kabobo.ru Аналитический департамент получает, обрабатывает и оценивает информацию
страница 1
Справка

о Ведомстве по защите экономической конкуренции Чешской Республики

Ведомство по защите экономической конкуренции ЧР было преобразовано из Министерства по вопросам экономического соревнования Чешской Республике в середине 1996 г. В настоящее время Председателем Ведомства является г-н Йозеф Беднаржем.



I. Структура Ведомства

В Ведомстве имеются несколько Исполнительных Департаментов, которые определяют и расследуют отдельные случаи нарушения условий экономической конкуренции, собирают материалы и информацию для определения и доказательства нарушения обязанностей, установленных законом о защите экономической конкуренции, анализируют состояние конкурентной среды на наиболее важных рынках, предоставляют исключения из общих правил, запрещающих заключение соглашений, нарушающих конкуренцию, одобряют объединение предприятий, запрещают злоупотребление доминирующим положением, налагают и взыскивают штрафы. Они также проводят экспертизу законопроектов и иных правовых предписаний, а также основных материалов, представляемых председателю, правительству или его консультативным органам. Департаменты также собирают данные для информационной системы ведомства, публикуют результаты своей деятельности и свои решения в средствах массовой информации.



Нормативно-правовой Департамент разрабатывает проекты нормативных актов в области защиты экономической конкуренции, анализируют степень эффективности ныне действующих правовых предписаний, предоставляет толкование положений закона о защите экономической конкуренции и юридические консультации другим подразделением министерства, а также разрабатывает поправки к законопроектам других ведомств.

Аналитический департамент получает, обрабатывает и оценивает информацию. Он также следит за самыми современными методами, применяемыми при ограничении рынка и определении положения субъекта на наиболее важных рынках. Отдел разрабатывает документы по анализу рынка на наиболее важных рынках, методики экономике-правового анализа, касающиеся экономической конкуренции, и совместно с другими подразделениями решает принципиальные теоретические вопросы.

Секретариат Председателя с организационной и технической стороны обеспечивает выполнение задач, связанных с реализацией деятельности Председателя в полном объеме.

Департамент по вопросам европейской интеграции и международного сотрудничества рассматривает и решает вопросы, вытекающие из международной политики ЧР, прежде всего - в областях, прямо связанных с реализацией политики в области конкуренции. Департамент анализирует развитие конкурентного права Европейского Союза, стран ЕАСТ, США и государств Центральной и Восточной Европы. Департамент отвечает за приведение чешских норм в области конкурентного права в соответствие с аналогичными нормами ЕС, следит за деятельностью соответствующих рабочих групп или комитетов отдельных международных организаций (например, Генеральной Дирекции IV Комиссии ЕС или рабочей группы комитета ОЭСР по вопросам законодательства и политики в области экономической конкуренции) и, по необходимости, активно участвует в их деятельности. Управление занимается также связями Ведомства, зарубежными конкурентными ведомствами и реализует в рамках программы РНАКБ проект ведомства по вопросам экономического соревнования.

Департамент по контролю за предоставлением общественных заказов проверяет объявляемые публичные торговые конкурсы в целях исполнения требований закона о предоставлении общественных заказов, собирает и оценивает статистические данные о предоставлении общественных заказов и публикует результаты. Управление сотрудничает с Генеральной дирекцией XV Комиссии Европейского Союза, обеспечивает совместимость предписаний в области предоставления общественных заказов аналогичными предписаниями ЕС.

Консультативный орган - Комиссия по обжалованию - готовит проекты решений о кассациях против решений Ведомства на первой ступени административного разбирательства и разрабатывает позицию по жалобам в рамках административного судопроизводства. Работой Комиссии руководит ее председатель, членами являются избранные сотрудники по защите экономической конкуренции и сотрудничающие с последним специалисты.



П. Функции и полномочия Ведомства по защите экономической конкуренции.

Ведомство по защите экономической конкуренции является центральным органом государственного управления по поддержке экономической конкуренции и ее защите от незаконного ограничения.

