kabobo.ru Цель: Выяснить и объяснить причины возникновения воздушных иллюзий
страница 1
Тема проекта « Пугает… свет! Призраки в воздухе».
Цель: Выяснить и объяснить причины возникновения воздушных иллюзий, появления призраков в воздухе, что такое мираж, как объясняли эти явления в далеком прошлом и, что думаем об этом мы – современные люди.
Проблема: Увидеть обычное в необычном.

Над проектом работали учащиеся по группам:




  1. Следопыты (тема исследования «Парад суеверий») – Клочков Роман.

  2. Теоретики (тема исследования «Превращения света») – Солдатова Ксения.

  3. Экспериментаторы (тема исследования «По законам оптики») – Алёшин Вадим.

  4. Практики (тема исследования «Мыслить, анализировать, решать…») – Клочков Роман , Солдатова Ксения.

  5. Роль света в жизни растений и животных – Алёшин Вадим.

Руководитель проекта – Говорухина Т.В. – учитель физики.

Введение.

Обычное в необычном.

Издали это нечто,

Вблизи же – ничто

Ж. Лафонтен
По темному небосклону проносится, распустив огненный шлейф, яркий болид… В знойном, застоявшемся воздухе пустыни появляются картины далекого оазиса… На шпиле высокой башни загораются призрачные голубоватые огоньки… Проплывает в воздухе огненный искрящийся шар… Рядом с солнцем возникают два его близнеца…

Что это?


Воздушные призраки…

Их много в воздухе. Нередко пугающих и загадочных, и ярких, бросающихся в глаза, и едва заметных. Совсем безвредных, а порой и опасных… И все они принимают личину чудесных.




«Следопыты»

Парад суеверий.

Быль расскажу, но она

такова, что покажется

сказкой.

Овидий

Летописцы – а ими чаще всего были монахи – видели, по обычаю, в небесной вышине то, чего не было и в помине, раскрашивали «увиденное» фантастическими домыслами. В причудливой игре света, например, они находили грозные знаки божьей кары, предзнаменования больших бед – кровопролитных войн, мора и голода…

Вот свидетельство русского летописца: «В 7293 году (то есть в 1785 году по нашему летоисчислению), явилось знамение в именитом граде Ярославле, с утренних часов стоял круг до полудня с тремя солнцы, и при них к полудни явился второй круг, в нем крест с короною, и солнце мрачное, и под большим кругом явилось подобно радуге…»

Собирая материалы к своей трилогии «Иван Грозный», писатель В. Костылев нашел в архивах рассказ о том, как великий князь московский воспринял увиденное: «…Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине, застыло крестообразное небесное знамение…



Опираясь на посох, вышел царь на Красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица. Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости, прошептал:

- Вот знамение моей смерти. Вот оно…

В 1118 году, в царствование короля английского Генриха I, на небе появились одновременно две полные луны, одна на западе, а другая на востоке. В том же году король победил в битве.

В 1120 году, среди кроваво - красных облаков появились крест и человек, состоявшие из пламени. В том же году шел кровавый дождь; все ожидали светопреставления, но дело кончилось только гражданской войной.

В 1156 году несколько часов подряд блестели вокруг солнца три радужных круга, а когда они исчезли, возникли три солнца. Составитель хроники усмотрел в этом явлении намек на ссору короля с епископом Кентерберийским в Англии и на разрушение после семилетней осады Милана в Италии.



В следующем году опять появились три солнца, а посредине луны был виден белый крест; понятное дело, летописец это тотчас связал с раздорами, сопровождавшими избрание нового папы римского.

В январе 1514 года в Вюртемберге были видны три солнца, из коих среднее больше боковых. В то же время на небе появлялись окровавленные и пылающие мечи. В марте того же года опять были видны три солнца и три луны. Тогда же турки были разбиты персами в Армении. В 1526 году ночью в Вюртемберге были видны в воздухе окровавленные воинские доспехи…

Какие нужны были глаза для того, чтобы видеть все это!

В 1987 году Владимиру Мезенцеву пришло письмо от горнолыжника: «Недавно мне довелось увидеть редкое природное явление. Мы тренировались в горах по скоростному спуску. И вдруг над ущельем, высоко над горизонтом, появилась группа великанов. Их было столько же, сколько и нас. Фигуры выглядели четко и ясно, как проекция на огромном экране. Вокруг каждого великана светился радужный ореол. Каждый из нас в одной из теней узнавал себя».

Это явление наблюдается не только в горах. С «броккенским призраком» встречаются порой летчики. Пролетая в облаках, они видят серый призрак самолета, окруженный радужным кольцом. А люди, побывавшие на Крайнем Севере, рассказывают, что неоднократно наблюдали во льдах появление больших теней. Это бывает, когда полярное солнце, стоящее у горизонта, светит особенно ярко и стоит туман.

