссертации первым в отечественном спорте доказал эффективность сочетания кругового и инерционного способов педалирования, установив в 1955-59 гг. 11 всесоюзных и 1 мировой рекорд на дистанции 100 км (трек), выиграв в 1956 г. звания чемпиона СССР и победителя Спартакиады народов СССР. Эти дости­жения привлекли внимание специалистов к технике автора и послужили ее общему признанию и широкому распространению.

Начиная с 1963 года велосипедисты, подготовленные и консультированные автором, устанавливают ряд выдающихся достижений. С. Терещенков установил 3 рекорда СССР на дистанциях 4-5 и 10 км; в 1970-71 гг. Д. Полищук установил ре­корды СССР в часовой гонке и на дистанции 100 км; А. Мирошников в 1982 году установил высшее мировое достижение в гите на 500 м с места - 33,034 сек, превы­сив прежнее достижение, принадлежавшее чемпиону мира О. Пхакадзе, на 0,37 сек.

Всего учениками автора завоеваны 3 титула чемпиона мира, 4 - чемпионов Европы, более 10 - чемпионов СССР. Во всех победных заездах автором и его уче­никами использовалось сочетание кругового и инерционного педалирования.

Результаты экспериментов (включая автоэксперимент) и их практическая проверка позволяют утверждать безусловное преимущество кругового способа пе­далирования, как обеспечивающего наивысшую мощность, а сочетания кругового и инерционного педалирования - как обеспечивающего наибольшую его эконо­мичность.

7. Автоэксперименты и экспериментальные исследования, проведенные автором с участием спортсменов, тренировавшихся под его руководством в 1959-


1990 гг., позволили выяснить наиболее эффективные режимы сочетания кругового
и инерционного педалирования.

Для начинающих спортсменов и спортсменов массовых разрядов - 2-3 инер­ционных оборотов через 20-25 круговых. Для спортсменов 1 разряда и KMC - 1-2 инерционных оборота через 25-30 круговых; для мастеров спорта - 1-2 инерцион­ных оборота через 35-40 круговых, т.е. через 25-30 сек, примерно 3 расслабления на 1 км пути.

В соревновательных условиях следует изменить количество инерционных оборотов в серии и количество серий по мере увеличения дистанции: на 1 км - 4-5 оборотов в серии, 4 серии; на 4 км - 3-4 оборота в серии, 10-11 серий; на 25-50 км -3 оборота в серии, 12м и более серий.

В длительной непрерывной езде с крейсерской, повышенной и переменной скоростью следует включать 2-3 инерционных оборота после формирования 2/3 максимального утомления (по ощущениям гонщика), а также после спуртов, выхо­дов с подъемов и спусков.

8. Высшая эффективность применения кругового педалирования и сочетания кругового и инерционного способов требует от гонщика совершенного владения техникой этих способов и высокого уровня физической подготовленности - как общей, так и специальной.

Физическая подготовленность обеспечивается пятью комплексами упраж­нений (всего 124 упражнения), способствующих развитию быстроты, силы, специ­альной и общей выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки меняется на протяжении макроцикла подготовки: от 7:3 в подготовительном периоде на втягивающем и ба­зовом этапах до 3:7 на этапе специализированной подготовки в конце периода и затем до 1:9 в соревновательном периоде, а затем - до 9:1 в переходном (для этапа высшего спортивного мастерства в структуре многолетней подготовки).

9. Техническая подготовленность обеспечивается особым содержанием и орга­низацией освоения и совершенствования кругового и инерционного педалирования и их целесообразного сочетания в условиях соревнования.

Быстрое и эффективное обучение предполагает выполнение некоторых ус­ловий:

- Предметом освоения должна быть динамическая структура педалирования, а главными ориентирами (критериями успешности) - ощущения усилий при пра­вильном действии;

- Для формирования ощущений правильного действия следует применять специальные подводящие упражнения, строго регламентирующие двигательные действия, не допускающие искажений их структуры, в сочетании со средствами срочной и сверхсрочной информации, позволяющими оперативно контролировать и корректировать их по ходу выполнения. При этом необходимо обес­печить информацию о темпе вращения педалей (стрелочный электролидер); о не­прерывности вращения педалей в цикле вращения (велодинамометр суммарно-тангенциальных усилий на велоцепи, крепящийся на руле и световой индикатор непрерывности усилий, применяемый в любых условиях); о своевременности и ам­плитуде работы стоп в цикле вращения (система из двух зеркал, позволяющая сле­дить за углом в голеностопных суставах в цикле вращения).

