kabobo.ru Феномен насилия и жестокого обращения с детьми
страница 1
Семейное насилие и дети

Подготовила:

Козловская Виктория Ивановна,

педагог-психолог

ГУО «Средняя школа №4 г.Несвижа»
Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми…………...


    1. Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения…………………………………………………………….

    2. Причины и источники насилия над детьми …………….................

1.3. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения

Введение

Истинная духовная гигиена заключается

в том, чтобы не погружаться в мир зла,

а сосредоточиться на добре, на видении

света… Любовь есть утверждение жизни.

Н.Бердяев
Появившийся на свет человек одарен природой и социумом возможностью индивидуального развития в социальном и культурном контексте эпохи. Основной характеристикой такого контекста является сформулированное Л.С.Выготским понятие социальной ситуации развития. Ее основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация и укрепление психического и психологического здоровья ребенка. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка. К сожалению, мы являемся свидетелями роста насилия в наше как будто бы цивилизованное время.

Сегодня уже трудно утверждать, что самыми защищенными и привилегированными в нашей стране являются дети. Для того чтобы убедиться в этом достаточно выйти на улицу и дойти до детской площадки, где "возятся" мамы с детьми, или … походить вокруг какого-нибудь детского учреждения. Нередко оскорбления, грубое или пренебрежительное отношение делает окружающий мир враждебным для ребенка и направляет его жизненные силы на борьбу за выживание. А более сильный и могущественный взрослый выступает в роли тирана, безоговорочно навязывающего свою волю.

Тяжелое социально-экономическое положение и растущая психологическая напряженность подтолкнули родителей или иных взрослых в нашей республике к более частому использованию насилия в обращении с детьми. И выделение насилия над детьми в качестве самостоятельной социальной проблемы – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, разработанных теоретических и методологических исследований о причинах и условиях насилия над детьми, патогенном влиянии на личность ребенка жестокого обращения, перенесенного в раннем возрасте.

Социологические исследования, проведенные в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает все более изощренные формы.

Высокий уровень латентности данного явления и как следствие ограниченность информации о степени распространенности насилия также приводит к тому, что представители различных министерств и ведомств стремятся передать весь груз коррекционной и профилактической работы на каких-нибудь одних специалистов: социальных педагогов и педагогов-психологов общеобразовательных школ, специалистов социально-педагогических учреждений или сотрудников правоохранительных органов.

Актуальность изучения проблемы насилия в семье определяетсяпрежде всего тем, обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются различным видам насилия. Вместе с тем в общественном сознании и СМИ данная проблема представлена в очень усеченной и трансформированной форме “ужасов отдельного случая”, более того проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума в обращении к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И. С. Кон и др.), не заслуживают доверия так как явно занижены. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания.

Почему же насилие над детьми стало проблемой современного общества? Каковы корни и факторы риска, способствующие насилию над ребенком? Ответив на эти вопросы, мы сможем использовать более эффективные стратегии вмешательства и его предотвращения.

Чтобы предупредить нанесение непоправимого ущерба личности ребенка и формирование у него качеств, способствующих возникновению риска стать в будущем жертвой или преступником, необходима соответствующая подготовка каждого специалиста, работающего с несовершеннолетними. И, прежде всего, следует распознавать проявления насилия в отношении детей, квалифицированно оказывать помощь и поддержку ребенку, подвергшемуся жестокому обращению. В то же время необходимо проводить просветительскую работу с родителями с целью предупреждения и предотвращения насилия над детьми в кругу семьи.

Материал данной работы акцентирует внимание на глобальной проблеме – ответственности общества, и в частности родителей, за молодое поколение, и через свое содержание вносит вклад в решение этой проблемы.

Для более зффективного ее решения необходимо четко владеть понятиями, относящимися к области решения данной проблемы. Анализ теоретических источников показывает, что исторически первым является понятие «насилие в отношении детей», которое было синонимом понятий «избиение», «оскорбление», «угнетение», «эксплуатация». В XVII – XIX вв. в педагогических трудах Каменского, Руссо и др. используется понятие «наказание». В середине XX столетия в работах американских психотерапевтов появляется понятие «синдром избитого ребенка», и лишь в 1978 г. определение более расширено и во всем мире обозначается, как «жестокое обращение и пренебрежение детьми».


Вышеизложенным и был обусловлен выбор темы исследования: семейное насилие и дети.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально выявить причины и виды насилия над детьми со стороны родителей в отношении своих детей.