Французский художник Альберт Тиссандье оставил нам описание очень интересного явления, связанного со спектральным разложением света. Он наблюдал его на горе Пик-дю-Миди: «С юга виднелась обширная панорама гор, залитых ярким светом, тогда как на севере долины По и Тарбе были закрыты сплошным морем облаков ослепительного белого цвета. Местами от этого моря, как дым, отделялись клочки пара, медленно поднимавшиеся и словно таявшие в лазурном небе. К трем с половиной часам клочки эти начали скопляться вокруг Пика, проходя над террасой обсерватории и исчезая в пропасти. Я в это время рисовал в горах, как вдруг был поражен необыкновенным блеском тумана, закрывшего от меня даль. Как раз над моей головой образовалась матово-белая радуга, и в то же время в глубине пропасти показались ярко окрашенные круги, в центре которых я увидел свое собственное изображение. Это изображение было непосредственно окружено бледно-желтым ореолом, за которым следовали круги: красный, оранжевый и фиолетовый…



Я позвал одного из своих спутников, чтобы полюбоваться «броккенским призраком». Когда он явился, то обе наши фигуры отчетливо отразились в центре круга, причем от теней наших голов и рук потянулись длинные темные лучи, передвигавшиеся сообразно переменам наших положений. Если мы, например, протянув руку, двигали пальцами, то от каждого из них шел отдельный луч, двигавшийся, как крылья мельницы».



Игра света в атмосфере – дело природы. Но история знает и другое.

О секрете световой проекции писал еще древнегреческий философ Платон. В книге «Аллегория о пещере» он объяснил устройство аппарата. А Пифагор, побывавший в Египте, демонстрировал у себя на родине, как можно «вызвать духов». Знал об этом и знаменитый ученый и изобретатель средних веков Роджер Бэкон. Патент на изобретение проекционного фонаря был выдан в 1799 году физику Робертсону. В 1797 году он организовал в Париже нечто вроде зрелищного предприятия, в котором каждый купивший билет мог посмотреть «дух» любого умершего человека.

Когда фокусы «волшебного» фонаря перестали поражать людей, мистификаторы придумали более эффективные способы воздействия, но суть осталась та же. Так, икона Казанской божьей матери «явилась» уставшим от войны солдатам в сильно увеличенном виде на фоне ночных облаков при помощи… прожектора!

И уж совсем редкостной выглядит история, происшедшая когда-то в одном из польских костелов. Во время богослужения в воздухе появился… дьявол, как говорится, собственной персоной. Хотя по размерам он был невелик, все в храме явственно у него рога и хвост. Прошло много лет, и снова в том же костеле черт показал свою мерзкую рожу. Правда, на этот раз его видел только привратник монастыря. Но он клялся всеми святыми, что не мог ошибиться.

Зеркало пана Твардовского. Когда учёные его исследовали, то обнаружили на нём различные изображения, а среди них – рисунок королевы и фигурку черта!

Выгравированные на металле под различными углами, они могли отражать свет. Таким образом, роль проекционного фонаря исполнило зеркало.

В 1878 году, во время войны американцев с индейцами, из форда Авраам Линкольн вышел отряд солдат. Через некоторое время оставшиеся в форте увидели его марширующим по небу. Мнение было единым: отряд погиб, и люди видят души солдат. Через несколько дней этот отряд действительно был уничтожен индейцами. Случайное совпадение событий надолго запомнилось суеверным людям.

Особенно удивительны картины, когда воздушные призраки находятся в постоянном движении. Кажется, на небе разыгрывается какое-то фантастическое «действо».

«… Было это на пасху, - писал в редакцию журнала «Наука и религия» житель г. Лисичанска А. Нагаев. – Ранним утром я был на улице и увидел чудо, если можно так выразиться. С солнцем происходило что – то невероятное, оно прыгало на месте, как бы вибрировало… После я кому ни рассказывал, мне мало кто поверил. Говорят, что это у тебя просто иллюзия…»

Мираж. Одно из тех явлений, которые люди с древности связывали с таинственными, неведомыми силами природы. «Моря дьявола» - так еще и сейчас называют жители пустынных территорий Северной Африки «озерные призраки», очень частые как раз в тех краях.

На Востоке распространена легенда – сказка о фее Моргане. Она любит подразнить усталых путников: показывает им в раскаленной пустыне цветущие оазисы, богатые города с минаретами и садами, висящими в воздухе, показывает лишь для того, чтобы поманить людей, заставить их сбиться с дороги, а затем посмеяться над их отчаянием. Эта сказка оставила свой след в языке. Всякое призрачное, обманчивое видение часто называют фата-морганой, то есть феей Морганой.