Для быстрого формирования ощущения правильного действия и его прочно­го запоминания перед глазами спортсмена должна находиться карточка - инструк­ция, содержащая последовательность операций контроля и словесные формулы ощущений правильного действия, которые спортсмен произносит вслух, выполняя педалирование.

10. Подводящие упражнения и средства оперативного контроля движений, а также громкое проговаривание схемы контроля и формул ощущений правильного действия применяются на этапах первоначального освоения и детализированного разучивания вплоть до формирования стабильного умения, т.е. безошибочного вы­полнения кругового и инерционного педалирования. После того, как сформируется умение, следует отменить проговаривание и систему срочной информации, что обеспечивает быструю автоматизацию изучаемых действий без потери их эффек­тивности. Формирование двигательного умения и двигательного навыка должно производиться в вариативно меняющихся условиях: на велостанке, на треке и на шоссе. Этим обеспечивается формирование умений, а затем и навыков целесооб­разного корректирования педалирования в зависимости от изменения условий гон­ки.

, Основным методом обучения круговому педалированию следует считать ме­тод расчлененного освоения, а основным упражнением - педалирование одной но­гой, вначале - с высоким сопротивлением и небольшой скоростью вращения педа­лей и последующим постепенным (по мере освоения техники) снижением сопро­тивления и увеличения скорости вращения. Педалирование производится попере­менно одной и другой ногой с постепенным учащением смены работающих ног. По мере формирования навыка педалирования одной ногой изменяется режим для свободной ноги: вначале она пассивно висит, не касаясь педали, затем пассивно сопровождает педаль и, наконец, обучаемый осуществляет круговое педалирование двумя ногами одновременно.

Основным методом освоения инерционного способа педалирования является метод активного расслабления мышц, основным упражнением - произвольное рас­слабление отдельных мышц и мышечных групп, вначале по заданию тренера, а за­тем - по мере формирования умения - по собственному выбору обучаемого. Рас­слабление в элементах рабочей позы (посадки) и в элементах рабочих движений (педалирования) осваивается по отдельности вплоть до формирования умения; формирование навыков активного расслабления осуществляется одновременно в упражнениях интегрированного воздействия.

Умения и навыки инерционного педалирования формируются раздельным методом, в последовательности, применявшейся при освоении кругового педали­рования.

Формирование предварительных представлений и двигательного умения осуществляется в подготовительном периоде, на втягивающем и базовом (общеподготовительном) его этапах; формирование и закрепление навыка изучаемых способов педалирования - на специально-подготовительном этапе подготовитель­ного периода и на протяжении всего соревновательного периода тренировки.

Предложенная нами схема обеспечивает высокую устойчивость сформиро­ванных навыков. Спортсмены экспериментальной группы сохранили эффективность педалирования после переходного периода на уровне 164% от исходной при максимуме (в соревновательном периоде) 184%; в контрольной группе максималь­ное улучшение в соревновательном периоде было значительно менее выражено: 124%, после переходного периода улучшение составило 106,5% к исходному. В экспериментальной группе улучшение качества педалирования было статистически достоверным как в соревновательном, так и в переходном периоде (в обеих случаях р < 0,01), тогда как в контрольной группе улучшение было статистически досто­верным в соревновательном периоде (р < 0,05) и недостоверным - в переходном (р > 0,05).

Приложение 1



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Опора на положения, сформулированные в выводах по диссертации, позво­ляет нам предложить эффективную методику обучения круговому и инерционному педалированию.

В основе успешного решения задач обучения - четкая формулировка задач обучения. Освоение кругового способа предполагает:

1.Сформировать навык непрерывного и возможно более равномерного при­ложения усилий к педали, направленных по касательной к окружности вращения на протяжении всего цикла.

2. Сформировать навык активной работы стопы: подошвенному сгибанию в передней и нижней зонах, тыльному сгибанию в задней и верхней зонах при стрем­лении обеспечить максимально возможную амплитуду движения стопы в голено­стопном суставе.