Деятельность Ведомства можно разделить на 3 основные области: принятие решений, контроль и информирование.

Полномочия Ведомства в области принятия решений вытекают из имущественно-правовых положений о защите экономической конкуренции. Например, Ведомство осуществляет контроль за заключением ограничительных соглашений, экономической концентрацией, следит за условиями, при которых были разрешены соглашения или объединения, принимает решения о том, носят ли конкретные действия характер злоупотребления доминирующим положением на рынке и запрещает эти действия, принимает предварительные меры, регулирующие правовые отношения участников процесса до принятия окончательного решения, налагает штрафы за нарушение установленных законом обязанностей.

Полномочия Ведомства в области контроля дают ему право истребовать от конкурирующих сторон (и не только от них) материалы и информацию, необходимые для деятельности Ведомства.

Ведомство также контролирует соблюдение обязанностей, установленных законом, органами государственного управления и местными администрациями, не имеющим права собственными мерами, явной поддержкой или иными способами ограничить или исключить экономическую конкуренцию.

На основании доказательств и анализа Ведомство может потребовать, чтобы эти органы исправили положение. В рамках контроля за соблюдением закона о предоставлении общественных заказов Ведомство проверяет действия заказчиков при предоставлении общественных заказов, участвует во вскрытие конвертов с предложениями, рассматривает протесты претендентов против действий заказчиков и т.д.

Информационная деятельность обеспечена определением полномочий в области публикации. Ведомство публикует ходатайства о предоставлении согласия на заключение соглашений, которые в свои* последствиях могут нарушить конкуренцию, соглашения об объединении предприятий, полномочные решения о непринятии упоминавшихся соглашений, о злоупотреблении доминирующим или монопольным положением, о наложенных штрафах и иных мерах по нормализации конкурентной среды, обеспечивает статистические данные о предоставлении общественных заказов и публикует их.

Ведомство также уполномочено предписать хозяйствующим субъектам, имеющим доминирующие или монопольное положение и грубо нарушающим конкуренцию, продать часть своего предприятия или разделить его. Это положение было дополнительно введено в законодательство в 1993 г. и до сих пор не было использовано.

III. Конкурентное право.

Конкурентное право в широком понимании (право экономической конкуренции) подразделяется на две подсистемы, каковыми являются:



Обе подсистемы поддерживают свободную конкуренцию в равных условиях, однако отличаются прежде всего предметом юридического регулирования и установленными для достижения цели средствами.

Правовое урегулирование основных вопросов содержится в торговом кодексе Свода законов. Это прежде всего право на участие в экономической

конкуренции и его условия, объем предоставляемой защиты и степень распространения чешских предписаний в отношении к результатам переговоров за рубежом и международным соглашениям.

Право недобросовестной конкуренции носит частноправовой характер, органом защиты от нарушения закона является суд. Субъекты судебного спора (одним из них может быть и государство) равноправны.

Право против ограничения экономической конкуренции имеет публичноправовой характер и служит защите общественных интересов, к каковым в первую очередь относится заинтересованность в нормальном функционировании экономической конкуренции. Отношения ответственности в связи с нарушением закона возникают между частным субъектом и государством, представленным органом общественной власти. В этом отношении стороны не являются равноправными: орган общественной власти проводит разбирательство и накладывает санкции, а частный субъект несет ответственность за нарушение определенных специальным законом обязанностей. Подобным органам в Чешской Республике является Ведомство по защите экономической конкуренции.

Закон о защите экономической конкуренции регулирует 3 категории действий, которые могут исключить, ограничить или исказить экономическую конкуренцию. Это соглашения конкурентов, нарушающие конкуренцию, объединение предприятий конкурентов и злоупотребление монопольным или доминирующим положением конкурентов.

Закон запрещает любые соглашения между конкурентами, решения объединений предпринимателей и действия конкурентов по взаимному соглашению, которые ведут или могут вести к нарушению экономической конкуренции на товарном рынке. Речь не идет об абсолютном запрете, так как Закон разрешает исключения.