Когда заходит разговор о миражах, обычно вспоминают жаркую пустыню и бредущий по холмистым пескам караван. Впереди на едва заметном горизонте появляется большая блестящая поверхность. Что это?

«Теоретики»


Превращения света.

Ничему не удивляться.

Пифагор

Появление миражей обусловлено особым характером распространения света в неоднородных средах. В среде с непрерывно изменяющимся показателем преломления световые лучи изгибаются, причем так, что своей выпуклостью они всегда оказываются обращенными в сторону уменьшения показатели преломления среды.



Различают верхние и нижние миражи. Нижние миражи возникают над сильно нагретой поверхностью, когда нижний слой воздуха имеет значительную температуру, вследствие чего его плотность и показатель преломления оказываются меньше, чем в более высоких слоях.

Верхние миражи возникают над сильно охлажденной поверхностью и потому наблюдаются в северных широтах. Показатель преломления воздуха при этом убывает с высотой, и из-за соответствующего искривления световых лучей, помимо самих предметов, становятся видны их изображения, расположенные сверху.

Представьте себе площадь средневекового европейского города в воскресный день. Бродячие цирковые артисты дают представление. Один красочный номер сменяется другим, и в самом конце перед тесной толпой зрителей возникает седобородый человек, устанавливающий в центре площади на треножнике большой черный ящик. Человек показывает, что в одной из боковых стенок ящика сделано отверстие, а противоположная отверстию стенка выполнена из полупрозрачного пергамента. Веселый разноцветный клоун встает прямо перед ящиком – с той стороны, где отверстие. Зрителей приглашают по очереди поближе рассмотреть пергамент, предварительно закрыв себя и ящик черным покрывалом от слепящих лучей солнца.

Удивлению и восторгам нет конца: на пергаменте явственно проступает изображение клоуна, только вверх ногами – будто клоун стоит сейчас на голове.

Нам, живущим в XX веке, трудно представить себе мысли и чувства средневековых зрителей, впервые увидевших только что описанную камеру-обскуру, замечательное изобретение безымянного автора, прообраз многих современных оптических приборов.

Известный советский физик и историк науки С.И. Вавилов писал: «С помощью этого общедоступного прибора все поняли, наконец, что такое действительное оптическое изображение предметов, и убедились в его существовании. До камеры изображение знали только в глазу и на картинках, создаваемых рукой художника. Камера решительно отделила свет от зрения, …оптика перестала быть таковой и превратилась в учение о свете».

Разбирая устройство камеры-обскуры, Леонардо да Винчи пришел к выводу: «То же происходит и внутри глаза!»

Великий художник и ученый научился анатомировать глаз, сумел установить, что основные части глаза человека – радужная оболочка, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв. Сохранились рисунки Леонардо да Винчи, изображающие устройство глаза. НА одном из них лучи попадают в глаз через маленькое отверстие, роль которого играет зрачок, и глаз, как камера-обскура, окружен светонепроницаемыми стенками.

Размышляли об искажении пути световых лучей при переходе из воздуха в воду, из воды в стекло и другие крупные ученые древности – Аристотель, Птолемей, Клеомед. Они первыми начали изучать отражение и преломление лучей на границе двух оптических сред.

Преломление лучей на границе двух прозрачных сред полностью обратимо: когда луч переходит из более плотной среды, например воды, льда, стекла, в менее плотную, в воздух, то он сильнее отклонится от вертикали, чем первоначальный луч.

Если луч из стекла в воздух направлять под все большим углом к вертикали, то можно, наконец, добиться такого положения, что преломленный луч сначала заскользит вдоль поверхности раздела, а затем и вовсе останется в стекле, начнет отражаться обратно.

То же самое произойдет, при переходе луча из стекла с высоким показателем преломления в стекло с низким показателем преломления.

Нырнем в морскую или речную воду, откроем под водой глаза и посмотрим из воды наверх – на зыбкую, волнующуюся водную поверхность. Мы увидим серебристые блики, которые на некотором расстоянии от нас сольются в переливающийся блестящий слой, будто к поверхности воды над нами кто-то прислонил серебряное зеркало.

Древнеримский ученый Плиний в своей «Естественной истории», написанной девятнадцать веков тому назад, рассказывает, что ловцы жемчуга, которым мешали серебристые блики, набирали перед погружением в рот оливковое масло и на дне выпускали его изо рта. Пленка масла растекалась по поверхности моря, яркость бликов резко уменьшалась, и ныряльщики гораздо лучше видели все, что лежит на дне моря.

Сейчас эту интуитивную техническую находку можно объяснить с научной точки зрения: показатель преломления оливкового масла больше показателя преломления воды, а при переходе лучей из менее плотной среды в более плотную полного отражения света не происходит, даже при очень больших углах падения света. Обычное же отражение от границы вода – воздух или вода – оливковое масло совсем не велико, не больше 3-4%.