Такое вращение, обеспечиваемое своеобразной координацией работы мно­гих групп мышц, требует специальной физической подготовки - как общей, так и специальной. Упражнения специальной физической подготовки выполняются в режиме педалирования на велостанке и на велосипеде.



Упражнения для подготовительного периода тренировки.

Задача: освоение и совершенствование приложения усилий в верхней и нижней зонах цикла вращения.

I. Упражнения для совершенствования гибкости и быстроты движений в го­леностопных суставах.



  1. На эллипсоидных шестернях с минимальным радиусом при расположе­нии шатуна в верхней и нижней зонах.

  2. На удлиненных шатунах и уменьшенных передачах.

  3. На "боевых" шатунах и уменьшенных передачах.

  4. Основание большого пальца на 2-3 см впереди оси педали.

II. Упражнения для совершенствования гибкости и силы в голеностопных
суставах.

  1. На эллипсоидных шестернях с наибольшим радиусом при расположении шатуна в верхней и нижней зонах.

  2. На укороченных шатунах и увеличенных передачах.

  3. На "боевых" шатунах и увеличенных передачах.

  4. Основание большого пальца на 2-3 см сзади оси педали.

III. Упражнения для совершенствования гибкости и мощности (быстроты и
силы) в голеностопных суставах.

  1. На удлиненных шатунах и большой передаче.

  2. Поочередно каждой ногой на "боевых" шатунах и уменьшенных переда­чах.

  3. На "боевых" шатунах и "боевой" передаче.

IV. Упражнения для устранения диспропорции между силой ног и подвижностью в суставах.

  1. Для "слабой" ноги (как правило, с большей подвижностью в голеностоп­ном суставе) - поставить шатун на 2,5 мм короче "боевого".

  2. Для "сильной" ноги (как правило, с меньшей подвижностью в голено­стопном суставе) - поставить шатун на 2,5 мм длиннее "боевого".

Примечание: шатуны одинаковой длины поставить за неделю до старта. Упражнения для соревновательного периода тренировки

Задача: Совершенствование подвижности в тазобедренных, коленных и го­леностопных суставах; рационализация усилий в режиме соревновательной дея­тельности.

I. Упражнения для совершенствования подвижности в голеностопных суста­вах.

1. Вращая педали, постепенно увеличивать амплитуду движения: опускать

носок в нижней зоне, опускать пятку в верхней зоне. П. Упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах.



  1. При передвижении способом "танцовщица" - перемещать таз вперед-назад.

  2. Предельное сгибание бедер: в верхней зоне носок опущен, колено касает­ся груди.

  3. Предельное разгибание бедер: в нижней зоне пятка опущена возможно ниже.

III. Упражнения для увеличения эластичности мышц и связок среднего таза.
1. При передвижении "танцовщицей" перемещать таз влево-вправо.

IV. Упражнения для комплексного совершенствования подвижности в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах.

1. Активно-пассивное выполнение: на свободном ходе доставать пятками шоссе - покачивания - растягивания мышц и связок тазобедренного - ко­ленного -голеностопного суставов, доставая пятками шоссе.

Освоение и совершенствование техники кругового педалирования.

В качестве смысловой основы кругового педалирования обучаемому следует предложить следующую формулу: "Стопа равномерно, мягко и мощно проводит педаль по кругу без остановок, рывков и замедлений". Предлагается следующая схема ориентировочной основы действия: "В точке "2 часа" (верхняя зона) стопа максимально согнута (носок поднят); в точке "8 часов" (нижняя зона) стопа макси­мально разогнута (носок опущен); от точки "2 часа" до точки "8 часов" носок рав­номерно опускается, от точки "8 часов" до точки "2 часа" носок равномерно под­нимается, описывая при этом окружность".

Концентрирование внимания на работе стопы обеспечивает целесообразную работу системы стопа-голень-бедро без специальной установки на контроль работы голени и бедра.

Отработка основных опорных точек в специальных подводящих упражнени­ях (в системе регуляторов действия) обеспечивает формирование ощущений пра­вильного действия - кругового педалирования, описанных в схеме ориентировоч­ной основы. В качестве регуляторов действия следует применять средства срочной информации:



  1. Систему из двух зеркал, с помощью которой гонщик отслеживает прохож­дение стопой точек цикла вращения, в которых меняется направление движения стопы - сгибание и разгибание.