Контроль за объединением предприятий является инструментом, цель которого -воспрепятствовать таким постоянным изменениям в структуре объединяемых предприятий и важных рынков, которые ведут или могут вести, особенно вследствие уменьшения количества конкурентов или вследствие создания или укрепления доминирующего положения, к нарушению конкуренции или даже к ее полной ликвидации. Закон определяет, что считается объединением предприятий, а также приводит перечень форм приобретения прямого или косвенного контроля и устанавливает, на какие виды слияний необходимо разрешение Ведомства.

Третьим фактором, ограничивающим экономическую конкуренцию, является монопольное или доминирующее положение конкурентов на рынке. Закон запрещает не подобное положение, а лишь злоупотребление им. Закон определяет монопольное и доминирующее положение, а также приводит перечень действий, ведущих к необоснованному давлению на более слабых в экономическом плане партнеров, а тем самым - к получению незаслуженной выгоды.

На переходный период приватизации экономики в Закон о защите экономической конкуренции были включены положения, обязывающие органы государственного и местного управления препятствовать возникновению монопольного положения у предприятий-конкурентов при приватизации государственного имущества.

В настоящее время Чешская Республика стала членом ЕС.

СПРАВКА о

конкурентном законодательстве

Чешской Республики

В ряде стран Восточной Европы, учитывая процесс интеграции этих стран в ЕС и изменения, произошедшие в экономиках этих стран на пути перехода к рыночной экономике, приняты новые версии законов о защите конкуренции, которые устранили недостатки прежних законов и содержат положения, сближающие национальное регулирование защиты конкуренции с правилами, действующими в ЕС.

Новый закон Чешской республики «О защите конкуренции» вступил в силу 1 июля 2001г.

Главная цель закона, который полностью заменяет текущий закон №63/1991 от 30-го января 1991 года состоит в том чтобы достигнуть полной совместимости с законом о конкуренции Европейского экономического сообщества в трех областях общественного закона о конкуренции: запрещение соглашений ограничивающих конкуренцию, злоупотребление доминирующим положением и контроль за концентрацией.



Злоупотребление доминирующим положением

Фактором, ограничивающим экономическую конкуренцию, является монопольное или доминирующее положение конкурентов на рынке. Закон запрещает не подобное положение, а лишь злоупотребление им. Закон определяет монопольное и доминирующее положение, а также приводит перечень в экономическом плане партнеров, а тем самым - к получению незаслуженной выгоды.

Что касается защиты добросовестной конкуренции от злоупотребления доминирующим положением, закон, в соответствии с законодательством ЕС, дает понятие объединенного преобладания и определяет доминирующее положение на основе рыночной силы, которая охватывает большое кол-во критериев, основанных исключительно на рыночной доле; в дополнение к рыночной доле он включает финансовую и экономическую силу обязательств, юридические или другие барьеры, степень вертикальной интеграции обязательств, и т.д.

В полномочия закона входят уведомления ведомств относительно их доминирующего положения;



Меры против злоупотребления доминирующим положением на рынке содержатся во всех законах о конкуренции стран Восточной Европы.

Определение доминирующего положения (ДП) исходит, прежде всего, из экономических критериев или экономической силы, которая дает возможность предпринимателю вести себя независимо по отношению к другим предпринимателям и потребителям и позволяет ему существенно ограничить конкуренцию на товарном рынке. Закон осуществляет постоянный административный контроль за предпринимателями, занимающими ДП. В любом случае это дает право Конкурентному органу определять монопольную или доминирующую позицию предприятий в соответствии с законом. Однако представляется сомнительным, что в результате проведенного исследования Конкурентные органы используют свое право запретить неправильное использование Доминирующего или монопольного положения, если это идет в разрез с соответствующей статьей закона.

В случае злоупотребления доминирующими позициями контроль означает запрещение незаконной практики. Предприятия, которые занимают доминирующую позицию, не должны злоупотреблять данной позицией.