Земная атмосфера не знает покоя. Ледяные кристаллики, опускаясь и поднимаясь в потоках воздуха, то подобно зеркалу отражают, то подобно стеклянной призме преломляют падающие на них солнечные лучи. В результате этой сложной оптической игры и появляются на небе ложные солнца и другие обманчивые картины, в которых при желании можно увидеть и огненные мечи, и все что угодно…

В зимние дни, когда стоит ясная морозная погода, в вышине появился светлый горизонтальный круг, опоясывающий небо параллельно горизонту. Как он возник?

Специальные опыты и расчеты показывают: этот круг – результат отражения солнечных лучей от боковых граней шестигранных кристалликов льда, плавающих в воздухе, в вертикальном положении.

Белый свет – свет сложный. Его с помощью призмы можно разложить на составные части и получить спектр.

В природе призмами служат дождевые капли.



Воздух по плотности – среда отнюдь не однородная, световому лучу приходится преодолевать участки, зоны, слои с разной плотностью, а к чему это приводит, вас может убедить простейший опыт. Возьмем стакан с водой, чайную ложку. Опускаем ее в стакан, и на наших глазах происходит «чудо» - ложку будто кто-то сломал, разрезал, ее части сдвинулись относительно друг друга. Что произошло? Сработал закон, согласно которому направление распространения света обязательно должно измениться при прохождении через границу раздела двух сред.

Когда световые лучи проходят через атмосферу, через разные ее слои, они тоже, в сущности, проходят через разные по плотности среды. Понятно, что они при этом хоть немного, но все-таки преломляются, то есть изменяют свой путь.

В жаркий летний день предметы, находящиеся от нас вдалеке, будто дрожат, колышутся. На самом деле, конечно, дрожат не они, а дрожат световые лучи, отражаемые ими и принимаемые нашими глазами. Нагретый воздух непрерывно движется, струится, границы раздела в среде, через которую идут к нам отраженные от предметов лучи, постоянно меняются, и световым лучам приходится многократно менять направление, прежде чем они достигнут наших глаз. Такое распространение светового луча в среде с непрерывно изменяющимися показателями преломления в оптике называется рефракцией. Все зависит от толщины атмосферного слоя, который преодолевает световой луч.

Рефракция световых лучей в атмосфере происходит постоянно и повсеместно. Чаще всего мы ее попросту не замечаем: преломление световых лучей незначительное, они не слишком искажают образы предметов, на которые мы смотрим, и практически мы их видим там, где они есть в действительности.

Чтобы такие искажения стали заметны, необходимы особые условия, при которых, как говорят оптики, происходит полное внутреннее отражение света в атмосфере. Чаще всего это бывает, когда воздух по вертикали резко расслаивается. Тогда свет от некоторых воздушных слоёв отражается, как от зеркала. Вот здесь и лежит научная разгадка таких оптических явлений, как миражи. Иными словами, миражи – это мнимые изображения объектов, которые на самом деле нам не видны. И какими только эти изображения не бывают! Прямыми или перевернутыми, вытянутыми или наоборот, сплющенными… А то и вовсе искаженными до неузнаваемости, и тогда наблюдатель может представить себе что угодно и подумать о чём угодно…

Атмосферное зеркало может образоваться не только непосредственно у земной поверхности. Не исключено его появление и в верхних слоях атмосферы. Тогда мы можем увидеть отражение предметов, находящихся за горизонтом.

Рано утром, когда нижние слои воздуха ещё сильно охлаждены от соприкосновения с остывшей за ночь землей, верхние слои оказываются более теплыми. Таким образом, здесь может возникнуть отражающий слой – верхнее атмосферное зеркало. А в нем отражение далеких островов, берега моря, корабли, находящиеся за горизонтом.

Вот где кроются истоки старинной морской легенды о «Летучем голландце». Встречавшиеся с ним люди в действительности видели мираж. Не случайно этот призрак парусника перестал появляться, когда времена парусного флота прошли.

Обычно миражи появляются при тихой погоде, иначе ветер «разобьет» воздушное зеркало. Однако оно в то же время не такое уж хрупкое! В иных случаях легкие колебания отражающего воздушного слоя необходимы для «полноты» картины: благодаря им, например, в «озерных» миражах появляется такая достоверная деталь, как рябь на поверхности мнимого озера. Ну, а главное свойство миражей – это их поразительное разнообразие.

Известен рассказ путешественника, который в Италии, на берегу моря, увидел впереди себя в воздухе перевернутое изображение города. Ясно были видны дома, башни, улицы. Путешественник поспешил зарисовать увиденное. А через некоторое время он вышел к городу, изображение которого видел до этого висящим над землей.