  2. Велодинамометр системы Л.Г. Кучина (1967), с помощью которого гон­щик следит за характером приложения усилий к педалям.

3. Электронноинформационный индикатор наличия суммарно-
тангенциальных усилий на велоцепи (Г.М. Мартынов, 1981), с помощью которого
гонщик корректировал непрерывность и равномерность усилий.

4. В тех случаях, когда световой индикатор наличия усилий на велоцепи отсутствовал, мы предлагали гонщику ориентироваться по щелчку велоцепи, появляющемуся после потери усилия вращения, когда гонщик увеличивает усилия для


обеспечения необходимой скорости езды.

Для формирования навыка кругового педалирования в качестве основного был избран метод расчлененного освоения: педалирование одной ногой. Именно такое педалирование стимулирует непрерывность усилия и облегчает контроль за правильностью движения.

Мы предлагаем следующую последовательность упражнений:


  1. Педалирование одной ногой с большой нагрузкой (на велостанке) и на медленных оборотах. По мере освоения кругового характера вращения - ритма, непрерывности - равномерности усилий - величина сопротивления снижается, а скорость вращения - увеличивается.

  2. Педалирование одной ногой с переменной величиной сопротивления и по­стоянной скоростью вращения педалей.

  3. Педалирование одной ногой с постоянной величиной сопротивления и из­меняемой скоростью вращения педалей.

  4. Педалирование одной ногой в естественных условиях со сменой частоты педалирования при изменении скорости и условий езды.

  5. Постепенное увеличение времени педалирования одной ногой для закреп­ления навыка кругового педалирования при возрастающем утомлении.

6. Педалирование одной ногой в условиях специально организованных соревнований на различных дистанциях.

  1. Круговое педалирование попеременно одной и другой ногой.

  2. Круговое педалирование в обычной езде ("двумя ногами").

На всем протяжении обучения педалирование одной ногой упражнения вы­полняются поочередно обеими ногами, с контролем по показаниям средств сроч­ной информации и самоконтролем по ощущениям производимых действий. В по­следнем случае проговаривание вслух формул ощущений правильного действия помогает вначале осознать эти ощущения, а в дальнейшем - концентрировать вни­мание на точке контроля.

Последовательность обучения на шоссе та же, что на велостанке (меняется только способ загрузки) он регулируется сменой зубчатки на треке и переключени­ем передач на шоссе. На равнине для силовой работы вначале рекомендуется пере­дача 48 х 15, а с возрастанием тренированности - 50 х 15; для скоростной работы -соответственно 48 х 17 и 48 х 15. Длина отрезков, интенсивность и силовая загруз­ка меняются в зависимости от задач тренировочного занятия, задач и качества формирования навыка и от уровня тренированности спортсмена.

Выполнение упражнения 1 обеспечивает отработку основных опорных точек в относительно стандартных условиях; упражнения 2 и 3 позволяют отработать ос­новные опорные точки в вариативных условиях; упражнение 4 способствует фор­мированию полной развернутой ориентировочной основы действия и освоению пе­далирования одной ногой на уровне умения; упражнение 5 позволяет сформиро­вать навык, устойчивый к действию сбивающих факторов, в частности - утомле­ния; упражнение 6 позволяет довести навык кругового педалирования до высокой надежности в условиях соревнования; упражнение 7 и 8 обеспечивают перенос на­выка на "двуногое" педалирование.

В последующих тренировочных занятиях круговое педалирование постоянно совершенствуется методом сопряженного воздействия (В.М. Дьячков, 1967) и до­водится до высшей эффективности в процессе соревнований, при этом гонщик продолжает эпизодически использовать средства срочной информации.



Освоение и совершенствование инерционного педалирования Исходя из данных анализа и обобщения литературных источников (И.В. Ловицкая, 1964; В.Л. Федоров, 1955; К.Г. Гомберадзе, 1963; В.М. Зациорский, 1970) мы разработали комплекс специально-подготовительных упражнений, освоение которых позволяет увеличить способность тренирующихся произвольно управлять расслаблением мышц.

Расслабление мышц во время прохождения соревновательных дистанций применяют практически все сильнейшие гонщики страны и мира, которых мы оп­рашивали в ходе исследования (100 анкет). Мы рекомендуем включать в трениро­вочный процесс задачу обучения произвольному расслаблению мышц и на этой основе формировать соответствующие действия как в тренировочной, так и в со­ревновательной деятельности для профилактики и снижения развивающегося утомления, а также как необходимое условие обучения инерционному способу пе­далирования.