Задачи:


Глава 1 Феномен насилия и жестокого обращения с детьми

1.1 Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения

Было бы несправедливо полагать, что насилие над детьми — современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.

Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [6].

Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. В Древней Спарте ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который был недостаточно силен, как правило, убивали, сбрасывая со скалы.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей-убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.

В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В «цивилизованной» Франции подростков привлекали к каторжному труду на галерах. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. М. В. Ломоносов описал процедуру домашнего крещения, на которой он присутствовал: «...большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца ... ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса.


Обычной практикой вплоть до XX века считалось воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известной практикой в Беларуси является традиция «дзядзькавання», которая подразумевала под собой передачу детей из знатных семей на воспитание крестьянам.

В ХУШ-Х1Х веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6-летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

Мнение, что младенцы и дети — всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века [4].

Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой:


Именно в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.

В1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы защиты детства.

В1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л.С.Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребенка в семье, детском доме, школе, детском саду.

Насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества лишь в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание. В Советском Союзе насилие в семье и непосредственно над детьми было "закрытым" вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых преступлений. Во время переходного периода и в процессе становления рыночных отношений произошел рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой сложился особый образ жизни, где насилие, алкоголизм, наркомания стали нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.

Во второй половине XX века на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком.

Официально о насилии над детьми в Беларуси заговорили совсем недавно, с 1998 года осуществляется сбор информации относительно числа несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения. В результате были обнародованы данные, из которых следовало, что около 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, а дети, престарелые и женщины ежегодно составляют более 30 % всех убитых на почве проблемных семейно-бытовых отношений. В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С.А.Беличева, Е. Н. Волкова, Е. М. Вроно, И. Н. Григович, В. Е. Дружинин, Р. Н. Клайберг, А. А. Реан, А. А. Северный, Б. Ю. Шапиро, Т. И. Шульга, G. G. Соngег, А. Guggеnbuhl, R. Sооnеts, А. С. Нuston, G.Каgаn).

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности создания действенной системы защиты детей.


1.2 Причины и источники насилия над детьми

Изначально причиной насилия над ребенком считалась психопатология родителей, затем внимание перенеслось на социальный контекст, из чего возник вывод — факторы риска кроются в социальной изолированности и системе ценностей родителя, которая и обусловливает насильственное отношение к ребенку. Затем насилие интерпретировали через интерактивную социальную модель нарушенных отношений между родителем и ребенком. Поздние исследователи определили факторы риска на уровне индивида, семьи и общества и доказали, что не один фактор, а их взаимовлияние приводит к насилию над детьми. Они также отмечают, что наличие того или иного фактора риска еще не означает проявления насилия, а скорее указывает на вероятность или возможность его возникновения.

Большинство исследований причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.


  1. Особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономической формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям.

Отличительной особенностью белорусского менталитета, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению: христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера белорусского народа. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» — хорошо известная поговорка). В силу этого существует известное сопротивление признанию проблемы насилия над детьми.

Считается, что одним из наиболее влиятельных источников насилия являются средства массовой информации. В классической серии экспериментов А.Бандура и его сотрудники убедительно показали, что сцены насилия на телевидении и киноэкране увеличивают количество проявлений агрессивного поведения и в отношении детей, и у самих детей [3]. Это касается не только фильмов. Особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистичного содержания, такие, как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта (например, боев без правил) и различные криминальные хроники. Просмотр телевизионных передач, содержащих сцены насилия, не только ведет к росту агрессивности человека, но и вызывает своеобразное онемение чувств у людей, сталкивающихся с насилием, так что возникает известный в психотерапии эффект «усталости от сочувствия».

2. Особенности семьи и характер семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.

Современная наука по-разному относится к тем изменениям, которые сегодня претерпевает семья как социальный институт. Специалисты в области психологии семьи, социологии отмечают специфические особенности белорусской семьи конца XX — начала XXI веков, прежде всего, утрату семьей изначальных функций любви, заботы и поддержки или сведение их только к экономической составляющей.

По материалам НИИ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, источником насилия чаще всего выступают следующие семьи:


  1. семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональное отвержение ребенка, хронические разнонаправленные со стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека или гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний);

  2. нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;

  3. асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлениями немотивированной семейной жестокости.

Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена.

Исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственный факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого — воспроизводство родительских ролевых моделей, с которыми ребенок сталкивался в детстве.

Основными мотивами насилия над ребенком со стороны родителей и членов семьи являются следующие:



Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергалась в семьях различным видам насилия.