Бывают случаи и посложнее, когда верхние миражи, образующиеся при прямом отражении скрытых от глаз наблюдателя предметов в необычном атмосферном зеркале, дают сразу двойное изображение – прямое и перевернутое. В полярных широтах доводилось наблюдать даже тройные миражи.

Опустившись к горизонту, солнце вдруг начинает изменять свой вид. И цвет его меняется, особенно заметны переливы красного и оранжевого цветов.

С этим явлением связано старинное народное поверье: солнышко играет на пасху и на петров день.

У земной поверхности, когда лучи солнца идут к наблюдателю в горизонтальной плоскости, им приходится преодолевать большую толщу нижних слоев атмосферы с разной плотностью, с постоянно меняющимися границами между ними. По сути дела, «игра» солнца – это тот же мираж. Естественно, что если солнце стоит значительно выше горизонта и тем более в зените, на пути его лучей оказываются более спокойные и более однородные слои воздуха. Солнечные лучи хоть и искривляются, но не настолько, чтобы вызывать у нас разного рода зрительные иллюзии.

«Чудес на свете много», - поется в одной популярной песенке. Их и впрямь много, но ни за одним из них не стоит некая непознаваемая потусторонняя сила. Было бы сильным преувеличением утверждение о том, что механизм всех разнообразных здесь и многих других оставшихся вне нашего с вами внимания оптических явлений в атмосфере изучен до тонкости и нет больше никаких вопросов. И вопросы есть, и многое еще предстоит изучить, но в том, что все это поддается изучению, наука нисколько не сомневается.





«Экспериментаторы»

По законам оптики.

Счастье дается только знающим.

К.Г. Паустовский

Проделаем простой и эффективный оптический опыт. Положим на дно пустого стеклянного стакана металлическое кольцо или монету и поставим стакан так, чтобы его край мешал нам видеть их сверху. Начнем наливать в стакан воду. Мы с удивлением обнаружим, что кольцо или монета начнут появляться из-за края стакана. Трудно удержаться, чтобы не посмотреть на стакан сбоку: нет, кольцо или монета по-прежнему спокойно лежат на дне, а ведь нам казалось, что они всплывают. Всплывают, повинуясь таинственному оптическому закону преломления света.

Только что рассказанный опыт впервые описал великий геометр Евклид в III веке до нашей эры.

Ньютон пропускал свет в комнату через маленькое круглое отверстие в шторе, собирал лучи двояковыпуклой линзой и за линзой ставил призму тонким концом вниз.

За призмой на противоположной стене комнаты возникала радуга из лучей семи основных цветов, причем сильнее всего преломлялся и отклонялся от первоначального пути фиолетовый луч, затем синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и, наконец, красный.

На пути каждого из отдельных лучей Ньютон поставил вторую призму – цвет лучей не изменился. Ньютон собрал все лучи радуги вместе – вновь возник белый цвет!

Убедительное доказательство того, что в белом цвете содержатся все цвета радуги…

Томас Юнг придумал свой, еще более простой, чем у Ньютона, способ наблюдать интерференцию: солнечный свет падал на штору, в которой делались два булавочных прокола рядом друг с другом; на белом экране, расположенном в нескольких метрах от шторы, появлялась яркая интерференционная картина из чередующихся темных, белых и цветных полос.

Тонкие отверстия отбирали из света лучи с близкими длинами волн, которые распространялись слегка расходящимися конусами из обоих булавочных проколов и в нескольких метрах от шторы начинали пересекаться и взаимодействовать.

Огюстен Френель предложил для создания интерференционной картины направлять солнечный свет на экран с помощью двух зеркал, установленных под небольшим углом друг к другу. Его работы имели особое значение в возникновении и развитии волновой теории света, они относятся к явлениям интерференции и дифракции.



Волны Гюйгенса оказались удобными при анализе явлений взаимодействия света и огибания им маленьких непрозрачных предметов. Он первый попытался объяснить прямолинейность распространения света, исходя из волновой теории на основе предложенного им принципа, известного сейчас как «принцип Гюйгенса».



Скорость света в XIX веке была измерена французскими физиками Физо и Фуко.



Брокгауз и Эфрон утверждали, что существование всемирного эфира – проводника световых волн – считается физиками абсолютно доказанным…



Немецкий физик Генрих Герц и русский профессор А.Г. Столетов доказывают точными опытами, что свет способен вырвать из металла неведомые заряженные частицы, которые вскоре получат название «электронов».



П.Н. Лебедев в 1899г. сообщает обществу о результатах своих первых исследований, относящихся к давлению света. Существование давления, оказываемого пучком световых лучей на поглощающую поверхность, является следствием электромагнитной теории света Максвелла.



Большое значение для выяснения природы фотоэффекта имели работы выдающегося русского ученого А.Г. Столетова, который разработал оригинальный метод изучения этого явления. В 1888г. им была опубликована работа «Актино - электрические исследования», в которой он описал результаты своих опытов.