  1. Специальные упражнения велосипедиста, направленные на формирование навы­ка произвольного расслабления мышц.

Расслабление мышц туловища и рук.

  1. Расслабление мышц шеи (расслабленное опускание головы).

  2. Расслабление мышц плечевого и грудного пояса (расслабить верхнюю половину туловища, опора на седло и на руль).

  3. Расслабление мышц рук: трехглавой и сгибателей кисти (ослабление хва­та за руль, удержание туловища спиной, далее - мягко опустить туловище вниз, опора на седло).

  4. Общее расслабление мышц шеи, плечевого и грудного пояса и рук (опора на седло).

  5. Расслабление мышц, поднимающих ребра - углубленная пауза на выдохе.

  6. Расслабление мышц диафрагмы и брюшного пресса (расслабленное опус­кание передней стенки живота).

  7. Общее расслабление мышц грудной клетки (в конце глубокого выдоха).

  8. Расслабление мышц внешнего свода спины (в основном, поясницы) -опора на руки, спина круглая - опора на руль и седло.

  9. Расслабление мышц внутреннего свода спины (повздошно-поясничных мышц) - спина плоская, опора на руль и седло.

  10. Общее расслабление мышц спины - опора на руль и седло.

  11. Общее расслабление мышц туловища рук и спины - костно-связочная опора на руль прямыми руками - далее костно-связочная опора на руль прямыми руками - далее плавное сгибание рук, опускание туловища, глубокий выдох, дыхательная пауза.

Расслабление мышц таза.

1. Расслабленная работа "танцовщицей" с поочередным выведением таза в стороны.



Расслабление мышц ног.

1. Чередование напряжения и расслабления мышц:

а) Передней поверхности голени (передней болынеберцовой).

б) Задней поверхности голени (икроножной и камбал обидной).

в) Четырехглавой бедра (особенно - прямой и внутренней головок).

г) Задней поверхности бедра (особенно двухглавой).



  1. Поочередное расслабление указанных мышц в цикле.

  2. Общее расслабление мышц правой и левой ноги.

  3. Поочередное "встряхивание" мышц бедра и голени правой и левой ноги при фиксированном положении стопы на педали.

  4. Общее расслабление мышц шеи, ног, рук, туловища и спины, "встряхива­ние" ног - опора на седле - затяжной выдох - пауза (повиснуть "свинцом" на руле и седле) в сочетании с инерционными оборотами.


II. Методика обучения и совершенствования расслаблениям. При разучивании "расслаблений" на велостанках контролем выполнения уп­ражнения могут служить собственные мышечно-двигательные ощущения, а также пальпаторное контролирование сокращения и расслабления мышечных групп вело­гонщика тренером или товарищем по команде.

В естественных условиях более приемлем контроль над своими мышечно-двигательными ощущениями. Все обучение условно разделяется на 3 этапа, дли­тельность которых зависит, в основном, от уровня технической подготовленности велосипедистов (прежде всего - от стабильности навыка кругового педалирова­ния), от их координационных способностей и быстроты усвоения предлагаемых упражнений, а также от длительности подготовительного периода.

Этапы совершенствования инерционного способа педалирования:

I этап

Обучение и совершенствование расслабления на велостанке.



  1. Закрепленном, без вращения педалей.

  2. Закрепленном с вращением педалей.

  3. Незакрепленном с вращением педалей.

II этап

Совершенствование приобретенного двигательного навыка в естественных условиях (трек, шоссе, кросс).



  1. Не доводя до утомления (общего или локального).

  2. На фоне утомления (общего и локального)

III этап

Применение сформированного двигательного навыка в соревновательной обстановке.

Необходимость совершенствования двигательного навыка расслабления на фоне утомления вызвана тем, что при утомлении понижается способность к произ­вольному мышечному расслаблению (А.В. Назаров, 1970), столь необходимому в соревновательной обстановке.

Здесь после серии круговых оборотов применение приобретенного двига­тельного навыка расслабления (инерционных оборотов), доведенного до опреде­ленной степени автоматизма, по мере развивающейся усталости тех или иных мы­шечных групп, предотвращает возникновение очагов локального утомления, ото­двигает общее утомление. Это способствует экономии энергозатрат, увеличению мощности, общей продолжительности и результативности педалирования.