    1. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения

Насилие над ребенком встречается во всех социальных слоях общества, поскольку все семьи в той или иной степени подвергаются негативному влиянию нестабильной экономической системы. Однако, по мнению Straus (1980), в семьях, живущих ниже границы бедности, это происходит в два раза чаще, чем в семьях с лучшим экономическим положением.

Национальное исследование США, проведенное в 1988 году, показало, что среди родителей, жестоко обращающихся с детьми, более высокий уровень стрессов в жизни и меньше информации о программах социальной поддержки, чем у нормальных родителей [7].

На основании этого исследования можно выделить несколько основных факторов риска насилия по отношению к ребенку.


  1. Социально-экономические факторы.

  2. Факторы, обусловленные структурой семьи и моделью общения.

  3. Факторы, обусловленные личностью родителя.

  4. Факторы, обусловленные личностью ребенка.

Для данной работы практический интерес представляет вторая группа факторов, которые обусловлены структурой семьи и моделью общения.

Browne (1988) и Straus (1980) выделили следующие составляющие этого фактора:



1. Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя). Осложняющим фактором является нестабильность семьи, когда один из родителей часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи — «калиф на час». В многодетных семьях важную роль играет материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь.

  1. Отчим в семье или приемные родители. Особенно в случае, если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствуют ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка, и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие. По мнению Finkelhor (1986), риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом.

  2. Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку.

  3. Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге — на ее отношения с детьми.

  1. Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили образец агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них - привычный способ разрешения конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность.

6. Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали.

7. Эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция проявляется в отсутствии социальных контактов, формальной и неформальной поддержки. Исследования показали, что у матерей, применяющих насилие, с большой долей вероятности нет никого, кому они могли бы довериться или к кому обратиться со своими проблемами. Очень часто они не имели хорошего контакта со своей матерью, что, в свою очередь, могло отразиться на формировании роли матери. У них не было возможности оставить ребенка на чье-то попечение, чтобы освободить время для себя.

Необходимо помнить том, что к насилию всегда ведет комплексное влияние факторов риска окружающей среды, семьи и индивидуального уровня.
Заключение

В современную жизнь агрессия и насилие вошли как формы разрешения конфликтных, сложных жизненных ситуаций, нередко воспринимаемых детьми как обыденное и привычное. С различными формами насилия ребенок часто сталкивается в школе, на отдыхе, в общественном месте. Модели такого поведения он часто получает из любимых фильмов и передач. Не является исключением и семья, хотя этот социальный институт призван обеспечивать устойчивую детскую безопасность.

Жизнь в обществе, где насилие и жестокость являются обычным явлением, оказывает существенное негативное влияния на развитие ребенка. Дети-жертвы находятся в особо уязвимом положении, и им требуется оказывать особую защиту, помощь и поддержку в соответствии с их возрастом, уровнем зрелости и индивидуальными особыми потребностями.

В Беларуси наметилась отчетливая тенденция возрастающего интереса к проблемам детства. Все это находит свое отражение в законодательных и нормативных актах, принимаемых в республике (Конституция Республики Беларусь, Конвенция о правах ребенка, закон «О правах ребенка», Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и др.). Необходимо отметить, что нормативной основой воспитательного процесса в учреждениях образования стали Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, реализация которых позволяет повысить культуру семейных отношений, сформировать навыки ненасильственного поведения и разрешения конфликтов, будет способствовать предотвращению насилия над детьми.



Однако следует признать, что в белорусском обществе в целом отсутствует четкое представление о том, что следует считать насилием, не выработаны критерии, разделяющие наказание и насильственные методы воздействия на ребенка. На сегодняшний день существует угроза духовному, психическому и физическому здоровью детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию. На наш взгляд, данная проблема не может оставить безучастным тех, для кого детство является несомненной ценностью и облдадает особым культурным смыслом.
Литература

  1. Защита детей от жестокого обращения/ Под ред. Е.Н.Волковой. – СПб.: Питер, 2007.

  2. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2005.

  3. Купер Салли Дж. Пособие для работника проекта по предотвращению насилия по отношению к детям. – Нью-Джерси, 1978.

  4. Курасова Н.В. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия// Семейная психология и семейная терапия, 1998. - № 1.

страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Феномен насилия и жестокого обращения с детьми
185.8kb. 1 стр.

Организация Объединенных Наций
530.62kb. 3 стр.

Об основных мероприятиях, проводимых для одаренных детей и их педагогов
92.18kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017