Альберт Эйнштейн – великий физик XX века, первый понял невозможность объяснить законы фотоэффекта и другие явления, относящиеся к взаимодействию света и вещества, на основе волновой теории света и показал, что эти явления легко объясняются, если принять квантовую гипотезу, согласно которой свет проявляет свойства потока частиц.

В последующее время многие физики и Эйнштейн, пытались дать наглядное представление о фотонах (квантах света). Но выяснилось, что это невозможно. В конце концов возникло современное представление о двойственной, корпускулярно-волновой природе света.

Гипотеза о фотонах была впоследствии подтверждена экспериментами. Выдающийся физик С.И Вавилив выполнил интересные экспериментальные исследования, подтвердившие двойственную природу света. При этом Вавиловым был разработан метод простого визуального наблюдения так называемых квантовых флуктуаций света, которые непосредственно свидетельствовали наличие у света корпускулярных свойств. Эти работы изложены в книге С.И. Вавилова «Микроструктура света» (1950г.).

Пока оптики-теоретики пытаются создать всеобъемлющую теорию, объясняющую все обнаруженные свойства света, оптики-экспериментаторы конструируют новые оптические инструменты и приборы. Из научных опытов рождаются полезные изобретения.

Истоки многих современных устройств можно найти в работах основоположников классической оптики

.



«Практики»
Мыслить, анализировать, решать…

Все сведения о природных телах и их свойствах…

должны содержать точные указания на число, вес, объем, размеры… Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Ф. Бэкон


  1. Тест по теме «Оптические явления»




  1. Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме равна:

а) 200 км/ч; б) 3*108 м/с; в) 301 м/с; г) 4*106 м/с.


  1. Свет – это…

а) электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

б) волны, которые распространяются только в пределах прямой видимости;

в) линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны.


  1. Электромагнитные волны какого диапазона частот вызывают зрительные ощущения?

а) меньше 4*1014 Гц; б) 4*1014 – 8*1014 Гц; в) больше 8*1014Гц.


  1. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения частоты:

а) видимый свет;

б) ультрафиолетовое излучение;

в) инфракрасное излучение;

г) радиоволны;

д) рентгеновское излучение.


  1. Укажите ученого, впервые сформулировавшего закон прямолинейного распространения света.

а) Аристотель; б) Б. Паскаль; в) Г.Х. Эрстед; г) Евклид.


  1. Назовите явления, вызванные прямолинейным распространением света.

а) отражение и преломление света;

б) образование тени и полутени от точечных и протяженных источников;

в) поглощение и рассеяние света.


  1. Закону отражения света соответствует утверждение о том, что:

а) каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн;

б) в однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно;

в) отраженный луч лежит в плоскости падения, причем угол падения равен углу отражения.


  1. Угол падения луча равен 250. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

а) 650; б) 1300; в) 900; г) 500.


  1. В солнечный день высота тени от отвесно поставленной метровой линейки равна 50 см, а от дерева – 6 м. Какова высота дерева?

а) 7 м; б) 12 м; в) 13 м; г) 10 м.


  1. Преломление света – это…

а) изменение направления распространения света при его отражении от границы раздела двух сред;

б) изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред;

в) нарушение закона прямолинейного распространения света.


  1. Как называется та среда, в которой скорость света меньше, и та, в которой скорость света больше?

а) оптически менее плотная; оптически более плотная;

б) более плотная; менее плотная;

в) оптически более плотная; оптически менее плотная.


  1. Преломление света объясняется:

а) изменением угла зрения;

б) различной плотностью веществ, в которых распространяется свет;

в) изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.


  1. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более дальнем расстоянии, называется:

а) абберацией;

б) аккомодацией;

в) адаптацией.
14. Постоянная величина, входящая в закон преломления света, называется:

а) абсолютным показателем преломления;

б) относительным показателем преломления;

в) постоянной преломления;

г) коэффициентом преломления.
15.Способность электромагнитной волны проходить через одноосный кристалл в определенном направлении называется:

а) поляризацией;

б) интерференцией;

в) дисперсией;

г) дискретностью.



  1. Вопросы по теме «Свет»




  1. Что называют светом? Какой раздел науки называют оптикой?

  2. Какие приборы, созданные на основе исследования световых явлений, используются в астрономии и биологии?

  3. Чем отличаются излучение нагретого чайника с кипятком и излучение Солнца?

  4. Где используется искусственное освещение?

  5. Какие превращения энергии происходят при свечении электрической лампочки?

  6. Почему тела, на которые падает солнечный свет, нагреваются?

  7. Приведите примеры естественных источников света.

  8. Как хладнокровные животные, например змеи, повышают температуру своего тела? Почему это возможно?