Некоторые методические замечания по разучиванию инерционного способа

педалирования

Начинать следует с разучивания расслабленных положений - сочетания ги­первентиляции с глубоким выдохом.

Разучивание сочетания различных способов педалирования (импульсного, кругового, "танцовщицы") педалирования с инерционными. Здесь инерционные обороты сочетаются с расслаблением тех или иных мышечных групп, чаще всего, с опусканием расслабленного туловища в сочетании с глубоким вдохом и продолжи­тельным выдохом.

Разучивается инерционное педалирование с выключением в круговом и им­пульсном исполнении.

В круговом - ноги сопровождают педаль на протяжении всего цикла с меньшими усилиями, без акцента в какой-либо зоне, опуская педаль вниз весом расслабленной ноги. В импульсном - гонщик акцентирует усилие в какой-либо зо­не, чаще всего нажимом, проводкой (подхлестом) подтягиванием, реже - отталки­ванием. Чаще применяется при усталости мышц, работающих в противолежащей зоне. Например: при усталости разгибателей включаются сгибатели и наоборот.

Нахождение оптимального чередования кругового педалирования с инерци­онным производится следующим образом. В боевой посадке, на боевой передаче гонщик проходит отрезок пути с завышенной скоростью, подсчитывая количество оборотов до выраженного утомления ног. После небольшого отдыха все начинает­ся сначала, с той лишь разницей, что через 2/3 количества сосчитанных круговых оборотов применяется 1 -2 инерционных, и начинается новая серия круговых и т.д.

Исходя из нашей спортивной и тренерской практики, данных анкетирования 100 сильнейших гонщиков СССР и мира, мы рекомендуем начинающим гонщикам применять инерционное педалирование в индивидуальных шоссейных гонках по 1 -2 оборота через 16-20 оборотов круговых, перворазрядникам через 25-30, мастерам спорта - 35-40 оборотов, т.е. через 25-30 секунд, примерно ориентируясь на 3 рас­слабления на 1 км пути. При езде против ветра расслабления могут производиться чаще, по ветру - реже, в зависимости от силовой загрузки при педалировании. Час­тота расслаблений зависит от многих факторов: плотности воздуха, коэффициента обтекаемости фигуры, лобового сопротивления, наката шоссе и машины и т.п., но прежде всего - от интенсивности педалирования, чем оно интенсивнее, тем раньше нужно включать инерционные обороты: (на дистанции 25 км - 4, а на 50 км -3 "выключения" на 1 км).

Навык чередования кругового и инерционного педалирования, сформиро­ванный на тренировочных занятиях, осознанный и закрепленный на контрольных отрезках и в соревнованиях, становится автоматическим, и гонщик пользуется им впоследствии неосознанно, в зависимости от степени надвигающейся усталости ног.

Собственная многолетняя спортивная и тренерская практика, а также прове­денные эксперименты показывают, что совершенствование инерционного педали­рования возможно как с предварительным обучением в подготовительном периоде, так и за 7-10 занятий перед соревнованиями. В последнем случае для напоминания о "выключениях" внутри овала трека следует расставлять помощников, необхо­димость в которых уменьшается по мере освоения навыка.

Наши консультации о применении инерционного педалирования получали и использовали в 1970-79 г.г.: чемпион мира С. Москвин в 1970 г., призеры первен­ства СССР И. Карипиди, В. Дзюбан, А. Белов и С. Кравцов, ставший бронзовым

призером чемпионата мира 1971 г. в гите на 1 км с/м, пятикратный рекордсмен

СССР Д. Полищук, двукратный чемпион мира С. Терещенков и многие другие.

Аналогичные указания получал от тренера Г. Павлухина (который получал

наши консультации) неоднократный чемпион мира на 1 км с/м Э. Рапп.



страница 1 ... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5
скачать файл

Смотрите также:
Геннадий михайлович
2121.71kb. 5 стр.

Программа комплексного тестирования спортсменов
388.33kb. 2 стр.

Для кумылженцев нет нужды напоминать, кто такой Иван Михайлович Куропаткин, командир 3-го казачьего кавалерийского полка дивизии Киквидзе
155.19kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017