Кроме того, доминирующее положение фирмы на рынке устанавливается рассмотрением ее реакции на давление конкурентов. Такое давление могут оказывать и сегодняшние, и потенциальные конкуренты. Если при исследовании установлено, что ни настоящее, ни потенциальные конкуренты не могут активно реагировать на недобросовестное поведение предпринимателя, то такой предприниматель занимает доминирующее положение на рынке.



Ограничительные соглашения.

Все конкурентные законы стран Восточной Европы прямо или косвенно определяют, что практики, ограничивающие конкуренцию посредством заключения ограничительных соглашений, которые заключаются по крайней мере в двумя сторонами (предпринимателями).

Закон запрещает любые соглашения между конкурентами, решения объединений предпринимателей и действия конкурентов по взаимному согласию, которые ведут или могут вести к нарушению экономической конкуренции на товарном рынке. Речь не идет об абсолютном запрете, так как закон разрешает исключения.

В законе определено, что субъектами ограничительных соглашений могут являться не только хозяйствующие субъекты равного уровня деятельности, действующие на одном рынке (конкуренты) - горизонтальные соглашения.

В соответствии с законодательством ЕС, была установлена практика нового различия между горизонтальными и вертикальными соглашениями. Такое различие особенно существенно с точки зрения нового определения малозначительных соглашений, для которых определены новые пороги, и если условия, предусмотренные законом удовлетворены, то такие соглашения не запрещены. Это означает, что фактическое условие закона относительно вступления в силу таких

соглашении, одобренных конкурентным органом, отменено, поскольку оно не поддерживается законодательством ЕС. Закон содержит условие, позволяющее ускорить освобождение от соглашений, ограничивающих конкуренцию посредством декретов, которые вступили в силу одновременно с новым законом о защите конкуренции.

В новом законе в соответствии ст.6(1) понятия горизонтального вертикального соглашений определены так:

Горизонтальное соглашение, где объединенная доля на релевантном рынке сторон по соглашению не превышает 5%,

Вертикальное соглашение - где объединенная доля на релевантном рынке сторон по соглашению не превышает 10%

Основной принцип оценки соглашений, ограничивающих конкуренцию, исходит из принципа защиты эффективной конкуренции и менее административного подхода к их оценке. Если соглашения ограничивающие конкуренцию, удовлетворяют требованиям, которые определены законом, то по закону запрещение на эти соглашения не распространяется.

Рассмотренные положения закона - это поддержка эффективной конкуренции,
которая повышает экономическую эффективность и тем самым приносит пользу
потребителям.
Контроль за концентрацией

Контроль за концентрацией предприятий является инструментом, цель которого - воспрепятствовать таким постоянным изменениям в структуре объединяемых предприятий и важных рынков, которые ведут или могут вести, особенно вследствие уменьшения количества конкурентов или вследствие создания или укрепления доминирующего положения, к нарушению конкуренции или даже к ее полной ликвидации. Закон определяет, что считается объединением предприятий, а также приводит перечень форм приобретения прямого или косвенного контроля и устанавливает, на какие виды слияний на которых необходимо разрешение конкурентного Ведомства.



В соответствии с намерением Чешской республики стать в ближайшее время членом ЕС, проводится работа по дальнейшей адаптации правовой системы ЧР праву ЕС.

Можно сказать, отзывы иностранных экспертов подтверждают, что Законы стран Восточной Европы в частности в Чехии совместимы с правом конкуренции, которое применяется в ЕС и одновременно учитывает новые тенденции развития в этой области не только в Европе.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:
Аналитический департамент получает, обрабатывает и оценивает информацию. Он также следит за самыми современными методами, применяемыми при ограничении рынка и определении положения субъекта на наиболее важных рынках
125.6kb. 1 стр.

Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Раздел I. Общие положения Подраздел Основные положения Глава Гражданское законодательство статья
10508.84kb. 85 стр.

Офисный сектор рынка коммерческого недвижимого имущества москвы
232.49kb. 1 стр.

© kabobo.ru, 2017