  9. Приведите примеры искусственных источников света.

  10. Почему фрукты, подверженные действию солнечного излучения, высыхают?

  11. Почему мы видим источники света и тела, не являющиеся источниками света?

  12. Какие превращения энергии происходят при работе солнечного опреснителя для получения пресной воды из соленой морской?

  13. Почему рабочее место учащихся должно быть освещено слева? Что изменилось бы при освещении рабочего места справа?

  14. Почему в случае, если комната освещается одной лампой, тени от предметов получаются довольно резкими, а в комнате, где источником света служит люстра, такие резкие тени не наблюдаются?

  15. Как понять, что изображение предмета в плоском зеркале прямое?

  16. Какое явление называется преломлением света?

  17. Сравните преломляющую способность алмаза, воды и стекла.

  18. Как изменяется оптическая сила хрусталика глаза?

  19. Каков механизм зрительного впечатления человека?

  20. Какие необходимые требования, на ваш взгляд, должна содержать гигиена зрения?



  1. Задачи на построение световых лучей.


  1. На рисунке изображены падающий и отраженный от зеркала лучи. Найдите построением положение зеркала.






  1. На рисунке изображен падающий на зеркало АВ луч. Постройте отраженный от зеркала луч.




А

В



  1. Постройте изображение светящейся точки S в плоском зеркале АВ. Охарактеризуйте полученное изображение.


В
S

А


  1. На рисунке изображен луч, падающий на границу раздела двух сред. Постройте примерный ход преломленного луча.



Вода
Воздух




  1. Задачи по геометрической оптике.




  1. Рассчитайте, на какой угол отклонится луч света от своего первоначального направления при переходе из воздуха в стекло, если угол падения равен 250.

  2. Водолаз определил, что угол преломления луча в воде равен 320. Определите, под каким углом к поверхности воды падают лучи света.

  3. Какое увеличение можно получить при помощи проекционного фонаря, объектив которого имеет главное фокусное расстояние 40 см, если расстояние от объектива до экрана 10 м?

  4. Солнечные лучи падают на поверхность воды при угловой высоте солнца над горизонтом 300. Определите угол их преломления в воде. Показатель преломления воды n = 1,33.




  1. Задачи по волновой оптике.




  1. Разность хода между волнами от двух когерентных источников в воздухе 2 мкм. Найдите разность хода между этими же волнами в воде.

  2. Найдите наибольший порядок спектра для желтой линии натрия с длиной волны 589 нм, если период дифракционной решетки 2 мкм.

  3. Определите период дифракционной решетки, если при ее освещении светом с длиной волны 656 нм второй спектр виден под углом 150.

  4. Свет из проекционного фонаря, проходя через маленькое отверстие, закрытое синим стеклом, попадает на экран с двумя маленькими отверстиями, находящимися на расстоянии 1 мм друг от друга, и падает на другой экран, отстоящий от первого на расстоянии 1,7 м. Расстояние между интерференционными полосами на экране оказалось равным 0,8 мм. Рассчитайте длину световой волны.


Свет и его роль в жизни растений и животных


Характеристика света как экологического фактора. Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически единственным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты, создания органических веществ фототрофными организмами биосферы, что в итоге обеспечивает формирование среды, способной удовлетворить жизненные потребности всех живых существ.

Биологическое действие солнечного света зависит от его спектрального состава, продолжительности, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Солнечная радиация представляет собой электромагнитное излучение в широком диапазоне волн, составляющих непрерывный спектр от 290 до 3 000 нм. Ультрафиолетовые лучи (УФЛ) короче 290 им, губительные для живых организмов, поглощаются слоем озона и до Земли не доходят. Земли достигают главным образом инфракрасные (около 50% суммарной радиации) и видимые (45%) лучи спектра. На долю УФЛ, имеющих длину волны 290—380 нм, приходится 5% лучистой энергии. Длинноволновые УФЛ, обладающие большой энергией фотонов, отличаются высокой химической активностью. В небольших дозах они оказывают мощное бактерицидное действие, способствуют синтезу у растений некоторых витаминов, пигментов, а у животных и человека — витамина D; кроме того, у человека они вызывают загар, который является защитной реакцией кожи. Инфракрасные лучи длиной волны более 710 нм оказывают тепловое действие.

В экологическом отношении наибольшую значимость представляет видимая область спектра (390—710 нм), или фотосинтетически активная радиация (ФАР), которая поглощается пигментами хлоропластов и тем самым имеет решающее значение в жизни растений. Видимый свет нужен зеленым растениям для образования хлорофилла, формирования структуры хлоропластов; он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транспирацию, стимулирует биосинтез белков и нуклеиновых кислот, повышает активность ряда светочувствительных ферментов. Свет влияет также на деление и растяжение клеток, ростовые процессы и на развитие растений, определяет сроки цветения и плодоношения, оказывает формообразующее воздействие.



Световой режим любого местообитания зависит от его географической широты, высоты над уровнем моря, состояния атмосферы, растительности, сезона и времени суток, солнечной активности и т. д. Поэтому разнообразие световых условий на нашей планете чрезвычайно велико: от таких сильно освещенных территорий, как высокогорья, пустыни, степи, до сумеречного освещения в водных глубинах и пещерах. В разных местообитаниях различаются не только интенсивность света, но и его спектральный состав, продолжительность освещения, пространственное и временное распределение света разной интенсивности и т. д. Соответственно, разнообразны и приспособления растений к жизни при том или ином световом режиме.



Экологические группы растений по отношению к свету. По отношению к количеству света, необходимого для нормального развития, растения подразделяют натри экологические группы.



Светолюбивые, или гелиофиты, с оптимумом развития при полном освещении; сильное затенение действует на них угнетающе. Это растения открытых, хорошо освещенных местообитаний: степные и луговые травы, прибрежные и водные растения (с плавающими листьями), большинство культурных растений открытого грунта, сорняки и др.

Тенелюбивые, или теневые, с оптимальным развитием в пределах 1/10—1/3 от полного освещения, т. е. для них приемлемы области слабой освещенности. К тенелюбам относятся растения нижних затененных ярусов сложных растительных сообществ — темнохвойных и широколиственных лесов, а также водных глубин, расщелин скал, пещер и т. д. Тенелюбами являются и многие комнатные и оранжерейные растения. В лесах Беларуси и России типичными теневыми растениями являются копытень европейский, ветреница дубравная, сныть обыкновенная, чистотел большой, кислица обыкновенная, майник двулистный и др.

Теневыносливые растения имеют широкую экологическую амплитуду выносливости по отношению к свету. Они лучше растут и развиваются при полной освещенности, но хорошо адаптируются и к слабому свету. К ним относится большинство видов зоны смешанных лесов — ель, пихта, граб, бук, лещина, бузина, брусника, ландыш майский и др.

Адаптация растений и животных к световому режиму. Под влиянием различных условий светового режима у растений выработались соответствующие приспособительные качества. Прежде всего это касается величины листовых пластинок: у гелиофитов по сравнению с теплолюбивыми они обычно более мелкие. Ориентация листьев у светолюбов вертикальная или имеет разный угол по отношению к солнечным лучам, чтобы избежать избыточного света и перегрева. Листья теневыносливых растений, напротив, ориентированы к свету всей поверхностью листовой пластинки и расположены так, чтобы не затенять соседние листья (листовая мозаика).



У многих гелиофитов поверхность листовой пластинки блестящая, покрыта светлым восковым налетом, густо опушена, что способствует отражению палящих солнечных лучей или ослаблению их действия.

Световые и теневые растения имеют четкие различия и по анатомическому строению. Так, у гелиофитов хорошо развиты осевые органы с оптимальным соотношением ксилемы и механических тканей, менее сложные по форме листья с характерной дифференцировкой мезофилла на столбчатый и губчатый, высокой степенью жилкования, большим числом устьиц на единицу поверхности листа. У светолюбивых растений количество хлоропластов, приходящихся на единицу площади листовой пластинки, в несколько раз больше, чем у тенелюбивых. Сами хлоропласты у гелиофитов более мелкие и светлые (с малым содержанием хлорофилла), способные к изменению ориентировки и перемещениям в клетке: на сильном свету они занимают постенное положение и становятся «ребром» к направлению лучей, что защищает хлорофилл от разрушения.

Теневыносливые растения встречаются в местообитаниях с различным световым режимом благодаря увеличению ассимилирующей поверхности, снижению интенсивности дыхания и уменьшению относительной массы нефотосинтезирующих тканей, увеличению размеров хлоропластов и концентрации хлорофилла. Кроме того, в листьях наблюдается слабая дифференцировка на столбчатый и губчатый мезофилл или таковая совсем отсутствует, отмечается сравнительно малое количество устьиц.



Литература:


  1. «Энциклопедия чудес» В. Мезенцев.

  2. «Мир физики» - сборник статей.

  3. Хрестоматия по физике.

  4. Книга для чтения по физике.

  5. С. Марон Дидактические материалы по физике для 11 класса.

  6. С.В. Громов Физика 11 класс.

  7. Интернет-ресурсы.

страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Цель: Выяснить и объяснить причины возникновения воздушных иллюзий, появления призраков в воздухе, что такое мираж, как объясняли эти явления в далеком прошлом и, что думаем об этом мы современные люди
275.52kb. 1 стр.

Удивительное – рядом!
4830.96kb. 19 стр.

-
437.76kb. 2 стр.

© kabobo.ru, 2017